Апелляционным определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 3 июля 2019 г. N 51-АПА19-7 настоящее решение оставлено без изменения
Алтайский краевой суд в составе
председательствующего судьи Запаровой Я.Е.
при секретаре Морозовой А.А.
с участием прокурора "данные изъяты"
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению "данные изъяты" к Министерству природных ресурсов и экологии Алтайского края о признании не действующей в части Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Алтайского края, утвержденной приказом Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** (в редакции приказа Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***),
УСТАНОВИЛ:
приказом Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** утверждена Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Алтайского края (далее также - Территориальная схема).
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** внесены изменения в Территориальную схему, в том числе утверждена актуализированная редакция Тома 2 "Заринская зона".
"данные изъяты" обратилось в суд с административным исковым заявлением (с учетом уточнения требований) о признании недействующими раздела 2, таблиц 3.3, 3.4, 3.6 раздела 3, разделов 4-8 Тома 2 "Заринская зона" Территориальной схемы (л.д.180, т.2).
В обоснование административных исковых требований Общество указало на то, что оспариваемые разделы противоречат статьям 1,13.3,18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "Об отходах производства и потребления", Требованиям к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ ***.
В письменных дополнениях к административному иску Общество указало на применение Территориальной схемы к юридическому лицу как оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также применение Территориальной схемыпри расчете тарифа в области обращения с твердыми коммунальными отходами, обязательного к уплате Обществом как потребителем (л.д.6-9,125-126,151-152, т.1)
В судебном заседании представитель административного истца "данные изъяты" административный иск с учетом уточнения требований поддержал.
Представитель Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края "данные изъяты" возражал против удовлетворения административных исковых требований по доводам письменных возражений, согласно которым нормативный правовой акт принят с соблюдением порядка его принятия и опубликования, не противоречит действовавшему на дату его принятия законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Представитель заинтересованного лица ООО "Спецобслуживание-Центральное" (региональный оператор Заринской зоны) "данные изъяты" представитель заинтересованного лица ФГБУ науки "Институт водных и экологические проблем Сибирского отделения Российской академии наук" "данные изъяты" возражали против удовлетворения административного иска, поддерживая позицию административного ответчика.
Представитель заинтересованного лица Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и "данные изъяты". оставил разрешение административного иска на усмотрение суда.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению в части, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктами "д" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, законодательство о недрах, об охране окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов утверждения территориальной схемы в сфере обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (подпункт 7.1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ *** "Об отходах производства и потребления" (далее по тексту - Федеральный закон ***), статьей 6 которого к полномочиям субъектов Российской Федерации отнесены разработка, утверждение и реализация региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами; участие в проведении государственной политики в области обращения с отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; принятие в соответствии с законодательством Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, в том числе устанавливающих правила осуществления деятельности региональных операторов, контроль за их исполнением; осуществление государственного надзора в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и (или) иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору; разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.
Территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами утверждается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в целях организации и осуществления сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов (пункт 1 статьи 13.3 Федерального закона ***), а согласно той же норме в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** - также в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) отходов.
На территории Алтайского края уполномоченным разрабатывать и утверждать территориальную схему органом на дату принятия нормативного правового акта являлось Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края (пункт ДД.ММ.ГГ Положения о Главном управлении природных ресурсов и экологии Алтайского края, утв. Указом Губернатора Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***), а с ДД.ММ.ГГ данные полномочия осуществляет Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края (подпункт 40 пункта 2.1.1 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Алтайского края, утв. Указом Губернатора Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***), образованное в соответствии с Указом Губернатора Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** "О структуре органов исполнительной власти Алтайского края" и входящее в структуру органов исполнительной власти Алтайского края согласно Указу Губернатора Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***.
Территориальная схема разработана на основании государственного контракта ФГБУ науки "Институт водных и экологические проблем Сибирского отделения Российской академии наук", согласована с Федеральной службы по надзору в сфере природопользования,нормативный правовой акт подписан начальником Главного управления (Министром природных ресурсов и экологии Алтайского края с ДД.ММ.ГГ) "данные изъяты" (л.д.166, т.1, л.д.132, 133, 137, 151, 154, т.2).
Приказ от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Алтайского края", приказ от ДД.ММ.ГГ *** "О внесении изменений в приказ Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***" опубликованы в соответствии с частью 1 статьи 33 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** "О правотворческой деятельности" на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) ДД.ММ.ГГ и ДД.ММ.ГГ соответственно(л.д.167,184, т.1).
Территориальная схема размещена на официальном сайте Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края, в оспариваемой редакции - ДД.ММ.ГГ (л.д.155-156,227, т.2), на что прямо указано в тексте приказов (пункт 2). Такое обнародование нормативного правового акта согласуется с положениями части 6 статьи 13.3 Федерального закона *** и не противоречит статье 34 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** "О правотворческой деятельности"; в настоящее время соответствующее положение закреплено в пункте 28 Правил разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требования к составу и содержанию таких схем, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ ***.
В данной части доводы административного истца о несоблюдении порядка опубликования нормативного правового акта суд находит несостоятельными. То обстоятельство, что размещенный на официальном сайте нормативный правовой акт не содержит на титульном листе подписи директора института - разработчика и печати, не опровергает вывод о соблюдении процедуры принятия нормативного правового акта; представленная в ходе рассмотрения и приобщенная в качестве приложения к административному делу копия тома 2 "Заринская зона" Территориальной схемы совпадает по своему содержанию с копией нормативного правового акта, приложенной к административному исковому заявлению (доступ к которой согласно пояснениям представителя административного истца имеется на сайте Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края). В ходе рассмотрения дела дополнительно нормативный правовой акт размещен на официальном сайте Алтайского края (л.д.228, т.2).
Невключение нормативного правового акта в федеральный регистр (на что указано в поступившем на запрос суда ответе Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГ, л.д.231-233, т.2) не является основанием для признания процедуры принятия нормативного правового акта нарушенной с учетом разъяснений пункта 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами".
Согласно пункту 3 части 1 статьи 128, части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, разъяснениям пункта 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы, в том числе лица, в отношении которых применен этот акт, а также иные лица, чьи права, свободы, законные интересы затрагиваются данным актом.
ООО "Спецобслуживание-Центральное" является региональным оператором Заринской зоны Алтайского края, для которого решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от ДД.ММ.ГГ *** утверждены производственная программа и единый тариф на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в Заринской зоне Алтайского края на 2019 год.
"данные изъяты" является собственником твердых коммунальных отходов, образующихся в результате его деятельности, и при отсутствии в собственности либо законном владении объекта размещения отходов (что не отрицал представитель административного истца в судебном заседании ДД.ММ.ГГ) обязано заключить договор обращения с отходами с региональным оператором (пункты 4,6 статьи 24.7 Федерального закона ***).
Как установлено в ходе рассмотрения административного дела, ООО "Спецобслуживание-Центральное" разместило на своем сайте предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Согласно пунктам 8(4), 8(12) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ ***, в случае, если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора.
Поскольку "данные изъяты" является субъектом регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом отношений, оно вправе обратиться в суд с настоящим административным иском, а доводы стороны административного ответчика о злоупотреблении правом административным истцом не основаны на установленных судом обстоятельствах.
Кроме того, Общество до ДД.ММ.ГГ осуществляло деятельность по транспортировке отходов 5 класса опасности в "адрес" на основании договоров (л.д.133-140, т.1), имеет лицензию на транспортирование отходов 4 класса опасности (л.д.100-109, т.2), и в связи с этим отвечает требованиям оператора по обращению с твердыми бытовыми отходами, установленным в статье 1 Федерального закона N89-ФЗ.
Требования к разработке, содержанию и утверждению территориальных схем обращения с отходами установлены Федеральным законом ***, а также Требованиями к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** (действовавших на дату утверждения Территориальной схемы и внесения изменений приказом от ДД.ММ.ГГ, далее по тексту - Требования), а с ДД.ММ.ГГ - Правилами разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требования к составу и содержанию таких схем, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** (далее - Правила).
Согласно подпункту "а" пункта 30 Правил изменения законодательства Российской Федерации являются основанием для корректировки территориальной схемы, в связи с чем суд, руководствуясь разъяснениями пункта 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", проверяет соответствие оспариваемой части нормативного правового акта, в том числе Правилам, действующим на дату обращения административного истца в суд и разрешения административного дела.
Раздел 2 тома 2 "Нахождение источников образования отходов" содержит сведения об источниках образования отходов в таблице 2.1 и на картосхеме Заринской зоны (рис.2.1).
В таблице 2.1 приведен перечень населенных пунктов Заринской зоны, коды ОКТМО, географические координаты населенных пунктов и численность жителей в каждом населенном пункте.
Под источником образования отходов понимается объект капитального строительства или другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков, на которых образуются отходы (пункт 2 Правил).
Территория (часть территории) поселения, на которых образуются твердые коммунальные отходы, с даты принятия Правил не относятся к источникам образования отходов.
Согласно пункту 6 Правил (ранее - пункт 5 Требований) раздел "Нахождение источников образования отходов" содержит: а) наименования источников образования отходов; б) сведения о почтовом адресе и (или) географических координатах источников образования отходов на территории субъекта Российской Федерации (с нанесением их на карту субъекта Российской Федерации).
Следует согласиться с утверждением административного истца о том, что в оспариваемой Территориальной схеме наименования источников образования отходов не указаны, масштаб изображения субъекта Российской Федерации на рисунке не позволяет оценить точность и корректность нанесения точек расположения источников образования отходов.
Ссылка в таблице 2.1 Территориальной схемы на муниципальное образование как источник образования твердых коммунальных отходов не может рассматриваться достаточной, поскольку данный критерий не учитывает расположенные в разрезе муниципальных образований различные с точки зрения наименования источники образования отходов, более того, указание поселений как источников образования отходов противоречит пунктам 2,6 Правил.
В данной части том 2 не согласуется с разделом самой Территориальной схемы "Состав и краткая характеристика территориальной схемы обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами, Алтайского края", согласно которому в разделе "Нахождение источников образования отходов" проанализированы сведения, в том числе о местах нахождения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы. Место нахождения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, в оспариваемом разделе 2 Тома 2 не приведены.
При этом в таблице 3.4, таблице 1.1 Приложения 1 приведена систематизация, в том числе по организациям как источникам образования отходов (поименованно либо по категориям в каждом районе Заринской зоны), которые, вместе с тем, в разделе 2 "Нахождение источников образования отходов" не указаны.Таблица 3.4, Приложение 1, вопреки доводам возражений административного ответчика, не восполняют отсутствующие в разделе 2 сведения.
На основании изложенного раздел 2 Территориальной схемы противоречит федеральному законодательству.
Пункт 7 Правил предусматривает требование к разделу"Количество образующихся отходов"о содержании данных об образовании отходов, систематизированных по видам отходов согласно федеральному классификационному каталогу отходов и их классам опасности от I до V.
Пункт 6 действовавших ранее Требований дополнительно предусматривал требование о систематизации по источникам образования отходов, указанным в пункте 5 Требований.
Административным истцом оспариваются таблицы 3.3, 3.4, 3.6 раздела 3, содержащие сведения о расчетных объемах твердых коммунальных отходов (далее также - ТКО), образующихся в жилом секторе "адрес" (таблица 3.3), расчетных объемах ТКО, образующихся от предприятий и организаций сферы образования, социального обслуживания, услуг, торговли, культуры и т.д, в муниципальных образования "адрес" (таблица 3.4), общие объемы образования отходов в муниципальных образования "адрес" (таблица 3.6). При разработке таблиц, как следует из письменных возражений административного ответчика и показаний допрошенного в ходе рассмотрения дела в качестве свидетеля "данные изъяты" при расчете норматива образования, нормы накопления использована справочная литература. Согласно пункту 4 Правил (ранее - пункт 3 Требований) при разработке территориальной схемы учитываются сведения из нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, установленных юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы; данные государственного статистического наблюдения об организации, использовании, обезвреживании, о транспортировании и размещении отходов производства и потребления; нормативы накопления твердых коммунальных отходов.
Статьи 1,18 Федерального закона *** нормативы образования отходов определяют как установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции.
Между тем, в таблице 3.3 использован норматив образования отходов куб.м/год применительно к жилому сектору зоны, то есть использован не предусмотренный федеральным законодательством норматив.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** утверждены Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, пункт 3 которых устанавливает, что порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов включает в себя процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений;пункты 7-13 устанавливают порядок замера отходов каждый сезон; норматив определяется исходя из данных о массе и объеме отходов и выражается соответственно в количественных показателях массы и объема на одну расчетную единицу.
Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Алтайского края установлены решением Управления Алтайского края о государственному регулированию цен и тарифов от ДД.ММ.ГГ ***. Соответствующий норматив для населения Заринской зоны составляет 0,121 куб.мес/1 проживающий (приложение 2), что соответственно составляет 1,452 куб.м/год/1 проживающий.
Приведенные в таблицах 3.3,3.4 составляющие расчетных объемов ТКО взяты произвольно, не основаны на сезонных замерах отходов.
Ссылки в возражениях на то, что норматив образования отходов 1,5 куб.м/год, а также норма накопления взяты из справочной литературы, а объемы образования ТКО и масса ТКО - из данных, представленных органами местного самоуправления, не свидетельствуют об обоснованности содержания таблиц 3.3, 3.4.
В связи с вышеизложенным не может быть признана обоснованной и таблица 3.6 раздела 3 Тома 2.
Согласно пункту 8 Правил раздел "Целевые показатели по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов" содержит данные: а) об установленных в субъекте Российской Федерации целевых показателях по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов (с разбивкой по годам) и о достигнутых значениях указанных целевых показателей (на дату утверждения территориальной схемы); б) о доле обезвреженных и утилизированных отходов в общем количестве образованных отходов I - V классов опасности (процентов); в) о доле обезвреженных твердых коммунальных отходов в общем количестве образованных твердых коммунальных отходов (процентов); г) о доле утилизированных твердых коммунальных отходов в общем количестве образованных твердых коммунальных отходов (процентов); д) о доле обработанных твердых коммунальных отходов в общем количестве образованных твердых коммунальных отходов (процентов); е) о доле захороненных твердых коммунальных отходов в общем количестве образованных твердых коммунальных отходов (процентов).
Раздел 4 (как и таблица 7.1, вопреки доводам административного ответчика) не содержит указанных сведений. Приведенные в таблице 4.1 данные взяты из государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды" на 2012-2020 годы, данные показатели не отвечают требованиям пункта 8 Правил; сведения, предусмотренные подпунктами "г-е" пункта 8 Правил, отсутствуют в Территориальной схеме.
Согласно пункту 9 Правил (ранее - пункт 8 Требований) раздел "Места накопления отходов" содержит данные о нахождении мест накопления отходов (с нанесением их на карту субъекта Российской Федерации) в соответствии со схемами размещения мест накопления (площадок) ТКО и реестрами мест (площадок) накопления ТКО.
Накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения (статья 1 Федерального закона N89-ФЗ).
В силу пунктов 1-3 статьи 13.4 Федерального закона ***, введенной Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ *** "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Пункты 4-6 статьи 13.4 Федерального закона ***, предусматривающие определение органами местного самоуправления схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, вступили в силу с ДД.ММ.ГГ (пункт 2 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
В нарушение пункта 9 Правил таблица 5.1 раздела 5 Территориальной схемы не содержит данных о нахождении мест накопления отходов с нанесением на карту, закрепляя только общее количество контейнеров и бункеров, контейнерных площадок. В приложении 4 Территориальной схемы применительно к жилым домам - источникам образования отходовуказаны только адреса жилых домов, количество контейнеров и тип их ограждения, нахождение мест накопления отходов не предусмотрено (учитывая наличие нескольких контейнеров у одного жилого дома либо одного контейнера на несколько домов), а также не предусмотрено нахождение мест накопления иных источников образования отходов, не относящихся к жилым домам.
Вместе с тем оснований для признания противоречащим федеральному законодательству раздела 5 в остальной части (в частности, таблицы 5.2 "Планируемые к вводу места накопления отходов (контейнеров) в муниципальных образованиях "адрес" (зоны)", таблицы 5.3 "Необходимое количество и стоимость контейнерных площадок для сбора ТКО и КГО, образующихся на территории муниципальных образования "адрес" (зоны)") суд не находит.
В соответствии с пунктом 10 Правил раздел "Места нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов" содержит:
а) наименования расположенных на территории субъекта Российской Федерации объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов;
б) сведения о почтовом адресе и (или) географические координаты местонахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов (с нанесением их на карту субъекта Российской Федерации);
в) данные о количестве отходов (суммарно и с разбивкой по видам и классам опасности отходов), принимаемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения, а также данные о количестве обработанных, утилизированных, обезвреженных и размещенных отходов;
г) сведения из проектной документации объектов обработки, утилизации, обезвреживания и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов;
д) сведения о наличии заключения государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I - V классов опасности, согласованной в установленном порядке санитарно-защитной зоне, лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности у эксплуатирующей объект обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов организации, индивидуального предпринимателя, реквизитах документа, содержащего информацию о включении объекта размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов;
е) данные о состоянии объектов, включая информацию о свободной мощности для объектов размещения отходов, оставшемся сроке службы для мусоросжигательных заводов и мощности (фактической и проектной) для сортировочных объектов.
Подпункты "г-е" отсутствовали в пункте 9 ранее действовавших Требований, и на дату рассмотрения административного дела Территориальная схема не приведена в соответствие с Правилами.
Ни одна из таблиц раздела 6, а также приложения 3 Территориальной схемы (в том числе при применении их в совокупности) не содержат всех перечисленных требований.
Объекты по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов приведены в таблице 6.1 без адресов и (или) географических координат, указаны лишь адреса хозяйствующих субъектов, предусмотренные подпунктами "в-е" пункта 10 Правил сведения отсутствуют. Географические данные объектов в таблице 6.3 не позволяют соотнести их с видами объектов в иных таблицах Территориальной схемы.
Таблица 6.2, Приложение 3 содержат данные только о видах объектов ГРОРО по размещению отходов в муниципальных образованиях Заринской зоны, их адресах и мощности без указания иных сведений пункта 10 Правил.
Исчерпывающие данные о количестве отходов (суммарно и с разбивкой по видам и классам опасности отходов), принимаемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения, а также данные о количестве обработанных, утилизированных, обезвреженных и размещенных отходов не указаны.
Согласно пункту 11 Правил раздел "Баланс количественных характеристик образования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов" содержит сведения о соотношении количества образующихся на территории субъекта Российской Федерации и поступающих из других субъектов Российской Федерации отходов (по видам и классам опасности отходов) и количественных характеристик их обработки, утилизации, обезвреживания, размещения, передачи в другие субъекты Российской Федерации для последующих обработки, утилизации, обезвреживания, размещения, в том числе:а) о количестве отходов, образовавшихся на территории субъекта Российской Федерации;б) о количестве отходов, обработанных на территории субъекта Российской Федерации;в) о количестве отходов, утилизированных на территории субъекта Российской Федерации;г) о количестве отходов, обезвреженных на территории субъекта Российской Федерации;д) о количестве отходов, размещенных на территории субъекта Российской Федерации;е) о количестве отходов, переданных в другие субъекты Российской Федерации для последующих обработки, утилизации, обезвреживания, размещения;ж) о количестве отходов, поступивших из других субъектов Российской Федерации для последующих обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
Заключение Алтайским краем соглашений с иными субъектами Российской Федерации о направляемых в другие регионы и поступающих из других регионов отходов на объекты Заринской зоны не установлено в ходе рассмотрения административного дела (л.д.224,234, т.2), а заключение таковых в будущем является основанием корректировки схемы (подпункт "д" пункта 30 Правил). В связи с этим не могут быть приняты во внимание доводы административного истца о противоречии раздела 7 действующему законодательству в связи с отсутствием вышеуказанных данных либо отсутствием указания в разделе 7 на незаключение таких соглашений.
Проверяя соответствие раздела 7 Территориальной схемы федеральному законодательству независимо от указанных административным истцом доводов (абзац второй пункта 34 Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами"), суд, установив отсутствие в данном разделе данных околичестве образующихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, размещенных на территории субъекта Российской Федерации отходов по видам и классам опасности отходов, приходит к выводу о противоречии раздела 7 Территориальной схемы пункту 11 Правил. Таблица 7.1 не содержит классификации по видам отходов, а в приложении 1 приведены не все источники образования отходов (то есть также не отражены исчерпывающим образом данные об отходах от всех источников образования отходов в Заринской зоне), в связи с чем доводы стороны административного ответчика о наличии всех необходимых сведений в разных таблицах, разделах Территориальной схемы, подлежат отклонению.
Согласно пункту 12 Правил раздел "Схема потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов" содержит:а) графическое отображение движения отходов от источников образования отходов и мест накопления отходов до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов, указанных в подпункте "а" пункта 10 настоящих Правил и расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации, а также информацию о количестве образующихся и поступающих из других субъектов Российской Федерации отходов; б) графическое отображение движения отходов, направляемых в другие субъекты Российской Федерации, от источников образования отходов либо от объектов обработки отходов.
Графическое отображение движения отходов на рис.8.1 не отвечает требованию пункта 12 Правил, не содержит график движения отходов от всех источников образования, не является определенным.Данный рисунок отображает планируемые к вводу объекты по размещению отходов, то есть содержит перспективную схему потоков отходов в данной зоне без отображения схемы потоков, обязательной для субъектов с ДД.ММ.ГГ.
На основании изложенного, статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд приходит к выводу о частичном удовлетворении административного иска и признании раздела 2, таблиц 3.3, 3.4,3.6 раздела 3, раздела 4, таблицы 5.1 раздела 5, разделов 6-8 Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Алтайского края, утвержденной приказом Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** (в редакции приказа Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***), недействующими. В части таблиц 5.2, 5.3 раздела 5 Территориальной схемы административные исковые требования удовлетворению не подлежат.
Ввиду применения Территориальной схемы с ДД.ММ.ГГ региональным оператором (пункты 1.2, 7.1 Соглашения от ДД.ММ.ГГ об организации деятельности по образованию с твердыми коммунальными отходами в Заринской зоне Алтайского края, заключенного между Министерством строительства, транспорта, жилищно - коммунального хозяйства Алтайского края и ООО "Спецобслуживание-Центральное"), реализации с учетом применения нормативного правового акта прав субъектов регулируемых отношений на заключение договоров обращения с твердыми коммунальными отходами, фактическое предоставление (получение) услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами согласно схеме, суд признает соответствующие разделы Территориальной схемы недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с частью 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьей 33 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** "О правотворческой деятельности" сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в газете "Алтайская правда", а также в силу части 6 статьи 13.3 Федерального закона *** - на официальном сайте Алтайского края.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление "данные изъяты" удовлетворить частично.
Признать раздел 2, таблицы 3.3, 3.4, 3.6 раздела 3, раздел 4, таблицу 5.1 раздела 5, разделы 6, 7, 8 Тома 2 "Заринская зона (Актуализированная редакция)" Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Алтайского края, утвержденной приказом Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** (в редакции приказа Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***),недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в газете "Алтайская правда", а также на официальном сайте Алтайского края в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В остальной части административные исковые требования "данные изъяты" оставить без удовлетворения.
Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Алтайский краевой суд.
Судья Я.Е. Запарова
Дело ***а-22/2019 ( ***а-809/2018)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(резолютивная часть)
ДД.ММ.ГГ г. Барнаул
Алтайский краевой суд в составе
председательствующего судьи Запаровой Я.Е.
при секретаре Морозовой А.А.
с участием прокурора "данные изъяты"
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению "данные изъяты" к Министерству природных ресурсов и экологии Алтайского края о признании не действующей в части Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Алтайского края, утвержденной приказом Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** (в редакции приказа Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***),
руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
административное исковое заявление "данные изъяты" удовлетворить частично.
Признать раздел 2, таблицы 3.3, 3.4,3.6 раздела 3, раздел 4, таблицу 5.1 раздела 5, разделы 6, 7, 8Тома 2 "Заринская зона (Актуализированная редакция)" Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Алтайского края, утвержденной приказом Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** (в редакции приказа Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***),недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в газете "Алтайская правда", а также на официальном сайте Алтайского края в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В остальной части административные исковые требования "данные изъяты" оставить без удовлетворения.
Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Алтайский краевой суд.
Судья Я.Е. Запарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.