Судья Ставропольского краевого суда Бостанов Ш.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Фурсина ... на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу от 24 апреля 2018 года и решение судьи Шпаковского районного суда Ставропольского края от 27 ноября 2018 года,
установил:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу N 18-421/П/1-162/3 от 24 апреля 2018 года, оставленным без изменения решением судьи Шпаковского районного суда Ставропольского края от 27 ноября 2018 года, должностное лицо - директор общества с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Эко-Сити" Фурсин А.Ю. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде предупреждения.
В жалобе, поданной в краевой суд, Фурсин А.Ю. просит отменить указанные акты, как вынесенные с нарушением норм процессуального и материального права.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, выслушав защитника Фурсина А.Ю. по доверенности Свиридова Д.А, просившего удовлетворить жалобу, представителя Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу Панкова С.А, просившего отказать в удовлетворении жалобы, прихожу к следующему выводу.
Согласно статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Основанием для привлечения общества к административной ответственности послужило то, что 13 апреля 2018 года в 15 часов 00 минут по результатам проведения плановой выездной проверки в отношении юридического лица - ООО "Эко-Сити", проводимой на основании приказа Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу от 13 марта 2018 года N 421, а также приказа от 22 марта 2018 года N 450 "О внесении изменений в приказ Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу от 13 марта 2018 года N 421" установлено, что директор ООО "Эко-Сити" Фурсин А.Ю. скрыл экологическую информацию, а именно, в нарушение статьи 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Приказа Росстата от 29 декабря 2012 года N 676 "Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за рекультивацией земель, снятием и использованием плодородного слоя почвы" не представил в территориальный орган Росприроднадзора в срок до 01 февраля 2018 года годовую форму федерального статистического наблюдения N 2-ТП (рекультивация) "Сведения о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почвы" за 2017 года.
Вместе с тем, в соответствии с частями 3 и 7 статьи 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора) в соответствии с их полномочиями ежегодных планов. Ежегодный сводный план проведения плановых проверок формируется Генеральной прокуратурой Российской Федерации и размещается на ее официальном сайте в сети Интернет.
Как следует из материалов дела, Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу 13 марта 2018 года издан приказ N 421 "О проведении плановой выездной проверки в отношении юридического лица - ООО "Эко-Сити". Приказом от 22 марта 2018 года N 450 в приказ от 13 марта 2018 года N 421 внесены изменения, касающиеся пункта 6, задачи настоящей проверки, исключено "надзор за соблюдением лицензионных требований".
Пунктом 1 статьи 20 Закона N 294-ФЗ предусмотрено, что результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора) с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Подпунктами 1 и 7 пункта 2 статьи 20 Закона N 294-ФЗ определено, что к грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных:
1) частями 3 (в части отсутствия оснований проведения плановой проверки) статьи - закона N 294;
7) частью 3 статьи 9 Закона N 294-ФЗ (в части проведения плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок).
Таким образом Департаментом Росприроднадзора по СКФО при издании приказа N 421 нарушены требования части 3 статьи 9 Закона N 294-ФЗ - оснований проведения плановой лицензионной проверки в отношении общества не имелось, плановая проверка соблюдения лицензионных требований не была включена в ежегодный план проведения плановых проверок Департамента на 2018 год, в связи с чем, оснований издания приказа N 421 у Департамента не имелось.
Из представленных Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу документов по материалам проверки, проведенной на основании приказа N 421, не представляется возможным определить точную фактическую продолжительность проверки, проведенной в отношении общества, являющегося субъектом малого предпринимательства, что в силу части 2 статьи 13 Закона N 294-ФЗ является грубым нарушением установленного данным законом порядка.
Со ссылкой на приказ N 421 Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу был издан приказ от 29 марта 2018 года N 487 "О продлении срока проведения плановой выездной проверки в отношении ООО "Эко-Сити" со ссылкой на часть 3 статьи 13 Закона N 294-ФЗ, который изменяет сроки проведения проверки в отношении общества.
Однако часть 3 статьи 13 Закона N 294-ФЗ указывает четкий, закрытый перечень оснований продления проверки - "исключительных случаев, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований".
Основанием издания приказа явились ходатайство от 28 марта 2018 года (за три рабочих дня до окончания проверки) явились: письмо ФГБУ ЦЛАТИ по ЮФО-ЦЛАТИ по Ставропольскому краю от 28 марта 2018 года; невозможность завершения в установленные сроки плановой выездной проверки. Таких оснований в частью 3 статьи 13 Закона N 294-ФЗ не предусмотрено.
Доказательств, полученных с соблюдением требований закона N 294 и КоАП РФ, о наличии опасности для окружающей среды при сборе, накоплении, утилизации, обезвреживании, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления, при осуществлении ООО "Эко-Сити" своей деятельности, представленные материалы, не содержат.
Достижение поставленной цели и задачи проверки обеспечивается неукоснительным соблюдением органами государственного контроля (надзора) процедур организации и проведения проверок, установленных Законом N 294-ФЗ, в том числе касающихся ограничений при проведении проверок.
В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Закона N 294-ФЗ должностные лица органа государственного контроля (надзора) при проведении проверки обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридического лица, проверка которых проводится.
Однако Департамент при организации и проведении проверки допустил нарушения Закона N 294-ФЗ в части несоответствия приказа от 13.03.2018 N 421 требованиям Закона N 294-ФЗ.
Поскольку проверка проведена с нарушением установленных Федеральным законом N 294-ФЗ требований, то ее результаты не могут являться доказательством вмененных обществу нарушений.
При этом в материалах дела не имеется документов, указывающих на наличие оснований для проведения проверки без применения положений Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ.
Кроме того, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ставропольского края от 20 июля 2018 года приказ Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу N 421 от 13.03.2018 "О проведении плановой выездной проверки в отношении ООО "Эко-Сити" признан недействительным.
Согласно части 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;
При таких обстоятельствах, постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу от 24 апреля 2018 года и решение судьи Шпаковского районного суда Ставропольского края от 27 ноября 2018 года подлежат отмене, а производство по делу - прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу от 24 апреля 2018 года и решение судьи Шпаковского районного суда Ставропольского края от 27 ноября 2018 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 КоАП РФ в отношении должностного лица - директора ООО "Эко-Сити" Фурсина.., отменить.
Производство по делу прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Жалобу удовлетворить.
Судья краевого суда Ш.А. Бостанов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.