Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего Муртазина А.И,
судей Гиниатуллиной Ф.И, Новосельцева С.В,
при секретаре судебного заседания Шакирове И.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Новосельцева С.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Овчарова С.В. на решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 25 октября 2018 года, которым постановлено:
отказать в удовлетворении исковых требований Овчарова С. В. к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации по городу Зеленодольску, Зеленодольскому и Верхнеуслонскому районам Республики Татарстан о признании отказа от "дата" в выплате пенсии за период с "дата" по "дата" неправомерным, о признании одинаковыми по смыслу и значению слова "государственная социальная помощь инвалидам" в Украине и "социальная пенсия" в России, об обязании назначить и выплатить пенсию с "дата" по "дата" согласно группе инвалидности.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Овчарова С.В. - Овчаровой Л.В, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика Челбаева И.А, возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Овчаров С.В. обратился с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Зеленодольску, Зеленодольскому и Верхнеуслонскому районам Республики Татарстан о признании отказа от "дата" в выплате пенсии за период с "дата" по "дата" года неправомерным, о признании одинаковыми по смыслу и значению слова "государственная социальная помощь инвалидам" в Украине и "социальная пенсия" в России, обязании назначить и выплатить пенсию с "дата" по "дата" согласно группе инвалидности.
В обоснование своих требований истец указал, что обратился в территориальный орган пенсионного фонда с заявлением о выплате пенсии за период с "дата" по "дата" по II и I группе инвалидности. Письмом Управления пенсионного фонда Российской Федерации по городу Зеленодольску, Зеленодольскому и Верхнеуслонскому районам Республики Татарстан от "дата"... истцу отказано в связи с тем, что в Украине Овчаров С.В. являлся получателем пособия лицам, не имеющим права на пенсию, инвалидам. Истец с данным отказом не согласен. При этом принималось во внимание и применялось действие статьи 7 "Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" от 13 марта 1992 года: абзац 1 - при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера. А также Письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31 января 1994 года N 1-369-18 пункт 1 - при переселении гражданина, получавшего пенсию в одном из государств, участников Соглашения от 13 марта 1992 года, пенсия назначается с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, но не более, чем за 6 месяцев до месяца регистрации по месту
жительства на территории России. Согласно абзацу 2 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации N 166 "пенсия по
государственному пенсионному обеспечению - это ежемесячная государственная денежная выплата", что соответствует сути и значению абзаца 1 статьи 1 Закона Украины о госсоцпомощи "государственная социальная помощь лицам, не имеющим права на пенсию, и лицам с инвалидностью - ежемесячная государственная помощь, оказываемая в соответствии с нормами этого Закона в денежной форме лицам, не имеющим права на пенсию, и лицам с инвалидностью". В обоих случаях наблюдается социальная помощь нетрудоспособным гражданам, как бы она не называлась: пенсия или пособие. Истец полагает, что термины "государственная социальная помощь инвалидам" в Украине и "социальная пенсия" в России по смыслу являются равнозначными понятиями, поскольку данная государственная поддержка в обоих государствах назначается инвалидам на время действия медицинского заключения о признании гражданина инвалидом, а размер устанавливается государственными органами. По изложенным основаниям истец просил суд признать отказ от "дата" в выплате пенсии за период с "дата" по "дата" неправомерным, признать одинаковыми по смыслу и значению слова "государственная социальная помощь инвалидам" в Украине и "социальная пенсия" в России, обязать ответчика назначить и выплатить пенсию с "дата" по "дата" согласно группе инвалидности
В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признал, указав, что установить тождественность понятий суд не может. Оснований для выплаты Овчарову С.В. пенсии по инвалидности с "дата" по "дата" не имеется, поскольку на территории Украины он получал не социальную пенсию по инвалидности, а пособие лицам, не имеющим права на пенсию.
Судом вынесено решение об отказе в удовлетворении исковых требований в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе истец, выражая несогласие с постановленным по делу решением, просит его отменить как незаконное и необоснованное. При этом в жалобе им приводятся те же доводы, что и в обоснование предъявленного иска.
В суде апелляционной инстанции представитель истца доводы жалобы поддержал.
Представитель Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Зеленодольску, Зеленодольскому и Верхнеуслонскому районам Республики Татарстан с жалобой не согласился.
Выслушав объяснения участников процесса, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на социальную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации: инвалиды I, II и III группы, в том числе инвалиды с детства; дети-инвалиды.
Гражданам, указанным в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, устанавливается социальная пенсия по инвалидности (пункт 2 статьи 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 23 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ определено, что пенсия, предусмотренная настоящим Федеральным законом, независимо от ее вида назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее, за исключением случаев установления социальной пенсии по инвалидности гражданам из числа инвалидов с детства, не достигшим возраста 19 лет, ранее являвшимся получателями социальной пенсии по инвалидности, предусмотренной для детей-инвалидов, выплата которой была прекращена в связи с достижением возраста 18 лет (пункт 1 статьи 22 настоящего Федерального закона), а также социальной пенсии по старости гражданам, достигшим возраста 70 и 65 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 1 к настоящему Федеральному закону), являвшимся получателями страховой пенсии по инвалидности, выплата которой была прекращена в связи с достижением указанного возраста (пункт 2 части 10 статьи 22 Федерального закона "О страховых пенсиях"). Указанным гражданам из числа инвалидов с детства социальная пенсия по инвалидности назначается со дня установления соответствующей группы инвалидности, а в случае пропуска срока переосвидетельствования по уважительной причине, определяемой федеральным учреждением медико-социальной экспертизы, и установления указанным учреждением инвалидности за прошлое время - со дня, с которого установлена инвалидность за прошлое время, а гражданам, достигшим возраста 70 и 65 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 1 к настоящему Федеральному закону), социальная пенсия по старости назначается со дня достижения возраста 70 и 65 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 1 к настоящему Федеральному закону).
В силу пункта 60 Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 года N 958н "Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению" документом, удостоверяющим личность, возраст, постоянное проживание в Российской Федерации, период постоянного проживания на территории Российской Федерации, гражданство иностранного гражданина, является вид на жительство иностранного гражданина, выданный территориальным органом Федеральной миграционной службы, а документом, подтверждающим его место жительства - вид на жительство с отметкой о регистрации по месту жительства.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
13 марта 1992 года между государствами - участниками Содружества Независимых Государств: Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной было подписано Соглашение "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (далее по тексту - Соглашение), статьей 1 которого предусматривалось, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В силу пункта 1 статьи 6 Соглашения, назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства.
Пунктом 1 статьи 7 Соглашения предусмотрено, что при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.
Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государства - участника Соглашения по новому месту жительства пенсионера с соблюдением условий, предусмотренных пунктом 3 статьи 6 настоящего Соглашения.
Письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 года N 1-369-18 "О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств, ранее входивших в состав СССР" разъяснен порядок пенсионного обеспечения граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения 1992 года.
Согласно абзацу 6 пункта 1 Письма Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 года N 1-369-18 при переселении гражданина, получавшего пенсию в одном из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, пенсия назначается с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, но не более чем за 6 месяцев до месяца регистрации по месту жительства на территории России в установленном порядке или признания в установленном порядке беженцем либо вынужденным переселенцем.
В настоящее время Письмо как нормативный правовой акт Российской Федерации подлежит применению в системе действующего законодательства, с учетом положений статьи 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", в силу которой иностранный гражданин признается переселившимся из государства - участника Соглашения со дня приобретения им права на постоянное проживание в Российской Федерации, то есть со дня получения вида на жительство.
Судом установлено, что с "дата" года Овчаров С.В. проживает на территории Российской Федерации.
"дата" истцу выдано свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.
По результатам медицинского освидетельствования, "дата" истцу установлена I группа инвалидности.
"дата" Овчаров С.В. получил вид на жительство.
Решением Управления пенсионного фонда Российской Федерации по городу Зеленодольску, Зеленодольскому и Верхнеуслонскому районам Республики Татарстан Овчарову С.В. назначена государственная пенсия по инвалидности в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона N 166-ФЗ, а также ежемесячная денежная выплата.
Полагая, что получаемая Овчаровым С.В. государственная поддержка в Украине в виде пособия лицам, не имеющим права на пенсию, является аналогичной (тождественной) предусмотренной в Российской Федерации социальной пенсии по инвалидности, истец обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции, основываясь на правильном толковании и применении действующего пенсионного законодательства, верно установив обстоятельства, имеющие значение для дела, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия соглашается с выводом городского суда, поскольку он соответствует обстоятельствам дела и требованиям закона.
Доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену обжалуемого судебного постановления, поскольку основаны на неверном понимании норм действующего законодательства.
Так, согласно материалам дела, Овчаров С.В. в Украине получал пособие как лицо, не имеющее право на пенсию (инвалид II группы), был снят с учета "дата".
Вместе с тем, действующим законодательством Российской Федерации государственной поддержки в виде пособия не предусмотрено. Таким образом применение положений статьи 7 Соглашения от 13 марта 1992 года в данном случае не приемлемо.
При таких обстоятельствах, учитывая, что установление тождественности не допускается, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленного иска.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия полагает, что оснований для отмены обжалуемого решения по доводам апелляционной жалобы не имеется, решение суда соответствует собранным по делу доказательствам и требованиям закона.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, так как ее доводы сводятся лишь к несогласию с правовой оценкой установленных по делу обстоятельств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены вынесенного по делу судебного постановления.
Судебная коллегия принимает во внимание, что выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, и оснований для признания их незаконными нет.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом исследования при рассмотрении дела в суде первой инстанции, и по мотивам, приведенным в судебном решении, правильно признаны необоснованными.
Доказательствам, собранным по делу в установленном законом порядке, дана оценка судом первой инстанции, оснований не согласиться с которой не имеется. Доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку собранных по делу доказательств. Положенные в обоснование выводов суда доказательства являются допустимыми и получили надлежащую правовую оценку, нарушений норм материального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 25 октября 2018 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Овчарова С.В. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.