Президиум Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего ЛАКОВА А.В,
членов президиума ПАВЛЮЧЕНКО М.А, САВЕЛЬЕВА Д.В,
МИРГОРОДСКОЙ И.В,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сокуренко К.Г,
рассмотрел в судебном заседании материалы дела N... по кассационной жалобе адвоката Мартынова А.Г, действующего в защиту интересов Агафонова А.Ю, о пересмотре постановления Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 09 ноября 2017 года и апелляционного постановления Санкт-Петербургского городского суда от 18 декабря 2017 года.
Постановлением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 09 ноября 2017 года удовлетворено ходатайство следователя ОВД 4 отдела СЧ РОПД ГСУ ГУ МВД РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области и продлен на 3 месяца, а всего до 10 месяцев и 24 суток, то есть по 13 февраля 2018 года срок домашнего ареста
Агафонову А.Ю, "дата" года рождения, уроженцу "адрес", гражданину РФ,
обвиняемому в совершении преступления, предусмотренного п. "а" ч.2 ст.172 УК РФ.
Апелляционным постановлением Санкт-Петербургского городского суда от 18 декабря 2017 года постановление Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 09 ноября 2017 года оставлено без изменения.
Постановлением судьи Санкт-Петербургского городского суда от 28 февраля 2018 года отказано в передаче кассационной жалобы адвоката Мартынова А.Г. для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Постановлением Судьи Верховного Суда Российской Федерации от 07 мая 2018 года кассационная жалоба адвоката Мартынова А.Г. передана для рассмотрения в судебном заседании президиума Санкт-Петербургского городского суда.
В кассационной жалобе адвокат Мартынов А.Г, действующий в защиту интересов обвиняемого Агафонова А.Ю, просит отменить обжалуемые судебные решения в связи с допущенными судом существенными нарушениями уголовно-процессуального закона, повлиявшими на исход дела.
Основанием для передачи жалобы адвоката Мартынова А.Г. Судьей Верховного Суда РФ для ее рассмотрения судом кассационной инстанции послужили доводы жалобы о нарушении органами предварительного следствия процедуры привлечения Агафонова А.Ю. к уголовной ответственности, установленной ст.ст.447,448 УПК РФ.
Заслушав доклад судьи Савельева Д.В, выступление адвоката Мартынова А.Г, поддержавшего доводы кассационной жалобы, мнение заместителя прокурора Санкт-Петербурга Жуковского С.А, полагавшего необходимым отменить обжалуемые постановления по доводам кассационной жалобы и прекратить производство по представлению следователя, президиум
УСТАНОВИЛ:
В кассационной жалобе адвокат Мартынов А.Г, действующий в защиту интересов обвиняемого Агафонова А.Ю, просит отменить обжалуемые судебные решения в связи с допущенными судом существенными нарушениями уголовно-процессуального закона, повлиявшими на исход дела.
В обоснование доводов жалобы адвокат указывает на несоблюдение следователем установленного законом порядка производства по уголовному делу, поскольку с 04 сентября 2014 года по 26 апреля 2018 года Агафонов А.Ю. являлся членом избирательной комиссии с правом решающего голоса избирательного участка N... "адрес" и сообщил о данном факте следственным органам в январе 2018 года.
В результате несоблюдения органами следствия установленной ст.ст.447-448 УПК РФ процедуры привлечения Агафонова А.Ю. к уголовной ответственности, постановление о его привлечении в качестве обвиняемого от 22 марта 2017 года было отменено руководителем 2 СО 2 УРОВД ГСУ СК РФ по Санкт-Петербургу.
Проверив истребованные из Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга материалы дела N.., обсудив доводы кассационной жалобы адвоката Мартынова А.Г, президиум приходит к выводу о необходимости отмены постановления Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 09 ноября 2017 года и апелляционного постановления Санкт-Петербургского городского суда от 18 декабря 2017 года ввиду допущенных судами существенных нарушений уголовно-процессуального закона, повлиявших на исход дела.
Согласно положениям ч.1 ст.110 УПК РФ мера пресечения отменяется, когда в ней отпадает необходимость, или изменяется на более строгую или более мягкую, когда изменяются основания для избрания меры пресечения, предусмотренные ст.97 и ст.99 УПК РФ.
В соответствии с ч.1 и ч.2 ст.107 УПК РФ домашний арест в качестве меры пресечения избирается по судебному решению на срок до двух месяцев в отношении подозреваемого или обвиняемого при невозможности применения иной, более мягкой меры пресечения, в порядке, установленном ст.108 УПК РФ. В случае невозможности закончить предварительное следствие в срок до двух месяцев и при отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресечения срок домашнего ареста может быть продлен судом в порядке, установленном ст.109 УПК РФ, с учетом особенностей, установленных данной статьей.
В силу требований ч. 4 ст. 7 УПК РФ постановление судьи должно быть законным, обоснованным и мотивированным. Обжалуемые постановления указанным требованиям не соответствуют.
Из материалов дела следует, что 13 февраля 2017 года следователем 4 отдела СЧ РОПД ГСУ ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в отношении неустановленных лиц было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст.172 УК РФ ( т. N... л.д. N... ).
22 марта 2017 года по данному уголовному делу следователем 4 отдела СЧ РОПД ГСУ ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в отношении Агафонова А.Ю. было вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого по ч.2 ст.172 УК РФ (т. N... л.д. N... ).
24 марта 2017 года постановлением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга Агафонову А.Ю. избрана мера пресечения в виде домашнего ареста.
Постановлениями Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 18 мая 2017 года и от 09 августа 2017 года в отношении Агафонова А.Ю. срок действия меры пресечения в виде домашнего ареста последовательно продлевался до 07 месяцев 24 суток, то есть по 13 ноября 2017 года.
Обжалуемым постановлением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 09 ноября 2017 года срок домашнего ареста обвиняемого Агафонова В.Ю. продлен на три месяца, а всего до 10 месяцев 24 суток, то есть по 13 февраля 2018 года.
Вместе с тем, в ходе расследования уголовного дела было установлено, что Агафонов А.Ю. с 04 сентября 2014 года по 26 апреля 2018 года являлся членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса избирательного участка N... "адрес".
В силу положений п.9 ч.1 ст.447 УПК РФ по уголовным делам в отношении члена избирательной комиссии с правом решающего голоса применяются требования главы 52 УПК РФ, предусматривающие особый порядок производства по уголовным делам.
Согласно п.12 ч.1 ст.448 УПК РФ решение о привлечении в качестве обвиняемого члена избирательной комиссии с правом решающего голоса, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, принимается руководителем следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту РФ.
Таким образом, в ходе предварительного следствия было допущено нарушение процедуры привлечения Агафонова А.Ю. в качестве обвиняемого по уголовному делу, в связи с чем постановлением руководителя 2 следственного отдела 2 управления по расследованию особо важных дел ГСУ СК РФ по городу Санкт-Петербургу от 27 февраля 2018 года постановление о привлечении Агафонова А.Ю. в качестве обвиняемого от 22 марта 2017 года было отменено.
При изложенных обстоятельствах, обжалуемое постановление Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 09 ноября 2017 года о продлении обвиняемому Агафонову А.Ю. меры пресечения в виде домашнего ареста нельзя признать соответствующим требованиям ч.4 ст.7 УПК РФ и оно подлежит отмене в силу положений ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ. Производство по ходатайству следователя по ОВД 4 отдела СЧ по РОПД ГСУ ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о продлении обвиняемому Агафонову А.Ю. на 3 месяца, а всего до 10 месяцев 24 суток, то есть по 13 февраля 2018 года срока домашнего ареста подлежит прекращению.
Указанные нарушения уголовно-процессуального закона, допущенные судом первой инстанции при продлении Агафонову А.Ю. меры пресечения в виде домашнего ареста не были выявлены и устранены судом апелляционной инстанции, в связи с чем апелляционное постановление Санкт-Петербургского городского суда от 18 декабря 2017 года также подлежит отмене.
Руководствуясь ст. 401.13, п. 2 ч.1 ст. 401.14, ч.1 ст.401.15 УПК РФ, президиум
ПОСТАНОВИЛ:
Кассационную жалобу адвоката Мартынова А.Г. удовлетворить.
Постановление Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 09 ноября 2017 года и апелляционное постановление Санкт-Петербургского городского суда от 18 декабря 2017 года в отношении Агафонова А.Ю. - отменить.
Производство по ходатайству следователя по ОВД 4 отдела СЧ по РОПД ГСУ ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о продлении обвиняемому Агафонову А.Ю. на 3 месяца, а всего до 10 месяцев 24 суток, то есть по 13 февраля 2018 года срока домашнего ареста - прекратить.
Председательствующий А.В. Лаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.