ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 января 2019 года город Уфа
Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Идрисовой А.В,
при секретаре Гатауллиной О.Т,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Галиуллиной Р.Л. к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Башкортостан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан, Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан об установлении кадастровой стоимости земельного участка и объекта недвижимости равной рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Галиуллина Р.Л. обратилась в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка и объекта недвижимости равной рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником объекта недвижимости с кадастровым номером N.., назначение: нежилое здание, общей площадью 705,2 кв.м, расположенного по адресу: адрес. Кадастровая стоимость объекта недвижимости определена по состоянию на 01 января 2015 года в размере 27381329,30 руб.
Также административный истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером N.., из категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: предпринимательство, площадью 276 кв.м, расположенного по адресу: Республика адрес. Кадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию на 01 июня 2014 года в размере 4119645 руб.
Считая кадастровую стоимость земельного участка и объекта недвижимости завышенной, административный истец обратился к независимому оценщику. Отчетом ИП Лазовского С.Е. N 7-окс/10-2018 определено, что рыночная стоимость указанного выше объекта недвижимости по состоянию на 01 января 2015 года составляет 16969000 руб, рыночная стоимость указанного выше земельного участка по состоянию на 01 июня 2014 года составляет 889000 руб.
Административный истец, являясь собственником нежилого здания в соответствии с законодательством Российской Федерации, обязан уплачивать налог на имущество. Налоговая база по налогу на имущество подлежит исчислению исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая в данном случае существенно превышает размер его рыночной стоимости, что нарушает права и законные интересы административного истца.
Административный истец, в соответствии с договором аренды земельного участка N 777-13 от 10.07.2013 является арендатором названного выше земельного участка. Истец имеет право на выкуп земельного участка, стоимость земельного участка по договору купли-продажи определяется исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
На основании изложенного, истец просит установить кадастровую стоимость по состоянию на 01 января 2015 года объекта недвижимости равной рыночной в размере 16969000 руб, кадастровую стоимость по состоянию на 01 июня 2014 года земельного участка равной рыночной в размере 889000 руб.
Представитель административного истца Галиуллиной Р.Л. - Минигазимова Л.И. в судебном заседании просила требования удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, и установить кадастровую стоимость земельного участка и объекта недвижимости равной рыночной стоимости в соответствии с суммами, определенными судебным экспертом.
Административный истец Галиуллина Р.Л, представители ответчиков ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, ПравительствА Республики Башкортостан, заинтересованного лица Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, сведений об уважительных причинах неявки не представили. От истца поступило заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.
В соответствии с положениями статей 150, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, явка которых не признана судом обязательной.
Исследовав и оценив представленные доказательства, заслушав пояснения представителя истца, суд приходит к следующему.
В силу п. 3 ст. 35 Земельного кодекса Российской Федерации собственник здания, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу.
Аналогичное положение содержится в п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить его кадастровую стоимость, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости.
В соответствии с п. 1 ст. 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Законом Республики Башкортостан от 30.10.2014 N 142-з "Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Башкортостан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" установлено, что датой начала применения на территории Республики Башкортостан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения является 1 января 2015 года.
Согласно положениям статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия). В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть определена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (часть четвертая).
Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (статья 3 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").Согласно части 2 статьи 24.15 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень.
В соответствии с ч. 4 ст. 24.18 приведенного выше Федерального закона в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Судом установлено, что Галиуллина Р.Л... является арендатором земельного участка с кадастровым номером N.., из категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: предпринимательство; площадью 276 кв.м.; расположенного по адресу: адрес и собственником расположенного на данном земельном участке объекта недвижимости с кадастровым номером N.., назначение: нежилое здание, общей площадью 705,2 кв.м, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 08 ноября 2018 года.
Результаты государственной кадастровой оценки объектов жилого и нежилого фонда Республики Башкортостан утверждены постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24 ноября 2015 года N 496 по состоянию на 01 января 2015 года.
Постановлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 30 декабря 2014 года N 5860 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель городского округа город Уфа Республики Башкортостан по состоянию на 01 июня 2014 года.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N... по состоянию на 01 июня 2014 года определена в размере 4119645 руб, кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N... по состоянию на 01 января 2015 года определена в размере 27381329,30 руб, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 07 ноября 2018 года.
Административным истцом в обоснование размера рыночной стоимости земельного участка и объекта недвижимости представлены отчеты ИП Лазовского С.Е. N 7-окс/10-2018 определено, что рыночная стоимость указанного выше объекта недвижимости по состоянию на 01 января 2015 года составляет 16969000 руб, рыночная стоимость указанного выше земельного участка по состоянию на 01 июня 2014 года составляет 889000 руб.
Одним из источников сведений о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела, являются заключения экспертов (статья 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По ходатайству представителя административного истца, с целью определения действительной рыночной стоимости земельного участка, объекта недвижимости определением Верховного Суда Республики Башкортостан от 05 декабря 2018 года по делу назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости, проведение которой поручено эксперту ООО "РегионЗемОценка" Кальянову В.Н.
Согласно заключению эксперта ООО "РегионЗемОценка" Кальянова В.Г. N 08/12/18-ЗЭ от 21.12.2018 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N... по состоянию на 01 июня 2014 года составляет 1125000 руб, объекта недвижимости с кадастровым номером N.., по состоянию на 01 января 2015 года составляет 17840000 руб.
Суд, оценив представленные доказательства в их совокупности, при объективном и непосредственном исследовании, приходит к выводу, что заключение судебной экспертизы, выполненное экспертом ООО "РегионЗемОценка" Кальяновым В.Н, соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федеральным стандартам оценки. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Заключение подготовлено лицом, обладающим специальными познаниями в указанной области и содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости объектов оценки, содержит подробное описание проведенного исследования стоимости объектов оценки. Приведенные в заключении судебной экспертизы выводы эксперта не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение эксперта относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости оцениваемых объектов основано экспертом на исчерпывающем анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Каких-либо доказательств того, что рыночная стоимость данного земельного участка и объекта недвижимости является иной, чем отражено в экспертном заключении, суду лицами, участвующими в деле не представлено, ходатайств о проведении повторной либо дополнительной экспертизы не заявлено.
При таких обстоятельствах, у суда не имеется оснований не доверять заключению эксперта и с учетом требований статей 82, 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оценив данное заключение на предмет относимости, допустимости и достоверности, суд принимает его в качестве доказательства, подтверждающего требования административного истца.
На основании изложенного, оценив представленные по делу доказательства в совокупности, в том числе названное выше экспертное заключение, суд полагает возможным удовлетворить заявленное административным истцом требование.
Согласно разъяснений, содержащихся в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Из материалов дела следует, что административный истец с административным исковым заявлением в суд обратился - 16 ноября 2018 года, поэтому дата подачи заявления об определении кадастровой стоимости - 16 ноября 2018 года.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Галиуллиной Р.Л. об установлении кадастровой стоимости земельного участка и объекта недвижимости равной рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N.., из категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: предпринимательство, площадью 276 кв.м, расположенного по адресу: адрес, равной рыночной по состоянию на 01 июня 2014 года в размере 1125000 рублей.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N.., назначение: нежилое здание, общей площадью 705,2 кв.м, расположенного по адресу: адрес, равной рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года в размере 17840000 рублей.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка и объекта недвижимости считать 16 ноября 2018 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан подпись А.В.Идрисова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.