Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу Головкина И.А. в защиту общества с ограниченной ответственностью "ПИК-Комфорт" на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 139 района Ново-Переделкино города Москвы от 19 декабря 2017 года и решение судьи Солнцевского районного суда города Москвы от 19 марта 2018 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 139 района Ново-Переделкино города Москвы от 19 декабря 2017 года общество с ограниченной ответственностью "ПИК-Комфорт" (далее - ООО "ПИК-Комфорт", Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 (двести пятьдесят тысяч) рублей.
Решением судьи Солнцевского районного суда города Москвы от 19 марта 2018 года указанное постановление мирового судьи оставлено без изменения, жалоба защитника ООО "ПИК-Комфорт" Михеева В.Ю. - без удовлетворения.
В настоящей жалобе защитник ООО "ПИК-Комфорт" Головкин И.А, выражая несогласие с названными судебными актами, просит об их отмене и прекращении производства по делу в связи с отсутствием события административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, ссылается на то, что в ходе проведения проверки должностными лицами Государственной жилищной инспекцией города Москвы (далее - Мосжилинспекция) нарушены требования Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ), так как внеплановая проверка проведена без распоряжения руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора); ссылка суда на Административный регламент исполнения государственной жилищной инспекции города Москвы государственной функции по осуществлению лицензионного контроля предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утверждённый постановлением Правительства Москвы от 21.01.2015 N 29-ПП (далее - Административный регламент), является необоснованной, поскольку указанный нормативный акт является внутренним регламентом должностных лиц Мосжилинспекции и не может противоречить Федеральному закону от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ; "скриншоты" с сайта сети Интернет, приобщённые к материалам дела, являются недопустимыми доказательствами, так как не содержат необходимые данные; при составлении протокола об административном правонарушении Мосжилинспекцией нарушен срок, предусмотренный ст. 28.5 КоАП РФ; коммунальная услуга "Электроснабжение" предоставляется жильцам многоквартирных домов, где выявлены нарушения, на основании прямых договоров жильцов дома с ПАО "Мосэнергосбыт", в связи с чем у ООО "ПИК-Комфорт" отсутствует техническая возможность раскрытия данных сведений на Интернет-порталах; ПАО "Мосэнергосбыт" должно публиковать информацию об
объёме коммунальной услуги по электроснабжению; судебными инстанциями нарушены требования ст. 24.1 КоАП РФ о полном, объективном и всестороннем выяснении обстоятельств дела, а также принцип презумпции невиновности.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
На основании ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении, помимо иных обстоятельств, имеющих значение для его правильного разрешения, выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
Административная ответственность по ч. 2 ст. 14.13 КоАП РФ наступает за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 13.192 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения дела мировым судьёй установлено, что в ходе проведённого 18 октября 2017 года должностным лицом Мосжилинспекции осмотра сайтов "Реформа ЖКХ" ( http :// www. reformagkh. ru ) и "Дома Москвы" (http s ://dom.mos.ru) с целью проверки соблюдения требований Стандарта раскрытия информации, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. N 731, организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, выявлены нарушения ООО "ПИК-Комфорт" (юридический адрес: г. Москва, ул. ***, д. **), осуществляющим управление многоквартирными домами в городе Москве на основании лицензии, требований указанного Стандарта (пп. "и" п. 3), в части не размещения информации, подлежащей обязательному раскрытию, а именно отсутствуют:
- отчеты об объёмах по коммунальной услуге (электроснабжение) за 2016 год по адресам: г. Москва, ул. ***, д. *, корп. *; ул. *****, д. **, корп. 1; ул. *****, д. **, корп. *; ул. ***, д. **, корп. *; ул. ***, д. **, корп. * на сайтах "Реформа ЖКХ" ( http :// www. reformagkh. ru ) и "Дома Москвы" ( https://dom.mos.ru).
Указанные действия (бездействие) ООО "ПИК-Комфорт" квалифицированы по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
При рассмотрении жалобы на постановление мирового судьи судья районного суда согласился с выводом о наличии события административного правонарушения.
Между тем судебными инстанциями не учтено следующее.
На основании п. 6 ч. 1 ст. 193 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) лицензионными требованиями являются соблюдение лицензиатом требований к раскрытию информации, установленных частью 10 статьи 161 настоящего Кодекса.
В силу ч. 10 ст. 161 ЖК РФ управляющая организация должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях её финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утверждённым Правительством Российской Федерации. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации. Контроль за соблюдением этого стандарта раскрытия информации такими товариществом, кооперативом, управляющей организацией осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанными в части 2 статьи 20 настоящего Кодекса, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 года N 731 утверждён Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (далее - Стандарт раскрытия информации), который устанавливает требования к видам, порядку, способам, и срокам раскрытия информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, заключённого в соответствии со статьёй 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее соответственно - управляющие организации, договор управления), товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом без заключения договора управления (далее соответственно - товарищество, кооператив, информация) (п. 1 Стандарта раскрытия информации).
В силу п. 2 Стандарта раскрытия информации под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели её получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.
Согласно пп. "и" п. 3 Стандарта раскрытия информации у правляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать, в том числе отчёт об исполнении управляющей организацией договора управления, отчет об исполнении смет доходов и расходов товарищества, кооператива за год.
Раскрытие управляющей организацией, товариществом и кооперативом информации осуществляется по формам, утверждённым Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Указанные формы должны предусматривать детализацию видов информации, предусмотренных пунктом 3 настоящего документа, обеспечивающую реализацию собственниками помещений в многоквартирном доме правомочий собственников в полном объёме (п. 8 Стандарта раскрытия информации).
Формы раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утверждены приказом Минстроя России от 22.12.2014 N 882/пр.
Формой 2.8 предусмотрено раскрытие информации: отчёта об исполнении управляющей организацией договора управления, в также отчёта о выполнении товариществом, кооперативом смет доходов и расходов за год, предусматривающего информацию о предоставленных коммунальных услугах, которая предоставляется по каждой коммунальной услуге, если организация, осуществляющая управление многоквартирным домом, является исполнителем коммунальной услуги для потребителей в многоквартирном доме.
В соответствии с п. 3.1.3 договора управления многоквартирным домом от 12 июля 2017 года, копия которого приобщена к материалам дела, Управляющая компания (ООО "ПИК-Комфорт") обязана предоставлять жилищно-коммунальные, а также дополнительные услуги Собственникам помещений, в том числе электроснабжение мест общего пользования и электроснабжение помещений до заключения индивидуальных договоров Собственником с энергоснабжающей организацией (л.д. 112-117).
Согласно сообщению ПАО "Мосэнергосбыт" от 12.12.2017, ООО "ПИК-Комфорт" приобретает у ПАО "Мосэнергосбыт" электрическую энергию для потребления в местах общего пользования в многоквартирных жилых домах, на основании договора энергоснабжения от 15.06.2011 N 98330868 по объектам по адресам: г. Москва, ул. ***, д. **, корп. *; г. Москва, ул.***, д. **, корп. *; г. Москва, ул. ***, д. **, корп. *; г. Москва, ул. ****, д. **, корп. *; г. Москва, ул. ***, д. *, корп. *. В соответствии с п. 17 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" утверждённых постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 ПАО "Мосэнергосбыт" предоставляет коммунальную услугу по электроснабжению собственникам (владельцам) квартир по указанным адресам, а также ведёт расчёты напрямую с пользователями коммунальных услуг. ООО "ПИК-Комфорт" расчёты с владельцами квартир за потреблённую электрическую энергию в жилых помещениях не производит (л.д. 184).
Таким образом, ООО "ПИК-Комфорт" не является исполнителем коммунальной услуги "электроснабжение" для потребителей в многоквартирных домах по адресам: г. Москва, ул. ****, д. **, корп. *; г. Москва, ул. ***, д. **, корп. *; г. Москва, ул. ****, д. **, корп. *; г. Москва, ул. ***, д. **, корп. *; г. Москва, ул. *****, д. **, корп. *, следовательно, не должно раскрывать отчёты о её объёмах на сайтах "Реформа ЖКХ" ( http :// www. reformagkh. ru ) и "Дома Москвы" ( https://dom.mos.ru).
Кроме того, необходимо отметить, что в соответствии с Методикой расчёта ставок планово-нормативного расхода для расчёта субсидий из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме (Приложение к распоряжению Правительства Москвы от 16 марта 2010 года N 460-РП) расходы на оплату электроэнергии, расходуемой на работу инженерного оборудования и на освещение помещений общего пользования дома (силовой и световой, за исключением электроэнергии по приборам наружного освещения, входящим в общедомовое имущество) входят в стоимость расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием события административного правонарушения.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N 139 района Ново-Переделкино города Москвы от 19 декабря 2017 года и решение судьи Солнцевского районного суда города Москвы от 19 марта 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, в отношении ООО "ПИК-Комфорт" не могут быть признаны законными, в связи с чем они подлежат отмене, а производство по делу, - прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием события административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13, 30.17 и 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
жалобу защитника ООО "ПИК-Комфорт" Головкина И.А. удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка N 139 района Ново-Переделкино города Москвы от 19 декабря 2017 года и решение судьи Солнцевского районного суда города Москвы от 19 марта 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью "ПИК-Комфорт" отменить.
Производство по делу прекратить на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.