Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи:
Подлесной И.А.
судей:
Мотиной И.И, Харченко И.А,
при секретаре:
Чирко А.Л,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Симферополе Республики Крым на решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 25 июля 2018 года, принятое по гражданскому делу по исковому заявлению Мерненко Натальи Ефимовны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым о возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛА:
19 июня 2018 года Мерненко Н.Е. обратилась к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым с иском, уточнив который просила возложить обязанность на ответчика принять архивную справку NМ-15 от 19 февраля 2015 года, выданную архивным управлением Администрации города Симферополя Республики Крым о начислении заработной платы за период с 1992 года по сентябрь 1994 года в купоно-карбованцах; возложить обязанность на ответчика произвести перерасчет заработной платы с учетом указанной справки с 19 июня 2015 года, взыскать государственную пошлину в размере 300,00 руб. уплаченную при подаче иска.
Требования мотивированы тем, что она с 26 января 2015 года является получателем страховой пенсии по старости. 24 февраля 2015 года она обратилась в УПФ с заявлением о перерасчете пенсии, предоставив справку NМ-15 от 19 февраля 2015 года, в связи с отсутствием ответа на ранее поданное заявление, повторно 16 августа 2017 года обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете пенсии. Решением N503546/47 от 08 февраля 2018 года ответчик отказал в перерасчете пенсии, поскольку в предоставленной справке не указан вид денежных единиц, в которых начислялась заработная плата за период с 1992 - 1994. Считает отказ ответчика необоснованным, нарушающим её права.
Решением Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 25 июля 2018 года иск удовлетворён.
На Государственное учреждение ? Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым возложена обязанность произвести перерасчёт и начисление пенсии Мерненко Н.Е. с учётом архивной справки о заработной плате NМ-15 от 19.02.2015, выданной архивным управлением Администрации города Симферополя Республики Крым с - 19 июня 2015 года.
Взыскано с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым в пользу Мерненко Н.Е. государственную пошлину в размере 300,00 рублей.
В апелляционной жалобе ГУ - УПФ Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым просит отменить решение суда первой инстанции как постановленное с нарушением норм материально и процессуального права. Ссылаясь на положения Указания N1-68-У от 20.08.1992 года приводит доводы о том, что архивная справка NМ-15 от 19 февраля 2015 года не подлежит зачету в связи с отсутствием в ней указания денежных единиц в первичных документах.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции").
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения лиц, явившихся в судебное заседание, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 7 и часть 1 статьи 39 Конституции РФ).
Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Согласно части 6 статьи 11 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республику Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" N 6-ФКЗ от 21 марта 2014 года, законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 01 января 2015 года.
Так в соответствии со ст. 23 Федерального Конституционного Закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
В соответствии с частью 6 статьи 11 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республику Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" N 6-ФКЗ от 21 марта 2014 года, законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 01 января 2015 года.
Судом установлено, что с 26 января 2015 года Мирненко Н.Е. является получателем страховой пенсии по старости в соответствии с ос т. 8 Закона N400-ФЗ, на основании решения ГУ-УПФ РФ в г. Симферополе РК от 26 января 2015 года N 8124/15
24 февраля 2015 года Мерненко Н.Е. обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете пенсии, предоставив справу NМ-15 от 19 февраля 2015 года, выданную архивным управлением Администрации города Симферополя, из которой следует, что Мерненко Н.Е. работала главным бухгалтером в АП "Объединённая дирекция" N20 и ей с июля 1992 по сентябрь 1994 года выплачивалась заработная плата. Вместе с тем, в указанной справке не указан вид денежных единиц, в которых начислялась заработная плата за период с 1992-1994 года.
16 августа 2017 года Мерненко Н.Е. повторной обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете пенсии, предоставив аналогичную справку NМ-222 от 30.05.2017 года.
Решением Управления от 08 февраля 2018 года истцу отказано в перерасчете пенсии по заработной плате в связи с тем, что в предоставленной справке не указан вид денежной единицы.
В соответствии с ч.4 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчетный размер трудовой пенсии, применяемый при исчислении страховой пенсии, определяется с учетом среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд до 01.01.2002 года на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
В силу части 1 статьи 66 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовая книжка установленного образца является основным документов о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Из записей в трудовой книжке истца, а также предоставленной архивной справки N М-15 от 19.02.2015 года усматривается, что Мерненко Н.Е. в период с июля 1992 года по сентябрь 1994 год работала в АП "Объединенная дирекция" и ей начислялась заработная плата.
Согласно Указаниям Минсоцзащиты Российской Федерации от 18.01.1996 года N 1-1-У и от 20.08.1992 года N 1068-У, справка о заработной плате, учитываемая при исчислении пенсии, должна содержать информацию о денежных единицах (национальной валюте), в которых выплачивалась сумма заработка.
Указаниями Минсоцзащиты Российской Федерации N 1-68-У от 20 августа 1992 года "О порядке оформления справки о заработке для назначения государственной пенсии" предприятиям, организациям, учреждениям разъяснено, что при оформлении справки периоды, принятые в подсчет заработка (денежного довольствия), следует указывать раздельно по каждому календарному году.
Если предприятие (учреждение или организация), в котором работал обращающийся за пенсией, ликвидировано или прекратило свое существование по другим причинам, то справки о заработке для исчисления пенсии выдаются его правопреемником или архивами, принявшими на хранение бухгалтерские документы. Справки подписываются должностными лицами предприятий, учреждений, организаций или архивов.
В тех случаях, когда архивные органы на основании имеющихся материалов не имеют возможности выдать справку по рекомендуемой форме, они могут выдавать справки, соответствующие сведениям, имеющимся в архивных фондах, без соблюдения этой формы.
До вступления в законную силу Федерального закона "О страховых пенсиях" N400-ФЗ от 28 декабря 2013 года правовые основания и условия назначения пенсий регулировались нормами Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" N173-Ф3 от 17 декабря 2001 года.
С 1 января 2015 года основания назначения пенсии предусмотрены Федеральным законом "О страховых пенсиях" N400-ФЗ от 28 декабря 2013 года, поскольку согласно частям 1 и 3 статьи 36 названного Федерального закона со дня его вступления в силу (т.е. с 1 января 2015 года) Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с данным Федеральным законом в части, не противоречащей ему.
Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" определял, что справка о заработной плате предоставляется в следующем порядке: до введения национальной валюты - только в советских рублях, после дня введения национальной валюты - в национальной валюте.
В декабре 1991 года в обороте Украины использовались рубли бывшего СССР. С 1 апреля 1992 года были введены купоны многоразового использования. Курс купона не установлен Центробанком РФ, это переходная денежная единица. С 12 ноября 1992 года единственным законным средством платежа стал украинский карбованец. Обмен советских рублей на украинский карбованец производился 1:1.
На основании Указа Президента Украины от 25 августа 1996 года N 762/96 "О денежной реформе на Украине", опубликованном 29 августа 1996года, с 02 сентября 1996 года в Украине была проведена денежная реформа - введение в обращение, национальной валюты Украины, которой является гривна и ее сотая часть - копейка.
Украинские карбованцы подлежали обмену на гривны по курсу 10000000 карбованцев на 1 гривну.
Начиная с 24:00 часов 16 сентября 1996 года на территории Украины функционирование украинского карбованца прекращено. С этого момента единственным законным платежом на территории Украины является гривна.
Официальной информацией, опубликованной на сайте Центрального Банка России в сети Интернет (www.cbr.ru раздел "Курсы валют"), подтверждается наименование денежных единиц, действующих на территории до 10.01.1992г. и по настоящее время.
Данная информация не требует дополнительного письменного подтверждения, является официальной и общепризнанной.
Согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона от 21.07.2014 N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" в случае, если среднемесячный заработок (доход) указан в национальной денежной единице Украины - гривнах, он пересчитывается в рубли по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на 1 января 2002 года (56,6723 рубля за 10 украинских гривен). Среднемесячный заработок (доход) за период с апреля по ноябрь 1992 года включительно, указанный в переходной денежной единице - купонах, при назначении и перерасчете пенсий пересчитывается в рубли по курсу 1:1.
Пенсионный орган располагает информацией о наименовании, сроках введения и периоде действия национальных валют (переходных денежных единиц) в государствах, ранее входивших в состав СССР, изложенной в Указании Министерства социальной защиты населения РФ от 18.01.1996года N 1-1-У. Сведения об изменениях денежных единиц в странах СНГ являются открытой официальной информацией, в связи с этим ответчик вправе был сам определить денежную единицу, указанную в справках.
Суд первой инстанции, исследовав имеющиеся в деле доказательства, правильно оценил их относимость, допустимость, достоверность, а также достаточность и взаимную связь в их совокупности, обоснованно удовлетворил уточненные требования истца и возложил обязанность на ответчика произвести перерасчёт пенсии истца с учётом архивной справки о заработной плате NМ-15 от 19.02.2015, выданной архивным управлением Администрации города Симферополя Республики Крым с - 19 июня 2015 года, и подтверждающей сведения о заработной плате и трудовой стаж Мернеко Н.Е.
Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, судом не допущено.
Доводов, опровергающих правильность выводов суда, апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции постановлено в соответствии с требованиями закона и представленными доказательствами, которым дана объективная и правильная оценка. Нарушений судом норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.
Руководствуясь статьей 199, пунктом 1 статьи 328, статьей 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 25 июля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым Республики Крым - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.