Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Габидуллиной А.Г,
судей Абдуллиной Г.А. и Пичуговой О.В,
при секретаре судебного заседания Закировой А.Г,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Габидуллиной А.Г. гражданское дело по апелляционной жалобе Фазлыева Р.Ж. на решение Советского районного суда г.Казани от 8 ноября 2018 года, которым постановлено:
в удовлетворении иска Фазлыева Р.Ж. к МКУ "Администрация Советского района ИК МО г.Казани" о признании незаконным распоряжения главы Администрации Советского района ИК МО г.Казани "О постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и снятии с учета очередников" и восстановлении в очереди на улучшение жилищных условий отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя Фазлыева Р.Ж. - Шаймарданова А.С, а также Фазлыеву Г.Н. в поддержку апелляционной жалобы, возражения представителя МКУ "Администрация Советского района ИК МО г.Казани" - Федорова В.Н. относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Фазлыев Р.Ж. обратился в суд с иском к МКУ "Администрация Советского района ИК МО г.Казани" о признании незаконным распоряжения главы Администрации Советского района ИК МО г.Казани "О постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и снятии с учета очередников". В обоснование иска указано, что распоряжением главы Администрации Советского района ИК МО г.Казани от 29 июня 2018 года было принято решение о снятии семьи истца с учета очередников, в связи с утратой основания, дающего право на получение жилого помещения. Указанное решение мотивировано тем, что совокупный уровень обеспеченности общей площади на одного члена семьи составляет 20.99 кв.м. Полагает, что распоряжение является незаконным, поскольку уровень обеспеченности в семье истца не изменился. Истец просил признать незаконным указанное распоряжение и восстановить его семью в очереди на улучшение жилищных условий и реестре нуждающихся в жилых помещениях.
В судебном заседании представитель Фазлыева Р.Ж. - Фазлыева Г.Н. исковые требования поддержала, пояснила, что в очереди на улучшение жилищных условий по-прежнему семья состоит из четырех человек. В настоящее время в квартире зарегистрирована мать истца - Гилязова М.Х, в связи с чем жилищные условия семьи истца не ухудшены.
Представитель МКУ "Администрация Советского района ИК МО г.Казани" - Садыкова Г.Ф. исковые требования не признала.
Заинтересованные лица Гилязова М.Х, Фазлыев Р.Р, Фазлыева Э.Р. не явились, извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие, исковые требования поддержали.
Суд в удовлетворении иска отказал.
В апелляционной жалобе Фазлыев Р.Ж. просит отменить решение суда и принять новое решение об удовлетворении его исковых требований. В жалобе ссылается на те же доводы, что и в обоснование своего искового заявления, выражает несогласие с выводами суда. Считает, что судом неправильно применены нормы материального и процессуального права, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с п.1 ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе:
1) оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.
Согласно пп.2 п.1 ст.8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
В соответствии с ч.2 ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Согласно ст.52 Жилищного кодекса Российской Федерации состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром.
Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр срок принятия решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет исчисляется со дня передачи многофункциональным центром такого заявления в орган, осуществляющий принятие на учет.
Согласно п.2 ч.3, ч.ч. 6,7, 8 ст.4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
Сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные:
1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника);
2) с обменом жилыми помещениями;
3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения;
4) с выделением доли собственниками жилых помещений;
5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила).
Согласно пп."б" п.15 указанных Правил сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, перечисленных в части 8 статьи 4 Федерального закона N 283-ФЗ, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере.
Согласно ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований или возражений.
Как видно из материалов дела, истец проживает в "адрес", площадью 50,50 кв.м. Вместе с истцом в квартире зарегистрированы также жена - Фазлыева Г.Н, сын - Фазлыев Р.Р, мать Гилязова М.Х. - с 27.12.2017 года.
Являясь нуждающимся в улучшении жилищных условий, 11 апреля 2002 года истец обратился к ответчику с заявлением о постановке на учет в таком качестве в составе 4 человек: Фазлыев Р.Ж, жена - Фазлыева Г.Н, сын - Фазлыев Р.Р, дочь - Фазлыева Э.Р. На момент постановки на учет мать истца - Гилязова М.Х. в квартире не проживала и зарегистрирована не была, к совместно проживающим членам семьи не относилась.
Постановлением главы администрации Советского района г.Казани от 26 апреля 2002 года N594 Фазлыев Р.Ж. как ветеран боевых действий с семьей из 4 человек был включен в сводный список получателей субсидий по Республике Татарстан в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 07 июня 2006 года N275 "Об утверждении Положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан".
Фазлыевой Э.Р, которая является членом семьи истца, на праве собственности принадлежит квартира общей площадью 46,1 кв.м. по адресу: "адрес".
Распоряжением главы Администрации Советского района Исполнительного комитета г.Казани от 29 июня 2018 года N1377 "О постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и снятии с учета очередников" было принято решение о снятии семьи истца с учета очередников в связи с утратой основания, дающего право на получение жилого помещения по договору социального найма, а именно в связи с изменением уровня обеспеченности заявителя и /или членов его семьи/ жилыми помещениями, занимаемыми по договору социального найма или находящимися в собственности, составившим более нормы предоставления площади жилого помещения в соответствии с требованиями, установленными муниципальным правовым актом.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что не имеется оснований для признания оспариваемого решения МКУ "Администрация Советского района ИК МО г.Казани" незаконным, поскольку семья истца улучшила жилищные условия путем приобретения в собственность одного из членов семьи - дочери Фазлыевой Э.Р. квартиры площадью 46,1 кв.м, которая подлежит учету при определении степени нуждаемости в улучшении жилищных условий. Совокупный уровень обеспеченности общей площадью на оного члена семьи составил 20,99 кв.м, что является законным основанием для снятия с учета.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда, поскольку член семьи истца, состоящий на учете по получению единовременной социальной выплаты, улучшил свои жилищные условия.
Доводы апелляционной жалобы о том, что состав семьи не изменился, в квартире так же проживают четыре человека, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку вселение матери истца - Гилязовой М.Х. произошло 27 декабря 2017 года - после приобретения в собственность члена семьи квартиры, в связи с чем следует рассматривать как намеренное ухудшение жилищных условий.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, доводы жалобы были предметом обсуждения в суде первой инстанции и обоснованно по основаниям, изложенным в решении суда, признаны неосновательными. Нарушений судом норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Таким образом, решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329, ст. 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г.Казани от 8 ноября 2018 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Фазлыева Р.Ж. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационную инстанцию.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.