Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу В.В. в защиту Общества с ограниченной ответственностью "ДЭКС" на вступившие в законную силу постановление судьи Гагаринского районного суда города Москвы от 30 июля 2018 года и решение судьи Московского городского суда от 30 августа 2018 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
постановлением Гагаринского районного суда города Москвы от 30 июля 2018 года ООО "ДЭКС" (далее также - Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 (четыреста тысяч) рублей.
Решением судьи Московского городского суда от 30 августа 2018 года вышеуказанное постановление судьи районного суда оставлено без изменений, жалоба защитника В.В. - без удовлетворения.
В настоящей жалобе защитник В.В. просит отменить вышеуказанные судебные акты и прекратить производство по делу, ссылаясь на незаконный отказ суда в удовлетворении ходатайств о приобщении к материалам дела копии договора субподряда от 19 июля 2017 года, заключенного с ООО "ЭЛАНД-ТОРГ", о допросе в качестве свидетеля представителя ООО "ЭЛАНД-ТОРГ", чем было нарушено право Общество на защиту. Также заявитель указывает, что дело рассмотрено судом с нарушением срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, поскольку вменяемое Обществу административное правонарушение не является длящимся и срок давности подлежал исчислению с момента наступления у Общества обязанности уведомить территориальный орган федерального органа исполнительной власти о допуске М.А. к выполнению работ и истек до вынесения постановления судом.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом.
Нарушения, предусмотренные частями 1 - 3 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области влекут административную ответственность, установленную ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, особенности их трудоустройства и осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 8 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Указанное в абзаце первом настоящего пункта уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Форма и порядок подачи указанного уведомления (в том числе в электронном виде) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, основанием для привлечения Общества к ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении выводы о том, что 01 августа 2017 года в ходе выездной проверки выполнения требований миграционного законодательства сотрудниками ОВМ УВД по САО ГУ МВД России по г. Москве по адресу: ***, установлено, что ООО "ДЭКС", расположенное по адресу: ***, не уведомило в установленный законом срок (до 21 июля 2017 года) территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции о привлечении для осуществления трудовой деятельности гражданина Кыргызской Республики М.А, с 19 июля 2017 года осуществляющего на момент проведения проверки трудовую деятельность в качестве подсобного рабочего по вышеуказанному адресу, что является нарушением п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ".
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО "ДЭКС" постановлением судьи Гагаринского районного суда города Москвы от 30 июля 2018 года к административной ответственности по ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ.
Рассматривающий жалобу на постановление о назначении административного наказания судья Московского городского суда с выводами судьи районного суда и принятым им постановлением согласился.
Вместе с тем состоявшиеся по делу судебные акты законными признать нельзя.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, составляет один год со дня его совершения.
Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности. Согласно части 2 статьи 4.5 указанного Кодекса при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Поскольку правовым актом определен срок направления в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его территориальный орган информации о досрочном расторжении трудового договора, заключенного с иностранным гражданином, следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, объективная сторона которого характеризуется невыполнением данной обязанности и которое по своему характеру не может быть отнесено к категории длящихся правонарушений, начинает течь по прошествии трех дней с момента фактического привлечения иностранного гражданина к трудовой деятельности.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что миграционным органом в ходе осуществления проверочного мероприятия установлено, что гражданин Кыргызской Республики М.А. был привлечен к трудовой деятельности в качестве подсобного рабочего ООО "ДЭКС" с 11 июля 2017 года, что подтверждается его письменными объяснениями, а также списком сотрудников ООО "ДЭКС", направленных для производства ремонтных работ в ГБОУ "Школа N 201", от 11 июля 2017 года.
Следовательно, по настоящему делу срок давности привлечения Общества к административной ответственности по ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ начал исчисляться по истечению трех рабочих дней с 11 июля 2017 года - 15 июля 2017 года и истек 15 июля 2018 года.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
В нарушение указанных норм судья районного суда рассмотрел данное дело об административном правонарушении, признав Общество виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, 30 июля 2018 года, то есть за пределами срока давности привлечения к административной ответственности.
При пересмотре постановления судьи районного суда данное обстоятельство оставлено вышестоящим судом без должного внимания. При этом вывод нижестоящих судебных инстанций о том, что срок давности привлечения Общества к административной ответственности, установленной ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, начинает исчисляться с момента обнаружения должностным лицом правонарушения, поскольку вмененное в вину правонарушение является длящимся, не основан на вышеприведенных нормах КоАП РФ.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление судьи Гагаринского районного суда города Москвы от 30 июля 2018 года и решение судьи Московского городского суда от 30 августа 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, в отношении ООО "ДЭКС" не могут быть признаны законными и обоснованными, в связи с чем, они подлежат отмене, а производство по делу - прекращению на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13, 30.17, 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
жалобу защитника В.В. - удовлетворить.
Постановление судьи Гагаринского районного суда города Москвы от 30 июля 2018 года и решение судьи Московского городского суда от 30 августа 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью "ДЭКС" - отменить.
Производство по данному делу - прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.