Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Медведевой Д.С,
судей Меньшова С.В, Берко А.В,
с участием секретаря судебного заседания Фатневой Т.Е,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе полномочного представителя ответчика ОМВД России по Левокумскому району по доверенности Абакумова А.М. на решение Левокумского районного суда Ставропольского края от 26 октября 2018 года,
по исковому заявлению Резинкина В.В. к ОМВД России по Левокумскому району Ставропольского края о признании незаконным решения о назначении пенсии без учета периодов службы, включении периодов службы в специальный стаж, возложении обязанности назначить трудовую пенсию с учётом периода службы, дающего права на льготное исчисление выслуги лет,
заслушав доклад судьи Меньшова С.В,
УСТАНОВИЛА:
Резинкин В.В. обратился в суд с иском к ОМВД России по Левокумскому району Ставропольского края, в котором просил признать незаконным ответ ОМВД России по Левокумскому району за N 4388 от 05 июня 2018 года об отсутствии оснований для включения в льготное исчисление лет периодов прохождения им службы в ИВС Отдела МВД России по Левокумскому району с 01 января 2001 года по 01 апреля 2004 года и возложить обязанности на ОМВД России по Левокумскому включить периоды прохождения службы с 01января 2001 года по 22 января 2002 года в должности старшего конвоя конвойного отделения ИВС ОВД Левокумского района ГУВД Ставропольского края, а также с 22 января 2002 года по 01 апреля 2004 года в должности милиционера-водителя ИВС ОВД Левокумского района ГУВД Ставропольского края, с 01 декабря 2008 года по 01 апреля 2009 года в должности милиционера-кинолога ИВС ОВД по Левокумскому району ГУВД по Ставропольскому краю в специальный стаж, дающий право на льготное исчисление выслуги лет 1 год службы за 1 год и 6 месяцев службы.
Обжалуемым решением Левокумского районного суда Ставропольского края от 26 октября 2018 года иск удовлетворён частично. Признано незаконным решение отдела МВД РФ по Левокумскому району ГУ МВД России по Ставропольскому краю в письме N 4388 от 05 июня 2018 года об отказе Резинкину В.В. в исчислении в льготном порядке как 1 месяц службы за полтора месяца службы периодов его службы в органах внутренних дел с 01января 2001 года по 22 января 2002 года в должности старшего конвоя конвойного отделения ИВС ОВД Левокумского района Ставропольского края, а также с 22 января 2002 года по 01 апреля 2004 года в должности милиционера-водителя ИВС ОВД Левокумского района Ставропольского края. На отдел МВД России по Левокумскому району ГУ МВД России по Ставропольскому краю возложена обязанность зачесть Резинкину В.В. периоды службы в органах внутренних дел с 01 января 2001 года по 22 января 2002 года в должности старшего конвоя конвойного отделения ИВС ОВД Левокумского района Ставропольского края, а также с 22 января 2002 года по 01 апреля 2004года в должности милиционера- водителя ИВС ОВД Левокумского района Ставропольского края в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении из расчёта один месяц службы за полтора месяца. Этим же решением отказано в удовлетворении исковых требований о дополнительном зачёте в льготный стаж периода службы Резинкина В.В. с 01 декабря 2008 года по 01 апреля 2009 года в должности милиционера-кинолога ИВС ОВД по Левокумскому району ГУВД по Ставропольскому краю.
В апелляционной жалобе полномочный представитель ответчика ОМВД России по Левокумскому району по доверенности Абакумова А.М. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права, ссылаясь на неправильность произведённой судом первой инстанции правовой оценки обстоятельств дела.
В возражениях на апелляционную жалобу Резинкин В.В. просит решение суда оставить без изменения, а доводы апелляционной жалобы без удовлетворения, ввиду их несостоятельности.
Исследовав материалы гражданского дела, заслушав присутствующих в судебном заседании лиц, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к их удовлетворению не нашла.
Из материалов дела следует, что истец Резинкин В.В. с 10 августа 1994года проходил службу в Отделе МВД России по Левокумскому району (ранее подразделение именовалось как ОВД по Левокумскому району ГУВД Ставропольского края).
Приказом МВД России от 20 мая 2004 года N 309, являющимся ведомственным организационно-распорядительным актом, утверждены типовое штатное расписание изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых (приложение N 1) и типовые штатные расписания подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых (приложения N 2-5).
Согласно типовому штатному расписанию изолятора временного содержания в его состав входит взвод (отделение) охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, в котором предусмотрены должности младшего начальствующего состава: милиционер, милиционер-водитель. Пунктом 2 примечания к данному типовому штатному расписанию предусмотрена возможность создания вне изолятора временного содержания отделения охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых со штатной численностью, аналогичной для ИВС с лимитом мест до 26, лишь в горрайорганах внутренних дел, не имеющих ИВС.
В приложениях N 2-5 приведены типовые штатные расписания отдельных подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых (полка, батальона, роты, взвода), в них штаты сотрудников городского (районного) органа внутренних дел и его структурных подразделений не предусмотрены.
Отделение (взвод, группа) охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, созданный в горрайоргане внутренних дел, имеющих ИВС, во всех случаях является структурной частью изолятора временного содержания, а сотрудники органа внутренних дел, проходившие службу в таком отделении в должностях, предусмотренных подразделом "Взвод (отделение) охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых изолятора временного содержания" (строки 14-19) Перечня должностей, имеют право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий.
Структурным подразделением является именно изолятор временного содержания, в состав которого входит конвойное отделение.
Согласно выписки из приказа N 62 л/с от 09 сентября 1999 года старшина милиции Резинкин В.В. назначен на должность старшего конвоя конвойного отделения изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых Левокумского ОВД с 10 сентября 1999 года (л.д. 16).
Приказом начальника ОВД Левокумского района N 7 л/с от 22 января 2002 года, истец Резинкин В.В. назначен на должность милиционера-водителя конвойного отделения ИВС Левокумского ОВД (л.д. 15).
По сведениям послужного списка Резинкина В.В, он с 10 сентября 1999года по 01 апреля 2004 года проходил службу в вышеуказанных должностях.
10 мая 2018 года истец обратился с рапортом о предоставлении ему компенсации в виде отдыха в количестве 9-ти календарных дней, основного отпуска за 2018 год, дополнительного отпуска за стаж службы в органах внутренних дел, с последующим увольнением его с 19 августа 2018 года из органов внутренних дел Российской Федерации с правом выхода на пенсию по пункту 4 части 2 статьи 82 Федерального Закона N 342 ФЗ от 30 ноября 2011года "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", по выслуге лет, дающей право на получение пенсии (л.д. 10).
11 мая 2018 года в дополнении к вышеуказанному рапорту от 10 мая 2018года, Резинкиным В.В. на имя начальника Отдела МВД России по Левокумскому району, был подан рапорт с просьбой о включении в стаж его службы льготного исчисления лет (1 год службы за 1,5 лет службы) за период его службы: с 01 января 2001 года по 22 января 2002 года в должности старшего конвоя конвойного отделения ИВС ОВД Левокумского района ГУВД Ставропольского края; с 22 января 2002 года по 01 апреля 2004 года в должности милиционера-водителя конвойного отделения ИВС ОВД Левокумского района ГУВД Ставропольского края; с 01 декабря 2008 года по 01 апреля 2009 года в должности милиционера-кинолога ИВС ОВД по Левокумскому району ГУВД по Ставропольскому краю; с 01 апреля 2009 года по 29 октября 2010 года в должности старшего конвоя отделения охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых ИВС ОВД по Левокумскому району ГУВД по Ставропольскому краю; с 29 октября 2010 года по 20 июля 2011 года в должности дежурного изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых ОВД по Левокумскому району ГУВД по Ставропольскому краю; с 20 июля 2011 года по 31 мая 2013 года в должности дежурного изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых Отдела МВД России по Левокумскому району ГУ МВД России по Ставропольскому краю (л.д. 11, 11 обр.).
05 июня 2018 года из Отдела МВД России по Левокумскому району Резинкиным В.В. был получен ответ за подписью врио начальника отдела майора полиции Колесникова М.Ю. за N 4388, согласно которому периоды службы истца с 01 января 2001 года по 22 января 2002 года в должности старшего конвоя конвойного отделения ИВС ОВД Левокумского района ГУВД Ставропольского края и с 22 января 2002 года по 01 апреля 2004 года в должности милиционера-водителя конвойного отделения ИВС ОВД Левокумского района ГУВД Ставропольского края не являются основанием для зачисления льготного периода 1 месяц службы за 1,5 месяца (л.д. 12).
Указанные обстоятельства правильно установлены судом первой инстанции, не оспариваются сторонами и подтверждаются надлежащими доказательствами по делу.
Согласно части 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Обжалуемым решением суда отказано в удовлетворении исковых требований Резинкина В.В. о дополнительном зачёте в льготный стаж периода службы с 01 декабря 2008 года по 01 апреля 2009 года в должности милиционера-кинолога ИВС ОВД по Левокумскому району.
В указанной части решение суда сторонами не обжалуется, а потому не является предметом апелляционной проверки судебной коллегией по гражданским делам.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования в части возложения на ответчика обязанности засчитать истцу спорные периоды службы в льготном исчислении, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что отделение (взвод, группа) охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых является структурной частью изолятора временного содержания, а сотрудники органа внутренних дел, проходившие службу в таком отделении, в должностях, предусмотренных подразделом "Взвод (отделение) охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых изолятора временного содержания" Перечня должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, утверждённого Приказом МВД России от 20 февраля 2016 года N 868, имеют право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий. При этом, суд первой инстанции учёл, что истец непосредственно выполнял функции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, поскольку он сделан с учётом представленных сторонами доказательств, оцененных судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при правильном применении норм материального права.
Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (часть 1 статья 8) установлено, что пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности военнослужащим (в том числе сотрудникам органов внутренних дел) и пенсия по случаю потери кормильца членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения распространяются, в том числе и на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации.
Статьёй 5 данного Закона закреплено, что лица, указанные в статье 1 Закона, приобретают право на пенсию, в том числе, за выслугу лет, если они имеют предусмотренную выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел. Данным лицам, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсия назначается и выплачивается после увольнения их со службы (статья 6 Закона).
Пункт "а" статьи 13 указанного Закона устанавливает, что право на пенсию за выслугу лет имеют военнослужащие, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более.
Согласно статье 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993года N 4468-1, время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении, порядок исчисления выслуги лет определяется Правительством Российской Федерации.
Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии сотрудникам органов внутренних дел установлен постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначении и выплаты пенсии, компенсации и пособий лицам, проходившим службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в Российской Федерации".
Как следует из оспариваемого ответа, вышеуказанные должности не указаны в Перечне должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования, подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление лет при назначение пенсий, утверждённого Приказом МВД России от 20 декабря 2016 года N 868 "Об утверждении Перечня должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования, подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление лет при назначении пенсий).
В соответствии с требованиями абз. 45 подп. "г" п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" в выслугу лет для назначения пенсии за выслугу лет засчитывается на льготных условиях один месяц службы за полтора месяца: в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции, подразделениях полиции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, - с 01 января 2001 года по перечню должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации.
Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсии, утвержденный приказом МВД России от 09 октября 2004 года N 640, предусматривает должность милиционера (полицейского) отделения охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых изолятора временного содержания
В Перечне должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, утвержденного Приказом МВД РФ от 20 декабря 2016 года N 868, также указана должность полицейского взвода (отделения, группы) охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых ИВС.
Таким образом, необходимыми условиями исчисления выслуги лет в льготном порядке являлись служба сотрудника в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции (полиции) в должностях, связанных с выполнением обязанностей по непосредственному осуществлению ими функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Как правильно указано судом первой инстанции, факт непосредственного осуществления истцом функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений при прохождении службы в периоды службы в ОВД в должностях в ИВС ОВД и в конвойных подразделениях милиции с 01 января 2001 года по 22 января 2002 года и с 22 января 2002 года по 01 апреля 2004 года стороной ответчика не оспаривается, в связи с чем, учитывая, что несвоевременное приведение ответчиком наименования занимаемой истцом должности в соответствие с требованиями вышеназванных Перечней, при исполнении истцом тех же должностных обязанностей, не может служить основанием для отказа в льготном исчислении указанных периодов службы истца с 01 января 2001 года по 22 января 2002 года и с 22 января 2002 года по 01 апреля 2004 года, пришёл к правильному выводу о необходимости зачесть спорные периоды в льготном исчислении из расчета 1 месяц службы за 1,5месяца, поскольку в противном случае будет нарушено право истца на пенсионное обеспечение, гарантированное государством.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведённой судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтённых судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
Руководствуясь статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Левокумского районного суда Ставропольского края от 26октября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу полномочного представителя ответчика ОМВД России по Левокумскому району по доверенности Абакумова А.М. без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.