Алтайский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Гончаровой Ю.В.
при секретаре Сигаревой Е.Е,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску "данные изъяты" к Правительству Алтайского края, Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
установил:
Административный истец "данные изъяты" обратилась в Алтайский краевой суд с административным иском к ответчикам Правительству Алтайского края, Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю об установлении кадастровой стоимости земельного участка по адресу: "адрес", равной рыночной стоимости земельного участка.
Требования мотивированы тем, что указанный выше земельный участок принадлежит административному истцу на праве собственности. Кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГ составляет "данные изъяты". и является завышенной, что подтверждается отчетом об оценке. Результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права "данные изъяты" так как кадастровая стоимость влияет на размер подлежащего уплате земельного налога.
В судебное заседание административный истец "данные изъяты" ее представитель "данные изъяты" не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представители административных ответчиков Правительства Алтайского края, Управление Росреестра по Алтайскому краю, заинтересованных лиц Администрацииг.Барнаула, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Алтайскому краюв судебное заседание не явились, извещены надлежаще. При этом Правительством Алтайского края, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Алтайскому краюдо судебного заседания представлены отзывы на иск, в которыхуказано об оставлении вопроса об установлении кадастровой стоимости принадлежащего истцу земельного участка в размере его рыночной стоимости, заявленной административным истцом, на усмотрение суда.Администрации г.Барнаула в письменном отзыве указала о несоответствии представленного истцом отчета требованиям действующего законодательства.
В соответствии со статьями 150, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Исследовав представленные письменные доказательства, оценив их в совокупности, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено определение налоговой базы в отношении земельного участка как его кадастровой стоимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Статьей 24.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Судом установлено, что "данные изъяты".на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером ***, площадью "данные изъяты", расположенный по адресу: "адрес" категория земель: земли населенных пунктов - в целях строительства индивидуальных жилых домов с социальной и инженерной инфраструктурой, что подтверждается свидетельством от государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГ (л.д.5).
В силу статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации "данные изъяты". является плательщиком земельного налога, в связи с чем установление в отношении объекта недвижимости кадастровой стоимости в размере его рыночной стоимости имеет правовое значение для административного истца.
Из материалов административного дела следует, что "данные изъяты" в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Алтайскому краю не обращалась.
Результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Алтайского края, включая земельный участок с кадастровым номером ***, утверждены постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Алтайского края".Согласно кадастровой справке филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГ кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, содержащаяся в государственном кадастре недвижимости, определена по состоянию на ДД.ММ.ГГ и составляет "данные изъяты". (л.д.6).
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Исходя из положений части 11 статьи 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В подтверждение рыночной стоимости земельного участка административным истцом представлен отчет об оценке ***.17, составленный ДД.ММ.ГГ оценщиком "данные изъяты", согласно которому рыночная стоимость земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГ составляет "данные изъяты".(л.д.7-31).
В связи с существенным отличием рыночной стоимости объекта недвижимости от кадастровой стоимости по настоящему делу была назначена и проведена судебная экспертиза.
В силу статьи 62, части 8 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 названного Кодекса в совокупности с другими доказательствами по делу.
Согласно заключению судебной экспертизы от ДД.ММ.ГГ ***, составленному "данные изъяты" отвечающему требованиям статьи 4 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, площадью "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на ДД.ММ.ГГ составляет "данные изъяты". (л.д.85-131).
Исследовав заключение судебной оценочной экспертизы, суд приходит к выводу о том, что экспертом приведена информация по всем ценообразующим факторам, использовавшимся при определении стоимости земельного участка; содержащиеся в заключении экспертизы сведения дают представление о местоположении объектов - аналогов и иных их характеристиках, учтенных при расчете итоговой величины рыночной стоимости указанного объекта недвижимости; в заключении приведен анализ всех необходимых факторов, оказывающих влияние на стоимость объекта оценки. Заключение эксперта получено в предусмотренном законом порядке, соответствует требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, проведено компетентным специалистом в области оценки, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, в связи с чем суд находит указанную в заключении эксперта величину рыночной стоимости земельного участка достоверной.
При этом суд принимает во внимание, что административными ответчиками и заинтересованным лицом возражений относительно содержащихся в заключении судебной экспертизы выводов не заявлено, доказательства иной рыночной стоимости земельного участка суду не представлены.
Учитывая, что установление кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной имеет для административного истца, являющегося в силу статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиком земельного налога, правовое значение, суд удовлетворяет требования "данные изъяты"
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление "данные изъяты" об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу "адрес" площадью "данные изъяты", по состоянию на ДД.ММ.ГГ, в равном его рыночной стоимости размере - "данные изъяты"
Дата обращения с заявлением об изменении кадастровой стоимости земельного участка - ДД.ММ.ГГ.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию Алтайского краевого суда в течение одного месяца со дня принятия решения.
Судья Ю.В.Гончарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.