Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе председательствующего Турумтаевой Г.Я.,
судей Сагетдиновой А.М, Смирновой О.В.
при секретаре Тимирьянове М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам Мозырской Б.В, Дегтева А.А. на решение Октябрьского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 27 сентября 2018 года.
Заслушав доклад судьи Турумтаевой Г.Я, объяснение представителя Мозырской Б.В. и Ишмухаметова Г.Ш. - Мингазетдинова А.А, представителя Дегтева А.А. - Тагировой Л.М, представителя Администрации Городского округа город Уфа РБ Московской Н.Л, судебная коллегия
установила:
Мозырская Б.В. обратилась в суд с административным иском к Администрации Городского округа город Уфа РБ о признании незаконными постановлений администрации городского округа г.Уфа РБ в части утверждения проекта границ красных линий, проходящих по земельному участку.
В обоснование заявленных требований указала, что на праве общей долевой собственности ей принадлежат объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: адрес которые расположены на земельном участке с кадастровым номером N.., находящемся в аренде.
Мозырская Б.В. и иные собственники обратились в суд с иском о понуждении заключить договор купли-продажи земельного участка. При рассмотрении дела установлено, что красные линии разработаны в составе четырех проектов планировки территорий, утвержденных постановлениями главы администрации ГО город Уфа РБ от 17 ноября 2010 года N6558, от 06 марта 2013 года N967, от 30 декабря 2014 года N5894, от 20 ноября 2015 года N3944.
Считает, что указанные постановления главы администрации являются незаконными, поскольку не соответствуют нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, а именно положениям Градостроительного кодекса РФ, Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной деятельности, инструкции проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях РФ, также не содержат сведений о том, что именно на спорном земельном участке, а также в границах объектов недвижимости, принадлежащих истцу, планируется строительство объектов общего пользования.
Находящиеся на земельном участке объекты недвижимости построены в 1951-1986 г.г, то есть до установления красных линий.
Считает, что красные линии, нанесенные постановлениями главы администрации ГО город Уфа РБ от 17 ноября 2010 года N6558, от 06 марта 2013 года N967, от 30 декабря 2014 года N5894, от 20 ноября 2015 года N3944 установлены без учета существующей застройки.
Земельный участок не включает в себя действующие или планируемые общественные места и пространства, на нем отсутствуют площади, проезды, автомобильные дороги, набережные, скверы, бульвары, в связи с чем красные линии нанесены необоснованно.
Административный истец просила признать незаконными постановления главы администрации ГО город Уфа РБ от 17 ноября 2010 года N6558, от 06 марта 2013 года N967, от 30 декабря 2014 года N5894, от 20 ноября 2015 года N3944 в части утверждения красных линий, в результате которых красная линия пересекает границы земельного участка с кадастровым номером N.., расположенного по адресу: адрес адрес, площадью 24 907 кв.м.
Впоследствии административный истец уточнила требования, просила признать незаконным и отменить постановления главы администрации ГО город Уфа РБ от 17 ноября 2010 года N6558, от 06 марта 2013 года N967, от 30 декабря 2014 года N5894, от 20 ноября 2015 года N3944 в части утверждения красных линий, в результате которых красная линия пересекает границы земельного участка.
Решением Октябрьского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 27 сентября 2018 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Мозырская Б.В. просит решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает на необоснованность выводов суда о пропуске срока обращения в суд и необходимости отдельного обжалования документации о планировке территории. Также судом необоснованно проигнорировано заключение эксперта, согласно выводам, которого оспариваемые постановления противоречат нормам действующего законодательства. Не дана оценка представлению прокурора об устранении нарушений закона в части установления красных линий.
Не соглашаясь с решением суда, третье лицо по делу Дегтев А.А. просит его отменить, указывая, что вывод суда о пропуске 3-месячного срока обжалования оспариваемых постановлений не основан на законе, поскольку указанные постановления являются нормативными правовыми актами. Не соглашается с выводом суда о том, что истцом не оспорена сама проектная документация, поскольку защита нарушенных прав в данном случае осуществляется путем обжалования постановлений муниципальных органов об утверждении проектов планировки территории. Считает, что публичные слушания, на основании которых утверждены проекты планировки, проведены с нарушением, без его участия, участия истца и других собственников объектов недвижимости, расположенных на участке. Судом не учтено заключение эксперта, представление прокурора.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В силу ч. 2 ст. 306, ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив оспариваемое решение в соответствии со ст. 308 Кодекса административного судопроизводства РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Требования об оспаривании постановлений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего рассматриваются в порядке, предусмотренном главой 22 Кодекса административного судопроизводства РФ.
Из материалов дела следует, что Мозырской Б.В. принадлежат на праве общей долевой собственности объекты недвижимого имущества, расположенным по адресу: адрес (регистрация права собственности 13 апреля 2015 года, сособственники - Дегтев А.А, Ишмухаметов Г.Ш.), которые расположены на земельном участке с кадастровым номером N.., находящемся в аренде согласно договору аренды земельного участка от 2 ноября 2004 года (срок до 10 февраля 2051 года), дополнительного соглашения о внесении изменений N 1 от 5 мая 2014 года в договор аренды земельного участка от 2 ноября 2004 года и договора купли-продажи объектов недвижимого имущества от 24 марта 2015 года.
Земельный участок относится к категории земель - земли поселений, вид разрешенного использования - для размещения общественно-делового центра, площадь 24907 кв.м.
Постановлениями главы администрации ГО город Уфа РБ утверждены проекты планировки территорий от 17 ноября 2010 года N6558 (в границах улиц Аксакова, Революционная, пр.С.Юлаева, ул.З.Валиди в Ленинском и Кировском районах ГО г.Уфа РБ), от 06 марта 2013 года N967 (территории, ограниченной створом ж/д моста через р.Белую в районе ул.Нехаева, подножием южного склона правобережья р.Белой, пересечением улиц Пугачева и Бельской и урезом воды р.Белой в Кировском и Ленинском районах ГО г.Уфа РБ), от 30 декабря 2014 года N5894 (территории, ограниченной улицами Водопроводной, Пятигорской, Гафури, З.Валиди и р.Белой в Кировском и Ленинском районах ГО г.Уфа РБ), от 20 ноября 2015 года N3944 (территории, ограниченной пр.С.Юлаева, улицами Коммунистической, Посадской и Окт.Революции в Кировском районе ГО г.Уфа РБ).
Земельный участок с кадастровым номером N... частично расположен в границах красных линий планируемой улицы в соответствии с проектом планировки территории, ограниченной проспектом Салавата Юлаева, улицами Коммунистической, Посадской и Октябрьской Революции в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденного постановлением администрации городского округа город Уфа РБ N 3944 от 20 ноября 2015 года, согласно которому предусмотрен перевод ул.Окт.Революции из категории улицы местного значения в категорию магистральной улицы районного значения.
В соответствии с корректировкой генерального плана городского округа г.Уфа РБ от 2006 года данная улица предусмотрена, документация по планировке территории подготовлена в целях реализации данного генплана.
Решением Совета ГО г.Уфа РБ от 28 января 2015 года N41/6 (в ред. от 30 декабря 2015 года) на основании постановления администрации ГО г.Уфа РБ от 20 ноября 2015 года N3944 земельный участок с кадастровым номером N... зарезервирован для муниципальных нужд.
В соответствии с п.26 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд.
В соответствии с нормами ст. 25 Градостроительного кодекса РФ генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.
Согласно ст.26 Градостроительного кодекса РФ реализация документов территориального планирования осуществляется путем: 1) подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования; 2) принятия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую.
Согласно ст.ст. 41, 41.1 Градостроительного кодекса РФ документация по планировке территории - документация, подготавливаемая в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
Видами документации по планировке территории являются: проект планировки территории; проект межевания территории.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении выделяемых проектом планировки территории одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, определенных правилами землепользования и застройки территориальных зон и (или) установленных схемами территориального планирования муниципальных районов, генеральными планами поселений, городских округов функциональных зон.
В соответствии со ст.42 Градостроительного кодекса РФ подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов капитального строительства, в том числе объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения. Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.
Основная часть проекта планировки территории включает в себя, в том числе, чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются: а) красные линии; б) линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам; в) границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства; г) границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
В соответствии с п.11 ст.1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Красная линия является границей, отделяющей территорию квартала, микрорайона и других элементов планировочной структуры от улиц, дорог, проездов, площадей, а также других земель общего пользования в городских и сельских поселениях, согласно приказу Минрегиона России от 28 декабря 2010 года N 820.
Процедура подготовки и утверждения проекта планировки территории предусмотрена статьями 45, 46 Градостроительного кодекса РФ.
Согласно нормам ст.45 Градостроительного кодекса РФ решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий, а также с учетом программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселения, городского округа, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселения, городского округа.
Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, физические и юридические лица вправе оспорить в судебном порядке документацию по планировке территории.
В соответствии со ст.46 Градостроительного кодекса РФ решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.
Указанное в части 1 настоящей статьи решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение трех дней со дня принятия такого решения и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) или на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет".
Со дня опубликования решения о подготовке документации по планировке территории физические или юридические лица вправе представить в орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения о порядке, сроках подготовки и содержании документации по планировке территории.
Орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа осуществляет проверку документации по планировке территории на соответствие требованиям, установленным частью 10 статьи 45 настоящего Кодекса. По результатам проверки указанные органы принимают соответствующее решение о направлении документации по планировке территории главе поселения, главе городского округа или об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку.
Проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях.
Считая, что оспариваемыми постановлениями утверждены красные линии, пересекающие земельный участок с кадастровым номером N.., на котором расположены принадлежащие истцу объекты недвижимости, что нарушает право истца на приобретение земельного участка в собственность, истец обратилась с настоящим иском в суд.
Отказывая в удовлетворении иска, суд ссылается на пропуск истцом срока, установленного ст.219 Кодекса административного судопроизводства РФ.
Судебная коллегия не соглашается с таким выводом суда.
В соответствии с ч.1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Пунктом 26 части 1 статьи 16 этого же федерального закона к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд.
Их утверждение отнесено к компетенции представительного органа муниципального образования.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Как следует из материалов дела, административный истец является собственником объектов недвижимости, расположенных на земельном участке, в отношении которого установлены красные линии, утвержденные оспариваемыми постановлениями.
Истец считает, что оспариваемые нормативно-правовые акты могут затрагивать ее законные права и интересы.
На нормативность оспариваемых актов указывают и другие признаки постановлений, а именно: принятие их представительным органом местного самоуправления в предусмотренном законом правотворческом порядке, направленность действия на неопределенный круг лиц, содержание норм права, обладающих общеобязательностью исполнения.
Согласно части 6 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
Постановления главы администрации ГО город Уфа РБ от 17 ноября 2010 года N6558, от 06 марта 2013 года N967, от 30 декабря 2014 года N5894, от 20 ноября 2015 года N3944 являются действующими, оспариваются истцом.
Исходя из изложенного, срок обращения в суд с настоящим иском не пропущен. В этой части судебная коллегия соглашается с доводами апелляционных жалоб.
Далее, отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о соблюдении указанных выше норм законодательства при утверждении проектов планировки территорий.
Проект планировки территории, ограниченной проспектом Салавата Юлаева, улицами Коммунистической, Посадской и Октябрьской Революции в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденный постановлением главы администрации ГО г.Уфа РБ N3944 от 20 ноября 2015 года, в установленном ст.ст. 45, 46 Градостроительного кодекса РФ порядке рассмотрен на публичных слушаниях (протокол публичных слушаний от 27 августа 2015 года) и согласно заключению о результатах публичных слушаний от 01 сентября 2015 года результат данных слушаний является положительным.
В отношении проекта планировок территории, ограниченной створом железнодорожного моста через реку Белую в районе улицы Нехаева, подножием южного склона правобережья реки Белой, пересечением улиц Пугачева и Бельской и урезом воды реки Белой в Кировском и Ленинском районах городского округа город Уфа РБ и территории, утвержденного постановлением главы администрации ГО г.Уфа РБ N967 от 06 марта 2013 года, были проведены публичные слушания (протокол публичных слушаний от 24 декабря 2012 года) и дано положительное заключение о результатах публичных слушаний от 24 декабря 2012 года.
Исходя из вышеизложенного, оснований для отклонения проектов планировки указанных территорий у органа местного самоуправления не имелось.
При этом судебной коллегией отклоняется довод жалоб о нарушении процедуры утверждения проектов планировок территорий в части проведения публичных слушаний, в частности их проведения без участия истца Мозырской Б.В, сособственников Дегтева А.А, Ишмухаметова Г.Ш.
Как разъяснено в Определении Конституционного Суда РФ от 15 июля 2010 года N 931-О-О, публичные слушания, имеющие целью выявление и учет мнения населения по вопросам, затрагивающим условия его проживания и жизнедеятельности, не являются формой осуществления власти населением; целью публичных слушаний является выявление коллективного мнения граждан либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный, а не индивидуальный характер, для чего каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит исключительно компетентным органам и должностным лицам, предоставлена возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям; конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта; соответственно, процесс принятия управленческих решений становится более открытым для граждан, и эта открытость обеспечивается принудительной силой закона, обязывающего органы власти проводить публичные слушания по определенным вопросам. Публичные слушания призваны обеспечить открытое, независимое и свободное обсуждение общественно значимых проблем (вопросов), имеющих существенное значение для граждан, проживающих на территории соответствующего публичного образования.
Подобное регулирование призвано обеспечить каждому заинтересованному лицу возможность выразить свою позицию в отношении предполагаемых градостроительных решений и гласность при их подготовке и принятии, а также учет мнения участников публичных слушаний, в том числе путем предоставления гражданам реальной возможности довести до сведения, уполномоченного на принятие соответствующего решения органа свое мнение по обсуждаемому вопросу.
В соответствии с нормами ст.46 Градостроительного кодекса РФ порядок организации и проведения публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.
В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся с участием граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта ее планировки и проекта ее межевания, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов.
При проведении публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории всем заинтересованным лицам должны быть обеспечены равные возможности для выражения своего мнения.
Участники публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории вправе представить в уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения и замечания, касающиеся проекта планировки территории или проекта межевания территории, для включения их в протокол публичных слушаний.
Орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа направляет соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа подготовленную документацию по планировке территории, протокол публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключение о результатах публичных слушаний не позднее чем через пятнадцать дней со дня проведения публичных слушаний.
Глава местной администрации поселения или глава местной администрации городского округа с учетом протокола публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом указанных протокола и заключения.
В соответствии с уставом ГО г.Уфа РБ (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей городского округа представительным органом городского округа, главой городского округа могут проводиться публичные слушания.
Публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа городского округа или главы городского округа.
Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа городского округа, назначаются представительным органом городского округа, а по инициативе главы городского округа - главой городского округа.
На публичные слушания должны выноситься, в том числе, проекты планов и программ развития городского округа, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ, проекты правил благоустройства территорий.
Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется нормативными правовыми актами представительного органа городского округа и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей городского округа о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей городского округа, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.
Согласно Положению о публичных слушаниях в городском округе город Уфа Республики Башкортостан, утвержденному решением Совета городского округа г.Уфа РБ от 23 ноября 2006 года N184 (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) участниками публичных слушаний могут быть жители городского округа город Уфа Республики Башкортостан, органы территориального общественного самоуправления, эксперты, давшие заключения на предложения по проекту муниципального правового акта, а также приглашенные.
Публичные слушания проводятся по инициативе Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Состав и наименование комиссии по подготовке и проведению публичных слушаний (далее - комиссия) определяются Советом городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
В решении о назначении публичных слушаний указываются: наименование проекта муниципального правового акта, дата и место проведения публичных слушаний, наименование и состав комиссии, адрес органа местного самоуправления, назначившего публичные слушания, срок подачи в орган местного самоуправления, назначивший публичные слушания, письменных предложений по проекту муниципального правового акта.
Решение о назначении публичных слушаний подлежит опубликованию (обнародованию) в течение 5 рабочих дней со дня его принятия. Одновременно с опубликованием (обнародованием) решения о назначении публичных слушаний опубликованию (обнародованию) подлежит проект муниципального правового акта.
Организация работы комиссии возлагается на председателя комиссии, являющегося ведущим публичных слушаний (далее - ведущий).
Комиссия обеспечивает опубликование (обнародование) решения о назначении публичных слушаний и проекта муниципального правового акта, организует прием и группировку поступающих предложений по проекту муниципального правового акта, определяет перечень лиц, приглашаемых для участия в публичных слушаниях, вправе направить проект муниципального правового акта и предложения по нему экспертам с просьбой дать на них свои заключения, направляет в орган местного самоуправления, назначивший публичные слушания, неотозванные предложения по проекту муниципального правового акта, имеющиеся на них экспертные заключения, обеспечивает регистрацию участников публичных слушаний, принимает заявки от участников публичных слушаний на выступление, обеспечивает ведение протокола публичных слушаний.
Таким образом, участие в публичных слушаниях носит заявительный характер. Процедура назначения публичных слушаний по обсуждению оспариваемых проектов планировки территорий была соблюдена, доказательства обратного в деле отсутствуют. Мозырская Б.В, Дегтев А.А. и Ишмухаметов Г.Ш. правом на участие в публичных слушаниях не воспользовались, заявки на участие не подали, нарушений их прав и законных интересов при их проведении не установлено, доказательств этому не имеется.
Для выяснения вопроса, соответствуют ли красные линии, пересекающие границы спорного земельного участка и нанесенные на основании постановлений главы администрации ГО город Уфа РБ от 17 ноября 2010 года N6558, от 06 марта 2013 года N967, от 30 декабря 2014 года N5894, от 20 ноября 2015 года N3944, градостроительным и архитектурным нормам и правилам, судом первой инстанции назначена экспертиза.
Согласно выводам заключения эксперта ООО "Независимая экспертиза "Судземстройэксперт" N17/27.1-18 от 14 сентября 2018 года красные линии, пересекающие границы земельного участка с кадастровым номером N.., расположенного по адресу: РБ, адрес, и нанесенные на основании постановлений главы администрации ГО город Уфа РБ от 17 ноября 2010 года N6558, от 06 марта 2013 года N967, от 30 декабря 2014 года N5894, от 20 ноября 2015 года N3944, не соответствуют требованиям следующих градостроительных и архитектурных норм и правил: Градостроительный кодекс РФ, РДС 30-201-98 Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях РФ, Правила землепользования и застройки ГО г.Уфа РБ, СП42.13330.2016 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*, ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ".
Оценивая указанное заключение эксперта, судебная коллегия относится к нему критически, поскольку определение соответствия расположения красных линий положениям нормативно-правовых актов, как то - Градостроительный кодекс РФ, Правила землепользования и застройки ГО г.Уфа РБ, Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ", не входит в компетенцию эксперта, а оценивается судом при рассмотрении дела по результатам исследования всей совокупности доказательств.
Тем не менее, выводы эксперта в части того, что постановления главы администрации ГО г.Уфа РБ N6558 от 17 ноября 2010 года и N5894 от 30 декабря 2014 года не регламентируют изменение красных линий в границах земельного участка с кадастровым номером N.., заслуживают внимания, как подкрепленные другими имеющимися в деле доказательствами, судебная коллегия соглашается с выводами эксперта в данной части. Следовательно, права и законные интересы истца указанными постановлениями не нарушаются, исковые требования в этой части необоснованны.
Частью 1 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ установлено, что территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно позиции Конституционного Суда РФ, регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания (определения от 6 ноября 2003 года N 387-О, от 15 июля 2010 года N 931-О-О, от 25 февраля 2016 года N 242-О).
Из изложенного следует, что положения градостроительного законодательства не ставят возможность разработки документации по планировке территории, в том числе применительно к установлению красных линий, в зависимость от наличия или отсутствия прав на земельные участки в границах территории, на которую разрабатывается проект планировки, и не содержат требований учитывать фактическое использование земельных участков при разработке и утверждении проектов планировки территории, а оспоренные заявителем красные линии являются проектируемыми и не свидетельствуют об изъятии территории.
Разработка красных линий в составе планировки территории обусловлена публично-правовыми целями градостроительной деятельности, направленными на устойчивое развитие территории, в том числе переводом статуса адрес из улицы местного значения в магистраль районного значения. При этом такой перевод не нарушает как прав и интересов истца, так и публичных интересов, поскольку непосредственно на территории утверждения новых красных линий либо в зоне охраны объектов культурного наследия, памятников истории и культуры не расположено, доказательств этому не представлено. Напротив постановлением администрации ГО г.Уфа РБ N3944 от 20 ноября 2015 года планируется реставрация памятников истории и архитектуры по адрес.
При этом изменение ширины красных линий не планируется, доказательств этому не имеется.
В соответствии со СП 42.13330.2016 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89* для категории "магистральная улица районного значения" предусмотрены следующие параметры поперечного профиля: ширина проезжей части 3,25- 3,75 м, число полос движения 2-4, наименьшая ширина пешеходной части тротуара - 2,25 м.
Данные требования к элементам поперечного профиля полностью соблюдаются в предлагаемом проектом планировки поперечным профилем с шириной красных линий 25 м.
Красные линии адрес установлены по координатам, в том числе, с учетом границ поставленных на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами N... (объект культурного наследия), N... (объект культурного наследия), N.., N.., N... (объект культурного наследия), N... (объект культурного наследия).
Исходя из вышеизложенного, данные красные линии не могут иметь наложение на границы указанных земельных участков, на объекты капитального строительства (в том числе культурного наследия), иначе кадастровый учет содержал бы данную информацию.
Кроме того, расположение красных линий даже в непосредственной близости к объектам истории и культуры, в зоне охраны объектов культурного наследия, не свидетельствует о нарушении норм законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия, градостроительного законодательства. Охранной зоны объекта истории и культуры, расположенного по адресу: адрес, не установлено, доказательств этому не имеется.
Таким образом, как усматривается из вышеприведенных фактических обстоятельств дела, на момент приобретения объектов недвижимости на спорном участке генеральный план ГО г.Уфа РБ и оспариваемые проекты планировки с красными линиями действовали, противоречий между этими документами не усматривается, доказательств этому не представлено, таким образом, доводы истца о нарушении ее прав оспариваемыми постановлениями несостоятельны.
Факт утверждения красных линий не придает участку статус участка общего пользования, а только ограничивает территорию, которая может стать таковой в перспективе. Утвержденные красные линии отражают только планирование территории и не лишают заявителя полномочий владельца земельного участка, с учетом, установленных в соответствии с законодательством ограничений в пользовании. Утверждение красных линий не нарушает прав и законных интересов истца. Обратное толкование приведенных норм градостроительного законодательства приведет к ограничению полномочий органов местного самоуправления в реализации планов развития поселений.
Довод жалоб о том, что судом не учтено представление прокурора об устранении нарушений закона в части установления оспариваемых красных линий, судебной коллегией отклоняется, поскольку не влияет на законность и обоснованность постановленного решения суда, которым вопрос о соответствии нормативных актов, утвердивших красные линии, нормам закона решен.
Доводы апелляционных жалоб повторяют позицию, которая известна суду первой инстанции, они не опровергают выводов суда, а выражают несогласие с ними, основаны на неверном толковании закона. По сути доводы жалоб направлены на переоценку обстоятельств, являвшихся предметом исследования в судебном заседании, а также доказательств, которым дана надлежащая оценка, в силу чего апелляционная жалоба не может являться основанием для отмены оспариваемого решения.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что по делу вынесено законное и обоснованное решение, в связи с чем, оснований для отмены решения суда как по материалам дела, так и по доводам апелляционной жалобы не находит.
Руководствуясь ст. ст. 308, 309 Кодекса административного судопроизводства РФ,
определила:
решение Октябрьского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 27 сентября 2018 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Мозырской Б.В, Дегтева А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий Г.Я. Турумтаева
Судьи А.М. Сагетдинова
О.В. Смирнова
Справка: судья Сунгатуллин А.Ю.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.