Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Дьяконова З.С., с участием переводчика ФИО, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу привлекаемого лица на постановление Якутского городского суда РС(Я) от 16 января 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении гражданина *** Ахадова М.О., __ г.р.,
установил:
16.01.2019 инспектором ОВМ МУ МВД России *** в отношении Ахадова М.О. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, за нарушение режима пребывания в РФ, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Постановлением Якутского городского суда РС(Я) от 16.01.2019 иностранный гражданин признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 руб. с административным выдворением за пределы РФ за счет средств федерального бюджета.
Не согласившись с данным постановлением, привлекаемое лицо обратилось в Верховный Суд РС(Я) с жалобой, в которой просит изменить постановление суда в части назначенного наказания, подвергнуть его к административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 руб. с административным выдворением за пределы РФ в форме самостоятельного контролируемого выезда из РФ. В подтверждение наличия денежных средств представляет маршрутную квитанцию электронного билета с датой вылета 19.01.2019 по маршруту Якутск- ***.
В судебном заседании с участием переводчика ФИО привлекаемое лицо, его защитник Шоназаров Х.Ф. указали, что при составлении протокола об административном правонарушении неправильно указаны данные Ахадова М.О. Протокол составлен на Ахадова М. Обидоевича, тогда как он Ахадов М. Обидович.
Заслушав объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В соответствии со ст. 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 16.01.2019 в 10 час. 00 мин. в... по адресу:.., в ходе приема граждан выявлен Ахадов М.О, __ г.р, находящийся на территории РФ с нарушением режима пребывания. Установлено, что иностранный гражданин приехал в РФ 11.08.2018 с целью работы. 16.11.2018 поставлен на миграционный учет по месту пребывания в... до 17.12.2018. По истечении установленного срока он не выехал за пределы РФ. В своих объяснениях Ахадов М.О. указывал, что не смог выехать вовремя, так как не было денег.
В отношении Ахадова М.О. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 ст. 18.8 КоАП РФ с указанием на то, что он пребывает на территории Российской Федерации незаконно, поскольку после истечения установленного срока пребывания в Российской Федерации, он не покинула территорию РФ.
Частью 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что в протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе, дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
Пунктом 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5(ред. от 19.12.2013)"О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" предусмотрено, что в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.
Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.
В данном случае в протоколе об административном правонарушении указано отчество привлекаемого к административной ответственности лица, а именно: "Обидоевич", тогда как из паспорта указанного лица, патента и друг документов следует, что отчество у Ахадова М. "Обидович".
Таким образом, сведения о привлекаемом к ответственности лица приведены в протоколе об административном правонарушении неправильно. Данное обстоятельство являлось основанием для возвращения протокола об административном правонарушении и приложенных к нему материалов в административный орган, его составивший, согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, на стадии подготовки.
Возвращение протокола возможно только при подготовке дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку часть 2 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела (абзац 5 пункта 4 названного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации).
Возвращение материалов дела должностному лицу для устранения недостатков протокола об административном правонарушении после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено, устранение допущенного нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно.
Согласно части 3 статьи 26.2 названного Кодекса не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.
Нарушение процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, допущенное при составлении протокола об административном правонарушении, является существенным в силу отсутствия в нем данных, перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ.
Такое доказательство не может быть положено в основу выводов о виновности этого лица в совершении противоправного деяния.
Изложенное служит основанием для вынесения решения об отмене постановления судьи и о прекращении производства по данному делу ввиду недоказанности обстоятельств, послуживших основанием для вынесения постановления.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Руководствуясь ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, суд
решил:
Постановление Якутского городского суда РС(Я) от 16 января 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении гражданина Республики Узбекистан Ахадова М.О, __ г.р, отменить.
Производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, послуживших основанием для вынесения постановления.
Освободить Ахадова М.О. из центра временного содержания иностранных граждан МВД по РС (Я) немедленно.
Судья Верховного Суда
Республики Саха (Якутия): Дьяконова З.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.