Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Зарочинцевой Е.В,
судей
Александровой Ю.К, Савельевой Т.Ю,
при секретаре
Монгуш С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Выборгского районе Санкт-Петербурга на решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 20 ноября 2017 года по гражданскому делу N 2-2947/2017 по иску Прокудина В. А. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Выборгского районе Санкт-Петербурга об обязании включить в стаж периоды работы, признании права на досрочную пенсию.
Заслушав доклад судьи Зарочинцевой Е.В, выслушав объяснения представителя ответчика - Виноградовой Н.О, поддержавшей доводы апелляционной жалобы; представителя истца - Абрикосовой Е.В, полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокудин В.А. обратился в Выборгский районный суд Санкт-Петербурга с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Выборгского районе Санкт-Петербург, уточнив заявленные требования в порядке ст.39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (т.1, л.д.114-115), просил включить в специальный стаж в полуторном исчислении периоды работы: с 01.03.2006 по 07.09.2006 в должности врача-анестезиолога в МСЧ N 70, с 12.02.2016 по 05.06.2017 в должности врача-анестезиолога в ООО "Клиника пластической хирургии", также просил включить в специальный стаж период службы в Вооруженных Силах РФ по специальности и назначить досрочную трудовую пенсию по старости на основании пп.20 ч.1 ст.27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с момента приобретения права.
В обоснование иска Прокудин В.А. указал, что 27.06.2016 обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости, однако решением от 26.08.2016 ему было отказано в связи с отсутствием 30 лет лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, при этом в специальный стаж по всем вариантам расчета не включен период работы в ООО "Клиника пластической хирургии" с 12.02.2016 по 31.03.2016, так как сведениями индивидуального персонифицированного учета не подтверждается осуществление медицинской деятельности. Период работы с 01.03.2006 по 07.09.2006 в должности врача-анестезиолога в МСЧ N 70 ФП "Пассажиравтотранс" может быть включен в специальный стаж при условии предоставления справки о работе. По первому варианту исчисления в специальный стаж не включен период службы с 09.01.1998 по 10.10.2012 в Вооруженных Силах МО РФ, так как Правилами от 29.10.2002 N 781 включение в медицинский стаж периодов службы в составе Вооруженных Сил МО РФ не предусмотрено.
Истец не согласен с указанным решением, так как согласно Положению о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1956 служба в составе ВС СССР засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось на трудовую деятельность в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам здравоохранения право на льготную пенсию. В периоды с 01.03.2006 по 07.09.2006 и с 12.02.2016 по 05.06.2017 истец работал в учреждениях, на должностях, дающих право на включение в специальный стаж в полуторном исчислении.
Решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 30.11.2017 исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе ответчик просит указанное решение отменить, ссылаясь на то, что судом нарушены процессуальные и материальные нормы права.
Представитель ответчика Виноградова Н.О, действующая на основании доверенности, в заседании судебной коллеги доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержала, просила решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель истца Абрикосова Е.В, действующая на основании доверенности, просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив оспариваемое решение в соответствии с нормами части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене в виду следующего.
В ходе судебного разбирательства судом первой инстанции установлено, что 27.06.2016 Прокудин В.А. обратился в ГУ - УПФР в Выборгском районе Санкт-Петербурга с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п.20 ч.1 ст.30 ФЗ "О страховых пенсиях", однако решением от 26.08.2016 ему было отказано в связи с отсутствием 30 лет лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Отказывая истцу в досрочном назначении пенсии, в специальный стаж по всем вариантам оценки пенсионных права ответчиком не включен период работы в ООО "Клиника пластической хирургии" с 12.02.2016 по 31.03.2016, так как сведениями индивидуального персонифицированного учета не подтверждается осуществление медицинской деятельности; также указано, что период работы с 01.03.2006 по 07.09.2006 в должности врача-анестезиолога в МСЧ N 70 ФП "Пассажиравтотранспорт" может быть включен в специальный стаж при условии предоставления справки о работе. По первому варианту исчисления в специальный стаж не включен период службы с 09.01.1998 по 10.10.2012 в Вооруженных Силах МО РФ, поскольку Правилами от 29.10.2002 N781 включение в медицинский стаж периодов службы в составе Вооруженных Сил МО РФ не предусмотрено.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что в согласно справке МСЧ N 70 СПб ГУП "Пассажиравтотранс", личной карточке, копиям лицевых счетов Прокудин В.А. в период с 07.03.2006 по 08.09.2009 работал в отделении анестезиологии-реанимации в должности врача-анестезиолога-реаниматолога в течение полного рабочего дня, полной рабочей недели на 1,0 ставку, в период с 12.02.2016 по 05.06.2017 истец занимал должность врача анестезиолога-реаниматолога в стационаре ООО "Клиника пластической хирургии", в силу чего пришел к выводу о том, что вышеуказанные периоды работы подлежат зачету в специальный стаж в льготном исчислении из расчета 1 год за 1 год и 6 месяцев.
Судебная коллегия с таким выводом суда согласиться не может ввиду следующего.
В соответствии со ст.39 Конституции РФ каждому гарантирует социальное обеспечение по возрасту, государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
С 01.01.2015 вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно ч.3 ст.36 указанного Федерального закона со дня вступления его в силу Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Часть 4 статьи 36 данного Федерального закона устанавливает, что Федеральные законы, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Для исчисления специального стажа в льготном исчислении законодателем установлены четкие условия о соответствии занимаемой должности и учреждения, а также его структурного подразделения соответствующему нормативному документу, действующему или по выбору застрахованного лица, действующего в период его работы (с учетом положений Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 по обращениям граждан за назначением пенсии после 01.01.2015.
В соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Закона Российской Федерации N 400-ФЗ от 28.12.2013 "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, независимо от их возраста, и величины индивидуального пенсионного коэффициента, определенной на день установления страховой пенсии.
Согласно части 2 статьи 30 вышеуказанного закона Правительством Российской Федерации утверждаются Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии.
Решением Управления от 26.08.2016 в календарном исчислении были включены в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч.1 ст.30 Закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 следующие периоды работы:
с 11.09.1991 по 11.11.1991 (00/02/01) - медбрат в приемном отделении факультетских клиник в Сибирском государственном медицинском университете;
с 23.08.1994 по 30.06.1995 (00/10/08) - врач-интерн отделения анестезиологии и реанимации, с 01.07.1995 по 24.06.1997 (01/11/24-02/11/21 период учтен как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев) - врач анестезиолог-реаниматолог отделения анестезиологии и реанимации в городской клинической больнице N 5;
с 17.09.1997 по 15.12.1997 (00/02/29) - участковый врач-терапевт поликлиники в Пионерской Городской больнице;
09.01.1998 по 27.04.1998 (00/03/19) - военная служба в должности начальника лазарета - врач авиационно-технической базы Военно-воздушных сил Балтийского флота, с 28.04.1998 по 31.10.1999 (01/06/04) - начальник отделения анестезиологии и реанимации врач анестезиолог-реаниматолог отделения анестезиологии и реанимации военного госпиталя тыла Балтийского флота;
с 01.01.2002 по 08.07.2002 (00/04/07-00/06/10) и с 01.04.2007 по 01.05.2007 (00/01/01-00/01/16 периоды учтены как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев) - врач анестезиолог-реаниматолог отделения анестезиологии и реанимации в Балтийской центральной районной больнице;
с 17.07.2006 по 01.09.2006 (00/01/15-00/02/07 период учтен как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев) врач анестезиолог-реаниматолог отделения анестезиологии и реанимации в Городской Александровской больнице на 0,5 ставки и врач анестезиолог-реаниматолог отделения анестезиологии и реанимации в Городской больнице N 9 на 0,5 ставки;
с 07.11.2006 по 13.03.2007 (00/05/25-00/08/22 период учтен как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев) врач анестезиолог-реаниматолог отделения анестезиологии и реанимации в Городской больнице N 9 на 0,5 ставки и врач анестезиолог-реаниматолог отделения анестезиологии и реанимации стационара во Всеволожской клинической межрайонной больницы на 0,5 ставки;
с 20.08.2009 по 04.03.2010 (00/06/15-00/09/22 период учтен как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев) врач анестезиолог-реаниматолог отделения анестезиологии и реанимации в Городской Мариинской больнице;
09.03.2010 по 11.02.2016 (05/11/13-08/10/19 период учтен как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев) врач анестезиолог-реаниматолог отделения анестезиологии и реанимации стационара медицинской службы ООО "Международная клиника МЕБЕМ" (по сведениям индивидуального лицевого счета в Пенсионном Фонде Российской Федерации).
Учитывая, включенные истцу периоды, судебная коллегия соглашается с доводом апелляционной жалобы, что судом первой инстанции не учтено, что спорный период работы истца с 01.03.2006 по 07.09.2006 в должности врача-анестезиолога в МСЧ N 70 ФП "Пассажиравтотранспорт" частично совпадает с уже зачтенным периодом в специальный стаж в полуторном исчислении 07.11.2006 по 13.03.2007 (00/05/25-00/08/22 период учтен как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев) врач анестезиолог-реаниматолог отделения анестезиологии и реанимации в Городской больнице N 9 на 0,5 ставки и врач анестезиолог-реаниматолог отделения анестезиологии и реанимации стационара во Всеволожской клинической межрайонной больницы на 0,5 ставки и следовательно повторно включен быть не может.
В соответствии с п.20 ч.1 ст.30 ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно.
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01.01.1992.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 (ред. от 26.05.2009) "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" периоды работы в отделениях анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии учреждений в должностях врача-анестезиолога-реаниматолога (врача-анестезиолога-реаниматора) подлежат включению в специальный стаж как один год и шесть месяцев.
Как указал суд первой инстанции, согласно справке МСЧ N 70 СПб ГУП "Пассажиравтотранс", личной карточке, копиям лицевых счетов Прокудин В.А. в период с 07.03.2006 по 08.09.2009 работал в отделении анестезиологии-реанимации в должности врача-анестезиолога-реаниматолога в течение полного рабочего дня, полной рабочей недели на 1,0 ставку, в связи с чем данный период подлежит включению в специальный стаж в полутор6ном исчислении.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда, поскольку суд не учел, что период работы истца с 07.03.2006 по 07.09.2006 в должности врача-анестезиолога в МЧС N 70 частично совпадает с уже зачтенным Управлением (при вынесении отказного решения от 26.08.2016 N КС/556396/16) в специальный стаж в полуторном исчислении периодом работы истца с 17.07.2006 по 01.09.2006 в должности врача анестезиолога-реаниматолога отделения анестезиологии и реанимации в Городской Александровской больнице N 9 на 0,5 ставки и врача анестезиолога-реаниматолога отделения анестезиологии и реанимации стационара во Всеволожской клинической межрайонной больнице на 0,5 ставки.
Таким образом, при разрешении спора в данной части имеет место наложение включенного судом периода в стаж в льготном исчислении с уже зачтенным Управлением в полуторном исчислении в специальный стаж периодом работы истца в других медицинских учреждениях.
Соответственно, при определении права истца на досрочную страховую пенсию по п.20 ч.1 ст.30 Закона N 400-ФЗ период работы истца с 17.07.2006 по 01.09.2006 не может быть учтен дважды в специальный стаж, что делает невозможным повторное включение данного периода работы истца в специальный стаж в льготном исчислении.
Следовательно, рассматривая вопрос о включении в специальный стаж в полуторном исчислении периода работы истца в должности врача-анестезиолога в МЧС N 70, спор возможен только в отношении периодов: 07.03.2006-16.07.2006, 02.09.2006-08.09.2006.
Вместе с тем, при оценке по всем вариантам пенсионных прав истца с учетом периодов, зачтенных судом, за исключением учтенного дважды периода работы с 17.07.2006 по 01.09.2006, специальный стаж истца по п.20 ч.1 ст.30 Закона N 400-ФЗ составит мене 2/3 стажа (то есть менее 20 лет), требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии в должности и учреждении. Работа в которых дает право на пенсию, то есть не выполняются условия п.4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 17.12.1959 N 1397 (ред. От 03.08.1972, с изм. От 12.04.1984) "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения. Здравоохранения и сельского хозяйства".
Судебная коллегия также не может согласиться с решением суда первой инстанции в части включения в специальный страховой стаж Прокудина В.А. период работы с 12.02.2016 по 05.06.2017 в должности врача-анестезиолога в ООО "Клиника пластической хирургии".
Удовлетворяя исковые требования в данной части, суд исходил из того, что ООО "Клиника пластической хирургии" имеет лицензию на право осуществление медицинской деятельности, согласно Уставу Общества, к видам деятельности относится врачебная практика, согласно штатному расписанию в состав клиники входит отделение хирургии, в штате которого имеются не только операционные медицинские сестры, но и постовые медицинские сестры, что свидетельствует о наличии стационара, из должностной инструкции врача анестезиолога-реаниматолога следует, что в обязанности Прокудина В. А. входит, в том числе, и обеспечение высокого качества анестезии, предоперационное обследование и подготовка пациента к операции, ведение пациентов в послеоперационном периоде, в связи с чем пришел к выводу, что фактически работа истца в спорный период протекает в стационаре, что дает ему право на включение спорного периода в специальный стаж в полуторном исчислении.
При этом суд не учел, что в соответствии с пп. 20 п. 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", а также Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N 781, право на досрочное пенсионное обеспечение предусмотрено за осуществление лечебной деятельности только в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками, допустив расширительное толкование нормы Закона.
Согласно разъяснениям, данным в п.17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений.
Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
В соответствии с п.11 ст.2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская организация - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. Положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность медицинских организаций, распространяются на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности. В целях настоящего Федерального закона к медицинским организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность.
Таким образом, требования правового регулирования в сфере здравоохранения обязательны для всех медицинских организаций независимо от их организационно-правовой формы (организация оказания медицинской помощи в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, а также на основе стандартов медицинской помощи и др.).
При этом штатные нормативы, которые предусмотрены в соответствующих порядках оказания медицинской помощи, не распространяются на медицинские организации частной системы здравоохранения.
Вопросы досрочного пенсионного обеспечения медицинских работников структурных подразделений организаций, не являющихся по организационно-правовой форме учреждениями, рассматриваются с учетом пункта 6 правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона N 173-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 при наличии структурных подразделений, поименованных в названном пункте.
Исходя из пункта 6 Правил от 29.10.2002 N 781, работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке.
Федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение (Определении Конституционного Суда РЙФ от 29.09.2015 N 1920-О).
В соответствии с пунктом 1 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации (в действующей редакции) учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Пунктом 1 статьи 87 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.09.2014) было предусмотрено, что обществом с ограниченной ответственностью признается хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей.
Правовое положение общества с ограниченной ответственностью и права и обязанности его участников определяются настоящим Кодексом и законом об обществах с ограниченной ответственностью.
Согласно ст.66.3 ГК РФ общества с ограниченной ответственностью отнесены к коммерческим корпоративным организациям.
Исходя из приведенных положений Гражданского кодекса Российской Федерации общество с ограниченной ответственностью и учреждение имеют разную юридическую природу и создаются для осуществления различных целей.
Таким образом, Общество с ограниченной ответственностью "Клиника пластической хирургии" по своей организационно-правовой форме является коммерческой организацией, созданной для извлечения прибыли, которая не может быть отнесена к учреждениям здравоохранения, поименованным в разделе "Наименование учреждений" Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781.
Льготный порядок (полуторный размер) исчисления стажа работы лечебных учреждениях предусмотрен Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев (приложение к Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781.
Указанный перечень не содержит наименований спорной должности и спорного учреждения.
Таким образом, спорный период трудовой деятельности истца 12.02.2016-05.06.2017 в должности врача-анестезиолога в ООО "Клиника пластической хирургии" неправомерно включен судом в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в полуторном исчислении, поскольку документально не подтверждено, что в указанный периоды истец работал в отделении хирургического профиля стационара в должности врача-анестезиолога-реаниматолога, выполнял обязанности, связанные с выполнением функциональных обязанностей в соответствии с указанными в перечне должностями, которые существенно отличаются по уровню сложности и напряженности с выполнением должностных обязанностей другими работниками медицинского персонала.
Судебная коллегия также считает, что при вынесении решения, судом не учтены разъяснения, изложенные в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", согласно которым судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным Законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Данными индивидуального персонифицированного учета не подтверждается (ни в полуторном, ни в календарном исчислении) льготный характер работы истца в спорный период работы 12.02.2016 - 05.06.2017 в должности врача-анестезиолога в ООО "Клиника пластической хирургии".
Таким образом, суд не учел, что в отношении истца работодателем в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации предоставлялись сведения о включаемом в страховой стаж периоде работы (без льготного кода особых условий труда), однако в материалах дела отсутствуют какие-либо данные о том, что эти сведения относительно спорного периода работы истца являются недостоверными.
При этом в материалах дела отсутствуют какие-либо документы, в том числе справки, уточняющие льготный характер работы истца в период с 12.02.2016-05.06.2017 в должности врача-анестезиолога в ООО "Клиника пластической хирургии". Которые могли бы подтвердить выполнение истцом работы постоянно в течение полного рабочего дня в качестве врача-анестезиолога в спорно периоде. Дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п.20 ч.1 ст.30 Закона N 400-ФЗ.
Разрешая спор, суд не учел вышеуказанные разъяснения и положения закона, что повлекло вынесение незаконного и необоснованного решения, которое подлежит отмене с принятием нового решения об отказе Прокудину В.А. в иске о включении в специальный страховой стаж спорных периодов работы и назначении досрочной пенсии.
В силу п.2 ст.328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм процессуального права.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что обжалуемое решение суда не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований истца.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 30 ноября 2017 года отменить, принять по делу новое решение.
Прокудину В. А. в удовлетворении исковых требований к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Выборгского районе Санкт-Петербурга об обязании включить в стаж периоды работы в специальный стаж, признании права на досрочную пенсию отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.