Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Кривцовой О.Ю,
судей Куловой Г.Р. и Смирновой О.В.
при секретаре Хасанове Р.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Самигуллина З.З. к призывной комиссии Калининского района г.Уфы об оспаривании заключения о признании его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, по апелляционной жалобе представителя Самигуллина З.З. - Соколова А.С. на решение Калининского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 08 ноября 2018 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Куловой Г.Р, возражения представителя ФКУ "Военный комиссариат Республики Башкортостан", Военного комиссариата Орджоникидзевского и Калининского районов г.Уфы Республики Башкортостан Федосеевой Н.А, судебная коллегия
установила:
Самигуллин З.З. обратился в суд с административным иском к призывной комиссии Калининского района г.Уфы о признании незаконным заключения призывной комиссии Калининского района г.Уфы о признании его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
В обоснование указал, что истец не был призван на военную службу по независящим от него обстоятельствам. Он состоял на воинском учете с дата в военном комиссариате Буздякского и Благоварского районов Республики Башкортостан, с дата по дата - в связи с изменением места жительства по месту пребывания - в военном комиссариате Кировского, Советского и Ленинского районов г.Уфа до достижения им возраста 27 лет, с дата - в военном комиссариате Орджоникидзевского и Калининского районов г.Уфа. В дата ему предоставлялась отсрочка от призыва на военную службу на время обучения в БГМУ сроком на 6 лет. По заключению призывной комиссии Калининского района г.Уфы от дата (протокол N... ) он был признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, и зачислен в запас. Указывает, что от службы в армии не уклонялся, мероприятия, связанные с призывом в отношении него не проводились, повестки ему не направлялись и лично не вручались. Полагает, что обязанность по явке в военный комиссариат без вручения соответствующей повестки законодательством не предусмотрена. Считает оспариваемое заключение незаконным, нарушающим его трудовые права.
Истец просил суд признать незаконным заключение призывной комиссии Калининского района ГО г.Уфа о признании Самигуллина З.З, дата года рождения, место рождения: адрес не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Решением Калининского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 08 ноября 2018 года постановлено:
в удовлетворении административного искового заявления Самигуллина З.З. о признании незаконным заключения призывной комиссии Калининского района ГО г.Уфа Республики Башкортостан от дата (протокол N... /У) о признании его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, отказать.
В апелляционной жалобе представитель Самигуллина З.З. - Соколов А.С. просит решение отменить, считает его незаконным, ссылаясь на обстоятельства, аналогичные доводам иска.
В судебное заседание иные лица, участвующие по делу, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме согласно статье 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, исследовав материалы дела, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда.
Частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Порядок реализации данного права предусмотрен Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Как следует из части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан предусмотрено Федеральным законом от 28 марта 1998 года N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает прохождение гражданами мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящих на воинском учете или не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете и не пребывающих в запасе, военной службы по призыву, который осуществляется на основании указов Президента Российской Федерации два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря (пункт 1 статьи 1, пункт 3 статьи 22 и пункт 1 статьи 25 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").
В силу пункта 2 статьи 22 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" на военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
По представленным материалам личного дела призывника Самигуллина З.З. судом установлено, что истец первоначально поставлен на воинский учет в военном комиссариате Буздякского и Благоварского районов Республики Башкортостан решением комиссии по постановке граждан на воинский учет от дата (протокол N... ).
По смыслу пункта 1 статьи 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и пункта 3 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N663, проведение мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу, а также принятие окончательного соответствующего решения, законодатель возлагает на призывную комиссию, которая создается решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
При наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу. Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса (пункт 17 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации).
Материалами личного дела призывника Самигуллина З.З. подтверждается, что решением призывной комиссии Буздякского района Республики Башкортостан от дата (протокол N... ) истцу предоставлялась отсрочка от призыва на военную службу на основании подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" на время очного обучения для получения среднего (полного) общего образования сроком до дата.
Согласно справке БГМУ от дата N.., истец с дата поступил на 1 курс очного обучения в Башкирский государственный медицинский университет по специальности "Лечебное дело" сроком обучения до дата.
Согласно свидетельству по месту пребывания от дата N... М, истец был зарегистрирован в Советском районе г.Уфы по адресу: адрес (общ.) на срок с дата по дата.
Для постановки на воинский учет в военный комиссариат Республики Башкортостан по Кировскому, Советскому и Ленинскому районам г.Уфы истец оповещался специалистом образовательной организации по месту учебы с вручением повестки под роспись (исх. N... от дата).
Решением призывной комиссии Советского района г.Уфы от дата (протокол N... ) истцу предоставлялась отсрочка от призыва на военную службу на основании подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" на время очного обучения в БГМУ сроком до дата, что подтверждается сведениями учетной карты призывника.
Согласно выписке из приказа ректора БГМУ от дата N.., Самигуллин З.З. был отчислен из числа студентов 3 курса лечебного факультета за невыполнение договора (исх. N... от дата).
Согласно выписке из приказа ректора БГМУ от дата N... у, Самигуллин З.З. был восстановлен на 2 курс лечебного факультета с дата, как ликвидировавший академическую задолженность (исх. N... от дата).
Согласно справке БГМУ от дата N.., срок обучения Самигуллина З.З. в образовательном учреждении установлен до дата.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (в редакции, действующей на 01 октября 2013 года) право на предусмотренную настоящим подпунктом отсрочку от призыва на военную службу сохраняется за гражданином в случае восстановления в той же образовательной организации (за исключением граждан, восстановившихся в образовательных организациях после отчисления по инициативе образовательной организации), если срок, на который гражданину была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу для обучения в данной образовательной организации, не увеличивается.
Поскольку Самигуллин З.З. был отчислен с БГМУ по инициативе образовательной организации (за невыполнение договора и наличия академической задолженности) и срок его обучения после восстановления увеличился фактически на три года, то право на отсрочку от призыва на военную службу им было утрачено.
Призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях (пункт 19 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации).
Следовательно, в период с дата по дата истец подлежал призыву на военную службу.
дата Самигуллину З.З. исполнилось 27 лет.
Согласно пункту 20 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, призывник, не прошедший военную службу в связи с предоставлением ему отсрочки от призыва на военную службу или не призванный на военную службу по каким-либо другим причинам, по достижении им возраста 27 лет в установленном порядке снимается с воинского учета граждан, подлежащих призыву на военную службу и не пребывающих в запасе.
Судом установлено, что дата Самигуллин З.З. был снят с воинского учета призывников военного комиссариата (Октябрьского и Советского районов г.Уфа Республики Башкортостан).
дата Самигуллин З.З. встал на воинский учет граждан, не пребывающих в запасе, в военном комиссариате (Орджоникидзевского и Калининского районов г.Уфа Республики Башкортостан).
Федеральным законом от 02 июля 2013 года N170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву", вступившим в силу с 01 января 2014 года, статья 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" дополнена пунктом 1.1.
Согласно приведённой норме, при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших её до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным законом), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошёл военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Федеральный законодатель в абзаце втором названного пункта указал, что порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.
Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утверждённое Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N663, в разделе III (в редакции, действующей с 31 мая 2014 года) устанавливает правовое регулирование вопросов, связанных с признанием гражданина не прошедшим военную службу по призыву (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 34 Положения призывная комиссия при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву, на основании документов воинского учета, хранящихся в военном комиссариате муниципального образования (муниципальных образований) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учёте, на основании справок соответствующих органов, выносит заключение о том, что гражданин не прошёл военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, если гражданин не проходил военную службу, начиная с 01 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учёте и подлежал призыву на военную службу.
Из содержания приведённых выше правовых норм в их системном единстве следует, что при зачислении в запас гражданина, подлежащего призыву на военную службу до достижения им возраста 27 лет, достаточным условием для признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, является наличие в документах воинского учета данных о не прохождении им военной службы без законных на то оснований в период, начиная с 01 января 2014 года по достижению указанным гражданином возраста 27 лет.
По настоящему делу юридически значимым и подлежащим выяснению по обстоятельством является факт того, является ли истец лицом, не проходившим военную службу и не имевшим освобождения от призыва (статья 23 Федерального закона) либо отсрочки (статья 24 Федерального закона) после 01 января 2014 года.
Из материалов административного дела следует, что истец подлежал призыву на военную службу в призывные компании (весенние и осенние) дата, в весенний призыв дата и в период с дата по дата. Военную службу в указанный период истец не проходил, решений об освобождении либо об отсрочке от призыва в отношении Самигуллина З.З. не принималось.
Указом Главы Республики Башкортостан от 04 апреля 2018 года NУГ-53 (приложения N... ) были утверждены основной и резервный состав призывных комиссий муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан, в числе прочих, призывной комиссии Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
В силу дополнений, внесенных Федеральным законом от 26 июля 2017 года N192-ФЗ в пункт 1.1 статьи 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", граждане вправе присутствовать на заседании призывной комиссии, на котором рассматривается вопрос о вынесении заключения призывной комиссии о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, представлять призывной комиссии соответствующие документы и заявлять ходатайства о приобщении этих документов к протоколу заседания призывной комиссии. При этом оповещение граждан об указанном заседании осуществляется соответствующим военным комиссариатом в порядке, установленном Положением о призыве на военную службу.
Судом установлено, что для принятия решения о зачислении истца в запас, как гражданина, достигшего возраста 27 лет, Самигуллин З.З. оповещался военным комиссариатом о явке на дата. На заседании призывной комиссии Самигуллин З.З. присутствовал лично, что истцом не оспаривается и подтверждается его подписью в листе опроса гражданина, не прошедшего военную службу по призыву до достижения возраста двадцати семи лет.
Согласно решению призывной комиссии Калининского района ГО г.Уфа Республики Башкортостан от дата (протокол N... /У) Самигуллин З.З. зачислен в запас Вооруженных Сил Российской Федерации с вынесением заключения о признании его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Кроме того, в материалах личного дела призывника Самигуллина З.З. имеются достаточно полные данные, свидетельствующие о том, что Самигуллин З.З. обязанности по воинскому учету не исполнял, в военный комиссариат не прибывал без уважительной причины, оснований для предоставления ему отсрочки либо освобождения от призыва до достижения возраста 27 лет не имел, в связи с чем подлежал призыву на военную службу в период с дата по дата. При этом, какие-либо документы, свидетельствующие об обратном, истцом ни в призывную комиссию, ни в военный комиссариат, не представлялись.
Материалы личного дела призывника Самигуллина З.З. и учетно-алфавитной книги позволяли призывной комиссии при вынесении оспариваемого заключения определить отсутствие у истца законных оснований для не прохождения военной службы по призыву в период с дата по дата.
Доводы жалобы о том, что истец не был призван на военную службу по независящим от него обстоятельствам в связи с неполучением повесток и отсутствием обязанности по явке в военный комиссариат без получения соответствующей повестки, отклоняется судебной коллегией по следующим основаниям.
Как следует из статьи 59 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, основной формой реализации конституционной обязанности гражданина по защите Отечества является исполнение им воинской обязанности, предусматривающей воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
Из взаимосвязи норм, установленных пунктом 3 статьи 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", пунктом 7 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации и пунктом 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 02 октября 2007 года N400 (зарегистрирован в Минюсте Российской Федерации 12 ноября 2007 года, регистрационный N10454), следует, что на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата, которые вручаются им работниками военного комиссариата или личным составом участков и штабов оповещения, развернутых в учебных целях, должностными лицами органов местного самоуправления, на которые возложено ведение первичного воинского учета, или по месту работы (учебы) руководителями и должностными лицами организаций, ответственными за военно-учетную работу.
Устанавливая круг лиц, полномочных вручать призывникам повестки, законодатель не ограничивал место, где такие повестки могут быть вручены, а также возможность добросовестных призывников, не получивших по каким-либо причинам повестки, самостоятельно обратиться в военный комиссариат для получения повестки с датой явки на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, не исключая, в числе прочего, что указанные повестки могут вручаться гражданам при их явке в военный комиссариат в рамках исполнения ими обязанностей в области воинского учета в части предоставления сведений о себе, например, об изменении семейного положения, образования либо места жительства.
Кроме того, в суде первой инстанции истец пояснил, что он в период с дата по дата проживал в г.Уфе без регистрации по месту пребывания, что, по сути, лишило должностных лиц военного комиссариата возможности вручить ему лично под расписку повестку на явку на мероприятия, связанные с призывом на военную службу.
При этом, довод жалобы истца о невыполнении военным комиссариатом (иным уполномоченным органом или должностным лицом) обязанности по своевременному вручению ему повесток лично, является несостоятельным, поскольку истец по адресу места его регистрации: адрес не проживал, фактически пребывая и обучаясь по очной форме в г.Уфа.
Кроме того, судом установлено, что дата специалистом отдела мобилизационной подготовки БГМУ Саетзадаевой Ф.Х. истцу была вручена повестка о явке в военный комиссариат на дата, о чем свидетельствует его личная подпись в корешке повестки. Однако истец в установленное время и место не прибыл, установленным порядком мероприятия, связанные с призывом на военную службу, не прошел.
Истец, полагая, что сохранил право на отсрочку от призыва на военную службу после восстановления в образовательной организации, как им было заявлено в ходе рассмотрения дела, однако справки с места учебы ежегодно в сентябре - октябре в военный комиссариат, в котором он состоял (должен был состоять) на воинском учете, не представлял, в связи с чем у военного комиссариата отсутствовали подтверждающие сведения о продолжении обучения истца в БГМУ.
Согласно пунктам 1, 4 Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 года N719, воинский учет предусматривается воинской обязанностью граждан и обеспечивается государственной системой регистрации призывных и мобилизационных людских ресурсов, в рамках которой осуществляется комплекс мероприятий по сбору, обобщению и анализу сведений об их количественном составе и качественном состоянии (далее - система воинского учета). Основным требованием, предъявляемым к системе воинского учета, является постоянное обеспечение полноты и достоверности данных, определяющих количественный состав и качественное состояние призывных и мобилизационных людских ресурсов.
В целях обеспечения воинского учета граждане обязаны исполнять требования, установленные статьей 10 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и главой IX Положения о воинском учете, в числе прочего, явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место; явиться в двухнедельный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев; сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания.
Вопреки утверждению истца, законодателем установлена обязанность граждан по явке в военный комиссариат и без получения соответствующих повесток.
Между тем, обязанности в области воинского учета истец надлежащим образом не исполнял. Согласно свидетельству серии II-АР N.., истец дата заключил брак с гражданкой Самигуллиной К.А, но сведения об этом в военный комиссариат в установленный срок не сообщил. Кроме того, дата истец был зарегистрирован по месту проживания в Калининском районе г.Уфы, однако в установленный срок для постановки на воинский учет в военный комиссариат (Орджоникидзевского и Калининского районов г.Уфа Республики Башкортостан) не явился.
На основании пункта 33 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Минобороны Российской Федерации от дата N.., призывная комиссия соответствующего муниципального образования имеет право рассматривать вопросы, связанные с призывом на военную службу граждан, проживающих (зарегистрированных) только в этом муниципальном образовании.
Поскольку истец не исполнил установленную обязанность по постановке на воинский учет по месту жительства в военный комиссариат (Орджоникидзевского и Калининского районов г.Уфа Республики Башкортостан), то у призывной комиссии Калининского района ГО г.Уфа Республики Башкортостан с осеннего призыва дата отсутствовала возможность рассмотреть вопрос о призыве Самигуллина З.З. на военную службу до достижения им возраста 27 лет.
Неисполнение гражданином Российской Федерации конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву при отсутствии предусмотренных законом оснований для освобождения от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу или отсрочки от призыва предполагает, как правило, совершение им действий или бездействие, которые сопряжены с неисполнением им обязанностей по воинскому учету, предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".
Вместе с тем, неисполнение истцом обязанности по воинскому учету и его неприбытие на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, не повлияли на вынесение оспариваемого заключения, поскольку призывная комиссия при вынесении заключения устанавливает наличие либо отсутствие оснований для освобождения либо отсрочек от призыва на военную службу без оценки фактических обстоятельств, вследствие которых данный гражданин не прошел военную службу.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 30 октября 2014 года N26-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву" в связи с запросом Парламента Чеченской Республики", что как следует из пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву", вынося заключение о признании гражданина не прошедшим без законных на то оснований военную службу по призыву, призывная комиссия не связана необходимостью оценки фактических обстоятельств, вследствие которых данный гражданин не прошел военную службу, установления фактов наличия или отсутствия объективных условий или уважительных причин для неисполнения им своей конституционной обязанности по защите Отечества, а также фактов привлечения его к административной или уголовной ответственности за совершение действий (бездействие), связанных с виновным неисполнением обязанностей по воинскому учету или уклонением от призыва на военную службу (пункт 5).
Таким образом, Конституционный Суд Российской Федерации подтвердил, что призывная комиссия при вынесении заключения руководствуется изучением материалов личного дела, по которому устанавливает наличие либо отсутствие оснований для освобождения либо отсрочек от призыва на военную службу, без установления фактов наличия или отсутствия объективных условий или уважительных причин для неисполнения гражданином своей конституционной обязанности по защите Отечества.
Следовательно, доводы жалобы Самигуллина З.З. о том, что военный комиссариат его на военную службу не призывал, повесток и других извещений он не получал, правового значения по делу не имеют, поскольку для применения положений пункта 1.1 статьи 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" не требуется установления факта незаконного уклонения гражданина от прохождения военной службы, а необходимо установление отсутствия оснований для не прохождения военной службы по призыву, предусмотренных статьями 23 и 24 названного Федерального закона.
Таким образом, каких-либо оснований для предоставления отсрочек либо освобождений от призыва на военную службу, предусмотренных пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", истец с весеннего призыва 2014 года не имел и не имеет. Доказательств обратного истец суду не представил.
Установив вышеуказанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении требований Самигуллина З.З, так как он не исполнил возложенную на него Конституцией Российской Федерации обязанность по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву, и не проявил соответствующих морально-нравственных качеств.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они согласуются с материалами дела и соответствуют действующему законодательству.
При таких обстоятельствах, постановленное решение суда является законным и обоснованным, и отмене по доводам жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Калининского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 08 ноября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Самигуллина З.З. - Соколова А.С. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Справка: судья Ибрагимов А.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.