Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего Сахиповой Г.А,
судей Гаянова А.Р, Мелихова А.В,
при секретаре судебного заседания Рыбушкиной Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьиГаяноваА.Р. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Нуриева Р.Г. - Сайфутдиновой Р.Р. на решение Заинского городского суда Республики Татарстан от 31 октября 2018 года, которым исковые требования Нуриева Р.Г. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Заинском районе и городе Заинске по Республике Татарстан об оспаривании решения оставлены без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Заинском районе и городе Заинске по Республике Татарстан Сковородниковой Л.Ф, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Нуриев Г.Г. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Заинском районе и городе Заинске по Республике Татарстан (далее - Управление) об оспаривании решения.
В обоснование иска указал, что 28 декабря 2017 года он обратился к ответчику за назначением страховой пенсии по старости.
Решением Управления от 19.04.2018 N 1580578/17 ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Ответчик исключил из стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периоды с 27.01.2006 по 10.01.2009, с 05.04.2009 по 16.10.2010.
Нуриев Г.Г. не согласен с решением Управления от 19.04.2018 об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости и просит суд признать его незаконным, включить периоды работы с 27.01.2006 по 10.01.2009, с 05.04.2009 по 16.10.2010 в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с 02.01.2018.
Истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
В судебном заседании представитель истца требования поддержала.
Представитель ответчика возражала против иска, указала, что истцом не представлено документов, подтверждающих его работу именно в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Спорные периоды зачтены истцу в общий страховой стаж в обычном порядке.
Суд принял решение в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе истец ставит вопрос об отмене решения суда ввиду незаконности и необоснованности. При этом указывает, что отсутствие сведений в лицевом счете истца об осуществлении предпринимательской деятельности в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, с 27.01.2006 по 10.01.2009, с 05.04.2009 по 16.10.2010, не должно лишать Нуриева Р.Г. права на реализацию приобретенных им пенсионных прав. При этом закон не ставит приобретение индивидуальными предпринимателями право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в зависимость от факта выполнения ими работы в течение полного рабочего дня и получения дохода.
Истец в суд апелляционной инстанции не явился. Извещения о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции направлены, судебная коллегия на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с подпунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 указанного Федерального закона (55 лет женщины и 60 лет мужчины), при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах.
Частью 1 статьи 11 Федерального закона 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При этом в силу части 2 статьи 14 названного Федерального закона при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 указанного Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Материалами дела установлено, что 28.12.2017 Нуриев Р.Г, 02.01.1963 года рождения, обратился в Управление с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
Решением от 19.04.2018 N 1580578/17 Управление отказало Нуриеву Р.Г. в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием требуемого не менее 20 календарных лет стажа работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Пенсионным органом определен стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, 16 лет 10 дней.
Из стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, исключены, в том числе, спорные периоды: с 27.01.2006 по 10.01.2009, с 05.04.2009 по 16.10.2010, в связи с тем, что не предоставлены документы, подтверждающие работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера (л.д.38-40).
Судом установлено, что с 27.01.2006 по 06.07.2017 истец был зарегистрирован индивидуальным предпринимателем в МРИ ФНС N 7 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (л.д.16), осуществляющим деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам (л.д.26-28), имеет в собственности грузовой автотранспорт (л.д.21-23).
Разрешая спор и отказывая в иске, суд первой инстанции исходил из того, что что истцом не представлены доказательства с достоверностью свидетельствующие, что его предпринимательская деятельность осуществлялась полностью на территории, приравненной к районам Крайнего Севера.
Суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о несогласии с указанными выводами суда первой инстанции не могут повлечь за собой отмену принятого решения.
Согласно статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", целями индивидуального (персонифицированного) учета являются: создание условий для назначения трудовых пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; упрощение порядка и ускорение процедуры назначения трудовых пенсий застрахованным лицам.
В соответствии со статьей 1 указанного Федерального закона, страхователями являются юридические лица, в том числе иностранные, и их обособленные подразделения; международные организации, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации; родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования; крестьянские (фермерские) хозяйства; граждане, в том числе иностранные, лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.
Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Контроль за достоверностью сведений о стаже и заработке, представляемых страхователями, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации (ст. 8 ФЗ РФ N 27-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Как следует из материалов дела и выписки по индивидуальному счету застрахованного лица, Нуриев Р.Г. зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования с 18.08.1999.
Нуриев Р.Г зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 27 января 2006 года, что подтверждено соответствующим свидетельством о государственной регистрации.
По данным справки от 16.02.2018 об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации оплата страховых взносов за период с 27.01.2006 по 31.12.2007 производилась в полном объеме, за период с 01.01.2008 по 31.12.2008 - частично, за период с 01.01.2009 по 31.12.2009 - в полном объеме, за период с 01.01.2010 по 09.01.2013 - не производилась (л.д. 18).
Из ответа Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Набережные Челны Республики Татарстан N Ф70126/3222 от 4 апреля 2018 года следует, что за период с 2006 по 2009 года сведения о состоянии задолженности в Управлении Пенсионного фонда города Набережные Челны отсутствуют и не переданы с Пенсионного фонда по прежнему месту регистрации (л.д. 19).
В судебном заседании представитель истца не смогла объяснить причину отсутствия перечислений. Отметила, что декларации по всем видам налогообложения, расчеты по налогам, расчеты единого налога на вмененный доход, доказательства об уплате единого налога на вмененный доход не могут быть предоставлены, так как не сохранились.
При этом в выписке из лицевого счета застрахованного лица Нуриева Р.Г. спорный период времени вообще не представлен и не отражен, индивидуальные сведения не сдавались ни общим, ни территориальным кодом условий труда (л.д.50, 51). Каких-либо объективных доказательств осуществления истцом деятельности в районах Крайнего Севера или приравненных местностях в спорные периоды времени по делу не имеется.
Установленные обстоятельства приводят к выводу о том, что периоды работы с 27.01.2006 по 10.01.2009, с 05.04.2009 по 16.10.2010 не подлежат включению в специальный стаж истца, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии в связи с работой на Крайнем Севере и в приравненных местностях.
Доводы апелляционной жалобы не влияют на существо постановленного решения суда, опровергаются исследованными судом первой инстанции доказательствами, получившими надлежащую правовую оценку в оспариваемом решении, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.
Судом первой инстанции с достаточной полнотой исследованы обстоятельства дела и дана надлежащая оценка представленным доказательствам по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Выводы суда первой инстанции не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу установлены правильно, нормы материального права к спорным правоотношениям применены верно, существенных нарушений норм процессуального права не допущено, соответственно, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Заинского городского суда Республики Татарстан от 31октября2018 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Нуриева Р.Г. - Сайфутдиновой Р.Р. без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.