Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Габидуллиной А.Г,
судей Абдуллиной Г.А, Пичуговой О.В,
при секретаре судебного заседания Хабибуллиной Р.Р,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Абдуллиной Г.А. гражданское дело по апелляционной жалобе Гилязитдиновой Р.М, Сулеймановой Р.Р. на решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 30 октября 2018 года, которым постановлено:
В иске Гилязитдиновой Р.М, Сулеймановой Р.Р, представляющей также интересы несовершеннолетней
Сулеймановой И.Р, 14 декабря 2009 года рождения, к исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан о признании незаконными действий исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан в части выселения из "адрес" Республики Татарстан, вошедшего в Республиканскую (Региональную) адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы, без предоставления в собственность жилого благоустроенного, равнозначного изъятому жилья, об обязании исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан предоставить в собственность благоустроенное, равнозначное изъятому жилое помещение Гилязитдиновой Р.М. и Сулеймановой Р.Р, имеющих в собственности 54 квадратных метров, отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения Гилязетдиновой Р.М, ее представителя Сычева С.А, Сулеймановой Р.Р, поддержавших доводы жалобы, представителя исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан Смирнова М.А. возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гилязетдинова Р.М, Сулейманова Р.Р, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетней Сулеймановой И.Р, обратились в суд с иском исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан о признании незаконными действий, возложении обязанности предоставить в собственность благоустроенное жилое помещение.
В обоснование требований указывается, что 21 ноября 2011 года по заключению межведомственной комиссии N 72 исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан "адрес" Республики Татарстан признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N681 от 26 сентября 2013 года "адрес" Республики Татарстан включен в Республиканскую (Региональную) адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы в соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185 ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства". 29 апреля 2015 года исполнительным комитетом Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан было направлено незаконное требование о реконструкции или сносе "адрес" Республики Татарстан за счет собственников жилых помещений.
При этом исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан вне рамок программных мероприятий реализации муниципальной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в нарушение жилищного законодательства установилварианты расселения:
- путем предоставления возможности собственникам аварийного жилья приобретения благоустроенных жилых помещений у
НО "ГЖФ при Президенте Республики Татарстан" с государственной поддержкой по льготной цене за квадратный метр, с индивидуальным подходом по рассрочке платежа и сниженным кредитным процентом.
- расселение собственников аварийного жилья в некоммерческий найм с учетом выкупной цены,
- выкуп аварийного жилья незаконно установленной исполнительным комитетом Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан выкупной цены в размере 11022 руб. за квадратный метр.
С вышеуказанными условиями расселения истцы не могут согласиться в связи нарушением их жилищных прав. Бесплатного, благоустроенного, равнозначного жилья взамен изымаемого, в соответствии с Федеральным и Жилищным законодательствами истцам не предоставлялось.
Ранее решением Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 7 ноября 2016 года у истцов изъято жилое помещение с выкупной суммой в размере 595188 руб.
В связи с изложенным истцы просили суд признать действия исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан незаконными, возложить обязанность на ответчика предоставить в собственность благоустроенное жилое помещение
В заседании суда первой инстанции истцы Гилязитдинова Р.М, Сулейманова Р.Р. исковые требования поддержали.
Представитель ответчика исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан - Мингазов Н.Н. иск не признал.
Представители отдела опеки и попечительства исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, ГК Фонд Содействия реформированию ЖКХ, Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ Республики Татарстан в суд не явились.
Третье лицо - Сулейманов Р.Р. в судебное заседание не явился.
Суд первой инстанции, отказав в удовлетворении требований истцов, постановилрешение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе Гилязитдинова Р.М. и Сулейманова Р.Р. просили решение суда отменить ввиду его незаконности и необоснованности. В жалобе приводятся доводы, изложенные в исковом заявлении. При этом апеллянтами также отмечается, что судом первой инстанции не приняты во внимание их доводы о том, что соглашения об изъятии за выкупную цену жилого помещения семья истцов не заключала, поскольку за установленную выкупную цену они не имели возможности приобрести иное жилое помещение. Более того, в жалобе отмечается, что многоквартирный "адрес" Республики Татарстан был включен в муниципальную адресную программу аварийного жилищного фонда на 2013-2017 года, утвержденную постановлением Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, в соответствии с которой не предусмотрен выкуп аварийного жилого помещения по 11022 руб. и выселение собственников жилых помещений без предоставления равноценного благоустроенного жилого помещения.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 1 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности.
Согласно статье 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.
На основании статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, объектами жилищных прав являются жилые помещения.
Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)).
В силу пункта 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи (пункт 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (пункт 1).
Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (пункт 2).
Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения (пункт 6).
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (пункт 8).
Судом первой инстанции установлено, что Гилязитдиновой Р.М. принадлежала 1/2 доля, Сулеймановой Р.Р. и Сулейманову Р.Р. принадлежали по 1/4 доли в праве собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес".
Постановлением Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан N2425 от 31 декабря 2011 года данный дом признан аварийным и подлежащим сносу.
3 декабря 2015 года Исполнительным комитетом Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан принято постановление N 2669 об изъятии земельного участка по адресу: "адрес", и расположенных на нем объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд.
Вступившим в законную силу 19 января 2017 года решением Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 7 ноября 2016 года удовлетворены исковые требования Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан к Гилязитдиновой Р.М, Сулеймановой Р.Р, Сулейманову Р.Р. об изъятии жилого помещения и доли в праве собственности на земельный участок путем выкупа, прекращении права собственности, признании права собственности на недвижимое имущество.
Право собственности на вышеуказанную квартиру зарегистрировано 20 ноября 2017 года за муниципальным образованием Зеленодольский муниципальный район, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
9 ноября 2017 года денежные средства в общей сумме
793 584 руб. перечислены на депозитный счет нотариуса
Ахметзяновой Н.И.
Ответчик Сулейманов Р.Р. денежные средства за долю в спорном жилом помещении получил, фактически выселился из него, что не отрицалось сторонами в суде первой инстанции.
Разрешая заявленные исковые требования суд первой инстанции пришел к выводу о том, что процедура изъятия жилого помещения соблюдена, денежные средства на имя ответчиков на депозитный счет нотариусу перечислены. Решением суда ответчики из жилого помещения признанного аварийным выселены с предоставлением им другого жилого помещения. При этом ответчик Сулейманов Р.Р. денежные средства за долю в спорном жилом помещении получил.
Судебная коллегия, соглашается с указанными выводами суда первой инстанции.
Доводы жалобы о том, что многоквартирный дом был включен в муниципальную адресную программу аварийного жилищного фонда на 2013-2017 года, утвержденную постановлением Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, которая не предусматривает выкуп жилого помещения, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией в виду их несостоятельности по следующим обстоятельствам.
По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. То есть, в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
Таким образом, жилое помещение может быть изъято у собственника либо путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
В силу части 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения.
В соответствии с пунктом 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение, к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и соответственно об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом положения части 4 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.
В рассматриваемом случае право истцов было реализовано путем выкупа жилого помещения, при этом администрацией Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан неоднократно предпринимались меры в виде предоставления другого жилого помещения взамен аварийной квартиры, однако стороны к соглашению не пришли, поскольку истцы отказываются от все предложенных вариантов жилых помещений и от условий их предоставления.
Иные доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования суда первой инстанции и к выражению несогласия с действиями суда, связанными с установлением фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, и оценкой представленных по делу доказательств. Оснований для иной оценки доказательств судебная коллегия не усматривает.
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона не противоречат, поэтому решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 30 октября 2018 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Гилязитдиновой Р.М, Сулеймановой Р.Р. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в суд кассационной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.