Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Петровой Ю.Ю.
судей
Сухаревой С.И. и Кудасовой Т.А.
при секретаре
Фадеевой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 22 января 2019 года гражданское дело N 2-4185/18 по апелляционной жалобе администрации Красносельского района Санкт-Петербурга на решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 10 сентября 2018 года по иску Быстровой Валентины Михайловны к администрации Красносельского района Санкт-Петербурга об обязании совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Сухаревой С.И, объяснения Быстровой В.М, представителя администрации Красносельского района Санкт-Петербурга - Коротковой С.С. по доверенности от "дата", судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Быстрова В.М. обратилась в суд с иском к администрации Красносельского района Санкт-Петербурга об обязании совершить определенные действия.
В обоснование заявленных исковых требований, истица указала на то, что с "дата" по "дата" год воспитывалась в "... " и находилась на полном государственном обеспечении. С "дата" истец состояла на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма в администрации Красносельского района Санкт-Петербурга. Истица неоднократно обращалась в адрес ответчика по вопросу предоставления ей жилого помещения, как лицу, которое относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Вместе с тем, жилое помещение истице до настоящего времени не предоставлено. На основании изложенного, истица просила обязать предоставить ей в порядке очередности, согласно списку, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
Решением Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 10 сентября 2018 года исковые требования удовлетворены. Администрация Красносельского районного суда Санкт-Петербурга обязана предоставить Быстровой В.М. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору специализированного найма жилого помещения.
В апелляционной жалобе администрация Красносельского района Санкт-Петербурга просит решение суда отменить, вынести по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела, Быстрова В.М, "дата" года рождения, в период с "дата" по "дата" год воспитывалась в "... " В период с "дата" по "дата" истица проходила обучение в "... " "адрес" (л.д.18). В "дата" году истица окончила "... " На основании удостоверения Исполнительного комитета Ленинградского городского Совета народных депутатов истец была направлена в распоряжение Главленинградстроя.
С "дата" Быстрова В.М. состоит на учете по предоставлению
жилой площади в администрации Красносельского района Санкт-Петербурга. Совместно с истицей на учете состоит и её сын "... " На момент постановки на учет истице был 21 год (л.д.17).
На указанном учете истица состоит по настоящее время, что не оспаривалось сторонами в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Распоряжением администрации Московского района Санкт-Петербурга от "дата" N... Быстровой В.М. и ее сыну "... " предоставлена комната N.., площадью 21,10 кв.м, в многонаселенной 22-х комнатной коммунальной квартире по адресу: "адрес"
На день окончания пребывания истицы в образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и детей из их числа и момент постановки истицы на учет нуждающихся действовали положения Жилищного кодекса РСФСР, которые регулировали порядок и процедуру принятия граждан на учет, нуждающихся в жилых помещениях.
Пунктом 2 статьи 37 Жилищного кодекса РСФСР было предусмотрено, что вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам по окончании пребывания в государственном детском учреждении, у родственников, опекунов или попечителей, где они находились на воспитании, если им не может быть возвращена жилая площадь, откуда они выбыли в детское учреждение, к родственникам, опекунам или попечителям (п. 3 ст. 60).
В статье 31 Жилищного кодекса РСФСР было указано, что принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации (часть 1).
Согласно статье 33 Жилищного кодекса РСФСР жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений.
Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включаются в отдельные списки (часть 2 статьи 33).
Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ч. 1 ст. 8 названного Закона (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками, жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом названного пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом
названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения
предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных
организациях, учреждениях социального обслуживания населения,
учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (часть 9 статьи 8 указанного Федерального закона).
Пунктом 3 части 4 статьи 8 данного Федерального закона предусмотрено, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием, в частности, такого обстоятельства, как то, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения.
Согласно части 1 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 19.07.2005 N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" учетная норма площади жилого помещения на одного человека в Санкт-Петербурге составляет 15 квадратных метров общей площади жилого помещения для проживающих в коммунальных квартирах.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о невозможности проживания Быстровой В.М. в жилом помещении по адресу: "адрес", и наличии оснований для предоставления истице благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору специализированного найма жилого помещения.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, отсутствие истицы на учете нуждающихся в жилых помещениях как ребенка, оставшегося без попечения родителей, само по себе не может рассматриваться в качестве основания для отказа в удовлетворении требования о предоставлении специализированного жилого помещения, поскольку истица своевременно в администрации Красносельского района Санкт-Петербурга в "дата" году была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилье, формируются органами государственной власти.
Принятие Быстровой В.М. в "дата" году на учет нуждающихся в жилых помещениях на общих условиях, без учета льгот, предусмотренных Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ, не исключает право истицы быть обеспеченной специализированным жилым помещением ввиду отсутствия оснований для лишения истицы гарантированного и нереализованного права на предоставление жилья.
Как следует из ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" право на дополнительные гарантии по социальной поддержке в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
По смыслу названных норм предоставление дополнительных гарантий по социальной поддержке, в том числе, предоставление жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилых помещениях до достижения ими возраста 23 лет.
В соответствии с ч. 9 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Вместе с тем в силу ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ настоящий закон вступил в силу с 01.01.2013. Действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
При таком положении истица на момент вступления в законную силу Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ должна была обладать нереализованным правом на обеспечение жилым помещением как лицо из названной категории лиц.
По смыслу ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ новый порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа мог быть распространен на истицу при наличии доказательств ее обращения в уполномоченные органы о постановке на учет для предоставления жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии с положениями ранее действовавших норм законодательства.
Отношения, связанные с установлением дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в настоящее время в Санкт-Петербурге регулируются Законом Санкт-Петербурга от 4 апреля 2006 года N 100-15 "О специализированном жилищном фонде Санкт-Петербурга".
Статьей 5.1 Закона Санкт-Петербурга от 04.04.2006 N 100-15 "О специализированном жилищном фонде Санкт-Петербурга" предусмотрено, что жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - жилые помещения для детей-сирот), однократно предоставляются уполномоченным органом детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в случае наличия обстоятельств, предусмотренных в подпунктах 1 - 3 пункта 4 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
В целях реализации Жилищного кодекса Российской Федерации и Закона Санкт-Петербурга от 15.03.2006 N 100-15 "О специализированном жилищном фонде Санкт-Петербурга", принято постановление Правительства Санкт-Петербурга от 20.08.2013 N 596, которым утверждено Положение о порядке ведения списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга, и обновления сведений, содержащихся в таком списке (далее - Положение).
Подпунктом 1.1 пункта 1 указанного Положения вопросы о предоставлении жилых помещений в соответствии с настоящим Положением рассматриваются администрацией районов Санкт-Петербурга.
Из материалов дела следует, что истица на момент постановки на учет нуждающихся относилась к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом материалами дела подтверждено, что истица о постановке на учет обратилась до достижения ее возрасти 23 лет, до настоящего времени жилым помещением не обеспечена.
При таком положении суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия считает, что при разрешении настоящего спора правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, определены судом первой инстанции правильно, обстоятельства, имеющие правовое значение, установлены на основании добытых по делу доказательств, оценка которым дана согласно ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы, оспаривающие выводы суда по существу рассмотренного спора, направленные на иную оценку доказательств, не могут повлиять на содержание постановленного судом решения, правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений.
Таким образом, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения, - оставлению без удовлетворения.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 10 сентября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.