Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе председательствующего Турумтаевой Г.Я.,
судей Науширбановой З.А, Фроловой Т.Е,
при секретаре Шакировой Г.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Кулагина Ю.А. на решение Благовещенского районного суда Республики Башкортостан от 26 ноября 2018 года.
Заслушав доклад судьи Турумтаевой Г.Я, выслушав объяснения Кулагина Ю.А и его представителя Ильясова И.И, судебная коллегия
установила:
Кулагин Ю.А. обратился в суд с административным иском к Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан о признании незаконными действия, выраженные непринятии решения об утверждении схемы расположения земельного участка о перераспределении земельного участка с кадастровым номером N... и земель, находящихся в муниципальной собственности; обязать устранить допущенное нарушение прав и законных интересов, принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка о перераспределении земельного участка с кадастровым номером N... и земель, находящихся в муниципальной собственности, согласно схемы расположения схемы земельного участка.
В обоснование иска указано, что Кулагин Ю.А. на основании договора купли-продажи земельного участка, заключенного по итогам аукциона, открытого по составу участников и по форме подачи предложений о цене от 19 марта 2018 года, является собственником земельного участка с кадастровым номером N.., категории земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - личное подсобное хозяйство, площадью 1100 кв.м.
14 августа 2018 года он обратился в Администрацию муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности за плату.
В соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории земельный участок общей площадью 1100 кв.м. с местоположением: адрес, с/с адрес, подлежит образованию из земельного участка с кадастровым номером N... и земель, находящихся в муниципальной собственности.
Письмом от 03 сентября 2018 года N8355 административный ответчик отказал в перераспределении земельных участков, мотивировав отказ отсутствием в приложениях утвержденной схемы расположения земельного участка, в границах которого осуществляется перераспределение земельных участков. Административный истец не согласен с отказом, т.к. он противоречит закону и нарушает его права.
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными ст.39.2 Земельного Кодекса РФ.
Административным ответчиком была подготовлена схема расположения земельного участка и передана административному истцу. Впоследствии заявление о перераспределении земельного участка со схемой расположения земельного участка подано административному ответчику.
Полагает, что утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории является этапом осуществления перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, и обязанность по утверждению схемы лежит на административном ответчике, соответственно отказ в заключение соглашения на перераспределение на данном основании является незаконным.
Приведенный ответчиком довод об отсутствии утвержденной схемы расположения земельного участка не поименован как основание отказа в заключение соглашения, а следовательно, неутверждение ответчиком схемы расположения земельного участка и незаключение соглашения о перераспределении земельного участка незаконны и нарушают права и законные интересы истца.
В последующем административный истец уточнил исковые требования, просил признать незаконным действия, выраженные в непринятии решения об утверждении схемы расположения земельного участка о перераспределении земельного участка с кадастровым номером N... и земель, находящихся в муниципальной собственности; обязать устранить допущенное нарушение прав и законных интересов, рассмотреть заявление об утверждении схемы расположения земельного участка о перераспределении земельного участка с кадастровым номером N... и земель, находящихся в муниципальной собственности и принять решение о перераспределении земельного участка с кадастровым номером N.., согласно схемы расположения схемы земельного участка.
Решением Благовещенского районного суда Республики Башкортостан от 26 ноября 2018 года в удовлетворении иска отказано.
Кулагин Ю.А. не соглашается с решением суда, просит отменить как незаконное и необоснованное. Указал, что ссылка суда на положения статей 39.3, 39.14, 39.15, 39.18, главы V Земельного Кодекса РФ необоснованна, поскольку их нормы регулируют порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, правоотношения по перераспределению земельного участка не регулируют. Закон не предусматривает необходимость содержания в заявлении о перераспределении земель требования об утверждении схемы земельного участка. Приложенная к заявлению схема не должна быть непременно утвержденной. Приложенная истцом схема соответствует данному в п.1 ст.11.10 Земельного Кодекса РФ определению и требованиям к формату. Утверждение схемы является этапом перераспределения земель, при котором обязанность утвердить лежит на ответчике. Заявление подано 14 августа 2018 года, а отказ в рассмотрении заявления - 04 сентября 2018 года, т.е. нарушен установленный 10-дневный срок.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В силу ч. 2 ст. 306, ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив оспариваемое решение в соответствии со ст. 308 Кодекса административного судопроизводства РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Кулагин Ю.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером N.., общей площадью 1100 кв.м. расположенного по адресу относительно ориентира, расположенного в границах участка, адрес, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 29 марта 2018 года.
14 августа 2018 года Кулагин Ю.А. обратился в Администрацию муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан с заявлением, в котором просит присоединить прилегающий земельный участок к основному участку путем перераспределения за плату в соответствии со ст.39.28 Земельного кодекса РФ. Одновременно указав, что ответ необходим для дальнейшего обращения в суд, "так как сосед против продажи участка". В качестве приложения к заявлению указаны копия паспорта, выписки из ЕГРН от 29 марта 2018 года, схема участка.
03 сентября 2018 года Администрация муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан в письме N8355 сообщила истцу о том, что рассмотрение вопроса о предоставлении земельного участка путем перераспределения невозможно, поскольку в нарушение требований п.3 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ в приложениях к заявлению отсутствует утвержденная схема расположения земельного участка, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков.
Суд первой инстанции, придя к выводу о законности и обоснованности действий ответчика, в удовлетворении иска отказал.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 11.7 Земельного кодекса РФ при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков, и в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки (пункты 2, 3 статьи 39.28 ЗК РФ).
В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган (пункт 1 статьи 39.29 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ в заявлении о перераспределении земельных участков указываются: 1) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина); 2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо; 3) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, перераспределение которых планируется осуществить; 4) реквизиты утвержденного проекта межевания территории, если перераспределение земельных участков планируется осуществить в соответствии с данным проектом; 5) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
Пункт 3 ст.39.28 Земельного кодекса РФ предусматривает, что к заявлению о перераспределении земельных участков прилагаются в том числе: 1) копии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельный участок, принадлежащий заявителю, в случае, если право собственности не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости; 2) схема расположения земельного участка в случае, если отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков.
В силу пункта 3 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ, подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с пунктами 8 и 13 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ в случае образования земельных участков путем перераспределения земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, подготовка схем расположения земельных участков обеспечивается гражданами, являющимися собственниками таких земельных участков.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Поскольку истец не обращался к ответчику с заявлением об утверждении схемы земельного участка, что не оспаривается сторонами, схема администрацией не утверждена, заявление о перераспределении земель такого заявления не содержит, ответчиком обоснованно заявление истца о перераспределении земель не рассмотрено.
Согласно ч.7 ст.39.29 Земельного кодекса РФ в течение десяти дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 2 настоящей статьи, подано в иной орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи. При этом должны быть указаны все причины возврата заявления о перераспределении земельных участков.
При этом довод жалобы о том, что администрацией нарушен 10-дневный срок рассмотрения заявления, предусмотренный ч. 7 ст.39.29 Земельного Кодекса РФ, судебной коллегией отклоняется, поскольку заявление было не возвращено, ответчиком было указано, что рассмотрение вопроса не представляет возможным.
Кроме того, судом дело рассмотрено в пределах исковых требований, административным истцом действия ответчика по нарушению срока рассмотрения заявления не были заявлены.
Довод жалобы о необоснованности ссылки суда на положения статей 39.3, 39.14, 39.15, 39.18, главы V Земельного Кодекса РФ необоснован, поскольку решение постановлено на основании приведенных выше норм права.
Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию, которая известна суду первой инстанции, они не опровергают выводов суда, а выражают несогласие с ними, основаны на неверном толковании закона. По сути доводы жалобы направлены на переоценку обстоятельств, являвшихся предметом исследования в судебном заседании, а также доказательств, которым дана надлежащая оценка, в силу чего апелляционная жалоба не может являться основанием для отмены оспариваемого решения.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что по делу вынесено законное и обоснованное решение, в связи с чем, оснований для отмены решения суда как по материалам дела, так и по доводам апелляционной жалобы не находит.
Руководствуясь ст. ст. 308, 309 Кодекса административного судопроизводства РФ,
определила:
решение Благовещенского районного суда Республики Башкортостан от 26 ноября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кулагина Ю.А. - без удовлетворения.
Председательствующий Г.Я. Турумтаева
Судьи З.А. Науширбанова
Т.Е. Фролова
Справка: судья Хисматуллина И.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.