Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Бутковой Н.А.
судей
Головкиной Л.А, Стаховой Т.М.
при секретаре
Чернышове А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 28 августа 2018 года апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 7 февраля 2018 года по административному делу N... а-263/2018 по административному исковому заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее ОАО "Российские железные дороги", ОАО "РЖД") к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, главному государственному инспектору Лялля А. И. о признании незаконным предписания.
Заслушав доклад судьи Бутковой Н.А, выслушав представителя административного истца Сергеевой Е.Н, изучив материалы административного дела, судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
ОАО "Российские железные дороги" обратилось в Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением, в котором просило признать незаконным предписание от 1 июня 2017 года N... (П), вынесенное главным государственным инспектором отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Лялля А.И. в отношении ОАО "РЖД" об обязании устранить нарушения подпунктов N... Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утверждённых Приказом Минтранса Российской Федерации от 8 февраля 2011 года N.., а также пунктов N... части 1 статьи 10 Федерального закона от 9 февраля 2007 года N16-ФЗ "О транспортной безопасности" в части пунктов 1.1-1.26.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что в период с 15 мая 2017 года по 1 июня 2017 года Управлением государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта была проведена внеплановая документарная проверка исполнения законодательства Российской Федерации по вопросам обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции Санкт-Петербурга - Финляндский Санкт-Петербургского центра организации работы железнодорожной станции Октябрьской дирекции управления движением структурного подразделения Центральной дирекции управления движением филиала ОАО "РЖД". По результатам проверки выявлены нарушения требований законодательства по вопросам обеспечения транспортной безопасности, в связи с чем вынесено оспариваемое предписание, которым общество обязано устранить допущенные нарушения в срок до 12 марта 2018 года. По мнению административного истца, предписание в оспариваемых частях (пункты 1.1 - 1.26) незаконно и необоснованно, поскольку не основано на действующем законодательстве, принято в его нарушение и не соответствует фактическим обстоятельствам.
Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 7 февраля 2018 года в удовлетворении заявленных ОАО "РЖД" требований отказано.
В апелляционной жалобе административный истец открытое акционерное общество "Российские железные дороги" просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, постановленным с нарушением норм действующего законодательства, при неправильном установлении обстоятельств, имеющих значение для дела.
В заседание суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта не явился, извещён о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки, ходатайств об отложении судебного разбирательства не представил.
Главным государственным инспектором Лялля А.И. в Санкт-Петербургский городской суд подано ходатайство об отложении судебного заседания, назначенного на 28 августа 2018 года, в связи с невозможностью явки в это судебное заседание ввиду занятости в ином судебном процессе.
Судебная коллегия, отказывая в удовлетворении заявленного ходатайства, принимает во внимание, что судебное заседание ранее неоднократно откладывалось, явка главного государственного инспектора Лялля А.И. не признана судебной коллегией обязательной. Данное должностное лицо, административный ответчик по делу, не лишено было возможности явиться в заседание суда апелляционной инстанции, либо направить в суд своего представителя, представить свои письменные возражения относительно доводов апелляционной жалобы, что сделано не было. Избрание административным ответчиком иного судебного заседания для личного участия, при отсутствии доводов относительно обстоятельств, которые бы он лично желал пояснить в ходе настоящего судебного разбирательства, по мнению судебной коллегии, не свидетельствует о невозможности рассмотрения дела в настоящем судебном заседании исходя из положений статьей 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда, выслушав объяснения представителя административного истца, изучив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Как следует из материалов настоящего административного дела, в соответствии с распоряжением Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от "дата" N... -р в период с "дата" по "дата" проведена внеплановая документарная проверка по контролю за исполнением требований в области обеспечения транспортной безопасности в отношении ОАО "РЖД"; объекты транспортной инфраструктуры: станция Санкт-Петербурга - Балтийский; станция Санкт-Петербург - Тов.Витебский; станция Санкт-Петербурга - Финляндский.
По результатам проведённой проверки составлен акт проверки N... (А).
"дата" вынесено оспариваемое предписание, которым установлено, что в ходе проверки выявлены следующие нарушения законодательства Российской Федерации: в отношении объекта транспортной инфраструктуры: железнодорожная станция Санкт-Петербург - Финляндский:
1.1. в нарушение пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от "дата" N16-ФЗ "О транспортной безопасности", пункта 5.10 Приказа Минтранса Российской Федерации от "дата" N... "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта" в ОАО "РЖД" на железнодорожной станции Санкт-Петербург - Финляндский в отношении лица, назначенного ответственным за обеспечение транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры ( Бойкова С.А.) не имеется заключения о том, что оно не внесено в перечень организаций и физический лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремисткой деятельности или терроризму, и соответствии с Федеральным законом от "дата" N155-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём и финансированию терроризма";
1.2 в нарушение пункта 5.6.8 Требований, в ОАО "РЖД" на железнодорожной станции "адрес" отсутствует порядок проверки документов, наблюдения, собеседования с физическими лицами и оценки данных инженерно-технических систем и средств обеспечения транспортной безопасности, осуществляемые для выявления подготовки к совершению актов незаконного вмешательства (далее АНВ) или совершения АНВ в отношении ОТИ;
1.3 в нарушение пункта 5.30.15 Требований, ОАО "РЖД" на железнодорожной станции "адрес" не осуществляется выдача постоянных пропусков по согласованию с уполномоченными подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел;
1.4. В нарушение пункта 5.30.16 Требований, в ОАО "ОЖД" на железнодорожной станции "адрес" не осуществляется выдача разовых пропусков с уведомлением уполномоченных подразделений федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел;
1.5. В нарушение пункта 5.14 Требований, в ОАО "РЖД" на железнодорожной станции "адрес" отсутствует информирование в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на ОТИ, а также юридических лиц, осуществляющих на них какие-либо виды деятельности, по требованиям законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ в части, их касающейся, включая запрещение:
- прохода (проезда) в зоны транспортной безопасности вне КПП или без соблюдения условий допуска;
- перевозки по поддельным (подложным) и/или недействительным проездным, перевозочным и/или удостоверяющим личность документам;
- проноса (провоза) предметов и/или веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону транспортной безопасности и в зону свободного доступа ОТИ, а также предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения;
- совершения АНВ в отношении ОТИ, а также иных действий, приводящих к повреждению устройств и оборудования ОТИ или использованию их не по функциональному предназначению, влекущих за собой человеческие жертвы, материальный ущерб или возможность наступления таких последствий;
1.6. В нарушение пункта 5.21 Требований, в ОАО "РЖД" на железнодорожной станции "адрес" не выделены ОТИ и не оборудованы в соответствии с утвержденными планами обеспечения транспортной безопасности отдельные помещения или выделенные участки помещений для управления инженерно-техническими системами и силами обеспечения транспортной безопасности - постами (пунктами) управления обеспечением транспортной безопасности в стационарном и (или) подвижном варианте;
1.7. В нарушение пункта 5.22 Требований, в ОАО "РЖД" на железнодорожной станции "адрес" не созданы и не оснащены посты (пункты) управления обеспечения транспортной безопасности необходимыми средствами управления и связи, обеспечивающими взаимодействие как между силами обеспечения транспортной безопасности ОТИ, так и с силами обеспечения транспортной безопасности других ОТИ, с которыми имеется технологическое взаимодействие;
1.8. В нарушение пункта 5.23 Требований, в ОАО "РЖД" на железнодорожной станции "адрес" не обеспечено круглосуточное непрерывное функционирование постов (пунктов) управления обеспечением транспортной безопасности ОТИ, а также накопление, обработка и хранение в электронном виде данных со всех технических средств обеспечения транспортной безопасности и передача указанных данных в соответствии с установленным порядком уполномоченным подразделениям федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также территориального управления федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта в соответствии с утверждёнными планами обеспечения транспортной безопасности;
1.9. В нарушение пункта 5.30.18 Требований, в ОАО "РЖД" на железнодорожной станции "адрес" не обеспечена защита баз данных и реквизитов, выданных и планируемых к выдаче пропусков от доступа любых лиц, за исключением уполномоченных сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности и уполномоченных представителем федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации;
1.10. В нарушение пункта 5.31 Требований, в ОАО "РЖД" на железнодорожной станции "адрес" не оснащены ОТИ инженерно-техническими системами обеспечения транспортной безопасности в соответствии с утверждёнными планами обеспечения транспортной безопасности;
1.11. В нарушение пункта 5.33 Требований, в ОАО "РЖД" на железнодорожной станции "адрес" не обеспечена защита инженерно-технических систем обеспечения транспортной безопасности ОТИ от несанкционированного доступа к элементам управления, обработки и хранения данных;
1.12. В нарушение пункта 6.3.1 Требований, в ОАО "РЖД" железнодорожная станция "адрес" не оснащена техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими идентификацию физических лиц и/или транспортных средств, являющихся объектами видеонаблюдения, на основании данных видеонаблюдения (далее видеоидентификация) при их перемещении через КПП в границах зоны транспортной безопасности и/или критических элементов ОТИ;
1.13. В нарушение пункта 6.3.2 Требований, в ОАО "РЖД" железнодорожная станция "адрес" не оснащена техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими обнаружение и распознавание характера событий, связанных с объектами видеонаблюдения, на основании данных видеонаблюдения и их обнаружение в произвольном месте и в произвольное время (далее - видеораспознавание) в перевозочном секторе зоны транспортной безопасности и на критических элементах ОТИ;
1.14. В нарушение пункта 6.3.5 Требований, в ОАО "РЖД" железнодорожная станция "адрес" не оснащена техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими передачу видеоизображения в соответствии с порядком передачи данных с инженерно-технических систем в реальном времени;
1.15. В нарушение пункта 6.3.6 Требований, в ОАО "РЖД" железнодорожная станция "адрес" не оснащена техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими хранение в электронном виде данных со всех технических средств обеспечения транспортной безопасности в течение одного месяца;
1.16. В нарушение пункта 6.3.7 Требований, в ОАО "РЖД" железнодорожная станция "адрес" не оснащена техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими выявление нарушителя, в том числе, оснащенные специальными техническими средствами, в реальном времени на всем периметре внешних границах зоны транспортной безопасности и критических моментов ОТИ;
1.17. В нарушение пункта 6.3.8 Требований, в ОАО "РЖД" железнодорожная станция "адрес" не оснащена техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими возможность интеграции технических средств обеспечения транспортной безопасности с другими охранными системами;
1.18. В нарушение пункта 6.3.9 Требований, в ОАО "РЖД" железнодорожная станция "адрес" не оснащена техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими электронное документирование перемещения персонала и посетителей в зону транспортной безопасности и критические элементы ОТИ или из них;
1.19. В нарушение пункта "дата" Требований, в ОАО "РЖД" железнодорожная станция "адрес" не оснащена техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими принятие решения о соответствии постоянного пропуска предъявителю с применением биометрических устройств на КПП на границах зоны транспортной безопасности и критических элементов ОТИ;
1.20. В нарушение пункта "дата" Требований, в ОАО "РЖД" железнодорожная станция "адрес" не оснащена техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими передачу данных в соответствии с порядком передачи данных с инженерно-технических систем о лицах, пропущенных в зоны транспортной безопасности или на критические элементы ОТИ, в реальном времени;
1.21. В нарушение пункта 6.4 Требований, в ОАО "РЖД" на железнодорожной станции "адрес" не обеспечены необходимый количественный и качественный состав, а также схема размещения технических систем и средств досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности на ОТИ для выявления предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону свободного доступа, перевозочный и технологический секторы зоны транспортной безопасности у всех проходящих, проезжающих (перемещаемых) в них физических лиц и материальных объектов (объекты досмотра);
1.22. В нарушение пункта 6.5 Требований, в ОАО "РЖД" на железнодорожной станции "адрес" не обеспечены необходимый количественный и качественный состав, а также схема размещения технических систем и средств досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности на ОТИ для идентификации и распознавания предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения на критические элементы, у всех объектов досмотра, попадающих в перевозочный сектор зоны транспортной безопасности;
1.23. В нарушение пункта 5.15 Требований, пункта 20 Плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры железнодорожной станции "адрес" от "дата" N N.., в ОАО "РЖД" на железнодорожной станции "адрес" отсутствует порядок организации как самостоятельно, так и с участием представителей федеральных органов исполнительной власти учений и тренировок;
1.24. В нарушение пункта 8 части 1 стати 10 Федерального закона от 9 февраля 2007 года N16-ФЗ "О транспортной безопасности", в ОАО "РЖД" лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности на железнодорожной станции "адрес" ( Бойков С.А.) не прошло в порядке, установленном Федеральным законом от 9 февраля 2007 года N16-ФЗ "О транспортной безопасности" аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности;
1.25. В нарушение пункта 7 части 1 статьи 10 Федерального закона от 9 февраля 2007 года N16-ФЗ "О транспортной безопасности", пункта 5.10 Требований, в ОАО "РЖД" лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности на железнодорожной станции "адрес" ( Бойков С.А.) не прошло проверку на наличие/отсутствие медицинских противопоказаний к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, в соответствии с медицинским заключением, выданным в установленном порядке;
1.26. В нарушение пункта 5.30.23 Требований, в ОАО "РЖД" на железнодорожной станции "адрес" образцы пропусков всех видов не согласованы с уполномоченными подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики в нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности.
Этим же предписанием обществу предоставлен срок для устранения выявленных нарушений до 13 марта 2018 года.
Порядок осуществления федерального государственного транспортного надзора установлен Положением о федеральном государственном транспортном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2013 года N... "О федеральном государственном транспортном надзоре" (далее - Положение о федеральном государственном транспортном надзоре).
В силу пункта 1 данного Положения, пункта 4 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта этот орган исполнительной власти осуществляет федеральный государственный транспортный надзор непосредственно и через свои территориальные органы. Данная деятельность направлена на предупреждение, выявление и пресечение нарушений субъектами надзора требований, установленных международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области транспорта (обязательные требования).
На основании пунктов 9.5, 9.8 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N398, приказом Ространснадзора от 11 апреля 2014 года N... утверждено Положение об Управлении государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Пунктом 1 данного Положения предусмотрено, что Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Управление) является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта межрегионального уровня, осуществляющим функции Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор), предусмотренные настоящим Положением, по контролю (надзору) за деятельностью в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационной безопасности, авиационно-космического поиска и спасания, поискового, аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения полетов, за деятельностью в сфере транспортной безопасности на территории Северо-Западного федерального округа ( "адрес") (далее - поднадзорная территория, включая воздушное пространство в пределах зоны ответственности Санкт-Петербургской зоны ЕС ОрВД).
Согласно пункту 2.1 Положения, основными задачами Управления являются, среди прочих осуществление контроля (надзора) на поднадзорной территории за соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров Российской Федерации: в сфере гражданской авиации, морского (включая морские порты), внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного и городского наземного электрического транспорта (кроме вопросов безопасности дорожного движения), дорожного хозяйства и на метрополитене, в части обеспечения транспортной безопасности в этой сфере, авиационной безопасности, авиационно-космического поиска и спасания и аварийно-спасательного обеспечения на транспорте, в пределах своей компетенции.
Пунктом 3.1 Положения установлено, что Управление, в соответствии с возложенными на него задачами, осуществляет следующие функции на поднадзорной территории: осуществляет государственный контроль (надзор) за соблюдением юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и их уполномоченными представителями требований, установленных международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области гражданской авиации, транспортной безопасности, авиационной безопасности, а также авиационно-космического поиска и спасания, аварийно-спасательного обеспечения на транспорте (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок субъектов надзора либо транспортных и технических средств в процессе их эксплуатации (пункт 3.1.1); осуществляет контроль (надзор) в сфере транспортной безопасности: б) за соблюдением субъектами транспортной инфраструктуры в процессе осуществления их деятельности требований по обеспечению транспортной безопасности; е) осуществляет систематическое наблюдение за исполнением требований в области транспортной безопасности, в том числе путем дистанционного наблюдения за обеспечением транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средств с применением аудио- и видеосистем; ж) рассмотрение и анализ документов и материалов, характеризующих деятельность субъектов транспортной инфраструктуры, обусловленную выполнением требований в области транспортной безопасности; з) обследование объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств, перевозимых грузов на предмет соответствия требованиям в области транспортной безопасности (пункт 3.1.5 Положения).
Управление имеет право проверять в установленном порядке деятельность юридических и физических лиц, осуществляющих деятельность на поднадзорной территории по обеспечению безопасности полетов, транспортной безопасности, авиационной безопасности, а также авиационно-космическому поиску и спасанию, аварийно-спасательному обеспечению на транспорте; выдавать субъектам надзора предписания об устранении нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда жизни и здоровью людей, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц, государственному имуществу, предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; осуществлять государственный транспортный надзор в соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от 19 марта 2013 года N236 "О федеральном государственном транспортном надзоре", от 4 октября 2013 года N880 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности" (раздел IV).
Административным истцом не оспаривается, что внеплановая документарная проверка проведена уполномоченным органом власти в сфере обеспечения транспортной безопасности на железнодорожном транспорте.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт (пункт 1), в котором указываются, в том числе, сведения о результатах проверки, о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения (подпункт 7 пункт 2); к акту проверки прилагаются протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников юридического лица, работников индивидуального предпринимателя, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии (пункт 3).
В случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны согласно пункту 1 статьи 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 9 февраля 2007 года N16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее Закон о транспортной безопасности) определено, что целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства. Основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются: нормативное правовое регулирование в области обеспечения транспортной безопасности; определение угроз совершения актов незаконного вмешательства; оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; разработка и реализация требований по обеспечению транспортной безопасности; разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности; подготовка специалистов в области обеспечения транспортной безопасности; осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения транспортной безопасности; информационное, материально-техническое и научно-техническое обеспечение транспортной безопасности.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона о транспортной безопасности, обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ) возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 9 статьи 1 Закона о транспортной безопасности, субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Согласно части 3 статьи 12 названного Федерального закона субъекты транспортной инфраструктуры несут ответственность за неисполнение требований в области обеспечения транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Оценивая оспариваемые положения предписания от 1 июня 2017 года N... на предмет законности и обоснованности содержащихся в них выводов, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В пункте 1.1 предписания субъекту проверки вменено нарушение пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от "дата" N16-ФЗ "О транспортной безопасности", пункта 5.10 Приказа Минтранса Российской Федерации от "дата" N... "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта", с указанием, что на железнодорожной станции "адрес" в отношении лица, назначенного ответственным за обеспечение транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры ( Бойкова С.А.) не имеется заключения о том, что оно не внесено в перечень организаций и физический лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремисткой деятельности или терроризму, и соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года N155-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём и финансированию терроризма".
Статьёй 10 (пункт 5 части 1) Закона о транспортной безопасности предусмотрено, что работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности, не вправе выполнять лица, внесенные в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, в соответствии с Федеральным законом от "дата" N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Постановлением Правительства РФ от 6 августа 2015 года N... утверждены Правила определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, указанных в части второй статьи 5 Федерального закона (далее - индивидуальные предприниматели).
Абзацем "а" пункта 2 указанных правил предусмотрено, что перечень формируется Федеральной службой по финансовому мониторингу путем: включения организаций и (или) физических лиц в перечень в случаях, среди прочего, получения от государственных органов, указанных в пункте 3 настоящих Правил, информации о наличии оснований, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 6 Федерального закона, для включения в перечень.
Приказом Минтранса РФ от 8 февраля 2011 года N... утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта (далее Требования N... ), действовавшие до издания Постановления Правительства РФ от "дата" N.., которым утверждены требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта (вступили в силу с "дата").
Пунктами 5.10, 5.11 Требований N... предусмотрено, что субъект транспортной инфраструктуры обязан проверить сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности с целью выявления оснований, предусмотренных частью 1 статьи 10 Закона о транспортной безопасности, для прекращения трудовых отношений или отказа в приеме на работу; отказать в приеме на работу лицам, претендующим на занятие должностей, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, и прекратить трудовые отношения с лицами, занимающими такие должности, в случае если в отношении данных лиц будут выявлены обстоятельства, указывающие на несоответствие требованиям в соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о транспортной безопасности.
Постановлением Правительства РФ от 24 ноября 2015 года N... утверждены Правила обращения со сведениями о результатах проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и сведениями, содержащимися в планах обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, которые являются информацией ограниченного доступа, и Правила проверки субъектом транспортной инфраструктуры сведений в отношении лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, или выполняющих такую работу.
Пунктом 3 данных Правил предусмотрено, что проверка субъектом транспортной инфраструктуры сведений, указанных в подпунктах 1 - 3, 5 - 9 части 1 статьи 10 Закона о транспортной безопасности, в отношении лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, или выполняющих такую работу, осуществляется посредством: анализа перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, размещенного на официальном сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу в информационно-телекоммуникационной сети "адрес"
"адрес" "О назначении ответственных лиц по обеспечению транспортной безопасности в Санкт-Петербургском центре организации работы железнодорожных станций" следует, что ответственным за обеспечение транспортной безопасности на железнодорожной станции "адрес" назначен начальник станции Бойков С.А.
В материалы дела представлена справка из ОАО "РЖД" от "дата" N.., из которой следует, что по результатам проверки, проведенной на официальном сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" Бойков С.А. не включён в перечень лиц, причастных к экстремистской деятельности или терроризму.
Утверждение административных ответчиков о необходимости представления именно заключения о том, что ответственное за обеспечение транспортной безопасности лицо не внесено в перечень организаций и физический лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, на положениях законов и подзаконных нормативных актов, не основано. Документальное выражение (в виде заключения или в виде справки), по сути, содержит в себе одну и ту же информацию об отсутствии ответственного лица в перечне лиц, причастных к экстремистской деятельности или терроризму. При этом контролирующий орган не ссылался на факт самостоятельной проверки сведений официального сайта Федеральной службы по финансовому мониторингу в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и выявления иной информации в отношении ответственного за обеспечение транспортной безопасности на железнодорожной станции "адрес" лица - начальника станции Бойков С.А, опровергающей содержащуюся в справке от "дата" N...
Поскольку правовая обоснованность пункта 1.1 оспариваемого предписания не подтверждается материалами дела, в этой части предписание подлежит признанию незаконным.
В пункте 1.2 предписания указано, что в нарушение пункта 5.6.8 Требований, в ОАО "РЖД" на железнодорожной станции "адрес" отсутствует порядок проверки документов, наблюдения, собеседования с физическими лицами и оценки данных инженерно-технических систем и средств обеспечения транспортной безопасности, осуществляемые для выявления подготовки к совершению актов незаконного вмешательства (далее АНВ) или совершения АНВ в отношении ОТИ.
Согласно пункту 5.6.8 Требований N.., субъект транспортной инфраструктуры обязан разработать, принять и исполнять внутренние организационно-распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и/или ТС и являющиеся приложением к плану обеспечения транспортной безопасности ОТИ и/или ТС, в том числе: порядок проверки документов, наблюдения, собеседования с физическими лицами и оценки данных инженерно-технических систем и средств обеспечения транспортной безопасности, осуществляемые для выявления подготовки к совершению АНВ или совершения АНВ в отношении ОТИ или ТС.
Административным истцом разработан план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры железнодорожной станции "адрес" (регистрационный номер N... ), утвержденный и.о.руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта "дата", с приложениями к нему.
Приложением N... к плану обеспечения транспортной безопасности утвержден порядок проверки документов, наблюдения, собеседования с физическими лицами и оценки данных инженерно-технических систем и средств обеспечения транспортной безопасности, осуществляемые для выявления подготовки к совершению актов незаконного вмешательства или совершения АНВ в отношении ОТИ.
Учитывая изложенное, требования п.1.2 предписания не могут быть признаны обоснованными, поскольку не подтверждаются материалами дела.
Пунктами 1.3, 1.4 оспариваемого предписания установлено, что в нарушение пунктов 5.30.15, 5.30.16 Требований N.., в ОАО "РЖД" на железнодорожной станции Санкт-Петербург - Финляндский не осуществляется выдача постоянных пропусков по согласованию с уполномоченными подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел; а также не осуществляется выдача разовых пропусков с уведомлением уполномоченных подразделений федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
В силу пункта 5.30 Требований N... субъект транспортной инфраструктуры обязан установить единые виды пропусков, действительные для прохода, проезда физических лиц или перемещения материальных объектов в перевозочный и/или технологический секторы зоны транспортной безопасности и/или на критические элементы ОТИ или ТС, а также правила их применения, уничтожения пропусков и допуска владельцев в соответствии со следующим порядком:
осуществлять выдачу постоянных пропусков по согласованию с уполномоченными подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (пункт 5.30.15);
осуществлять выдачу разовых пропусков с уведомлением уполномоченных подразделений федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (пункт 5.30.16).
Из приложения к плану обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры Санкт-Петербург - Финляндский Санкт-Петербургского центра организации работы железнодорожных станций Октябрьской дирекции управления движения - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД" железнодорожной станции Санкт-Петербург - Финляндский (регистрационный номер N... ) следует, что в приложении N... установлена инструкция о пропускном и внутриобъектовом режиме на ОТИ (л.82-111 приложения к плану).
Пунктом 1.4 данной инструкции предусмотрены функции Санкт-Петербургского центра организации работы железнодорожных станций Октябрьской дирекции управления движения - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД", в области пропускного режима, согласно которым он обеспечивает согласование выдачи постоянных пропусков с территориальными органами ФСБ России и МВД России (пункт "в"; организует направление информации в территориальные органы ФСБ России и МВД России о выдаче разовых пропусков для прохода на объект ОАО "РЖД" (пункт "г").
Из материалов дела следует, что письмом от "дата" ГУТ МВД России проинформировало начальника Департамента безопасности ОАО "РЖД", что им разработаны образцы пропусков (постоянного (электронного), разового, формы N.., а также на служебный автотранспорт категории А, В, С.
Письмом от "дата" ФСБ России согласовало представленные образцы пропусков.
Телеграммой ОАО "РЖД" от "дата" уведомлено о том, что Департаментом безопасности разработаны образцы постоянных, разовых пропусков, пропусков формы N.., а также пропусков на служебных автотранспортах категории А, В, С; все образцы согласованы с ФСБ России, ГУТ МВД России и Росжелдорогом.
Письмом от "дата" Росжелдор согласовало образцы указанных документов.
Таким образом, подтверждается наличие уведомления и согласования образцов различных форм пропусков с уполномоченными подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации.
Пунктом 1.17 инструкции о пропускном и внутриобъектовом режиме на ОТИ предусмотрен порядок оформления и выдачи пропусков.
Согласно указанному пункту предусмотрено, что выдача постоянных пропусков осуществляется по согласованию с территориальными органами ФСБ России и МВД России, а разовых пропусков - с уведомлением территориальных органов ФСБ России и МВД России; выдача постоянных пропусков осуществляется лицом, ответственным за транспортную безопасность на ОТИ, с обязательной регистрацией факта выдачи в журнале выдачи пропусков, а также с внесением данных в АСКУД; регистрация выдачи разовых пропусков физических лиц возлагается на старшего КПП с обязательной регистрацией факта выдачи в журнале выдачи пропусков.
Административный истец ссылался на наличие журнала учёта пропусков за период с 1 января 2017 года по настоящее время (журналы учёта - разовые пропуска, постоянные пропуска).
Вместе с тем, наличие данных журналов, а также наличие в них записей о выдаче каким-либо лицам пропусков на ОТИ не подтверждает, что у ОАО "РЖД" имеется согласование по выдаче таких пропусков с уполномоченными подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, либо в отношении разовых пропусков - с уведомлением таких органов. Каких-либо доказательств обратного административным истцом не представлено.
С учётом указанного, изложенные в пунктах 1.3, 1.4 предписания выявленные нарушения требований законодательства в области обеспечения транспортной безопасности не могут быть признаны необоснованными, в связи с чем оснований для признания предписания в этой части незаконным не имеется.
Пунктом 1.26 предписания установлено, что в нарушение пункта 5.30.23 Требований, в ОАО "РЖД" на железнодорожной станции "адрес" образцы пропусков всех видов не согласованы с уполномоченными подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности.
Согласно пункту 5.30.23 Требований N.., субъект транспортной инфраструктуры обязан установить единые виды пропусков, действительные для прохода, проезда физических лиц или перемещения материальных объектов в перевозочный и/или технологический секторы зоны транспортной безопасности и/или на критические элементы ОТИ или ТС, а также правила их применения, уничтожения пропусков и допуска владельцев в соответствии со следующим порядком:
При этом, в силу Пункт 5.30.23 Требований образцы пропусков всех видов должны быть согласованы с уполномоченными подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности.
Согласно разделу 4 Приказа "Виды пропусков" ОАО "РЖД" от "дата" N... "Об утверждении Положения об организации пропускного и внутриобъектового режима на объектах ОАО "РЖД" и прилегающих к ним территориях", проход (проезд) на объекты ОАО "РЖД" и на прилегающие к ним территории физических лиц или перемещение материальных объектов, проезд служебных и производственных автотранспортных средств, самоходных машин и механизмов осуществляется по постоянным, разовым, материальным пропускам и служебным удостоверениям (пункт 10).
Допуск физических лиц на искусственные сооружения ОАО "РЖД" осуществляется по пропускам формы N 1.
Пунктом 11 предусмотрено, что образцы пропусков всех видов согласовываются с территориальными органами ФСБ России, МИД России и Росжелдором.
Пропуска установленного образца при нахождении в зоне транспортной безопасности и на критических элементах объекта ОАО "РЖД" носятся на видном месте поверх одежды (пункт 12).
Из пункта 37 приказа следует, что Департамент безопасности участвует в разработке и согласовании с территориальными органами ФСБ России, МВД России и Росжелдором образцов пропусков на объекты ОАО "РЖД" (подпункт "г").
Ранее отмечено, что материалами дела подтверждается наличие уведомления и согласования образцов различных форм пропусков с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации. Однако не подтверждается в контексте вышеизложенных правовых норм и пункта 1.17 инструкции о пропускном и внутриобъектовом режиме на ОТИ, что у ОАО "РЖД" имеется согласование образцов пропусков с уполномоченными подразделениями (территориальными органами ФСБ России, Росжелдором). Каких-либо доказательств обратному административным истцом не представлено.
Судебная коллегия учитывает, что наличие согласования образцов пропусков различных форм с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации исходя из вышеприведенных нормативных предписаний, само по себе не отменяет обязательность наличия согласования таких образцов с уполномоченными территориальными органами (подразделениями) этого федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации.
С учётом изложенного, оснований для признания указанного пункта оспариваемого предписания незаконными не имеется, на что правильно указал суд первой инстанции.
Оценивая обоснованность пункта 1.5 предписания, судебная коллегия учитывает следующее.
Данным пунктом установлено, что в нарушение пункта 5.14 Требований, в ОАО "РЖД" на железнодорожной станции Санкт-Петербург - Финляндский отсутствует информирование в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на ОТИ, а также юридических лиц, осуществляющих на них какие-либо виды деятельности, по требованиям законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ в части, их касающейся, включая запрещение:
- прохода (проезда) в зоны транспортной безопасности вне КПП или без соблюдения условий допуска;
- перевозки по поддельным (подложным) и/или недействительным проездным, перевозочным и/или удостоверяющим личность документам;
- проноса (провоза) предметов и/или веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону транспортной безопасности и в зону свободного доступа ОТИ, а также предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения;
- совершения АНВ в отношении ОТИ, а также иных действий, приводящих к повреждению устройств и оборудования ОТИ или использованию их не по функциональному предназначению, влекущих за собой человеческие жертвы, материальный ущерб или возможность наступления таких последствий.
Пунктом 5.14 Требований N... предусмотрена обязанность субъекта транспортной инфраструктуры информировать в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на ОТИ или ТС, а также юридических лиц, осуществляющих на них какие-либо виды деятельности, о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и/или ТС в части, их касающейся, включая запрещение: прохода (проезда) в зоны транспортной безопасности вне КПП или без соблюдения условий допуска (пункт 5.14.1); перевозки по поддельным (подложным) и/или недействительным проездным, перевозочным и/или удостоверяющим личность документам (пункт 5.14.2); проноса (провоза) предметов и/или веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону транспортной безопасности и зону свободного доступа ОТИ или ТС, а также о предметах и веществах, которые запрещены или ограничены для перемещения (пункт 5.14.3); совершения АНВ в отношении ОТИ и ТС, а также иных действий, приводящих к повреждению устройств и оборудования ОТИ и ТС или использованию их не по функциональному предназначению, влекущих за собой человеческие жертвы, материальный ущерб или возможность наступления таких последствий (пункт 5.14.4).
Приведенные нормативные положения указывают на необходимость доведения до сведения заинтересованных лиц в наглядной и доступной форме как информации о требованиях законодательства о транспортной безопасности, так и одновременно информации о требованиях внутренних организационно-распорядительных документов, являющихся приложением к Плану.
"дата" ОАО "РЖД" издан приказ NСПБДЦС-2, которым назначены ответственные лица, ответственные за информирование всех физически лиц, находящихся на ОТИ железнодорожной станции Санкт-Петербург - Финляндский, а также юридических лиц, осуществляющих какие-либо виды деятельности, о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документов; дежурных по данной станции. Этим же приказом ответственным лицам вменены следующие обязанности: информирование в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на ОТИ, а также юридических лиц, осуществляющих на них какие-либо виды деятельности, по требованиям законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализации мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ в части, их касающейся, включая запрещение:
- прохода (проезда) в зоны транспортной безопасности вне КПП или без соблюдения условий допуска;
- перевозки по поддельным (подложным) и/или недействительным проездным, перевозочным и/или удостоверяющим личность документам;
- проноса (провоза) предметов и/или веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону транспортной безопасности и в зону свободного доступа ОТИ, а также предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения;
- совершения АНВ в отношении ОТИ, а также иных действий, приводящих к повреждению устройств и оборудования ОТИ или использованию их не по функциональному предназначению, влекущих за собой человеческие жертвы, материальный ущерб или возможность наступления таких последствий.
Приказом предусмотрено, что осуществлять информирование физических и юридических лиц, находящихся на ОТИ железнодорожной станции Санкт-Петербург - Финляндский, посредством голосового оповещения по радиотрансляционной системе железнодорожной станции с интервалом времени не реже 1 раза в 2 часа.
Вместе с тем, наличие такого приказа не свидетельствует о реализации административным истцом в полной мере предписаний п.5.14 Требований, поскольку наличие лишь голосового оповещения не отвечает свойствам наглядности и доступности для всех физических лиц, к числу которых относятся глухие и слабослышашие граждане.
Суд первой инстанции, признавая данное основание предписания законным, обоснованно указал, что административным истцом доказательств в подтверждение надлежащего исполнения требований пункта 5.14 Требований, в том числе фото-, видео- материалов, не имеется, с чем соглашается судебная коллегия.
Не могут быть приняты во внимание доводы административного истца, что вопрос о предоставлении таких подтверждений уполномоченным государственным органом в рамках проверки не ставился.
Как следует из запроса от 15 мая 017 года УГАННОТБ СЗФО Ространснадзора (исх. N... ), обществу предписано представить документы, подтверждающие исполнение положений Федерального закона от 9 февраля 2007 года N16-ФЗ "О транспортной безопасности" Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утверждённых приказом Минтранса от "дата" N... Таких доказательств административным истцом не было представлено и при рассмотрении дела в суде.
Относительно пунктов N... оспариваемого предписания, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод, что их исполнение напрямую зависит от реализации плана обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции Санкт-Петербург - Финляндский, поскольку данные требования указывают на необходимость обеспечения железнодорожной станции техническими средствами, обеспечивающими идентификацию физических лиц и/или транспортных средств, являющихся объектами видеонаблюдения, на основании данных видеонаблюдения при их перемещении через КПП на границах зоны транспортной безопасности и/или критических элементов ОТИ; обнаружение и распознавание характера событий, связанных с объектами видеонаблюдения, на основании данных видеонаблюдения и их обнаружение в произвольном месте и в произвольное время в перевозочном секторе зоны транспортной безопасности и на критических элементах ОТИ; передачу видеоизображения в соответствии с порядком передачи данных с инженерно-технических систем в реальном времени; хранение в электронном виде данных со всех технических средств обеспечения транспортной безопасности в течение одного месяца; возможность интеграции технических средств обеспечения транспортной безопасности с другими охранными системами; электронное документирование перемещения персонала и посетителем в зону транспортной безопасности и критические элементы ОТИ или из них; принятие решения о соответствии постоянного пропуска предъявителю с применение биометрических устройств на КПП на границах зоны транспортной безопасности и критических элементов ОТИ; передачу данных в соответствии с порядком передачи данных с инженерно-технических систем о лицах, пропущенных в зоны транспортной безопасности или на критические элементы ОТИ.
Судебная коллегия учитывает, что порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утвержден Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 11 февраля 2011 года N.., согласно которому план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства разрабатывается субъектом транспортной инфраструктуры и утверждается компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности.
План разрабатывается на основании результатов оценки уязвимости и определяет систему мер для защиты объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения акта незаконного вмешательства, а также при подготовке и проведении контртеррористической операции.
Несвоевременное проведение мероприятий по реализации планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, а равно и неисполнение каких-либо требований, установленных планом, ставит под угрозу жизнь и безопасность неопределенного круга лиц, пользующихся услугами транспорта, осуществляющего перевозку по междугородным и пригородным маршрутам.
При таких обстоятельствах выявленные проведённой внеплановой документарной проверкой нарушения, изложенные в данных пунктах предписания, являются законными, решение суда об отказе в удовлетворении административного иска в данной части не подлежит отмене.
Судебная коллегия полагает правильным вывод суда о невозможности принятия во внимание доводов истца, что исполнение плана обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции Санкт-Петербург - Финляндский не является для него обязательным, исходя из следующего.
Согласно ст. 8 Закона о транспортной безопасности требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьёй 7 Закона о транспортной безопасности, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Указанные требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры.
Ранее отмечено, что Требования N... учитывают уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта.
Частью 2 статьи 4 Федерального закона от 23 июля 2013 года N208-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам антитеррористической защищенности объектов" предусмотрено, что требования по обеспечению транспортной безопасности, установленные в соответствии со статьёй Закона о транспортной безопасности до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, применяются до дня издания нормативного правового акта Правительства Российской Федерации, предусмотренного статьей 8 Закона о транспортной безопасности (в редакции настоящего Федерального закона).
Постановлением Правительства РФ от 26 апреля 2017 года N495 утверждены требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта.
Требования, утвержденные данным документом, вступают в силу с 1 июля 2017 года.
Таким образом, на дату проведения внеплановой документарной проверки и принятия решения по её результатам, указанный выше нормативный правовой акт Правительства РФ не был издан, следовательно, Требования не отменены, в связи с чем подлежали применению в возникшим правоотношениям в области обеспечения транспортной безопасности; в связи с чем довод общества об обратном признаётся судебной коллегией ошибочным.
Доводы административного истца о неисполнимости требований предписания в данной части являются необоснованными и противоречат его же пояснениям относительно обеспечения железнодорожной станции Санкт-Петербург-Финляндская согласно содержанию Приложения N... к плану обеспечения транспортной безопасности аппаратурой радиационного контроля, комплексом мобильной аппаратуры для обследования предметов, включающий в себя портативный обнаруживатель паров взрывчатых веществ "Пилот М", а также системой видеонаблюдения, включающей в себя N... видеокамер и N... мониторов. Между тем, доказательств соблюдения пунктов N... Требований, о нарушении которых указано в оспариваемых пунктах оспариваемого предписания, административным истцом не представлено ни в рамках проверки, ни в ходе судебного разбирательства.
Оценивая пункты N... предписания, судебная коллегия принимает во внимание следующее.
Согласно пункту 1.9 предписания, в нарушение пункта 5.30.18 Требований, в ОАО "РЖД" на железнодорожной станции "адрес" не обеспечена защита баз данных и реквизитов, выданных и планируемых к выдаче пропусков от доступа любых лиц, за исключением уполномоченных сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности и уполномоченных представителем федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.
Пунктом 1.11 предписания установлено, что в нарушение пункта 5.33 Требований, в ОАО "РЖД" на железнодорожной станции "адрес" не обеспечена защита инженерно-технических систем обеспечения транспортной безопасности ОТИ от несанкционированного доступа к элементам управления, обработки и хранения данных.
Из пункта 1.21 предписания следует, что в нарушение пункта 6.4 Требований, в ОАО "РЖД" железнодорожная станция "адрес" не обеспечена необходимым количественным и качественным составом, а также схемой размещения технических систем и средств досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности на ОТИ для выявления предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону свободного доступа, перевозочную и технологическую сектора зоны транспортной безопасности у всех проходящих, проезжающих (перемещаемых) в них физических лиц или материальных объектов.
Согласно пункту 1.22 предписания, в нарушение пункта 6.5 Требований, в ОАО "РЖД" на железнодорожной станции "адрес" не обеспечены необходимый количественный и качественный состав, а также схема размещения технических систем и средств досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности на ОТИ для идентификации и распознавания предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения на критические элементы, у всех объектов досмотра, попадающих в перевозочный сектор зоны транспортной безопасности;
Доводы административного истца в данной части сводятся к тому, что изложенные в указанных пунктах предписания нарушения, подлежащие устранению обществом, являются неисполнимыми, поскольку в предписании не указано, какие конкретно действия (по каждому этому пункту) надлежит совершить истцу для их устранения.
Оценивая выявленные нарушения требований законодательства в области обеспечения транспортной безопасности, указанные в предписании, через призму их исполнимости, судебная коллегия считает необходимым указать следующее.
Статьей 11.1 Закона о транспортной безопасности предусмотрено и регламентировано осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности. При этом в данной норме специального порядка осуществления внеплановых проверок исполнения предписания об устранении выявленного нарушения по обеспечению транспортной безопасности не установлено.
Таким образом, общий порядок проведения внеплановых проверок с указанной целью установлен положениями Федерального закона от 26 декабря 2008 года N294-ФЗ.
Согласно статье 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", предписание выносится в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения.
При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определённый срок, за нарушение которого наступает административная ответственность (статья 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
При этом содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, чётким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.
Вопреки доводам административного истца, не является безусловной обязанностью уполномоченного лица отображение в предписании тех или иных действий, которые следует совершить проверяемому лицу для устранения выявленных нарушений требований в сфере обеспечения транспортной безопасности на железнодорожном транспорте; такой обязанностью является только указание на наличие выявленных нарушений с конкретизацией срока их устранения.
Судебная коллегия учитывает, что в силу положений Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта проведения проверок за обеспечением транспортной безопасности, утвержденного приказом Минтранса России от "дата" N.., предметом государственного контроля (надзора) является проверка соблюдения законодательства Российской Федерации по обеспечению транспортной безопасности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, являющимися собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующими их на ином законном основании (пункт 4).
В данном Административном регламенте закреплены права и обязанности должностных лиц при осуществлении государственного контроля (надзора), из которых не следует обязанность таких лиц излагать в выносимом предписании о выявлении нарушений требований по обеспечению транспортной безопасности определённых мероприятий, посредством выполнения которых могут быть устранены выявленные нарушения.
В пунктах пункта N... Требований, о нарушении которых указано в оспариваемых пунктах предписания, с определенностью усматривается, какой результат должен быть достигнут на объекте транспортной инфраструктуры, в целях обеспечения транспортной безопасности, защиты жизни и здоровья граждан, сохранности имущества, и какие конкретные действия, направленные на достижение этого результата, субъект обеспечения транспортной безопасности должен предпринять. При этом алгоритм этих действий (их последовательность и структура) подлежит определению данным субъектом и выходит за пределы компетенции проверяющего органа.
Пункт 1.23 предписания, признанный судом первой инстанции законным и обоснованным, по мнению судебной коллегии, таковым не является.
Согласно указанному пункту предписания, в нарушение пункта 5.15 Требований, пункта 20 Плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры железнодорожной станции "адрес" от "дата" NЖСП N.., в ОАО "РЖД" на железнодорожной станции "адрес" отсутствует порядок организации как самостоятельно, так и с участием представителей федеральных органов исполнительной власти учений и тренировок.
Как следует из пункта 5.15 Требований N.., субъект транспортной инфраструктуры обязан проводить как самостоятельно, так и с участием представителей федеральных органов исполнительной власти в соответствии с их компетенцией учения и тренировки по реализации планов обеспечения транспортной безопасности с периодичностью не реже одного раза в год для ОТИ и ТС третьей и четвертой категорий и не менее двух раз в год для ОТИ и ТС первой и второй категорий.
Из плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры железнодорожной станции Санкт-Петербург - Финляндский от "дата" NЖСП N... следует, что требуемый порядок предусмотрен в разделе 20 плана, в том числе план проведения учений и тренировок на ОТИ, порядок проведения учений и тренировок силами ОТИ, порядок проведения учений и тренировок с участием представителей федеральных органов исполнительной власти.
При этом также административным истцом представлен план проведения тактико-специальной тренировки на территории Калининского района Санкт-Петербурга, утверждённый заместителем начальника ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области и согласованный с ВРИО начальника УМВД России по Калининскому району Санкт-Петербурга на 2017 год.
Поскольку административными ответчиками не проверена законность, достоверность и обоснованность включаемого в представление основания в качестве нарушения законодательства в области обеспечения транспортной безопасности на ОТИ в этой части, вместе с тем, фактически таких нарушений со стороны общества не допущено, судебная коллегия полагает ошибочным вывод суда об отказе в удовлетворении административного иска в данной части. Указанное основание предписания не может быть признано законным, так как субъектом транспортной безопасности требования, к нему предъявленные (в части наличия порядка организации учебных тренировок на ОТИ), исполнены надлежащим образом.
Судом первой инстанции также признано законным оспариваемое предписание в части пункта 1.24, устанавливающего, что в нарушение пункта 8 части 1 стати 10 Федерального закона от 9 февраля 2007 года N16-ФЗ "О транспортной безопасности", в ОАО "РЖД" лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности на железнодорожной станции Санкт-Петербург - Финляндский ( Бойков С.А.) не прошло в порядке, установленном Федеральным законом от 9 февраля 2007 года N16-ФЗ "О транспортной безопасности" аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности.
В силу пункта 8 части 1 статьи 10 Закона о транспортной безопасности, работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности, не вправе выполнять лица не прошедшие в порядке, установленном Законом, подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности.
Обязанность допускать к работе на должностях, указанных в номенклатуре (перечне) должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ и/или ТС, а также привлекать к исполнению обязанностей по защите ОТИ и/или ТС от актов незаконного вмешательства в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности только сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности, аттестованных в соответствии с законодательством Российской Федерации возложена действующими нормативно-правовыми актами на субъекта транспортной инфраструктуры.
Статьей 12.1 Закона о транспортной безопасности прямо предусмотрено проведение подготовки и аттестации сил обеспечения транспортной безопасности.
Постановлением Правительства РФ от "дата" N... утверждён порядок аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, который устанавливает порядок аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, а также порядок привлечения аттестующих организаций в целях аттестации.
Согласно пункту 3 указанного порядка, аттестация заключается в установлении соответствия знаний, умений и навыков аттестуемых лиц и личностных (психофизиологических) качеств и уровня физической подготовки отдельных категорий аттестуемых лиц требованиям законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности в целях принятия субъектом транспортной инфраструктуры решения о допуске (невозможности допуска) аттестуемых лиц к выполнению работы, непосредственно связанной с обеспечением транспортной безопасности, либо об отстранении от выполнения такой работы.
Аттестация проводится органами аттестации. Не допускается проведение аттестации организацией, осуществившей подготовку аттестуемого лица, предусмотренную частью 1 статьи 12.1 Федерального закона и предшествующую аттестации (пункт 4 порядка).
В целях аттестации компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности имеют право привлекать аттестующие организации (пункт 5).
Пунктом 28 данного порядка установлено, что в случае установления соответствия знаний, умений и навыков аттестуемого лица требованиям законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности органом аттестации (аттестующей организацией) выносится решение о соответствии. На основании решения о соответствии органом аттестации оформляется свидетельство об аттестации сил обеспечения транспортной безопасности.
Из материалов дела следует, что между ОАО "РЖД" и ООО "Вегнтран-Телеком" "дата" заключён договор на оказание услуг по аттестации сотрудников заказчика ОАО "РЖД" в качестве сил обеспечения транспортной безопасности.
Согласно данному договору, в соответствии с настоящим договором исполнитель по поручению заказчика обязуется оказать услуги по аттестации сотрудников заказчика в качестве сил обеспечения транспортной безопасности, в соответствии постановлением Правительства РФ от "дата" N 172, а заказчик обязан принять результат оказания услуг и оплатить их в соответствии с условиями договора (пункт 1.1).
Договором установлено, что он вступает в силу с даты его подписания сторонами и действует до "дата".
На имя Бойкова С.А, начальника железнодорожной станции Санкт-Петербург - Финляндский "дата" выдано свидетельство об аттестации сил обеспечения транспортной безопасности N.., согласно которому Бойков С.А. имеется право выполнять работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности в качестве работника подразделения транспортной безопасности, назначенного в качестве лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры, реестровый номер свидетельства об аттестации сил обеспечения транспортной безопасности N... ; свидетельство действительно до "дата".
Аттестация Бойкова СА. проведена до окончания проводимой проверки ( "дата"); включение данного основания проверяющим лицом в оспариваемое предписание на достоверность и правильность не проверено; судебная коллегия приходит к выводу, что не может быть признано законным данное основание представления, опровергающееся представленными в материалы дела доказательствами.
С учётом изложенного, решение суда в части отказа в удовлетворении административного иска о признании пункта 1.24 предписания незаконным не может быть признано судебной коллегией обоснованным и отвечающим требованиям закона.
При рассмотрении настоящего дела суд первой инстанции пришёл к выводу о законности включённого в оспариваемое предписание пункта 1.25, из которого следует, что в нарушение пункта 7 части 2 статьи 10 Федерального закона от "дата" N16-ФЗ "О транспортной безопасности", пункта 5.10 Требований, в ОАО "РЖД" лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности на железнодорожной станции Санкт-Петербург - Финляндский ( Бойков С.А.) не прошло проверку на наличие/отсутствие медицинских противопоказаний к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, в соответствии с медицинским заключением, выданным в установленном порядке.
Судебная коллегия полагает данный вывод суда ошибочным.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 1 статьи 10 Закона о транспортной безопасности, работы, связанные с обеспечением транспортной безопасности не вправе выполнять лица, имеющие медицинские противопоказания к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, в соответствии с медицинским заключением, выданным в установленном порядке.
Пунктом 5.11 Требований N... предусмотрено, что субъект транспортной инфраструктуры обязан отказать в приеме на работу лицам, претендующим на занятие должностей, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, и прекратить трудовые отношения с лицами, занимающими такие должности, в случае если в отношении данных лиц будут выявлены обстоятельства, указывающие на несоответствие требованиям в соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о транспортной безопасности.
Документ, подтверждающий соответствие кадрового состава требованиям статьи 10 Закона о транспортной безопасности в части отсутствия диспансерного наблюдения в связи с наличием психического заболевания, алкоголизма, наркомании, токсикомании, действующим законодательством не определен.
Исходя из положений пункта 9 Порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от "дата" N... н, сведения о диспансерном наблюдении лиц, страдающих психическими заболеваниями, алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией могут указываться в справках, выдаваемых соответствующими медицинскими организациями (далее - справка).
Срок действия справок и медицинских заключений Порядком, а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не определен.
Медицинское заключение в соответствии с частью 2 статьи 12.3 Закона о транспортной безопасности выдается по результатам профилактических медицинских осмотров, включающих в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, которые работники подразделений транспортной безопасности обязаны проходить ежегодно.
Порядок прохождения указанного профилактического медицинского осмотра и форма заключения, выдаваемого по его результатам, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Порядок прохождения работниками подразделений транспортной безопасности ежегодного медицинского осмотра, предусмотренного статьей 12.3 Федерального закона от "дата" N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", включающего в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, утвержден приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от "дата" N 39н.
Согласно п.3 названного Порядка медицинский осмотр проводится один раз в год.
В материалы дела представлено заключение серии МНД N... от "дата" на имя Бойкова С.А. из СПб ГБУЗ МНД-1 об отсутствии медицинский наркологический противопоказаний (действительно три месяца со дня выдачи); заключение серии АГ N... от "дата", выданное СПЬ ГБУЗ ПНД N "адрес", согласно которому каких-либо психиатрических противопоказаний у Бойкова С.А. не имеется (свидетельство действительно три месяца со дня выдачи).
В отношении Бойкова С.А. также представлено заключение о возможности допуска лиц к выполнению работ, связанных с обеспечением транспортной безопасности от "дата" N...
Кроме того, представлено заключение по результатам периодического осмотра (обследования) из Дорожной клинической поликлиники ОАО "РЖД" Санкт-Петербурга от "дата", из которой следует, что медицинские противопоказания у Бойкова С.А. не выявлены.
Поскольку административными ответчиками не проверена достоверность и обоснованность включаемого в оспариваемое представление основания в качестве нарушения законодательства в области обеспечения транспортной безопасности на ОТИ в этой части, вместе с тем, фактически таких нарушений со стороны общества не допущено (все требуемые документы об отсутствии у лица медицинских противопоказаний к выполнению работ имеются в наличии), судебная коллегия полагает ошибочным вывод суда об отказе в удовлетворении административного иска в данной части.
С учетом выявленных в ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции обстоятельств, судебная коллегия полагает подлежащим отмене решение районного суда в части отказа в удовлетворении требований административного иска ОАО "РЖД" о признании незаконными пунктов 1.1, 1.2, 1.23, 1.24, 1.25 предписания N... -(П) об устранении нарушений требований законодательства в области обеспечения транспортной безопасности, выданного "дата" главным государственным инспектором Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Лялля А.И. открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", с вынесением в этой части нового решения об удовлетворении требований административного иска в этой части. В остальной части решение является законным и обоснованным, отмене по доводам апелляционной жалобы, повторяющим позицию административного истца, озвученную в административном исковом заявлении и при рассмотрении дела в суде первой инстанции, не подлежащим.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 7 февраля 2018 года отменить в части отказа в удовлетворении требований административного иска ОАО "РЖД" о признании незаконными пунктов 1.1, 1.2, 1.23, 1.24, 1.25 предписания N... -(П) об устранении нарушений требований законодательства в области обеспечения транспортной безопасности, выданного "дата" главным государственным инспектором Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Лялля А.И. открытому акционерному обществу "Российские железные дороги".
Признать незаконными пункты 1.1, 1.2, 1.23, 1.24, 1.25 предписания N... -(П) об устранении нарушений требований законодательства в области обеспечения транспортной безопасности, выданного "дата" главным государственным инспектором Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Лялля А.И. открытому акционерному обществу "Российские железные дороги".
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.