Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего О.В. Демяненко
судей Н.Н. Мартыновой
А.М. Сагетдиновой
при секретаре С.В. Шуматбаевой
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Нигаметзянова П.М. на решение Кумертауского межрайонного суда Республики Башкортостан от 08 ноября 2018 г, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Нигаметзянова П.М. к Министерству внутренних дел по Республике Башкортостан, отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Кумертау о признании приказа об увольнении N... от дата года незаконным, восстановлении в должности капитана полиции, инспектора по исполнению административного законодательства группы дорожно-патрульной службы ГИБДД ОМВД России по городу Кумертау, взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула за период с 01 июня 2018 года по день восстановления на службе, и компенсации морального вреда в размере 50000 руб, - отказать в полном объеме.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Мартыновой Н.Н, судебная коллегия
установила:
Нигаметзянов П.М. обратился в суд с исковыми требованиями к МВД РФ по РБ и отделу МВД РФ по городу Кумертау о признании приказа N... от дата о его увольнении незаконным, восстановлении на службе, взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, мотивируя свои требования тем, что приказом начальника ОМВД России по г..Кумертау N... от дата года он уволен с занимаемой должности по п.9 ч.3 ст. 82 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел. Поводом для увольнения, по мнению ответчика, явилось то, что истец находился в состоянии наркотического опьянения. С указанным приказом он не согласен, считая его незаконным и необоснованным. Выявленные в результате проверки обстоятельства расценены работодателем, как совершение истцом проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, влекущего увольнение со службы в органах внутренних дел. В то же время следует сделать вывод о том, что оснований для его увольнения не было, поскольку факт совершения истцом проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, не доказан и материалами дела не подтвержден. Материалами дела установлено, что он не привлекался ни к административной, ни к дисциплинарной ответственности. Каких-либо порочащих действий не совершал, в наркотическом опьянении не был. В материалах проверки вообще отсутствует размер вещества, которое позволило бы установить состояние опьянения. В то же время при осмотре врач прямо указал, что лицо физиологической окраски в норме, нистагм не нарушен, склеры в норме, двигательная сфера не нарушена, речь не нарушена, походка не нарушена, в позе Ромберга устойчив, координация проб прочная. Считает, что о никаком опьянении не может идти речи, когда всё в норме.
Кроме того, не учтено, что он находился на лечении и употреблял лекарственные средства и не более, в которых имеются всевозможные вещества. Считает, что ответчик должен компенсировать ему моральный вред суммой в размере 50000 руб, поскольку ему причинены и нравственные страдания, так как его доброе имя опозорено незаконным увольнением, он является отцом многодетной семьи, которого лишили заработной платы, и нет средств к существованию. Просил признать приказ ОМВД России по г..Кумертау N... от дата года об увольнении из органов внутренних дел по п.9 ч.3 ст. 82 Федерального закона от 30.11.2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" незаконным, восстановить его на прежней работе - в должности капитана полиции, инспектора по исполнению административного законодательства группы дорожно-патрульной службы ГИБДД ОМВД России по г..Кумертау, взыскать с ОМВД РФ по РБ не полученное им за время вынужденного прогула денежное довольствие за период с 01 июня 2018 года по день восстановления на работе, а также компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Нигаметзянов П.М. указывает на незаконность и необоснованность решения, подлежащем отмене ввиду существенного нарушения норм процессуального права, а также вследствие неправильного определения обстоятельств по делу. Указывает на то, что при вынесении решения судом не принято во внимание, что он проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, не совершал, выводы заключения по материалам служебной проверки, послужившие основанием к изданию приказа об увольнении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, они не подтвердились. Судом первой инстанции ошибочно установлено, что у него имелось наркотическое опьянение так как медицинские документы отсутствуют и составлены с нарушениями. Просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
В силу части 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце втором пункта 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", суд апелляционной инстанции вправе рассмотреть дело по апелляционным жалобе, представлению в отсутствие лиц, участвующих в деле, если в нарушение части 1 статьи 167 ГПК РФ такие лица не известили суд апелляционной инстанции о причинах своей неявки и не представили доказательства уважительности этих причин или если признает причины их неявки неуважительными.
Информация о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы заблаговременно была размещена на интернет сайте Верховного Суда Республики Башкортостан.
Проверив материалы дела, определение суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав стороны, заключение прокурора полагавшего решению оставлению без изиенения, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по следующим основаниям.
Разрешая спор, суд первой инстанции, верно, установилимеющие значение для дела фактические обстоятельства и дал им надлежащую юридическую оценку в соответствии с нормами материального права.
В соответствии со ст. 330 ч. 1 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Подобных нарушений судом первой инстанции при разрешении дела не допущено, и решение суда соответствует требованиям ст. 195 ГПК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 07.02.2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" служба в полиции осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, с учетом положений настоящего Федерального закона.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник органов внутренних дел обязан знать и соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере внутренних дел, обеспечивать их исполнение; проходить в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, регулярные проверки знания Конституции Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в указанной сфере.
Согласно п.п. 1, 2, 7 ч. 1 и ч. 3 ст. 13 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" при осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время сотрудник органов внутренних дел должен: исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют содержание его профессиональной служебной деятельности; заботиться о сохранении своих чести и достоинства, не допускать принятия решений из соображений личной заинтересованности, не совершать при выполнении служебных обязанностей поступки, вызывающие сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности сотрудника, наносящие ущерб его репутации, авторитету федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а также государственной власти; выполнять служебные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне.
Требования к служебному поведению сотрудника органов внутренних дел, которому присвоено специальное звание полиции, определяются Федеральным законом от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции".
В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" сотрудник полиции как в служебное, так и во внеслужебное время должен воздерживаться от любых действий, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности или нанести ущерб авторитету полиции.
В силу ч. 1 и 6 ст. 9 Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" полиция при осуществлении своей деятельности стремится обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку граждан. Общественное мнение является одним из основных критериев официальной оценки деятельности полиции, определяемых федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
В силу ст. 47 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" служебная дисциплина - соблюдение сотрудником органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации, Присягой сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, контрактом, приказами и распоряжениями руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, приказами и распоряжениями прямых и непосредственных руководителей (начальников) порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав.
В целях обеспечения и укрепления служебной дисциплины руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и уполномоченным руководителем к сотруднику органов внутренних дел могут применяться меры поощрения и на него могут налагаться дисциплинарные взыскания, предусмотренные статьями 48 и 50 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" на сотрудника органов внутренних дел в случае нарушения им служебной дисциплины, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, может налагаться дисциплинарное взыскание: ввиде увольнения со службы в органах внутренних дел.
Порядок применения к сотрудникам органов внутренних дел мер поощрения и порядок наложения на них дисциплинарных взысканий установлен ст. 51 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с частью 3 данной статьи дисциплинарные взыскания на сотрудника органов внутренних дел налагаются прямыми руководителями (начальниками) в пределах прав, предоставленных им руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, за исключением перевода на нижестоящую должность в органах внутренних дел и увольнения со службы в органах внутренних дел сотрудника, замещающего должность в органах внутренних дел, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом Российской Федерации. О наложении дисциплинарного взыскания на сотрудника, замещающего должность в органах внутренних дел, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом Российской Федерации, руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел обязан проинформировать Президента Российской Федерации.
Правом наложения дисциплинарного взыскания, предоставленным нижестоящему руководителю (начальнику), обладает и прямой руководитель (начальник). Если на сотрудника органов внутренних дел необходимо наложить такое дисциплинарное взыскание, которое соответствующий руководитель (начальник) не имеет права налагать, он ходатайствует о наложении этого дисциплинарного взыскания перед вышестоящим руководителем (начальником) (ч. 4 ст. 51 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Согласно ст. 51 ч.ч. 6,7,8,9,11 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дисциплинарное взыскание должно быть наложено не позднее чем через две недели со дня, когда прямому руководителю (начальнику) или непосредственному руководителю (начальнику) стало известно о совершении сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, а в случае проведения служебной проверки или возбуждения уголовного дела - не позднее чем через один месяц со дня утверждения заключения по результатам служебной проверки или вынесения окончательного решения по уголовному делу. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке.
Дисциплинарное взыскание не может быть наложено на сотрудника органов внутренних дел по истечении шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности - по истечении двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время производства по уголовному делу.
До наложения дисциплинарного взыскания от сотрудника органов внутренних дел, привлекаемого к ответственности, должно быть затребовано объяснение в письменной форме. В случае отказа сотрудника дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Перед наложением дисциплинарного взыскания по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя в соответствии со статьей 52 настоящего Федерального закона может быть проведена служебная проверка.
О наложении на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания издается приказ руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя. Дисциплинарное взыскание в виде замечания или выговора может объявляться публично в устной форме. В случае временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке приказ о наложении на него дисциплинарного взыскания издается после его выздоровления, выхода из отпуска или возвращения из командировки. Сотрудник считается привлеченным к дисциплинарной ответственности со дня издания приказа о наложении на него дисциплинарного взыскания либо со дня публичного объявления ему замечания или выговора в устной форме.
Уполномоченный руководитель обязан в течение трех рабочих дней ознакомить сотрудника органов внутренних дел под расписку с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время, необходимое для прибытия сотрудника к месту ознакомления с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания или для доставки указанного приказа к месту службы сотрудника.
Согласно п. 9 ч. 3 ст. 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" контракт подлежит расторжению, а сотрудник органов внутренних дел увольнению со службы в органах внутренних дел в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел.
Возможность увольнения сотрудников органов внутренних дел за совершение проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, т.е. за несоблюдение добровольно принятых на себя обязательств, предусмотренных законодательством, обусловлена особым правовым статусом указанных лиц.
Таким образом, увольнение по основанию, предусмотренному п. 9 ч. 3 ст. 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не является мерой ответственности, не является увольнением по инициативе работодателя, а представляет собой самостоятельное основание увольнения, предусмотренное непосредственно в законе, и не зависящее от воли сторон.
Как указано в определении Конституционного Суда РФ от 19 июня 2012 года N 1174-О служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования, в том числе к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц (постановление от 06 июня 1995 года N 7-П, определения от 21 декабря 2004 года N 460-О и от 16 апреля 2009 года N 566-О-О). Поступая на службу в органы внутренних дел, гражданин добровольно возлагает на себя обязанность соответствовать указанным требованиям и добросовестно исполнять свои обязанности. Таким образом, возможность увольнения сотрудников органов внутренних дел (в том числе до 01 марта 2011 года - милиции, после 01 марта 2011 года - полиции) за совершение проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, т.е. за несоблюдение добровольно принятых на себя обязательств, предусмотренных законодательством, обусловлена особым правовым статусом указанных лиц.
Из содержания приведенных выше нормативных положений с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что для сотрудников органов внутренних дел установлены повышенные требования к их поведению как в служебное, так и во внеслужебное время, вследствие чего на них возложены особые обязанности - заботиться о сохранении своих чести и достоинства, не совершать проступков, вызывающих сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности сотрудника, наносящих ущерб его репутации, авторитету органа внутренних дел и государственной власти. Несоблюдение сотрудником органов внутренних дел таких добровольно принятых на себя обязательств, предусмотренных законодательством, является проступком, порочащим честь сотрудника органов внутренних дел. В случае совершения сотрудником органов внутренних дел проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, он подлежит безусловному увольнению, а контракт с ним - расторжению. Применение других мер ответственности в данном случае невозможно, поскольку закон не предоставляет руководителю органа внутренних дел права избрания для такого сотрудника иной более мягкой меры ответственности, чем увольнение из органов внутренних дел. Увольнение сотрудника органов внутренних дел за совершение проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, обусловлено особым правовым статусом указанных лиц.
Таким образом, для решения вопроса о законности увольнения сотрудника органов внутренних дел со службы в органах внутренних дел в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, то есть по пункту 9 части 3 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ, юридически значимым обстоятельством является установление факта совершения сотрудником органов внутренних дел действий, подрывающих деловую репутацию и авторитет органов внутренних дел, нарушающих требования к поведению сотрудника при осуществлении служебной деятельности и во внеслужебное время, а также требований по соблюдению профессионально-этических принципов, нравственных правил поведения, закрепленных приведенными выше положениями нормативных актов.
Нигаметзянов П.М. с 01 ноября 2009 года проходил службу в органах внутренних дел, с 21 июля 2017 года - в должности инспектора по исполнению административного законодательства группы дорожно-патрульной службы ГИБДД ОМВД России по городу Кумертау.
Поскольку истец Нигаметзянов П.М. проходил службу в органах внутренних дел, правоотношения между сторонами, возникшие в результате прохождения службы, регулируются специальными нормативными актами: Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции", а также Трудовым кодексом Российской Федерации в той части, в какой они не урегулированы вышеперечисленными специальными нормативными актами.
Приказом начальника ОМВД России по г. Кумертау N... от дата Нигаметзянов П.М. уволен со службы в органах внутренних дел по п. 9 ч. 3 ст. 82 Федерального закона N 342-ФЗ от 30 ноября 2011 года "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел) (л.д.4-5).
Согласно заключению служебной проверки утвержденной дата установлено, что при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), согласно акту медицинского освидетельствования N... от дата и результатам химико-токсилогического исследования ГБУЗ РНД N 1 МЗ РБ, в биологических объектах, отобранных у Нигаметзянова П.М, обнаружены вещества группы каннабиноидов (справка N... ), и установлено состояние опьянения.
В соответствии со Списком наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации запрещен в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (список 1), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.06.1998 N 681 "Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации" каннабис и его производные относятся к наркотическим средствам, оборот которых в РФ запрещен.
Служебной проверкой сделан вывод о нарушении Нигаметзяновым П.М. ст. 13 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", предложено уволить Нигаметзянова П.М. со службы в органах внутренних дел по п. 9 ч. 3 ст. 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (л.д. 164-171 материала служебной проверки).
С заключением служебной проверки Нигаметзянов П.М. ознакомлен под роспись 31 мая 2018 года (л.д.13).
Постановлением мирового судьи судебного участка N 4 по городу Кумертау РБ от 08 августа 2018 года Нигаметзянов П.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.8 ч. 1 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30000 рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок 1 год 7 месяцев.
Решением судьи Кумертауского межрайонного суда РБ от 18 сентября 2018 года постановление мирового судьи судебного участка N 4 по городу Кумертау РБ от 08 августа 2018 года об административном правонарушении, предусмотренном ст.12.8 ч.1 КоАП РФ, в отношении Нигаметзянова П.М. оставлено без изменения, его жалоба - без удовлетворения.
На основании заключения служебной проверки дата начальником ОМВД России по г. Кумертау издан приказ N... о расторжении контракта и увольнении Нигаметзянова П.М. со службы в органах внутренних дел по п. 9 ч. 3 ст. 82 Федерального закона N 342-ФЗ от 30 ноября 2011 года "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел) с 01 июня 2018 года.
О расторжении контракта Нигаметзянов П.М. был письменно уведомлен 22 мая 2018 года (л.д.14).
01 июня 2018 года с Нигаметзяновым П.М. проведена беседа (л.д.15), ознакомлен с представлением к увольнению из органов внутренних дел РФ (л.д.17-18).
С указанным выше приказом Нигаметзянов П.М. ознакомлен под роспись 01 июня 2018 года (л.д.20 оборотная сторона).
Служебная проверка была проведена в соответствии с требованиями статьи 52 Федерального закона N 342-ФЗ от 30 ноября 2011 года "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", на основании собранных в результате проверки материалов, заключение служебной проверки утверждено полномочным на то должностным лицом, порядок и сроки привлечения к дисциплинарной ответственности в виде увольнения не нарушены. Доказательств, опровергающих изложенные в материалах служебной проверки факты, стороной истца суду не предоставлены.
Довод апелляционной жалобы о том, что медицинские освидетельствования проведены в отсутствии протоколов о направлении на медицинское освидетельствование, является необоснованным и опровергается материалами дела, так как основанием для проведения медицинских освидетельствований явились: по акту N... направление оперуполномоченного ОВД ОРС СБ МВД по РБ Бурико Н.И.; по акту N... - направление начальника ОГИБДД МВД России по городу Кумертау Теплова В.Ю.; по акту N... - направление начальника ОМВД России по городу Кумертау Абзалилова М.З..
Доводы апелляционной жалобы о том, что не имелось оснований для проведения медицинского освидетельствования, о недоказанности ответчиком надлежащего хранения сотрудниками наркологического диспансера объекта исследования и соблюдения ими температурного режима, о направлении на исследование образцов мочи другого человека являются не убедительными, поскольку для увольнения по основанию, предусмотренному п. 9 ч. 3 ст. 82 Федерального закона N 342-ФЗ от 30 ноября 2011 года "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" достаточно наличия самого факта совершения проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел.
Утверждение в апелляционной жалобе о том, что ответчиком не доказан факт нахождения истца в состоянии опьянения, поскольку в справке по результатам исследования не указан уровень порогового значения каннабиноидов, также является несостоятельным, поскольку нарушение Нигаметзяновым П.М. законодательства и служебной дисциплины выразилось в употреблении наркотических средств, что несовместимо с требованиями, предъявляемыми к личным и нравственным качествам сотрудников органов внутренних дел, и нанесло ущерб репутации МВД по РБ и авторитету полиции в целом и сам по себе размер употребленного наркотического средства и его вид значения не имеет.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции не была назначена экспертизы на предмет установления наличия наркотических средств, является основанием для отмены судебного решения, поскольку данный факт установлен заключением служебной проверки, заключение которой никем не оспорено и не отменено, самим истцом подтвержден факт отбора биологического материала.
Довод, апелляционной жалобы о том, что судом не учтено нахождение истца на лечении и употребление им лекарственных средств, не является основанием для отмены решения и опровергается материалами дела, поскольку сам Нигаметзянов П.М. пояснил, что на прием к врачу он обратился после проведения последнего медицинского освидетельствования, а назначенные врачом лекарственные препараты наркотические вещества не содержат.
Утверждение подателя жалобы о том, что отобранный биологический материал был подменен, пакетик с изъятым порошкообразным веществом ему подкинули, суд первой инстанции обоснованно признал способом защиты истца и данные утверждения объективно ничем кроме утверждения самого Нигаметзянова не подтверждается.
Довод апелляционной жалобы о нарушении процедуры увольнения своего подтверждения в ходе рассмотрения дела не нашел. Законом 30-тидневный срок проведения служебной проверки который ответчиком нарушен не был, порядок проведения служебной проверки соблюден, письменные объяснения у Нигаметзянова П.М. отобраны, с заключением ознакомлен о чем расписался. Согласно ч. 4 ст. 52 ФЗ "О службе в органах внутренних дел" Служебная проверка проводится в течение тридцати дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проведения служебной проверки по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя может быть продлен, но не более чем на тридцать дней. В срок проведения служебной проверки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника органов внутренних дел, в отношении которого проводится служебная проверка, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время отсутствия сотрудника на службе по иным уважительным причинам.
Таким образом, сроки будут следующие: с 21.04.2018 г. по 04.05.2018 г, открыт лист нетрудоспособности. Проверка начата 21.04.2018 г. Далее срок начинается с 05.05.2018 г, по 14.05.2018 г. Служебная проверка начата 21.04.2018 года и окончена 14.05.2018 года, т.е. за вычетом срока нахождения на больничном, который между тем не является пресекательным для проведения проверочных мероприятий. Заключение проверки утверждено министром внутренних дел РБ Р.В. Деевым 14.04.2018 г, то есть в месячный срок, предусмотренный законом, и нарушений в сроках не имеется.
Не состоятельны доводы истца о том, что он не привлечен к административной ответственности по ст. 6.9. ч. 1 КоАП РФ, поскольку д ля решения вопроса о законности увольнения Нигаметзянова П.М. со службы в органах внутренних дел юридически значимым обстоятельством являлось установление того были ли совершены сотрудником органов внутренних дел действия, нарушающие профессионально-этические принципы, нравственные правила поведения и другие требования к поведению сотрудника, закрепленные приведенными выше положениями нормативных правовых актов, наносящие ущерб деловой репутации сотрудника и авторитету органов внутренних дел.
Само по себе привлечение (непривлечение) сотрудника органов внутренних дел к административной ответственности не освобождает его от дисциплинарной ответственности за совершение дисциплинарного проступка, который устанавливается в порядке, определенном законодательством о службе в органах внутренних дел.
Обоснованы выводы суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований о взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда как производных от требования о признании увольнения незаконным.
Разрешая спор, суд первой инстанции, оценив собранные по делу доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, пришел к выводу об отказе истцу в удовлетворении заявленных требований, поскольку у ответчика имелись основания для его увольнения по п. 9 ч. 3 ст. 82 Федерального закона от 21.04.2016 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", так как факт совершения проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, нашел подтверждение в ходе судебного разбирательства.
Указанный вывод суда первой инстанции Судебная коллегия находит правильным, сделанным с учетом фактических обстоятельств дела при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Судом правильно определены юридически значимые обстоятельства спора. Представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, законность и обоснованность которой у Судебной коллегии сомнений не вызывает.
Судебная коллегия отмечает, что служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы и направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, в том числе предполагающего для этой категории граждан особые требования к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные выполняемыми задачами и специфическим характером деятельности указанных лиц.
В соответствии с ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 07.02.2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" сотруднику полиции запрещается подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий.
Согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 07.02.2011 г. N 3-ФЗ "О полиции", сотрудник полиции, как в служебное, так и во внеслужебное время должен воздерживаться от любых действий, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности или нанести ущерб авторитету полиции. Это правило дублирует соответствующее положение ст. 18 Федерального закона от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", действие которого согласно ч. 2 ст. 29 названного Закона "О полиции" распространяется на сотрудника полиции. Соответствующее положение содержится также в Общих принципах поведения государственных служащих, утвержденных Указом Президента РФ от 12.08.2002 г. N.
В силу ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий обязан: исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне; исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности; не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство; не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа;
Судебная коллегия находит, что указанные требования нормативно-правовых актов истцом не соблюдены, что является проступком, порочащим честь сотрудника органов внутренних дел, а мера дисциплинарного взыскания в виде увольнения является обоснованной и соразмерной допущенному нарушению.
По мнению коллегии, установленной по делу совокупностью обстоятельств подтверждается, что истцом совершены действия, дающие возможность усомниться в справедливости и честности сотрудника органов внутренних дел, нарушающие этические правила поведения сотрудника, подрывающие авторитет органов внутренних дел.
При этом Судебная коллегия отмечает, что возможность увольнения сотрудников органов внутренних дел за совершение проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, то есть за несоблюдение добровольно принятых на себя обязательств, предусмотренных законодательством, обусловлена особым правовым статусом указанных лиц.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования, в том числе к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц. Поступая на службу в органы внутренних дел, гражданин добровольно возлагает на себя обязанность соответствовать указанным требованиям и добросовестно исполнять свои обязанности.
С учетом изложенного, Судебная коллегия приходит к выводу, что основанием для увольнения Нигаметзянова П.М. явилось нарушение им действующего законодательства. Наложение дисциплинарного взыскания на истца и его исполнение произведены в сроки, определенные Федеральным законом от 30.11.2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Иные доводы апелляционной жалобы, направлены на переоценку доказательств и выводов суда и иное толкование правовых норм, регулирующих спорные отношения, не опровергают выводов суда, были предметом исследования судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов. Совершение проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, послужившее основанием к увольнению, в действительности имело место.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда и оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, по делу не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кумертауского межрайонного суда Республики Башкортостан от 08 ноября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Нигаметзянова П.М.- без удовлетворения.
Председательствующий О.В. Демяненко
Судьи Н.Н. Мартынова
А.М. Сагетдинова
Справка: судья Рашитова Г.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.