Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Владимировой Н.Ю,
и судей Дегтеревой О.В, Климовой С.В,
при секретаре Решетовой К.П,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Владимировой Н.Ю.
гражданское дело по апелляционной жалобе Литвиновой Н.В. на решение Симоновского районного суда г. Москвы от 10 мая 2018 года, которым постановлено:
в удовлетворении требований Литвиновой Н.В. к Управлению социальной защиты населения ЮАО г.Москвы о признании отказа в присвоении звания "Ветеран труда", обязании присвоить звание "Ветеран труда" отказать,
УСТАНОВИЛА:
Истец Литвинова Н.В. обратилась в суд с иском к ответчику УСЗН ЮАО г.Москвы об обязании присвоить звание "Ветеран труда", выдать удостоверение "Ветеран труда". Истец мотивировала свои требования тем, что ей была объявлена Благодарность префектом ЮАО г.Москвы, что, по мнению истца, дает ей право на присвоение указанного звания, однако, ответчиком в этом ей было, по мнению истца, неправомерно отказано.
Истец в судебное заседание суда первой инстанции не явилась, извещалась надлежащим образом, воспользовалась своим правом на ведение дела через представителя.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель истца Кулыбин А.А. исковые требования поддержал в полном объеме, представитель ответчика УСЗН ЮАО г. Москвы в судебное заседание не явился, представив письменные возражения по иску.
Судом постановлено указанное выше решение, которое по доводам апелляционной жалобы просит отменить Литвинова Н.В.
Истец Литвинова Н.В, представитель ответчика на заседание судебной коллегии не явились, о месте и времени заседания извещены, в связи с чем, руководствуясь ст.167 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон, при этом истец воспользовалась своим правом на ведение дела через представителя.
Судебная коллегия, выслушав представителя истца Кулыбина А.А, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены постановленного судом решения, исходя из следующего.
Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее - ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны труда (ст.1).
В силу ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда" (подп. 1); награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин (подп. 2).
Из системного толкования положений ст. ст. 1, 7 Федерального закона "О ветеранах" следует, что ветеранами труда помимо лиц, имеющих удостоверение "Ветеран труда", и лиц, начавших трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющих трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин, являются также лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
В силу ч. 4 ст. 7 Федерального закона "О ветеранах" порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; на основании ст. ст. 10, 22 указанного Закона меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами.
Согласно п. 1 ст. 21 Федерального закона от 06.10.1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения, безопасности дорожного движения и экологии; согласно п. п. 2, 3.1 ст. 26.3 указанного Закона к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено, в частности, решение вопросов социальной поддержки ветеранов труда.
В соответствии со ст. 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ; такие расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов.
Учитывая изложенное, исходя из того, что меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, у города Москвы как субъекта Российской Федерации имеется право самостоятельно определять перечень наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда".
В развитие приведенных положений федерального законодательства в городе Москве принято постановление Правительства Москвы от 27.06.2006 N 443-ПП "О присвоении звания "Ветеран труда", регулирующее порядок присвоения звания "Ветеран труда".
Положение о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", утверждено постановлением Правительства Москвы от 27.06.2006 N 443-ПП "О присвоении звания "Ветеран труда", в п. 2 которого указано, что з вание "Ветеран труда" присваивается гражданам: награжденным орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенным благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении (подп. 2.1.); награжденным по состоянию на 30.06.2016 ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении (подп. 2.1.1); начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин (подп. 2.2.).
С 01.07.2016 в Федеральный закон "О ветеранах", в постановление Правительства Москвы от 27.06.2006 N 443-ПП внесены изменения, которые предусматривают основанием для присвоения звания ветерана труда помимо награждения орденами или медалями СССР или Российской Федерации, почетными грамотами и благодарностью Президента Российской Федерации, присвоения почетных званий СССР или Российской Федерации, также награждение ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики), что также свидетельствует, что критерием для признания лица ветераном труда с последующим предоставлением государственных мер социальной поддержки является не любое достижение в труде, а особые заслуги, отличия в труде и продолжительный труд, отмеченный соответствующим ведомством, входящим в систему органов государственной власти.
Как следует из материалов дела, и стец обратилась по вопросу присвоения звания "Ветеран труда", из решения ОСЗН района Бирюлево Восточное ЮАО г.Москвы об отказе в предоставлении государственной услуги от 29.09.2017г. усматривается, что трудовой стаж Литвиновой Н.В. составляет 31 год 00 мес. 19 дн, однако в присвоении звания "Ветеран труда" было отказано, указано, что Благодарность Префекта ЮАО г.Москвы не относится к знакам отличия, дающим право на присвоение указанного звания.
Литвинова Н.В. в обоснование своих доводов ссылалась на то, что имеет необходимый стаж трудовой деятельности и имеет Благодарность Префекта ЮАО г.Москвы от сентября 2017г. за вклад в развитие жилищно-коммунального хозяйства на территории Южного административного округа г.Москвы и многолетний добросовестный труд, что, по ее мнению, является достаточным основанием для присвоения ей звания "Ветеран труда".
Разрешая спор, с учетом, установленных по делу обстоятельств, на основании собранных по делу доказательств и отказывая в удовлетворении требований о признании незаконным решения об отказе в присвоении звания "Ветеран труда", обязании УСЗН ЮАО г. Москвы присвоить звание "Ветеран труда" и выдать соответствующее удостоверение, суд, руководствуясь положениями вышеуказанных норм права, обоснованно исходил из того, что вопреки положениям ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, истцом не представлено достаточных доказательств наличия у нее всех предусмотренных действующим законодательством оснований для присвоения звания "Ветеран труда", имеющаяся Благодарность Префекта ЮАО г.Москвы не может быть отнесена к тем наградам, наличие которых дает право на присвоение звания "Ветеран труда".
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, так как он отвечает требованиям действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы, направленные на оспаривание судебного решения, судебная коллегия не может признать состоятельными, поскольку отсутствуют правовые основания для иной оценки представленных сторонами и исследованных судом доказательств, приведенные выводы суда не противоречат материалам настоящего дела и истцом не опровергнуты.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Симоновского районно го суда г. Москвы от 10 мая 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.