Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Голубевой И.В,
судей Латыповой З.Г,
Пономаревой Л.Х,
при секретаре Ганиевой С.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ГУ УПФ Российской Федерации в Куюргазинском районе Республики Башкортостан на решение Кумертауского межрайонного суда Республики Башкортостан от 08 ноября 2018 г, которым постановлено:
в удовлетворении иска ГУ УПФ Российской Федерации в Куюргазинском районе Республики Башкортостан к Хисаметдиновой К.М. о взыскании переполученной ежемесячной выплаты - отказать.
Встречный иск Хисаметдиновой К.М. удовлетворить.
Возложить на ГУ УПФ Российской Федерации в Куюргазинском районе Республики Башкортостан обязанность возобновить выплату Хисаметдиновой К.М. пособия по уходу за ребенком-инвалидом с момента прекращения выплат.
Взыскать с ГУ УПФ Российской Федерации в Куюргазинском районе Республики Башкортостан в пользу Хисаметдиновой К.М. денежные средства в размере 44000 руб, расходы на оплату услуг представителя в размере 2000 руб.
Взыскать с ГУ УПФ Российской Федерации в Куюргазинском районе Республики Башкортостан в доход бюджета муниципального района Куюргазинский район Республики Башкортостан государственную пошлину в размере 1820 руб.
Заслушав доклад судьи Пономаревой Л.Х, судебная коллегия
установила:
ГУ УПФ Российской Федерации в Куюргазинском районе Республики Башкортостан обратилось в суд с иском к Хисаметдиновой К.М. о взыскании излишне выплаченной суммы компенсации по уходу, мотивируя требования тем, что Хисаметдиновой К.М. была установлена ежемесячная компенсационная выплата по уходу за ребенком инвалидом как неработающему трудоспособному лицу в сумме 6325 руб, начиная с дата. В период выплаты указанной компенсации ответчик, являясь приемным родителем, ежемесячно получала денежные средства на содержание премного ребенка. В связи с неправомерной выплатой по вине ответчика, за период с дата по дата образовалась излишне выплаченная сумма компенсации по уходу в размере 158125 руб, из которых 44000 руб. ответчиком возвращено добровольно. Истец просил взыскать с ответчика оставшуюся сумму в размере 113725 руб, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 3474 руб.
Хисаметдинова К.М. обратилась со встречным иском к ГУ УПФ Российской Федерации в Куюргазинском районе Республики Башкортостан о возобновлении выплаты компенсации по уходу за ребенком инвалидом, взыскании возвращенной ответчику суммы в размере 44000 руб. и расходов на представителя в размере 5000 руб, указывая, что истцом пропущен срок исковой давности.
Судом постановлено выше приведенное решение.
В апелляционной жалобе ГУ УПФ Российской Федерации в Куюргазинском районе Республики Башкортостан просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении первоначальных исковых требований, отказав во встречном иске. В обоснование жалобы указано, что вознаграждение приемным родителям является мерой социальной поддержки лицам, осуществляющим воспитание приемных детей, осуществление обязанностей приемного родителя на возмездной основе на основании заключенного договора о приемной семье является выполнением оплачиваемой работы.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав Хисаметдинову К.М, судебная коллегия находит решение суда подлежит отмене в части по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 26.02.2013 N 175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы" в целях усиления социальной защищенности отдельных категорий граждан постановлено установить с 01.01.2013 года ежемесячные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы: родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.05.2013 N 397 "Об осуществлении ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы" утверждены Правила осуществления ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы (далее - Правила), в п. 2 которых предусмотрено, что ежемесячная выплата устанавливается проживающим на территории Российской Федерации родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю), а также другому лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы, независимо от совместного проживания с ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы.
Ежемесячная выплата устанавливается одному лицу, осуществляющему уход, в отношении каждого ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или инвалида с детства I группы на период осуществления ухода за ним (п. 3 Правил).
В соответствии с п. 4 Правил ежемесячная выплата устанавливается и осуществляется органом, осуществляющим назначение и выплату пенсии ребенку-инвалиду в возрасте до 18 лет или инвалиду с детства I группы.
В п. 12 Правил перечислены основания для прекращения ежемесячной выплаты. Одним из таких оснований является выполнение лицом, осуществляющим уход, оплачиваемой работы (п. п. "д" п. 12 Правил).
Из приведенных нормативных положений следует, что ежемесячная выплата лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалиду с детства I группы, производится при условии отсутствия у такого лица оплачиваемой работы, то есть если такое лицо является не работающим.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Хисаметдинова К.М. является родителем ребенка-инвалида Хисаметдиновой Д.Р. дата г.р, на основании постановления администрации МР Куюргазинский район Республики Башкортостан от дата Хисаметдиновой К.М. передан ребенок ФИО3 дата г.р. на воспитание в приемную семью, с Хисаметдиновой К.М. заключен договор о передаче ей на воспитание в приемную семью малолетнего ребенка, выплачиваются денежные средства ежемесячно на содержание ребенка
Решением ГУ УПФ Российской Федерации в Куюргазинском районе Республики Башкортостан от дата N... Хисаметдиновой К.М. с дата была назначена ежемесячная выплата как лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом Хисаметдиновой Д.Р.
В связи с проведенной проверкой установлено возмездное исполнение Хисаметдиновой К.М. обязанностей приемного родителя пенсионным органом принято решение о прекращении ежемесячной выплаты по уходу за ребенком-инвалидом с дата, а также установлена переплата указанной выплаты за период с дата по дата.
Разрешая спор, суд первой инстанции, исходил из того, что приемный родитель исполняет обязанности по гражданско-правовому договору о передаче ребенка на воспитание в приемную семью за вознаграждение, то есть не выполняет оплачиваемую работу.
Однако согласиться с таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, поскольку Хисаметдинова К.М, осуществляющая воспитание приемного несовершеннолетнего ребенка на возмездной основе, т.е. является работающим лицом.
Семейного кодекса Российской Федерации опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей (п. 1 ст. 121 Семейного кодекса Российской Федерации), в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.
В силу ч. 1 ст. 16 Федерального закона N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, за исключением случаев, установленных названной статьей, а также Семейным кодексом Российской Федерации.
Орган опеки и попечительства, исходя из интересов подопечного, вправе заключить с опекуном или попечителем договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях. Вознаграждение опекуну или попечителю может выплачиваться за счет доходов от имущества подопечного, средств третьих лиц, а также средств бюджета субъекта Российской Федерации. Предельный размер вознаграждения по договору об осуществлении опеки или попечительства за счет доходов от имущества подопечного устанавливается Правительством Российской Федерации. Случаи и порядок выплаты вознаграждения опекунам или попечителям за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации устанавливаются законами субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве").
Приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре. К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются положения главы 20 Семейного кодекса Российской Федерации ("Опека и попечительство над детьми"). К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, в части, не урегулированной Семейным кодексом Российской Федерации, применяются правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг постольку, поскольку это не противоречит существу таких отношений (п. п. 1 и 2 ст. 152 Семейного кодекса Российской Федерации).
Размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 153.1 Семейного кодекса Российской Федерации).
Из положений п. 2 ст. 153.1 Семейного кодекса Российской Федерации, усматривается, что Семейный кодекс Российской Федерации разграничивает вознаграждение приемным родителям, денежные средства на содержание детей и меры социальной поддержки, то есть предусматривает несколько видов обеспечения для приемной семьи. При этом вознаграждение приемным родителям, денежные средства на содержание детей и меры социальной поддержки - это разные виды обеспечения приемной семьи.
Из содержания приведенных норм Семейного кодекса Российской Федерации также следует, что приемные родители исполняют обязанности по содержанию, воспитанию и образованию детей по договору о передаче на воспитание ребенка в приемную семью на возмездной основе, получая от данного вида деятельности доход, размер которого определяется законом субъекта Российской Федерации.
В связи с этим к отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются в том числе и нормы гражданского законодательства о возмездном оказании услуг в части, не урегулированной Семейным кодексом Российской Федерации.
Таким образом, основанием для отнесения отношений, возникающих между Хисаметдиновой К.М, исполняющей обязанности приемного родителя, и органом опеки и попечительства в соответствии с договором о приемной семье на возмездных условиях, к гражданско-правовым является обязательственный характер указанных правоотношений и их возмездность.
Из изложенных норм действующего законодательства и условий договора передачи несовершеннолетнего на воспитание в приемную семью видно, что получаемое приемными родителями вознаграждение приравнивается к заработной плате.
В ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации приведены виды доходов, не подлежащих налогообложению (освобождаемые от налогообложения). Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, перечислены в ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Вознаграждение приемным родителям не относится к предусмотренным ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации и ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" видам доходов, освобождаемых от налогообложения и обложения страховыми взносами, следовательно, с указанного вознаграждения уплачиваются налоги и производятся отчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
При этом периоды, в течение которых в Пенсионный фонд Российской Федерации перечисляются страховые взносы за указанных застрахованных лиц (приемных родителей), включаются при назначении пенсии данным гражданам в страховой стаж как периоды работы.
Однако, судом первой инстанции правильно сделан вывод о применении срока исковой давности, поскольку переплата пособия образовалась с дата, а в суд истец обратился дата, следовательно, сумма переплаты за период дата по дата не подлежит взысканию.
В связи с тем, что ответчик добровольно выплатила 44000 руб, то указанная сумма, которая была заявлена во встречном иске Хисаметдиновой К.М. не может быть взыскана с ГУ УПФ Российской Федерации в Куюргазинском районе Республики Башкортостан.
Вместе с тем, судебная коллегия отмечает, что на момент обращения с заявлением о назначении ежемесячной выплаты дата Хисаметдинова К.М. уже являлась опекуном на возмездной основе на основании Постановления Администрации МР Куюргазинский район Республики Башкортостан от дата.
В силу Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым является ПФР в лице его территориальных органов, в функции которого входит ведение индивидуального (персонифицированного) учета.
Таким образом, при решении вопроса о назначении ежемесячной компенсационной выплаты, истец должен был быть осведомлен о том, что оснований для ее назначения не имеется, затребовав выписку из индивидуального лицевого счета из информационной базы персонифицированного учета пенсионного органа, поскольку с получаемого ответчиком вознаграждения, выплачиваемого ей как опекуну за вознаграждение, перечислялись страховые взносы на ее же индивидуальный лицевой счет, однако истец не проявил необходимую степень заботливости и осмотрительности, не выяснив данные обстоятельства на момент принятия решения о назначении выплат при наличии у него такой возможности, не воспользовался имеющейся у него в распоряжении информацией.
На момент принятия решения об установлении указанных выплат у ГУ УПФ Российской Федерации в Куюргазинском районе Республики Башкортостан имелись сведения, подтверждающие статус ответчика как опекуна за вознаграждение, после назначения ежемесячной компенсационной выплаты у ответчика не изменились обстоятельства, о наступлении которых она была обязана известить ГУ УПФ Российской Федерации в Куюргазинском районе Республики Башкортостан, то есть ответчик не совершила действий по сокрытию от истца сведений о том, что на момент назначения ей компенсационных выплат она являлась опекуном за вознаграждение, следовательно, истец не вправе ссылаться на недобросовестность ответчика и требовать возврата выплаченных денежных средств за фактическое осуществление ухода за инвалидами.
Из системного толкования положений, установленных пунктами 12 и 13 Правил, следует, что основанием для прекращения осуществления ежемесячной компенсационной выплаты являются обстоятельства, возникшие после установления такой выплаты.
Кроме того, в соответствии с пунктом 5 Правил осуществления ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы ежемесячная выплата устанавливается на основании следующих документов: а) заявление лица, осуществляющего уход, с указанием даты начала ухода и своего места жительства; б) заявление законного представителя ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или заявление инвалида с детства I группы о согласии на осуществление ухода конкретным лицом; в) справка органа, осуществляющего назначение и выплату пенсий по месту жительства либо месту пребывания лица, осуществляющего уход, о том, что пенсия этому лицу не назначалась; г) справка (сведения) органа службы занятости по месту жительства лица, осуществляющего уход, о неполучении им пособия по безработице; д) выписка из акта освидетельствования гражданина, признанного ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы, направляемая федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы в орган, осуществляющий выплату пенсии, или медицинское заключение о признании ребенка в возрасте до 18 лет инвалидом; е) документ, удостоверяющий личность, и трудовая книжка (при ее наличии) лица, осуществляющего уход; ж) разрешение (согласие) одного из родителей (усыновителя, попечителя) и органа опеки и попечительства на осуществление ухода за ребенком инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы обучающимся, достигшим возраста 14 лет, в свободное от учебы время; з) справка организации, осуществляющей образовательную деятельность, подтверждающая факт обучения по очной форме лица, осуществляющего уход; и) справка (сведения) о неназначении ежемесячной выплаты за осуществление ухода за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы, являющимся получателем одновременно двух пенсий; к) документы, подтверждающие, что лицо, осуществляющее уход, является родителем
(усыновителем) или опекуном (попечителем) ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или инвалида с детства I группы.
Из анализа пунктов 5 - 7 Правил следует, что территориальный орган не вправе требовать от лица, осуществляющего уход, документы, имеющиеся у него в распоряжении, а также документы, необходимые для установления ежемесячной компенсационной выплаты, имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, которые запрашиваются путем направления запроса в порядке межведомственного информационного взаимодействия в рамках оказания государственных услуг.
Из материалов дела следует и не оспаривалось представителем истца, что при обращении с соответствующим заявлением Хисаметдинова К.М. были представлены все необходимые документы, предусмотренные пунктом 5 Правил и представлены Распоряжения о назначении ее опекуном за вознаграждение.
Доказательств, подтверждающих, что при обращении с заявлением об установлении ежемесячной компенсационной выплаты Хисаметдиновой К.М. было разъяснено о том, что такой статус препятствует осуществлению ежемесячной компенсационной выплаты, не представлено.
В части удовлетворения требований по встречному иску Хисаметдиновой К.М. о возложении на ГУ УПФ Российской Федерации в адрес Республики Башкортостан обязанность возобновить выплату Хисаметдиновой К.М. пособия по уходу за ребенком-инвалидом с момента прекращения выплат, судебная коллегия соглашается, поскольку согласно решения Кумертауского межрайонного суда Республики Башкортостан от дата Хисаметдинова К.М. удочерила несовершеннолетнюю ФИО3 дата, в связи с чем прекращена выплата ежемесячного вознаграждения как приемному родителю.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования о возобновлении выплаты Хисаметдиновой К.М. пособия по уходу за ребенком-инвалидом.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия пришла к выводу об отмене решения суда в части удовлетворения требования Хисаметдиновой К.М. о взыскании с ГУ УПФ Российской Федерации в Куюргазинском районе Республики Башкортостан денежных средств в размере 44000 руб. и в части взыскания государственной пошлины, приняв по делу новое решения в отменной части об отказе в удовлетворении указанного требования. В остальной части решение суда оставить без изменения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кумертауского межрайонного суда Республики Башкортостан от 08 ноября 2018 г. отменить в части взыскания с ГУ УПФ Российской Федерации в Куюргазинском районе Республики Башкортостан в пользу Хисаметдиновой К.М. денежных средств в размере 44000 руб, государственной пошлины в размере 1820 руб.
Принять по делу в отменненой части новое решение.
В удовлетворении встречного искового требования Хисаметдиновой К.М. о взыскании с ГУ УПФ Российской Федерации в Куюргазинском районе Республики Башкортостан денежных средств в размере 44000 руб. - отказать.
Взыскать с ГУ УПФ Российской Федерации в Куюргазинском районе Республики Башкортостан в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 руб.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий И.В. Голубева
Судьи З.Г. Латыпова
Л.Х. Пономарева
Справка: судья Карачурин Т.Ш.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.