Ярославский областной суд в составе
председательствующего судьи Нуждина С.В,
при секретаре Ошмариной Е.Н,
с участием прокурора Бекеневой Е.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Чернышова Александра Николаевича к Муниципальному Совету городского поселения Ростов Ярославской области о признании недействующим в части решения Муниципального Совета городского поселения Ростов от 14.12.2017 N92 "О внесении изменений в решение Муниципального Совета городского поселения Ростов от 30.07.2015 N592 "Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме",
установил:
Решением Муниципального Совета городского поселения Ростов от 30.07.2015 N 592 "Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме" установлена плата за содержание жилого помещения в многоквартирном доме для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда; собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, и собственников помещений в многоквартирном доме, которые на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения.
Решением Муниципального Совета городского поселения Ростов от 14.12.2017 N92 внесены изменения в указанный нормативный правовой акт, согласно приложению к которому, в содержание жилых помещений в многоквартирном жилом доме включена плата за содержание мест накопления твердых коммунальных отходов в размере 2,12 руб. за кв. м.
Чернышов А.Н. обратился в Ярославский областной суд с административным исковым заявлением к Муниципальному Совету городского поселения Ростов Ярославской области о признании недействующим решения Муниципального Совета городского поселения Ростов от 30.07.2015 N592 "Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме" (в редакции решения от 14.12.2017 N92) в части включения в состав платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме расходов за содержание мест накопления твердых коммунальных отходов в размере 2,12 руб. за кв. м. (пункты 1.11, 2.11, 3.11, 4.11 и 5.11 приложения к решению).
Административный истец указывает, что является собственником жилого помещения в многоквартирном доме в городе Ростов Ярославской области. Жилой дом обслуживает управляющая компания ООО "ЯрМега". С января 2018 года в квитанцию по оплате за жилое помещение стала включаться плата за содержание мест накопления твердых коммунальных отходов.
Чернышов А.Н. полагает, что оспариваемый нормативный правовой акт в части включения в состав платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме расходов за содержание мест накопления твердых коммунальных отходов противоречит федеральному законодательству: статьям 30, 39, 156, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491. Размер платы за содержание мест накопления твердых коммунальных отходов является экономически необоснованным.
В судебном заседании 11 июля 2018 года Чернышов А.Н. и его представитель Оруджов Т.Б. требования поддержали в полном объеме.
Представитель Муниципального Совета городского поселения Ростов и председателя Муниципального Совета городского поселения Ростов Бурякова Е.С, а также представитель Муниципального Совета городского поселения Ростов и Главы городского поселения Ростов Карпова Ю.О. возражали против удовлетворения заявленных требований. Пояснили, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в соответствии с законом, процедура его принятия не нарушена. Оспариваемое решение в части не противоречит актам, имеющим большую юридическую силу. Установленная плата за содержание мест накопления твердых коммунальных отходов входит в размер платы за содержание жилых помещений в многоквартирном жилом доме, экономически обоснованна имеющимся расчетом.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Бекеневой Е.В, полагавшего оставить административный иск без удовлетворения, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно части 7 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 11 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации к предмету регулирования жилищного законодательства относятся, в том числе, правоотношения, возникающие в сфере внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с положениями части 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено установление размера платы за содержание жилого помещения органом местного самоуправления в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом или решение об установлении размера платы.
При этом согласно пункту 36 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, органы местного самоуправления в соответствии с частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливают размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, исходя из стоимости услуг и работ, входящих в утвержденные решением общего собрания собственников помещений перечни услуг и работ, выполняемых лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
В силу статей 29 и 30 Устава городского поселения Ростов Ростовского муниципального района Ярославской области Муниципальный Совет городского поселения Ростов является представительным органом городского поселения Ростов и наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения городского поселения Ростов.
Оспариваемая редакция решения официально опубликована в средствах массовой информации - газете "Провинция" N50 от 20 декабря 2017 года.
Принимая во внимание существенные признаки, характеризующие нормативный правовой акт (издание его в установленном порядке уполномоченным органом местного самоуправления, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений), суд считает, что оспариваемое в части решение Муниципального Совета городского поселения Ростов является нормативным правовым актом. Нарушений процедуры при принятии нормативного правового акта представительным муниципальным органом не допущено. Решение принято компетентным органом муниципального образования в пределах его полномочий, установленных федеральным законодательством, законодательством Ярославской области и Уставом городского поселения Ростов, официально опубликовано.
Проверяя оспариваемый нормативный правовой акт на предмет соответствия его нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Чернышов А.Н. является долевым собственником жилого помещения в многоквартирном жилом доме, расположенного по адресу: "адрес". Указанный многоквартирный дом обслуживает управляющая организация ООО "ЯрМега". Административному истцу управляющей организацией выставляются счета по оплате за содержание жилого помещения, включая плату за содержание мест твердых коммунальных отходов.
Доказательств, свидетельствующих о том, что собственники указанного многоквартирного жилого дома на общем собрании приняли решение о размере платы за содержание жилого помещения, суду не представлено.
На основании части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации административный истец как собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
В соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Согласно пункту 25 Постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" уборка контейнерных площадок, расположенных на территории общего имущества многоквартирного дома, относится к работам по содержанию придомовой территории.
Пунктом 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, предусмотрено, что содержание общего имущества включает в себя, в том числе, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми помещениями в многоквартирном доме (подпункт "д"), содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества (подпункт "ж").
Данная норма согласуется с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой к общему имуществу в многоквартирном доме относятся, в частности, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
С учетом приведенных положений, суд приходит к выводу о том, что плата за содержание придомовой территории, включая плату за содержание мест накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на земельных участках, входящих в состав общего имущества, подлежит включению в плату за содержание и ремонт жилого помещения.
Суд отмечает, что отнесение в составе платы за содержание жилья платы за содержание мест накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования, не исключает бремени собственников помещений многоквартирного дома по несению соответствующих в составе расходов на содержание и ремонт жилых помещений и в том случае, если такие контейнерные площадки используются собственниками нескольких многоквартирных домов.
Из содержания оспариваемого нормативного правового акта следует, что плата за содержание мест накопления твердых коммунальных отходов не является дополнительными расходами, а включена в содержание жилого помещения.
Расчет установленного размера платы за содержание мест накопления твердых коммунальных отходов 2,12 руб. за кв.м. подтвержден имеющейся калькуляцией, а также пояснительной запиской к данному документу. Представленная калькуляция рассчитана в соответствии с методикой формирования стоимости (цены) услуги по содержанию и ремонту жилья, разработанной некоммерческим партнерством субъектов по управлению и эксплуатации многоквартирными домами Ярославской области "Ярославия".
Доводы административного истца о том, что в данный тариф заложена плата за сбор и вывоз твердых бытовых отходов не нашли своего подтверждения.
Из представленных материалов следует, что тариф за сбор и вывоз твердых бытовых отходов установлен отдельным нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления и имеет самостоятельное экономическое обоснование.
Доводы административного истца о том, что на прилегающем к дому N11 земельном участке отсутствует контейнерная площадка и поэтому плата за ее содержание не может начисляться, относится к правоприменению оспариваемого решения представительного органа местного самоуправления.
По изложенным мотивам оспариваемое Чернышовым А.Н. решение не противоречит актам, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В порядке пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии данного судебного решения подлежит опубликованию в газете "Провинция" в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 175-180, Главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Чернышова Александра Николаевича к Муниципальному Совету городского поселения Ростов Ярославской области о признании недействующим в части решения Муниципального Совета городского поселения Ростов от 14.12.2017 N92 "О внесении изменений в решение Муниципального Совета городского поселения Ростов от 30.07.2015 N592 "Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме" оставить без удовлетворения.
Сообщение о принятии данного решения суда подлежит опубликованию в газете "Провинция" в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором может быть принесено представление в Верховный Суд Российской Федерации через Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Нуждин С.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.