Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Габидуллиной А.Г,
судей Абдуллиной Г.А. и Гиниатуллиной Ф.И,
с участием прокурора Аблиева Т.М,
при секретаре судебного заседания Закировой А.Г,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Габидуллиной А.Г. гражданское дело по апелляционной жалобе Красильниковой Н.И. на решение Вахитовского районного суда г.Казани от 9 октября 2018 года, которым постановлено:
иск удовлетворить.
Прекратить право собственности Красильниковой Н.И. на "адрес".
Признать за муниципальным образованием г.Казань право собственности на "адрес".
Прекратить право собственности муниципального образования "адрес".
Признать за Красильниковой Н.И. право собственности на "адрес".
Выселить Красильникову Н.И. из "адрес" в "адрес", со снятием с регистрационного учета по адресу: "адрес".
Взыскать с Красильниковой НИ. государственную пошлину в бюджет муниципального образования г.Казани в размере 300 руб.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя Красильниковой Н.И. - Плющева В.Е. в поддержку апелляционной жалобы, возражения представителя Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани - Хайруллиной Н.А. относительно апелляционной жалобы, заключение прокурора Аблиева Т.М. полагавшего жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Исполнительный комитет муниципального образования г..Казани (далее по тексту - ИК МО г..Казани) обратился в суд с иском к Красильниковой Н.И. о прекращении права собственности, признании права собственности, выселении. В обоснование иска указано, что собственником "адрес", является ответчик. Постановлениями Исполнительного комитета г..Казани от 30 декабря 2009 года N11567 "О признании многоквартирных домов г..Казани аварийными и подлежащими сносу", от 11 сентября 2013 года N7992 "Об утверждении муниципальной адресной программой по переселению граждан из аварийного жилищного фонда города Казани на 2013-2017 годы" жители аварийного дома, расположенного по адресу: "адрес" подлежат переселению в благоустроенные жилые помещения. В соответствии с постановлением Исполкома муниципального образования г..Казани от 30 декабря 2009 года N11567 "О признании многоквартирных домов г..Казани аварийными и подлежащими сносу либо аварийными и подлежащими реконструкции или реставрации" ответственным за обеспечение переселения жителей аварийных и подлежащих сносу домов за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года N185-ФЗ "О Фонде содействия сформированию жилищно-коммунального хозяйства" является МКУ "Управление жилищной политики ИК МО г..Казани". Постановлением Исполнительного комитета г..Казани от 11 сентября 2013 года N7992 была утверждена Муниципальная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда г..Казани.
Постановлением Исполнительного комитета г..Казани от 15 сентября 2017 года N3645 были внесены изменения в вышеуказанную программу, согласно которым собственникам жилых помещений аварийного жилищного фонда в соответствии со ст.32 ЖК РФ, а также на основании вступивших в законную силу судебных актов предоставляются благоустроенные жилые помещения в счет возмещения изымаемых жилых помещений, расположенных в аварийных домах, либо осуществляется выплата денежной компенсации по соглашениям об изъятии жилых помещений для муниципальных нужд путем выкупа. Исполнительным комитетом г..Казани принято решение предоставить ответчику "адрес". Ответчик от предоставляемого жилого помещения отказался.
С учетом уточнения исковых требований представитель истца просил прекратить право собственности Красильниковой Н.И. на "адрес"; признать за муниципальным образованием г.Казань право собственности на "адрес"; прекратить право собственности за муниципальным образованием г.Казань на жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес"; признать право собственности за Красильниковой Н.И. на жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес"; выселить Красильникову Н.И. из "адрес" со снятием с регистрационного учета в жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес".
В судебном заседании представитель ИК МО г. Казани - Шарипова Л.Р. исковые требования поддержала.
Красильникова Н.И. не явилась, извещена надлежащим образом.
Суд постановилрешение в вышеизложенной формулировке.
В апелляционной жалобе Красильникова Н.И. просит отменить решение суда и принять новое решение, которым отказать в удовлетворении иска ИК МО г.Казани. В жалобе ссылается на то, что повторное обращение в суд с аналогичными требованиями между теми же сторонами недопустимо. Указывает, что решением Вахитовского районного суда г.Казани по делу N2-10479/2013 на ИК МО г.Казани уже возложена обязанность по предоставлению жилого помещения жилой площадью не менее 22,2 кв.м. Указанные обстоятельства не оспариваются и повторному установлению не подлежат.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе:
1) оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.
В силу п.2 ч.1 ст.8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Согласно п.10 ч. 1 ст.14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
Согласно ч.4 ст.15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч.3 ст.16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.
В соответствии с ч.ч. 1, 8, 9, 10 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.
Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
То есть, если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 N185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Из положений названного Закона следует, что федеральный законодатель, предусматривая правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъекту Российской Федерации и муниципальному образованию из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства для переселения, граждан из аварийного жилищного фонда, одновременно предписывает осуществлять переселение граждан из аварийного жилищного фонда не по своему усмотрению, а в соответствии с жилищным законодательством.
В силу п. 3 ст. 2 вышеназванного Закона под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32 и 86 Жилищного кодекса РФ в равной мере.
Таким образом, по общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным: и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса РФ. По смыслу указанной правовой нормы, обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения допускается как путем заключения соглашения о выплате выкупной цены за изымаемое жилое помещение, так и путем заключения соглашения с собственником жилого помещения о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Из материалов дела следует, что ответчик является собственником "адрес", общей площадью 22,2 кв.м.
Постановлением Исполнительного комитета г.Казани от 30 декабря 2009 года N11567 "О признании многоквартирных домов г.Казани аварийными и подлежащими сносу", постановлением от 11 сентября 2013 года N7992 "Об утверждении муниципальной адресной программой по переселению граждан из аварийного жилищного фонда г.Казани на 2013-2017 годы" жители аварийного дома, расположенного по адресу: "адрес" подлежат переселению в благоустроенные жилые помещения.
В соответствии с постановлением Исполкома муниципального образования г.Казани от 30 декабря 2009 года N11567 "О признании многоквартирных домов г.Казани аварийными и подлежащими сносу либо аварийными и подлежащими реконструкции или реставрации" ответственным за обеспечение переселения жителей аварийных и подлежащих сносу домов за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года N185-ФЗ "О Фонде содействия сформированию жилищно-коммунального хозяйства" является МКУ "Управление жилищной политики ИК МО г.Казани". Согласно постановлению Исполкома муниципального образования г.Казани от 11 сентября 2013 года N7992 Управлению поручено обеспечить выполнение мероприятий программы путем согласования с Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан объемов затрат и источников жилых их финансирования и выкупа в установленном порядке у собственников жилых помещений.
Постановлением Исполнительного комитета г.Казани от 11 сентября 2013 года N7992 утверждена Муниципальная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда г.Казани.
Постановлением Исполнительного комитета г.Казани от 15 сентября 2017 года N3645 внесены изменения в вышеуказанную программу, согласно которым собственникам жилых помещений аварийного жилищного фонда в соответствии со статьей 32 ЖК РФ, а также на основании вступивших в законную силу судебных актов предоставляются благоустроенные жилые помещения в счет возмещения изымаемых жилых помещений, расположенных в аварийных домах, либо осуществляется выплата денежной компенсации по соглашениям об изъятии жилых помещений для муниципальных нужд путем выкупа.
Решением Вахитовского районного суда г.Казани от 31 октября 2013 года удовлетворены требования прокурора Вахитовского района г.Казани, действующего в интересах Красильниковой Н.И. к Исполнительному комитету г.Казани, согласно которому на ИК МО г.Казани была возложена обязанность предоставить Красильниковой Н.И. во внеочередном порядке в собственность благоустроенное жилое помещение общей площадью 22,2 кв.м, в том числе жилой площадью не менее 22,2 кв.м.
Исполнительным комитетом города Казани принято решение предоставить ответчику "адрес".
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции исходил из того, что жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст.32 Жилищного кодекса РФ. Жилое помещение предоставляется Красильниковой Н.И. не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи со сносом дома, выселение Красильниковой Н.И. из занимаемого жилого помещения в предлагаемое ИК МО г.Казани благоустроенное жилое помещение соответствует требованиям закона, не нарушает жилищные права ответчика. Предоставляемое ответчику жилое помещение - "адрес", отвечает уровню благоустроенности жилых помещений применительно к условиям населенного пункта.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что с учетом возникших между сторонами правоотношений, суд первой инстанции правильно определилюридически значимые по делу обстоятельства и надлежащим образом руководствовался при рассмотрении дела приведенными выше нормами законодательства, регулирующими возникшие между сторонами правоотношения. Выводы суда соответствуют требованиям закона и обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы о допущенных судом процессуальных нарушениях судебная коллегия отклоняет.
Согласно абз.3 ст.220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд прекращает производство по делу в случае, если имеется вступившее в законную силу и принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение суда или определение суда о прекращении производства по делу в связи с принятием отказа истца от иска или утверждением мирового соглашения сторон.
Предусмотренное абз.3 ст.220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основание для прекращения производства по делу связано с установлением тождественности вновь заявленных требований и тех, по которым вынесено и вступило в законную силу судебное постановление.
Тождественным является спор, в котором совпадают стороны, предмет и основание требований. При изменении одного из названных элементов, спор не будет являться тождественным и заинтересованное лицо вправе требовать возбуждения дела и его рассмотрения по существу.
Предусмотренное основание для прекращения производства по делу связано с установлением полного тождества как заявленных требований по предмету и основаниям, так и субъектного состава спора.
В данном случае оснований для прекращения производства по делу у суда не имелось, поскольку ранее Исполкомом МО г.Казани к Красильниковой Н.И. аналогичных требований не предъявлялось, решений о предоставлении жилого помещения относительно данного ответчика не принималось.
Установлено, что основанием для обращения в суд прокурора Вахитовского района г. Казани в интересах Красильниковой Н.И. по делу N 2-10479/2013 являлось бездействие органов местного самоуправления по переселению граждан из аварийного жилого фонда. Судом принято решение о предоставлении Красильниковой Н.И. во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения равнозначного по площади ранее занимаемому.
Как следует из сведений, предоставленных Межрайонным отделом судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Республике Татарстан, исполнительное производство... с предметом исполнения: обязать ИК МО г.Казани предоставить Красильниковой Н.И. во внеочередном порядке в собственность благоустроенное жилое помещение общей площадью 22,2 кв.м, в том числе жилой площадью не менее 22,2 кв.м, окончено 10 марта 2017 года.
Вместе с тем, из представленной копии постановления об окончании исполнительного производства от 10 марта 2017 года следует, что исполнительное производство... окончено в отношении взыскания исполнительского сбора.
Решением Вахитовского районного суда г. Казани от 28 декабря 2017 года признано незаконным постановление от 10 марта 2017 года об окончании исполнительного производства... с предметом исполнения: обязать ИК МО г.Казани предоставить Красильниковой Н.И. во внеочередном порядке в собственность благоустроенное жилое помещение общей площадью 22,2 кв.м, в том числе жилой площадью не менее 22,2 кв.м.
В рамках указанного исполнительного производства было вынесено распоряжение руководителя ИКМО г. Казани от 2 мая 2017 года о предоставлении квартиры по адресу: "адрес" А, "адрес", общей площадью 36,4 кв.м, жилой площадью 27 кв.м, от которой Красильникова Н.И. отказалась.
Основанием для предъявления иска по данному делу послужил отказ ответчика от переселения из аварийного жилого фонда.
Предоставляемое жилое помещение представляет собой квартиру общей площадью 36,7 кв.м, жилой площадью 17,0 кв.м.
В связи с тем, что по состоянию на 2018 год решение суда от 31 октября 2017 года не было исполнено, от предлагаемых квартир Красильникова Н.И. отказалась, а проживание в аварийном жилом помещении представляет угрозу жизни и здоровью граждан, Исполкомом было принято решение о предоставлении Красильниковой Н.И. "адрес".
В соответствии с п. 1 ст.89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Довод апелляционной жалобы о том, что предоставляемое ответчику жилое помещение должно по жилой площади соответствовать ранее занимаемому, судебной коллегией отклоняется как несостоятельный, поскольку согласно части 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта, что в данном случае соблюдено.
Ответчику предоставлена изолированная благоустроенная квартира, общая площадь которой превышает ранее занимаемую. Решение суда от 31 октября 2013 года преюдициального значения по данному делу не имеет в силу вышеизложенного.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют позицию ответчика при рассмотрении дела в суде первой инстанции и выражают несогласие с выводами суда, поэтому отклоняются судебной коллегией, как основанные на неправильном толковании норм материального права.
С учетом изложенного, решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 199, 329, пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вахитовского районного суда г.Казани от 9 октября 2018 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Красильниковой Н.И. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.