Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Габидуллиной А.Г,
судей Абдуллиной Г.А. и Гиниатуллиной Ф.И,
при секретаре судебного заседания Хабибуллиной Р.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьиГабидуллиной А.Г. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан" - Саляхова Д.З. на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 13 сентября 2018 года, которым постановлено:
исковые требования Киямова Альфреда Мунировича удовлетворить.
Признать решение общественной жилищной комиссии по работе с нуждающимися в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки от 27 апреля 2018 года в части исключения Киямова Альфреда Мунировича из реестра участников социальной ипотеки незаконным.
Обязать восстановить в очереди нуждающихся в жилом помещении в системе социальной ипотеки Киямова Альфреда Мунировича.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан" - Юсуповой Г.Г. в поддержку доводов жалобы, возражения представителя Киямова А.М. - Файзрахманова И.И. относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Киямов А.М. обратился в суд к иском к НО "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан, СИПК "Строим будущее" о признании решения общественной жилищной комиссии по работе с нуждающимися в улучшении жилищных условий в системе ипотеки от 27 апреля 2018 года в части исключения из реестра участников социальной ипотеки незаконным, обязании восстановить в очереди нуждающихся в жилом помещении с момента подачи заявления о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки. В обоснование иска указано, что 12 ноября 2013 года между НО "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан", СИПК "Строим будущее" и Киямовым А.М, Киямовой З.Р. был заключен договор социальной ипотеки... По условиям договора истцу и членам его семьи предоставляется право выбора, право использования и возможность получения права собственности на проинвестированную специализированной некоммерческой организацией "будущую собственную квартиру". В соответствии с пунктом 3 договора истец обязан внести сумму "задатка" в размере 1 000 руб. с целью обеспечения участия в выборе, осуществлять ежемесячные платежи предварительных накоплений. За период с ноября 2013 года по апрель 2018 года внесена сумма в размере 300 000 руб. Данные условия договора выполнены в полном объеме. После подписания договора истец и члены его семьи были поставлены на учет по программе социальной ипотеки. Решением общественной комиссии по работе с нуждающимися в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки от 27 апреля 2018 года при ежегодной перерегистрации истцу отказано в подтверждении права на государственную поддержку в системе социальной ипотеки по причине того, что с 15 августа 2014 года вышел на пенсию по выслуге лет и в настоящее время трудовую деятельность в МВД по РТ не осуществляет. С данным отказом не согласен.
Судом по делу в качестве соответчика привлечен Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны, в качестве третьих лиц Управление Министерства внутренних дел по г. Набережные Челны и Министерство внутренних дел Республики Татарстан.
В судебном заседании истец и его представитель исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель НО "ГЖФ при Президенте Республики Татарстан" в судебное заседание не явился, в представленном отзыве просил отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку семье истца отказано в праве на государственную поддержку в системе социальной ипотеки в связи с неосуществлением трудовой деятельности, работа в которой позволила бы ему получить жилье в системе социальной ипотеки. По состоянию на 24 июля 2018 года семья истца состоит в реестре фонда, сведения от органа местного самоуправления о снятии семьи с учета нуждающихся не поступали. Проверка права на получение государственной поддержки в системе социальной ипотеки относится к компетенции органа местного самоуправления, фонд надлежащим ответчиком по данному делу не является.
Представители ответчиков - Исполнительного комитета муниципального образования г. Набережные Челны и СИПК "Строим будущее" в судебное заседание не явились.
Третье лицо Киямова З.Р. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
Представитель Министерства внутренних дел по Республике Татарстан и Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Набережные Челны - Попова Г.Н. в судебном заседании с иском согласилась, указав, что в связи с выходом сотрудника на пенсию по выслуге лет это право не утрачивается, истцу необходимо пройти перерегистрацию.
Суд постановилрешение в вышеизложенной формулировке.
В апелляционной жалобе представитель НО "ГЖФ при Президенте Республики Татарстан" просит решение суда отменить, отказав в удовлетворении исковых требований Киямова А.М. к Фонду. В обоснование доводов жалобы указывает, что Фонд является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку не наделен полномочиями в осуществлении перерегистрации граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Процедура перерегистрации осуществляется органом местного самоуправления, в полномочия которого входит проверка нуждаемости семьи в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки. В данном случае право на государственную поддержку в системе социальной ипотеки истцом не подтверждено, на момент перерегистрации он перестал являться работником бюджетной сферы.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с п.1 ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе: оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.
В силу пункта 3 части 2 статьи 11 Жилищного кодекса Российской Федерации защита жилищных прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со ст.3 Закона Республики Татарстан от 27 декабря 2004 года N69-ЗРТ "О государственной поддержке жилищного строительства в Республике Татарстан" социальная ипотека - предоставление гражданам жилья в рассрочку в соответствии с основными требованиями, предъявляемыми к государственной поддержке развития жилищного строительства.
Указом Президента Республики Татарстан NУП-265 от 23 июня 2005 года Государственный жилищный Фонд определен специализированной организацией, осуществляющей реализацию Закона Республики Татарстан N 69-ЗРТ от 27 декабря 2004 года "О государственной поддержке жилищного строительства в Республике Татарстан" в соответствии с предусмотренными уставом фонда предметом, целями деятельности и полномочиями.
В соответствии со ст.5 Устава Фонда, утвержденного Указом Президента РТ от 30 декабря 2004 года N УП-810 "О мерах по регулированию деятельности Государственного жилищного фонда при Президенте Республики Татарстан" предметом деятельности Фонда является действия, направленные на обеспечение развития жилищного строительства в Республике Татарстан, в том числе реализации жилья на принципах социальной ипотеки, ипотечного кредитования граждан и юридических лиц, осуществляемые в соответствии с действующим законодательством и настоящим Уставом. Целями деятельности Фонда является развитие жилищного строительства в Республике Татарстан и содействие в обеспечении реализации гражданами их конституционного права на жилище.
Согласно п.1.10 Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 02.08.2007 N 366 (ред. от 30.09.2017) "О дальнейших мерах по реализации Закона Республики Татарстан от 27 декабря 2004 г. N 69-ЗРТ "О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан" и совершенствованию порядка предоставления жилья в рамках республиканской государственной поддержки", граждане, поставленные на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в органах местного самоуправления, обязаны в календарном году, в котором осуществляется выбор жилого помещения, и до подписания протокола выбора квартиры пройти по месту постановки на такой учет перерегистрацию в целях подтверждения права на государственную поддержку в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки.
Перерегистрация осуществляется в том же порядке, что и постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки.
В соответствии с п.18 Правил и порядка постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в Республике Татарстан, утвержденных Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15.04.2005 N 190, право состоять в Реестре специализированной организации (некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан") сохраняется за Заявителем до выбора семьей отдельной квартиры, за исключением случаев: выявления сведений, не соответствующих указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для принятия на учет; выявления случаев неправомерных действий должностных лиц при постановке на учет; выезда на постоянное место жительства за пределы Республики Татарстан; утраты им оснований, предусмотренных пунктом 7 настоящих Правил и порядка; подачи личного заявления Заявителя о снятии с учета; выявления в ходе перерегистрации сведений, не подтверждающих права гражданина на государственную поддержку в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки; незаключения Заявителем договора социальной ипотеки в 90-дневный срок со дня получения уведомления о включении в Реестр специализированной организации (некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан"); невыполнения условий договора по осуществлению ежемесячных платежей; исключения из Реестра специализированной организации (некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан") в связи с расторжением договора по соглашению сторон.
Органы местного самоуправления, организации при выявлении случаев, указанных в абзацах втором - шестом настоящего пункта, информируют об этом специализированную организацию (некоммерческую организацию "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан") в 10-дневный срок со дня выявления такого случая.
Исключение из Реестра специализированной организации (некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан") осуществляется решением специализированной организации с обязательным письменным извещением органа местного самоуправления, организации и Заявителя с указанием причины исключения в 10-дневный срок со дня принятия решения.
После получения извещения специализированной организации (некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан") орган местного самоуправления, организация в 10-дневный срок принимает решение о снятии Заявителя с учета. Решение о снятии с учета принимается при отсутствии у Заявителя иных оснований для нахождения на учете.
В силу п.5 указанных Правил, основаниями постановки на учет семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, являются:
5.1. Общеобязательные:
подача Заявителем заявления по месту жительства или месту работы о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки; осуществление трудовой деятельности Заявителями и трудоспособными членами семьи; совокупный уровень обеспеченности общей площадью на одного члена семьи в объектах жилищных прав менее нормы принятия на учет, определенной пунктом 3 настоящих Правил и порядка; наличие ежемесячного совокупного дохода на одного члена семьи, обеспечивающего суммарно прожиточный минимум каждого члена семьи и гарантирующего своевременное погашение ежемесячных текущих платежей по выкупу жилых помещений в собственность.
В соответствии с пунктом 2 Порядка определения условий и сроков рассрочки платежей граждан для приобретения жилья по социальной ипотеке, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 2 августа 2007 г. N 366, в целях настоящего Порядка используются следующие понятия: работники бюджетной сферы - граждане, работающие в государственных и муниципальных учреждениях, а также в иных организациях, финансируемых из бюджетов всех уровней.
Как видно из материалов дела, 06 августа 2013 года Киямов А.М. в составе семьи из трех человек, в том числе Киямов А.М, сын Киямов М.А, супруга Киямова Х.Р. приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки по квоте "работник бюджетной сферы".
12 ноября 2013 года между НО "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан", СИПК "Строим будущее" и Киямовым М.А, Киямовой З.Р. и несовершеннолетним Киямовым М.А. заключен договор социальной ипотеки...
Во исполнение пункта 3.1.2 договора, в целях предварительных накоплений с ноября 2013 года по июль 2018 года семьей внесены денежные средства в размере 300 000 руб.
Согласно выписке из протокола N 4 решения общественной жилищной комиссии по работе с нуждающимися в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки от 27 апреля 2018 года по обращению Киямова А.М. о подтверждении права на государственную поддержку в системе социальной ипотеки последнему отказано в подтверждении права на государственную поддержку в системе социальной ипотеки со ссылкой на п.5.1 Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 15.04.2005 N 190, так как он в настоящее время не осуществляет трудовую деятельность.
Согласно материалам дела, Киямов А.М. при постановке на учет осуществлял трудовую деятельность в МВД по Республике Татарстан, 15 августа 2014 года вышел на пенсию по выслуге лет.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции исходил из того, что само по себе неосуществление трудовой деятельности Киямовым А.М. на момент подачи заявления о перерегистрации не повлекло за собой отпадение оснований нуждаемости в улучшении жилищных условий его семьи, поскольку все другие основания для постановки на учет остались неизменными. Более того, Киямов А.М. вышел на пенсию по выслуге лет, как работник бюджетной организации, имеет доход в виде пенсии, что не могло повлиять на его способность своевременно погашать ежемесячные текущие платежи по выкупу жилого помещения в собственность. Другие члены семьи также трудоустроены.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о необходимости восстановления семьи истца на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в силу следующего.
Как следует из справки от 3 октября 2018 года N 142 Киямов А.М. в настоящее время работает в муниципальном бюджетном дошкольном учреждении "Детский сад N 38 "Аленький цветочек".
Распоряжением N 17500 руководителя Исполнительного комитета г. Набережные Челны от 7 ноября 2018 года произведена перерегистрация семьи Киямова А.М. в целях подтверждения права на государственную поддержку в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки.
Кроме того, 31 декабря 2018 года между НО "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан", СИПК "Строим будущее" и Киямовым А.М, Киямовой З.Р. заключен договор участия, выбора и передачи "будущей собственной квартиры", согласно которому семьей истца приобретена квартира по адресу: "адрес".
В соответствии с п.1.7 Порядка предоставления гражданам жилых помещений по социальной ипотеке, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 02 августа 2007 года N366 "О дальнейших мерах по реализации Закона Республики Татарстан от 27 декабря 2004 года N69-ЗРТ "О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан", предложить организациям, участвующим в финансировании социальной ипотеки, бюджетным организациям учитывать в коллективных и/или трудовых договорах, а специализированной организации - в договорах социальной ипотеки следующие условия:
В случае, если работник организации или учреждения бюджетной сферы прекратит в течение 10 лет после получения жилого помещения трудовые отношения с организацией, работа в котором позволила ему получить жилье в системе социальной ипотеки, он утрачивает право на льготный порядок приобретения жилья. Основанием для утраты права на льготную цену приобретения жилья является направленное в специализированную организацию письменное ходатайство руководителя, одобренное решением его жилищной комиссии (для работников организаций, осуществляющих платежи на развитие жилищного строительства в Республике Татарстан), либо решение муниципального образования (для работников бюджетной сферы муниципального образования), либо решение руководителя учреждения, ведомства (для работников бюджетной сферы республики). В случае утраты льготы остаток не выплаченной работником за получаемое жилое помещение суммы, в том числе по договору целевого денежного займа, заключенного со специализированной организацией пересчитывается и подлежит уплате им с начислением двойной ставки процентов, действующей в системе социальной ипотеки.
Указанные в настоящем пункте правила не распространяются на случаи:
перехода работника из одной организации в другую с согласия работодателей; выхода работника на пенсию, в том числе по инвалидности, или его смерти; избрания работника в представительные органы государственной власти или местного самоуправления; иные случаи, установленные законодательством.
Пунктом 11.1 договора социальной ипотеки... от 12 ноября 2013 года между НО "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан", СИПК "Строим будущее" и Киямовым М.А, Киямовой З.Р. также предусмотрены условия утраты права на льготный порядок приобретения жилья, которые не распространяются на случаи: перехода работника из одной организации в другую с согласия работодателей; выхода работника на пенсию, в том числе по инвалидности, или его смерти; избрания работника в представительные органы государственной власти или местного самоуправления.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Фонд является ненадлежащим ответчиком по делу, судебная коллегия находит обоснованными.
Согласно п.9 Правил и порядка постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в Республике Татарстан, утвержденных Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 апреля 2005 года N190, рассмотрение заявлений заявителей для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки осуществляется общественными жилищными комиссиями.
Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан и СИПК "Строим будущее" являются ненадлежащими ответчиками по делу, поскольку не наделены полномочиями в осуществлении перерегистрации граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Процедура перерегистрации осуществляется органом местного самоуправления, в полномочия которого входит проверка нуждаемости семьи в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки.
Вместе с тем, указанное обстоятельство не является основанием для отмены либо изменения правильного по существу решения суда, поскольку ни мотивировочная, ни резолютивная часть решения каких-либо обязанностей на указанных ответчиков не возлагают. Судом по существу удовлетворены исковые требования к Исполнительному комитету г.Набережные Челны, принявшему оспариваемое решение от 27 апреля 2018 года. Данных об исключении истца из Реестра Государственного жилищного фонда материалы дела не содержат.
Как следует из объяснений представителя Фонда, решение органа местного самоуправления в Фонд не направлялось в связи с наличием судебного спора.
В силу изложенного решение суда следует признать законным и обоснованным, дополнив резолютивную часть указанием на отказ в удовлетворении исковых требований Киямова Альфреда Мунировича к некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан", СИПК "Строим будущее".
Руководствуясь п. ст. 328, ст. 329, ст. 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 13 сентября 2018 года по данному делу оставить без изменения, дополнив резолютивную часть указанием на отказ в удовлетворении исковых требований Киямова Альфреда Мунировича к некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан", СИПК "Строим будущее".
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационную инстанцию.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.