Дата вступления в законную силу - 4 декабря 2018 г.
Верховный Суд Республики Марий Эл в составе: председательствующего судьи Медведевой И.А., при секретаре Кулагиной Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Соловьевой Ю. Б. к Правительству Республики Марий Эл, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Марий Эл об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Соловьева Ю.Б. на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 26 февраля 2018 года N 1 является собственником земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное
использование: предпринимательство) общей площадью 29358+/- 60 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", имеющего кадастровый "N", поставленного на кадастровый учет 31 августа 2016 года.
Кадастровая стоимость данного земельного участка определена на основании средних значений удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов в разрезе кадастровых кварталов Республики Марий Эл по состоянию на 1 января 2012 года, утвержденных постановлением Правительства Республики Марий Эл от 20 июня 2013 года N 199 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Марий Эл" (в редакции постановления Правительства Республики Марий Эл от 23 ноября 2017 года N 441 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Марий Эл"), подлежащих применению с 1 января 2018 года в соответствии с постановлением Правительства Республики Марий Эл от 26 мая 2017 года N 242 "О применении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в Республике Марий Эл", и составляет 217 672 248,78 руб.
Не согласившись с такой кадастровой стоимостью, Соловьева Ю.Б, от имени которой действует по доверенности от 15 мая 2018 года представитель Фадеев М.В, обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором, с учетом изменения 19 июля 2018 года исковых требований, просит установить кадастровую стоимость земельного участка равную его рыночной стоимости, в размере 35 461 000 руб, определенную по состоянию на 31 августа 2016 года (л.д. 91 т. 2).
Административный истец Соловьева Ю.Б, представитель заинтересованного лица - администрации городского округа "Город Йошкар-Ола", извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
В соответствии с частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие названных лиц.
В судебном заседании представитель административного истца Фадеев М.В. заявленные требования уточнил, просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "N", равной его рыночной стоимости по состоянию на 31 августа 2016 года в размере 61 180 000 руб. согласно заключению судебной экспертизы.
Представитель Правительства Республики Марий Эл Мякишева Т.Г. против установления кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости, определенной в соответствии с заключением эксперта от 16 октября 2018 года N Э-0399/2018, не возражала.
Представитель Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ ФКП Росреестра) в лице представителя Филиала ФГБУ ФКП Росреестра по Республике Марий Эл Кондратенко Н.В, представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл Паршков Р.С. и Пикалов С.А. указали, что указанные учреждения являются по делу ненадлежащими ответчиками, против установления судом рыночной стоимости указанного земельного участка в размере 61 180 000 руб. не возражали, рассмотрение спора оставили на усмотрение суда.
Представитель заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Йошкар-Оле Свинина А.В. пояснила, что согласно сведениям базы данных для целей налогообложения применяется кадастровая стоимость в размере 217 672 248,78 руб, рассмотрение спора оставила на усмотрение суда.
Участвовавший в судебном заседании эксперт К подтвердил данное им заключение, дополнительно разъяснил и обосновал выводы по поставленным на разрешение эксперта вопросам и уточнил, что кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости определена в соответствии с приведенными в заключении расчетами в размере 61 180 000 руб.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
В силу пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
На основании части 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к возникшим правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлены прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
В силу частей 1 и 2 статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
В таком случае датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "N" определена актом Филиала ФГБУ ФКП Росреестра по Республике Марий Эл, составленным 24 января 2018 года, в размере 217 672 248,78 руб.(л.д. 179-180, т. 1).
Порядок производства по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости регламентирован в главе 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно части 1 статьи 245 которой юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В силу части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.
В подтверждение своих доводов административным истцом суду представлен отчет N 226-07/18, составленный 18 июля 2018 года оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Центр Недвижимости, Экспертизы и Оценки" "... " об оценке рыночной стоимости земельного участка, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером "N", по состоянию на 31 августа 2016 года составила 35 461 000 руб.
На основании ходатайств сторон административного спора судом по делу проведена экспертиза для определения достоверности, правильности оценки рыночной стоимости земельного участка, соответствия отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности и определения рыночной стоимости земельного участка, в отношении которого утверждена оспариваемая кадастровая стоимость.
Согласно заключению от 16 октября 2018 года N Э-0399/2018 эксперта ООО "Региональный Центр профессиональной оценки и экспертизы" К отчет N 226-07/18 от 18 июля 2018 года об оценке рыночной стоимости земельного участка, составленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Центр Недвижимости, Экспертизы и Оценки" "... " по инициативе Соловьевой Ю.Б, не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, предъявляемых, в частности, к форме и содержанию отчета, к описанию в отчетах об оценке информации, используемой при проведении оценки (неправильный выбор объектов- аналогов, использование неактуального Справочника оценщика недвижимости).
При этом рыночная стоимость спорного земельного участка, которая согласно отчету по состоянию на 31 августа 2016 года составила 35 461 000 руб, не подтверждена.
Вместе с тем, отвечая на поставленный судом вопрос, эксперт определилрыночную стоимость спорного земельного участка, которая по состоянию на 31 августа 2016 года согласно заключению составила 61 180 000 руб.
В силу статьи 62, части 8 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в совокупности с другими доказательствами по делу.
Как усматривается из заключения от 16 октября 2018 года N Э-0399/2018, экспертиза рыночной стоимости земельного участка проведена на основании материалов дела с натурным исследованием земельного участка, проведенным с участием сторон административного спора.
При определении рыночной стоимости земельных участков эксперт применил сравнительный подход с использованием метода сравнения продаж. В заключении изложено подробное обоснование отказа эксперта от использования доходного и затратного подходов к оценке.
Для сравнения эксперт выбрал 3 объекта-аналога, сопоставимых с объектами оценки. Информация о характеристиках объектов-аналогов получена из объявлений на интернет-сайтах. Эксперт проанализировал каждый сравниваемый объект-аналог на основании всех характеристик, произвел необходимые корректировки стоимости каждого объекта-аналога и привел подробное обоснование поправок и расчет их значений.
Оснований не доверять выводам эксперта К у суда не имеется, так как они обоснованы и мотивированы. Экспертиза была назначена судом, эксперт предупреждался об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, его выводы объективны, а исследования проведены всесторонне и в полном объеме.
Эксперт имеет достаточные квалификацию и стаж работы в области оценочной деятельности, заключение экспертизы соответствует требованиям частей 1, 2 и 3 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Представитель административного истца согласился с правильностью выводов эксперта о размере рыночной стоимости земельного участка.
Административными ответчиками возражений относительно правильности выводов эксперта либо доказательств иного размера рыночной стоимости земельного участка не представлено.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суду на основании статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-Ф3, надлежит принять решение об определении кадастровой стоимости названного объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, установленной
заключением от 5 октября 2018 года N Э-03 76/2018 эксперта
ООО "Региональный Центр профессиональной оценки и экспертизы" К
В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации
недвижимости" в реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости), являющийся составной частью Единого государственного реестра недвижимости, вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Частью 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ установлено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Учитывая, что Соловьева Ю.Б. обратилась в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости принадлежащего ей на праве собственности земельного участка 29 мая 2018 года, указанные сведения о кадастровой стоимости подлежат применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2018 года на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Соловьевой Ю.Б. удовлетворить.
Определить кадастровую стоимость земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование:
предпринимательство) общей площадью 29358+/- 60 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", имеющего кадастровый "N", равной его рыночной стоимости по состоянию на 31 августа 2016 года в размере 61 180 000 рублей.
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 29 мая 2018 года.
Указанные сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором Соловьевой Ю. Б. подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, то есть с 1 января 2018 года на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Марий Эл.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.