Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Дьяконова З.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу привлекаемого лица на постановление Нерюнгринского городского суда РС(Я) от 27 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ОАО "Сайсары"
установил:
06.11.2018 начальником территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РС(Я) в... в отношении ОАО "Сайсары" составлен протокол об административном правонарушении по ст.8.2 КоАП РФ.
Постановлением судьи Нерюнгринского городского суда юридическое лицо признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, привлекаемое лицо обратилось в Верховный Суд РС(Я) с жалобой, в которой просит постановление суда отменить, протокол об административном правонарушении и другие материалы дела возвратить должностному лицу на новое рассмотрение. Указывает на допущенные должностным лицом при составлении протокола процессуальные нарушения, а именно на то, что уведомление о составлении протокола было получено ОАО "Сайсары" в день составления протокола, что лишило его права на защиту. Также ссылается на отсутствие в протоколе об административном правонарушении указания времени совершения правонарушения. Считает, судом доводам Общества не была дана надлежащая оценка, протокол об административном правонарушении является недопустимым доказательством.
Представитель ОАО "Сайсары" не явился в судебное заседание, общество извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Изучив материалы административного дела, доводы жалобы, суд приходит к следующему выводу.
Статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определяет Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления).
Ст. 5 Закона об отходах производства и потребления установлено, что лицензированию подлежат деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Согласно ст. 11 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999г. N 52-ФЗ (далее - Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения) юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, осуществлять производственный контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Требованиями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления, утв. главным государственным санитарным врачом РФ 30 апреля 2003 года предусмотрено, что временное складирование отходов производства и потребления допускается на производственной территории основных производителей (изготовителей) отходов; на приемных пунктах сбора вторичного сырья; на территории и в помещениях специализированных предприятий по переработке и обезвреживанию токсичных отходов; на открытых, специально оборудованных для этого площадках (п. 3.2 СанПиН). Накопление и временное хранение промотходов на производственной территории осуществляется по цеховому принципу или централизованно. Условия сбора и накопления определяются классом опасности отходов, способом упаковки и отражаются в Техническом регламенте (проекте, паспорте предприятия, ТУ, инструкции) с учетом агрегатного состояния и надежности тары. При этом хранение твердых промотходов I класса разрешается исключительно в герметичных оборотных (сменных) емкостях (контейнеры, бочки, цистерны), II - в надежно закрытой таре (полиэтиленовых мешках, пластиковых пакетах); III - в бумажных мешках и ларях, хлопчатобумажных мешках, текстильных мешках; IV - навалом, насыпью, в виде гряд (п. 3.6 СанПиН).
При временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке; поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями; поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается (п. 3.7 СанПиН).
В соответствии с ч. 2 ст. 40 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии является представление соискателем лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV класса опасности.
Из материалов дела следует, что в ТО Роспотребнадзора по РС(Я) в... поступило обращение физического лица о несанкционированном складировании ОАО "Сайсары" ЖБО и тушек мертвой птицы. 03.10.2018 возбуждено дело об административном правонарушении. 10.10.2018 проведен осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и, в частности, пометохранилища ЮЛ и установлен факт переполнения пометохранилища ЮЛ проектной мощностью 13500 тонн, складирование помета за пределами бурт на прилегающей территории непосредственно на рельеф без гидроизоляции, с подтоплением фракцией помета подъездной дороги.
При производстве по делу установлено, что распоряжением Министра от 19.06.2017 полномочия единоличного исполнительного органа ЮЛ переданы ОАО "Сайсары" с 21.06.2017. Производственную деятельность, включая сбор, транспортирование, утилизацию, складирование отходов 1 - 4 класса опасности, используя территорию и строения ЮЛ, осуществляет привлекаемое лицо. Данное обстоятельство подтверждается также договорами аренды от 30.06.2018, заключенными между ЮЛ и ОАО "Сайсары", а также сведения, изложенные в информации от 16.10.2018 с исх. N.., представленной ОАО "Сайсары" к материалам административного расследования.
Согласно представленных ОАО "Сайсары" копий паспортов отходов I-IV классов опасности помет куриный свежий с кодом по ФККО 1 12 711 01 33 3 отнесен к отходам 3 класса опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, помет куриный перепревший с кодом по ФККО 1 12 711 02 29 4 отнесен к отходам 4 класса опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду. На это же указывает и Федеральный классификационный каталог отходов (утв. Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22 мая 2017 г. N242).
Должностным лицом и судом было установлено, что фактически, санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности у ОАО "Сайсары" отсутствует.
Размещение отходов производства и потребления, а также иных опасных веществам 3-4 классов опасности на открытых необорудованных площадках, без наличия искусственного водонепроницаемого и химически стойкого покрытия, оборудования обваловки и обособленной сети ливнестоков с автономными очистными сооружениями, с несоблюдением требований утвержденного проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООРЛ) является нарушением требований п. 3.2, п. 3.6, п. 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления" и требований Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Таким образом, материалами дела подтверждено несоблюдение привлекаемым лицом экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и вина юридического лица в его совершении подтверждаются совокупностью доказательств, оцененных по правилам статьи 26.11 КоАП РФ с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Довод привлекаемого лица о допущенных процессуальных нарушениях при составлении протокола об административном правонарушении, лишении права на защиту является несостоятельным.
Как усматривается из материалов дела, уведомление о составлении протокола об административном правонарушении 06.11.2018 в 15 час. 00 мин. было направлено на электронный адрес ОАО "Сайсары" 02.11.2018. Подтверждение получения уведомления со входящей печатью от 06.11.2018 было направлено на электронный адрес ТО Роспотребнадзора по РС(Я) в... 06.11.2018 в 9 час. 18 мин. Несмотря на то, что в уведомлении разъяснены права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, в том числе заявлять ходатайства, об отложении составления протокола ОАО "Сайсары" не заявлено, такое ходатайство в адрес административного органа не направлялось. Следует также учесть, что привлекаемое лицо знало о возбуждении в отношении него 03.10.2018 дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, неоднократно представляло по требованию административного органа необходимые материалы, протокол осмотра от 10.10.2018 составлялся с участием заместителя генерального директора ОАО "Сайсары".
Не может повлечь отмену постановления суда и довод о неуказании в протоколе времени совершения административного правонарушения. Поскольку правонарушение совершено в форме бездействия, и в данном случае бездействие имеет длящийся характер, то обстоятельство, что в протоколе не указано время совершения бездействия, существенным нарушением закона не является.
Таким образом, приведенные в жалобе доводы не опровергают наличие в действиях привлекаемого лица объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении постановления по делу об административном правонарушении не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья
решил:
Постановление Нерюнгринского городского суда РС(Я) от 27 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ОАО "Сайсары" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда РС(Я) З.С. Дьяконова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.