Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Дьяконова З.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора филиала ГУП ЖКХ РС(Я) Колодезникова И.С. на решение судьи Усть-Янского районного суда РС(Я) от 03 декабря 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица Колодезникова И.С.
установил:
Постановлением руководителя улусной инспекции охраны природы Минприроды *** директор филиала филиала ГУП ЖКХ РС(Я) Колодезников И.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее ст. 8.5 КоАП РФ). Ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.
Решением Усть-Янского районного суда РС(Я) от 03 декабря 2018 года постановление должностного лица оставлено без изменения.
Не согласившись с решением суда, должностное лицо Колодезников И.С. обратился в Верховный Суд РС(Я) с жалобой. Указывает на недопустимость доказательств, поскольку они получены с нарушением норм Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Ссылается также на процессуальные нарушения, допущенные при производстве по делу об административном правонарушении. В частности, указывает, что определение о возбуждении дела об административном правонарушении не содержит данных о разъяснении прав и обязанностей генеральному директору ГУП "ЖКХ РС(Я)" ФИО, и, кроме того, копия этого определения не была направлена юридическому лицу Также ссылается на отсутствие состава правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, поскольку вывод административного органа и суда о том, что Колодезников И.С. должен был уведомить о произошедшей аварии улусную инспекцию охраны природы Минприроды является неправильным.
Должностное лицо Колодезников И.С. надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
В судебном заседании представитель Колодезникова И.С. Бережнева С.А. поддержала доводы жалобы по изложенным в ней основаниям.
Представитель Министерства охраны природы РС(Я) Кузьмин А-Д.С. просит жалобу оставить без удовлетворения.
Изучив материалы административного дела, доводы жалобы, выслушав участвующих в деле лиц суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 8.5 КоАП РФ сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, -влечет наложение штрафа на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей.
Сокрытием или несвоевременным сообщением полной и достоверной информации является недоведение ее до сведения лиц, имеющих право на получение или нуждающихся в получении данных, указанных в диспозиции нормы, когда информация была обязательной или была необходима для воздействия на события, факты или явления, создающие опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды
Как следует из материалов дела и установлено судом, 08 сентября 2018 года в 23 час 00 мин руководителю улусной инспекции охраны природы Минприроды поступило устное сообщение ЕДДС по району об аварийном разливе *** тонн сырой нефти на почву на складе ГСМ котельной N... филиала ГУП ЖКХ РС(Я) в...
Руководителем улусной инспекции охраны природы Минприроды 09 сентября 2018 года издано Распоряжение N... о проведении проверки, уполномоченным на проведение проверки назначен старший госинспектор улусной инспекции охраны природы Минприроды
По итогам обследования старшим госинспектором улусной инспекции охраны природы Минприроды составлен Акт обследования территории N... от 10 сентября 2018 года, из которого следует, что загрязнение почвы нефтепродуктами произошло в результате обрушения деревянной эстакады, на которой были установлены *** емкости с сырой нефтью общим весом *** тн. При падении на землю емкости теснули и сорвали флянец задвижки емкости, вследствие чего *** тн сырой нефти вытекло на почву. При этом общая площадь загрязнения почвы нефтепродуктами составила *** кв. м. Глубина пропитки почвы, -нефтепродуктами достигает *** см.
09 октября 2018 года государственным инспектором улусной инспекции охраны природы Минприроды был составлен протокол об административном правонарушении в отношении директора филиала ГУП ЖКХ РС(Я) КолодезниковаИ.С. по статье 8.5 КоАП РФ.
17 октября 2018 года руководителем улусной инспекции охраны природы Минприроды вынесено постановление о привлечении Колодезникова И.С. к административной ответственности по статье 8.5 КоАП РФ.
Судья Усть-Янского районного суда РС(Я), рассматривая жалобу привлеченного к ответственности лица на постановление по делу об административном правонарушении, сделал вывод о правильной квалификации госинспектором действий должностного лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ.
Колодезникову И.С. вменяется, что он своевременно не сообщил в улусную инспекцию охраны природы Минприроды полную и достоверную информацию об источнике загрязнения окружающей среды, в нарушение требований пункта 1 статьи 9 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
Согласно абзацу 24 пункта 1 статьи 9 названного Федерального закона организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте;
Правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации устанавливают требования к организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, направленных на снижение их негативного воздействия на жизнедеятельность населения и окружающую природную среду. Организация мероприятий производится, в том числе и организациями, осуществляющими разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку и хранение нефти и нефтепродуктов.
Организации обязаны немедленно оповещать в установленном порядке соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления о фактах разливов нефти и нефтепродуктов и организовывать работу по их локализации и ликвидации (абзац 2 пункта 4 Правил).
Согласно пунктам 5, 6 Порядка, утвержденного Приказом Ростехнадзора от 19 августа 2011 года N 480 "О проведении технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" (в редакции от 28 ноября 2016 года) по каждому факту возникновения аварии, инцидента и случаю утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на поднадзорных Службе объектах осуществляется техническое расследование их причин.
Организация, эксплуатирующая объект, на котором произошла авария, инцидент или случай утраты взрывчатых материалов промышленного назначения, проводит следующие мероприятия: передает оперативное сообщение об аварии, инциденте, оформленное по рекомендуемому образцу согласно Приложению N 1 к настоящему Порядку, в течение 24 часов с момента возникновения аварии, инцидента в территориальный орган Службы, осуществляющий надзор за объектом, либо в территориальный орган Службы, на территории деятельности которого произошла авария, инцидент; вышестоящий орган или организацию (при наличии таковых); орган местного самоуправления и другие.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Колодезников И.С, достоверно зная о происшедшем разливе нефтепродуктов на землю около котельной N... в.., принадлежащей ГУП "ЖКХ РС(Я)", не исполнил предусмотренную должностной Инструкцией и приведенными нормами федерального законодательства обязанность - своевременно сообщить в соответствующий орган - улусную инспекцию охраны природы Минприроды полную и достоверную информацию об источнике загрязнения окружающей среды, тем самым совершил административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.5 КоАП РФ.
Не согласиться с выводами судьи оснований не имеется.
Доводы жалобы о недопустимости доказательств, поскольку они получены с нарушением норм Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
Согласно пункту 5 части 3 статьи 1названного Федерального закона положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при расследовании причин возникновения аварий, причинения вреда окружающей среде, имуществу граждан и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу.
Таким образом, ссылка заявителя на нормы Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" является необоснованной.
Довод о том, что определение о возбуждении дела об административном правонарушении не содержит данных о разъяснении прав и обязанностей генеральному директору ГУП "ЖКХ РС(Я)" ФИО, и, кроме того, что копия этого определения не была направлена юридическому лицу не может повлечь отмены постановления должностного лица и решения суда, поскольку лицо, привлекаемое к административной ответственности не ГУП "ЖКХ РС(Я)", а должностное лицо Колодезников И.С. Дело об административном правонарушении рассмотрено с его участием, права и обязанности ему разъяснялись, копии постановления, а также протокола ему были вручены.
Довод, что в его обязанности не входило направление сообщения о произошедшей аварии в улусную инспекцию охраны природы Минприроды является несостоятельным.
Из приведенных выше норм федерального законодательства следует, что организации обязаны немедленно оповещать в установленном порядке соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления о фактах разливов нефти и нефтепродуктов. В данном случае в результате разлива нефтепродуктов мог быть причинен ущерб окружающей среде, почве, в связи с чем орган, на которую возложена обязанность по охране окружающей среды, природы, относится к соответствующим органам, которые должны быть поставлены в известность о разливе нефтепродуктов.
Допущенные в распоряжении о проведении проверки неточности в указании вида проверки не могут повлечь отмены обжалуемых актов, поскольку не относятся к существенным нарушениям процессуальных норм, влекущих признание доказательств, собранных в результате проверки недопустимыми доказательствами.
Нарушений процессуальных требований при производстве по делу не допущено, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, административное наказание назначено в соответствии с законом в пределах санкции статьи, в минимальном размере.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены постановления должностного лица и решения судьи не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, суд
решил:
решение судьи Усть-Янского районного суда РС(Я) от 03 декабря 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица Колодезникова И.С. оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Судья Верховного Суда РС(Я) З.С. Дьяконова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.