Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Е.А. Чекалкиной,
судей Г.А. Сахиповой, С.А. Телешовой,
при секретаре судебного заседания Ю.Н. Ишимбаевой
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Г.А.Сахиповой гражданское дело по апелляционной жалобе С.В.Лазарева на решение Кайбицкого районного суда Республики Татарстан от 2 ноября 2018 года, которым в удовлетворении его иска к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Буинске Республики Татарстан (межрайонное) о признании права на досрочную страховую пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности отказано.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения С.В.Лазарева, поддержавшего апелляционную жалобу, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
С.В.Лазарев обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Буинске Республики Татарстан (межрайонное) о признании права на досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
В обоснование требований указал, что решением ответчика от 21 сентября 2018 года ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа педагогической деятельности в 25 лет, который у него составил 23 года 22 дня.
В специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, не был включен период его нахождения на срочной военной службе по призыву с 17 ноября 1987 года по 21 октября 1989 года.
Не соглашаясь с таким решением, истец просил суд включить указанный выше период службы в специальный стаж, признать за ним право на досрочную страховую пенсию с момента подачи заявления 12 сентября 2018 года.
Представитель ответчика с иском не согласился.
Суд вынес решение об отказе в удовлетворении требований.
В апелляционной жалобе истец, выражая несогласие с данным судебным постановлением, просит его отменить как незаконное и необоснованное. Указывается, что в нарушение действующего законодательства суд придал нормативным актам обратную силу. При этом, проигнорировал обязательные требования, изложенные в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 N2-П, а также разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N30. Считает, что имеет место произвольное и расширительное толкование судом закона в части указания на то, что сохранение возможности зачета в стаж работы по специальности учителям и другим работникам просвещения иных периодов деятельности, в том числе службы в составе Вооруженных Сил СССР, предусмотрено в силу пункта N4 Положения от 17 декабря 1959 года N1397 только при наличии у этих лиц стажа педагогической деятельности, требуемого для назначения досрочной пенсии, который имел место до 1 января 1992 года. По мнению истца, Постановление N1397 для зачета времени службы в армии в педагогический стаж не требовало работы учителем ни до армии, ни после службы в армии.
Представитель ответчика, будучи извещенным о времени и месте заседания суда апелляционной инстанции, не явился.
С учетом положений части 3 статьи 167, абзаца второго части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Порядок применения законодательства, регулирующего вопросы исчисления стажа для назначения досрочной страховой пенсии определен подпунктом "м" п. 1 и п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Согласно пункту 3 Постановления исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости педагогическим работникам осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.
По выбору застрахованных лиц могут применяться:
- Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1января 1992 года;
- Постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет" для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
- Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно.
Из материалов дела следует, что 12 сентября 2018 года С.В.Лазарев обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Буинске Республики Татарстан (межрайонное) с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости, как лицу, не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность.
Решением Управления от 21 сентября года N1089657/18 в назначении С.В.Лазареву досрочной страховой пенсии по старости на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" отказано в связи с недостаточностью специального стажа.
В педагогический стаж истца не был включен период нахождения на срочной военной службе по призыву с 17 ноября 1987 года по 21 октября 1989 года. Согласно подсчетам ответчика специальный стаж истца на дату обращения составил 23 года 22 дня.
Отказывая в удовлетворении требований истца о включении периода прохождения истцом военной службы по призыву в стаж, суд первой инстанции правильно исходил из того, что Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397, утратившего силу с 1 октября 1993 года, не применимо в отношении истца, поскольку начало педагогической деятельности С.В.Лазарева имело место с 15августа 1995 года.
Данные выводы основаны на законе, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований не согласиться с ними судебная коллегия не имеет.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 1 данного Положения, действовавшего в период прохождения истцом военной службы по призыву, учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывалась служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Как следует из материалов дела, начало педагогической деятельности С.В. Лазарева имело место с 15 августа 1995 года, следовательно, нормы Положения от 17 декабря 1959 года N 1397, утратившего силу с 1 октября 1993 года, не могут применяться для учета периодов педагогической деятельности истца при решении вопроса о признании за ним права на досрочное пенсионное обеспечение, поскольку в период его действия стаж педагогической деятельности у истца отсутствовал, в связи с чем, период его нахождения на срочной военной службе по призыву с 17 ноября 1987 года по 21 октября 1989 года включению в специальный стаж по педагогической деятельности не подлежит.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определилобстоятельства, имеющие значение для разрешения дела. Нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, основаны на неправильной трактовке норм закона, и не содержат фактов, которые опровергают выводы суда, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными.
На основании изложенного, решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кайбицкого районного суда Республики Татарстан от 2 ноября 2018 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу С.В.Лазарева - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.