Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу защитника Вахрушева В.В., поданную в интересах общества с ограниченной ответственностью "ДЭКС" на вступившие в законную силу постановление судьи Гагаринского районного суда города Москвы от 30 июля 2018 года и решение судьи Московского городского суда от 30 августа 2018 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
постановлением Гагаринского районного суда города Москвы от 30 июля 2018 года общество с ограниченной ответственностью "ДЭКС" (далее ООО "ДЭКС") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 (четыреста тысяч) рублей.
Решением судьи Московского городского суда от 30 августа 2018 года вышеуказанное постановление судьи районного суда оставлено без изменений, жалоба защитника Вахрушева В.В. без удовлетворения.
В настоящей жалобе защитник Вахрушев В.В. просит отменить вышеуказанные судебные акты и прекратить производство по делу, ссылаясь на незаконный отказ суда в удовлетворении ходатайств о приобщении к материалам дела копии договора субподряда от 19 июля 2017 года, заключенного с ООО "ЭЛАНД-ТОРГ", о допросе в качестве свидетеля представителя ООО "ЭЛАНД-ТОРГ", чем было нарушено право Общество на защиту; дело рассмотрено судом с нарушением срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, поскольку вменяемое Обществу административное правонарушение ошибочно признано судебными инстанциями длящимся, в связи с чем срок давности подлежал исчислению с момента наступления у Общества обязанности уведомить территориальный орган или федеральный орган исполнительной власти о допуске иностранного гражданина Рысбека У.О. к выполнению работ.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом.
Нарушения, предусмотренные частями 1 - 3 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области влекут административную ответственность, установленную ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ.
Согласно примечанию к названной норме под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, особенности их трудоустройства и осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
В силу пункта 4 статьи 13 названного Федерального закона работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента.
В соответствии с пунктом 8 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Указанное в абзаце первом настоящего пункта уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Форма и порядок подачи указанного уведомления (в том числе в электронном виде) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении инспектором ГИАЗ ОВМ УВД по САО ГУ МВД России по г. Москве составлен протокол об административном правонарушении N *** от 20 апреля 2018 г, согласно которому 01 августа 2017 года по адресу: *** выявлен факт нарушения ООО "ДЭКС" порядка уведомления органа исполнительной власти в области миграционного законодательства в течение 3-х рабочих дней о привлечении к трудовой деятельности гражданина Республики *** Рысбека У.О. с 16 июля 2017 г. в качестве подсобного рабочего.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО "ДЭКС" к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем имеются основания для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ составляет один год.
Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности. Согласно части 2 статьи 4.5 указанного Кодекса при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Поскольку правовым актом определен срок направления в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его территориальный орган информации о заключении трудового договора с иностранным гражданином, следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, объективная сторона которого характеризуется невыполнением данной обязанности и которое по своему характеру не может быть отнесено к категории длящихся правонарушений, начинает течь по прошествии трех рабочих дней с момента фактического привлечения иностранного гражданина к трудовой деятельности.
Из материалов дела об административном правонарушении, в том числе из письменных объяснений охранника ООО ЧОО "ФЛАГМАН" ***, гражданина Республики *** Рысбекова У.О, усматривается, что последний фактически допущен к трудовой деятельности в ООО "ДЭКС" с 16 июля 2017 г. (л.д. 11, 15).
Следовательно, установленный миграционным законодательством срок подачи уведомления о заключении трудового договора истек 19 июля 2017 г.
Исходя из этого по настоящему делу срок давности привлечения Общества к административной ответственности по ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ начал исчисляться с 20 июля 2017 г. и истек 20 июля 2018 г.
Между тем в нарушение указанных норм судья районного суда рассмотрел данное дело об административном правонарушении, признав Общество виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, 30 июля 2018 г, то есть за пределами срока давности привлечения к административной ответственности.
При рассмотрении жалобы на постановление судьи районного суда указанное нарушение оставлено судьей второй инстанции без должного внимания. Как и вывод судьи районного суда о том, что срок давности привлечения Общества к административной ответственности, установленной ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, начинает исчисляться с момента обнаружения должностным лицом правонарушения - 01 августа 2017 г, поскольку вмененное в вину правонарушение является длящимся, что противоречит вышеприведенным нормам КоАП РФ.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление судьи Гагаринского районного суда города Москвы от 30 июля 2018 года и решение судьи Московского городского суда от 30 августа 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, в отношении ООО "ДЭКС" не могут быть признаны законными и обоснованными, в связи с чем, они подлежат отмене, а производство по делу, - прекращению на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13, 30.17 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
жалобу защитника Вахрушева В.В. удовлетворить.
Постановление судьи Гагаринского районного суда города Москвы от 30 июля 2018 года и решение судьи Московского городского суда от 30 августа 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью "ДЭКС" отменить.
Производство по данному делу на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ прекратить.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.