Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Мотиной И.И.
судей Харченко И.А, Шестаковой Н.В.
при секретаре Гамуровой М.А.
рассмотрела 21 декабря 2018 года в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску Шугай Евгения Николаевича к Департаменту труда и социальной защиты Администрации г. Керчи Республики Крым о признании незаконным решения об отказе в предоставлении мер социальной поддержки, о возложении обязанности назначить меры социальной поддержки со дня обращения,
по апелляционной жалобе Шугай Евгения Николаевича на решение Керченского городского суда Республики Крым от 26 сентября 2018 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Мотиной И.И, исследовав материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шугай Е.Н. обратился в суд с иском к Департаменту труда и социальной защиты Администрации г. Керчи Республики Крым о признании незаконным решения об отказе в предоставлении мер социальной поддержки от 26.06.2018года N ш-171/23/01-10, о возложении обязанности назначить меры социальной поддержки как участнику боевых действий по оплате жилищно-коммунальных услуг с 25 июня 2018 года.
В обоснование требований указал, что постоянно проживает в Крыму и имеет статус "участник боевых действий", ранее по законодательству Украины являлся получателем соответствующих льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, однако при обращении к ответчику за предоставлением установленных ранее по законодательству Украины льгот, ему было отказано, ввиду отсутствия подтверждения факта постоянного проживания на территории Республики Крым по состоянию на 18 марта 2014 года. Указанный отказ Шугай Е.Н. считает незаконным.
Решением Керченского городского суда Республики Крым от 26 сентября 2018 года в удовлетворении требований Шугай Е.Н. отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, Шугай Е.Н. подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять новое, ссылаясь на то, что решение суда принято с нарушением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании стороны участия не принимали, о дне слушания дела извещены надлежаще, о причинах неявки суд не известили.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, принимая во внимание, что участники судебного разбирательства извещены надлежащим образом, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела по существу в отсутствие сторон.
Заслушав докладчика, исследовав материалы дела, дав правовую оценку представленным доказательств по правилам ст. 67 ГПК РФ в их совокупности и взаимной связи, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий.
Согласно ст. 3 Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Постоянное проживание лица на территории РФ как юридическое состояние, являющееся условием реализации им конституционных прав и свобод, включая право на меры социально поддержки (защиты) на основании законодательства, не обязательно обусловлено наличием регистрации по месту жительства или соответствием регистрации месту фактического постоянного проживания.
Аналогично, ч. 2 ст. 3 ФЗ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" предусмотрено, что граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что 31.10.2006 года Керченский военный комиссариат Республики Крым выдал Шугай Е.Н. удостоверение участника боевых действий (л.д. 13).
При обращении к ответчику 25.06.2018 года по поводу предоставления мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, истцу было отказано в предоставлении указанных мер социальной поддержки письмом от 26.06.2018года N ш-171/23/01-10. В качестве оснований для отказа в предоставлении мер социальной поддержки ответчик указал на отсутствие доказательств постоянного проживания в Крыму по состоянию на 16.03.2014 года.
Отдел по вопросам миграции от 20.12.2018 года N на запрос суда сообщил, что Шугай Е.Н. 02.06.1948 года рождения, уроженец "адрес", ДД.ММ.ГГГГ был документирован паспортом гражданина РФ серии N N. Паспорт выдан отделом по вопросам миграции УМВД России по "адрес" код подразделения N в связи с утратой паспорта гражданина РФ серии N N, выданного ДД.ММ.ГГГГ Федеральной Миграционной Службой код подразделения 900-004 в связи с подтверждением гражданства Российской Федерации.
Из паспорта гражданина Российской Федерации серии N N следует, что Шугай Е.Н. с 08.02.1979 года был зарегистрирован в "адрес", "адрес", "адрес". Согласно паспорту серии N N Швгай Е.Н. с 24.04.2018года зарегистрирован по адресу : "адрес".
Из пенсионного дела на имя Шугай Е.Н. следует, что с 01.01.2015 года Шугай Е.Н. является получателем страховой пенсии в размере 13134,47 рублей, которая выплачивалась ему по адресу: РК, "адрес" "адрес"
Согласно справке N/КЕ от 26.03.2018 года, выданной отделом миграции УМВД России по "адрес", ФИО1 на основании заключения ОВМ УМВД России по "адрес" N/КЕ от 26.03.2018 года признан гражданином Российской Федерации по ч.1 ст.4 ФКЗ РФ от 21.03.2014 г. N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым в городе Федерального значения Севастополя".
Ранее истцу были предоставлены льготы по оплате коммунальных услуг, что подтверждается Справкой ГУП РК "Вода Крыма", ГУП РК "Крымэнерго", выпиской из протокола комиссии по вопросу назначения жилищных субсидий, о том, что Шугай Е.Н. включен в Единый государственный автоматизированный реестр лиц, которые имеют право на льготы (л.д. 14).
Справкой ГУП РК "Вода Крыма" от 14.06.2018 года подтверждается, что Шугай Е.Н, проживающий по адресу: "адрес" являлся получателем льготы как "участник боевых действий" с 01.08.2010 года по 01.05.2016 года.
ГУП РК "Крымэнерго" Керченский РОЭ справкой N от 19.12.2018 года также подтвержден факт того, что Шугай Е.Н, проживающий по адресу "адрес" августа 2010 года по декабрь 2015 года являлся получателем льгот.
Особенности правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан РФ, постоянно проживающих по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на территориях Республики Крым регулируются ФЗ от 22 декабря 2014 года N 421-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
Согласно ст. 2 указанного Федерального закона реализация прав на получение мер социальной защиты (поддержки) в натуральной или денежной форме, а также получение выплат по обязательному социальному страхованию осуществляется гражданами с 1 января 2015 года в порядке, размерах, объеме и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, на основании документов, подтверждающих соответствующий статус гражданина, который был установлен законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 21 февраля 2014 года.
Закон Республики Крым от 17 декабря 2014 г. N 35-ЗРК/2014 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и лиц, проживающих на территории Республики Крым" устанавливает правовые гарантии социальной защиты отдельных категорий граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Крым, в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь и активную деятельность.
В частности предоставление мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг согласно удостоверению украинского образца "Участник боевых действий" устанавливается в соответствии с ч.4 ст.8 Закона Республики Крым от 17.12.2014года N 35-ЗРК/2014 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и лиц, проживающих на территории Республики Крым".
Оценивая собранные по делу доказательства в совокупности, судебная коллегия приходит к выводу, что Шугай Е.Н. по состоянию на 18.03.2014 г. проживал на территории Республики Крым и пользовался льготами по оплате коммунальных услуг, следовательно, имел основания для предоставления ему льгот на оплату жилищно- коммунальных услуг, предусмотренных Закона Республики Крым от 17.12.2014года N 35-ЗРК/2014 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и лиц, проживающих на территории Республики Крым".
Исходя из изложенного, поскольку Шугай Е.Н. относится к определенному законодателем кругу лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки, его статус "участник боевых действий" был установлен в соответствии с законодательством, действовавшим на территории Республики Крым по состоянию на 16 марта 2014 года, судебная коллегия приходит к выводу об удовлетворении требований истца о признании незаконным решения ответчика об отказе в предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилищно- коммунальных услуг, предусмотренных Законом Республики Крым от 17 декабря 2014 г. N 35-ЗРК/2014 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и лиц, проживающих на территории Республики Крым" и о возложении обязанности на ответчика по предоставлению таких мер социальной поддержки истцу как участнику боевых действий, имевший право на льготы в соответствии с законодательством, действовавшим на территории Республики Крым до 21.02.2014 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Керченского городского суда Республики Крым от 26 сентября 2018 года отменить и принять новое.
Признать незаконным отказ Департамент труда и социальной защиты населения администрации г. Керчи Республики Крым от 26.06.2018года N ш-171/23/01-10 в предоставлении мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Республики Крым от 17 декабря 2014 г. N 35-ЗРК/2014 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и лиц, проживающих на территории Республики Крым".
Возложить на Департамент труда и социальной защиты населения администрации г. Керчи Республики Крым обязанность по предоставлению Шугай Евгений Николаевичу мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг, предусмотренных Законом Республики Крым от 17 декабря 2014 г. N 35-ЗРК/2014 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и лиц, проживающих на территории Республики Крым".
Председательствующий судья: И. И. Мотина
Судьи: Н.В. Шестакова
И.А. Харченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.