Судья Верховного суда Республики Крым Шидакова О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Керчи Республики Крым на решение судьи Керченского городского суда Республики Крым от 6 декабря 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 10.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Керчи Республики Крым,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника управления государственного карантинного фитосанитарного, семенного контроля (надзора), надзора за качеством зерна Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым ФИО4 от 16 октября 2018 года N 194/04.2-09, оставленным без изменения решением судьи Керченского городского суда Республики Крым от 6 декабря 2018 года, управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Керчи Республики Крым привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьёй 10.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
Не согласившись с вынесенным решением, законный представитель управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Керчи Республики Крым обратился в Верховный Суд Республики Крым с жалобой, в которой просит решение судьи Керченского городского суда Республики Крым от 6 декабря 2018 года отменить, производство по делу прекратить ввиду того, что управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Керчи не является надлежащим субъектом административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьёй 10.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании защитник управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Керчи Ковалёва И.С. жалобу поддержала по основаниям, изложенным в ней.
Представители административного органа Одабаши А.А, Носик А.В. в судебном заседании полагали жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения, судебное решение - без изменения.
Выслушав участников процесса, проверив доводы жалобы, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Согласно пункту 8 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Статьей 10.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что нарушение правил борьбы с карантинными, особо опасными и опасными вредителями растений, возбудителями болезней растений, растениями-сорняками влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в нарушении правил борьбы с карантинными, особо опасными и опасными вредителями растений, возбудителями болезней растений, растениями - сорняками.
Обязанности организаций, индивидуальных предпринимателей и граждан в области обеспечения карантина растений установлены статьей 32 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 206-ФЗ "О карантине растений" (далее - Закон N 206-ФЗ).
В соответствии с пунктами 1, 10 статьи 32 Закона N 206-ФЗ граждане, юридические лица, которые имеют в собственности, во владении, в пользовании, в аренде подкарантинные объекты или осуществляют производство (в том числе переработку), ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации, хранение, перевозку и реализацию подкарантинной продукции, обязаны: выполнять карантинные фитосанитарные требования; выполнять другие обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации в области карантина растений, правилами и нормами обеспечения карантина растений.
Пунктом 30 части 2 статьи 2 Закона N 206-ФЗ подкарантинные объекты - земельные участки любого целевого назначения, здания, строения, сооружения, резервуары, места складирования (помещения), оборудование, транспортные средства, контейнеры, иные объекты, которые способны являться источниками проникновения на территорию Российской Федерации и (или) распространения но ней карантинных объектов.
На основании части 1 статьи 20 Закона N 206-ФЗ подготовка программы локализации очага карантинного объекта и ликвидации популяции карантинного объекта осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области карантина растений, или его территориальным органом на основе результатов анализа фитосанитарного риска, биологических особенностей карантинного объекта и обстоятельств его выявления, географических особенностей, факторов сезонного характера.
В силу части 2 статьи 32 Закона N 206-ФЗ проведение лабораторных исследований в целях выявления карантинных объектов и осуществление борьбы с ними осуществляются за счет средств граждан, юридических лиц, которые имеют в собственности, во владении, в пользовании, в аренде подкарантинные объекты, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Приказом Минсельхоза России от 15 декабря 2014 года N 501 "Об утверждении Перечня карантинных объектов" растения (сорняки) - Амброзия полыннолистная (Ambrosia artemisiifolia L.), Повилика (Cuseuta spp.), Горчак ползучий (Acroptilon repens DC.) включены в Перечень карантинных объектов.
Согласно протоколу об административном правонарушении от 4 октября 2018 года N 053/10-24 и постановлению должностного лица административного органа от 16 октября 2018 года N 194/04.2-09 управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Керчи Республики Крым привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, выразившегося в наличии на территории городского округа Керчь очагов карантинных объектов - амброзия полыннолистная, горчак ползучий и повилика полевая, а также в ненаправлении в Крымсельхознадзор извещений о выявлении в ходе обследований карантинных объектов. Указанные факты свидетельствуют о нарушении требований статей 20, 32 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 206-ФЗ "О карантине растений".
Доводы защитника юридического лица о том, что управление является структурным подразделением администрации города и осуществляет деятельность, направленную на реализацию полномочий органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства, осуществляет контроль за соблюдением Правил благоустройства города в пределах предоставленной компетенции, в связи с чем, не может являться субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьёй 10.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судом не принимаются в силу следующего.
Так, в соответствии с пунктом 9.1. Правил благоустройства территории муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым, утвержденных решением N 262-1/15 сессии Керченского городского совета 1 созыва 26 марта 2015 года, контроль за соблюдением настоящих Правил осуществляет администрация города Керчи Республики Крым путем создания отдела по контролю за благоустройством и наделения соответствующими полномочиями должностных лиц из числа служащих органов местного самоуправления.
Решением 10 сессии 1 созыва Керченского городского совета Республики Крым от 11 декабря 2014 года N 124-1/14 с правами юридического лица в форме муниципального казенного учреждения был утвержден отраслевой орган администрации города Керчи. Согласно Решению 16 сессии 1 созыва Керченского городского совета Республики Крым от 19 февраля 2015 года N 234-1/15 утверждено Положение об управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации города Керчи Республики Крым.
Согласно пунктам 1 и 3 Положения "Об Управлении жилищно- коммунального хозяйства города Керчи" (далее - Положение об УЖКХ) управление жилищно-коммунального хозяйства города Керчи является структурным подразделением администрации города Керчи, осуществляет деятельность, направленную на реализацию полномочий органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Управление является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, печати, штампы, бланки со своим наименованием, приобретает имущественные и неимущественные права и обязанности, может выступать истцом и ответчиком в судах в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Целью деятельности управления является реализация политики, направленной на обеспечение устойчивого функционирования и развития отрасли жилищно-коммунального хозяйства и проведение жилищно-коммунальной реформы в городе Керчи (п.7 Положения).
Более того, в соответствии с пунктом 8.1 Положения об УЖКХ одной из задач деятельности управления является обеспечение комплексного развития жилищно-коммунального хозяйства города Керчи в целях создания благоприятных и безопасных условий проживания граждан.
В соответствии с пунктом 9.36 Положения об УЖКХ управление жилищно- коммунального хозяйства города Керчи наделено функцией заказчика по закупке товаров и услуг согласно и в пределах выделенных бюджетных ассигнований. Также обязанностью управления жилищно-коммунального хозяйства является использование по целевому назначению средств, выделенных из бюджетов всех уровней (п. 11.1).
Из материалов дела следует, что 13 марта 2018 года управлением жилищно-коммунального хозяйства, в соответствии с Положением об УЖКХ, Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заключен муниципальный контракт с индивидуальным предпринимателем ФИО5 на выполнение работ по борьбе с карантинными объектами.
В соответствии с пунктами 6.1, 6.2 указанного муниципального контракта "Заказчик" обязан осуществлять контроль за ходом реализации настоящего контракта, с соблюдением сроков выполнения работ, принимать результаты работ.
Из изложенного следует, что к обязанностям управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Керчи Республики Крым относится принятие необходимых мер по борьбе с карантинными объектами, в том числе путем заключения от своего имени контракта на выполнение работ по борьбе с карантинными объектами и контроль за выполнением указанных работ.
Таким образом, судьей городского суда правильно установлено, что управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации города Керчи борьба с карантинными объектами ведется не в полном объеме и ненадлежащим образом, чем нарушены требования статей 20 и 32 Закона N 206-ФЗ.
Вывод судьи районного суда при рассмотрении жалобы на постановление о наличии в действиях управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Керчи Республики Крым состава вмененного административного правонарушения соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которые всесторонне, полно и объективно исследовались судьей городского суда и получили надлежащую оценку в судебном акте в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с указанным доводы жалобы о том, что судьей районного суда не были выяснены фактические обстоятельства по делу, опровергаются материалами дела и являются несостоятельными.
Несогласие заявителя с произведенной судьей городского суда оценкой доказательств по делу и его выводами не свидетельствует о том, что судьей допущены существенные нарушения Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Нарушений конституционных и процессуальных прав юридического лица, а также норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, регулирующих порядок производства по делам об административных правонарушениях, не выявлено. Действия юридического лица по статье 10.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях квалифицированы верно.
Назначенное наказание соответствует характеру совершенного административного правонарушения, является справедливым и соответствует тяжести совершенного правонарушения. Наказание назначено в пределах санкции статьи 10.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного акта не имеется.
В соответствии с изложенным, руководствуясь ст.ст.30.2-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Решение судьи Керченского городского суда Республики Крым от 6 декабря 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 10.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Керчи Республики Крым оставить без изменения, жалобу управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Керчи Республики Крым - без удовлетворения.
Судья О.А. Шидакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.