Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи А.И. Муртазина,
судей Ф.И. Гиниатуллиной, С.В. Новосельцева,
при секретаре судебного заседания М.А. Хамидуллиной,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи А.И. Муртазина гражданское дело по апелляционной жалобе государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лениногорском районе и г.Лениногорске Республики Татарстан на решение Лениногорского городского суда Республики Татарстан от 23 октября 2018 года, которым постановлено:
исковые требования Уланова Зуфара Ахтямовича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Лениногорском районе и г.Лениногорске Республики Татарстан о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости удовлетворить частично.
Признать за Улановым Зуфаром Ахтямовичем право на досрочное назначение страховой пенсии с 06 сентября 2018 года, в связи с работой в плавсоставе, согласно подпунктов 2, 9 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Возложить на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лениногорском районе и г.Лениногорске Республики Татарстан обязанность по назначению Уланову Зуфару Ахтямовичу страховой пенсии с 06 сентября 2018 года.
В остальной части в удовлетворении иска отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ответчика - А.И. Пикалевой в поддержку жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
З.А. Уланов обратился с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Лениногорском районе и г.Лениногорске Республики Татарстан (далее - УПФР) о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований указано, что 11 июля 2018 году истец обратился в УПФР с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. Решением УПФР от 24 июля 2018 года N803023/18/54 истцу было отказало в назначении страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого льготного стажа, определенного пунктом 9 части 1 статьи 30 Закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". При вынесении решения об отказе в назначении страховой пенсии в специальный стаж работы истца, ответчиком были признаны и включены за период работы в плавсоставе по пункту 9 части 1 статьи 30 Закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" лишь периоды работы истца в плавсоставе с 15.01.1985 по 27.02.1986, с 15.09.1988 по 25.04.1989, с 27.04.1989 по 21.03.1994 - 6 лет 7 месяцев и 19 дней, то есть только в период нахождения судов в кампаниях.
Однако, периоды с 25.04.1984 по 14.09.1985, с 28.02.1986 по 25.06.1986 (хотя по трудовой книжке период до 14.08.1986), с 01.08.1988 г. по 14.09.1988 (хотя в трудовой книжке по 15.08.1988) должности матроса обработки Преображенской базы тралового флот г.Находка, в его специальный стаж включен не был, из-за отсутствия подтверждения работы непосредственно по обработке и уборке рыбы и морепродуктов, а также трудовой функции и занятости. Истец полагает, что должность матроса обработчика, которую он занимал относилась к плавсоставу.
Истец просил признать незаконным решение УПФР в части отказа З.А. Уланову в досрочном назначении пенсии, признать за истцом право на досрочное назначение страховой пенсии с 11 июля 2018 года, в связи с работой в плавсоставе, возложить на ответчика обязанность по назначению истцу З.А. Уланову трудовой пенсии с 11 июля 2018 года.
В судебном заседании представитель истца - Н.М. Вахрамеева иск поддержала.
Представитель УПФР Г.Г. Сираева иск не признала.
Суд иск удовлетворил частично, постановив решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе УПФР просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска, указывая, что из справки работодателя N1-493 от 17.11.2017 следует, что работа в спорные периоды дает право выхода на досрочную страховую пенсию истцу только по п.9 ч. 1 ст. 30 N400-ФЗ и по п. 12 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях". Однако в ходе судебного разбирательства работодателем была выдана справка N 1/308 от 22.10.2018, из которой следует, что эти же самые периоды работы дают право выхода на досрочную страховую пенсию истцу, но уже по п.9 ч. 1 ст. 30 N400-ФЗ и по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях". По мнению ответчика, указанная справка не соответствует обстоятельствам дела и требованиям закона, поэтому учитывать необходимо справку N1-493 от 17.11.2017.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель УПФР А.И. Пикалева жалобу поддержала.
Истец в суд апелляционной инстанции не явился, извещен.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав представителя УПФР, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отмене решения суда и отказе в удовлетворении исковых требований, исходя из следующего.
В соответствии с пунктами 2 и 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела и нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 30 Закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 30 Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
В силу пункта 12 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам и женщинам, проработавшим соответственно не менее 25 лет и 20 лет на судах морского флота рыбной промышленности на работах по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле (независимо от характера выполняемой работы), а также на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности.
Из материалов дела следует, что 11 июля 2018 года З.А. Уланов обратился в УПФР с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 30 Закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФР N 803023/18/54 от 24 июля 2018 года, истцу отказало в назначении страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого льготного стажа, так как стаж истца составил 6 лет 7 месяцев 19 дней.
Ответчиком были включены периоды работы истца в плавсоставе с 15.01.1985 по 27.02.1986, с 15.09.1988 по 25.04.1989, с 27.04.1989 по 21.03.1994. При этом ответчиком не включены периоды работы истца в плавсоставе с 25.04.1984 по 14.01.1985, с 28.02.1986 по 25.06.1986, с 01.08.1988 по 14.09.1988.
Полагая, что его права нарушены, истец обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая данное дело, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истец имеет право на досрочное назначение страховой пенсии по п.2 и по пункту 9 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции.
В соответствии с подпунктами "б", "д" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда:
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.
Таким образом, время выполнявшихся до 01.01.1992 работ, предусмотренных Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 г. N 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. N 10, то есть к периодам работы, имевшим место после 01.01.1992 г. не могут быть применены положения ранее действовавшего Списка N 2, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 г. N 1173.
Списком N2 от 22.08.1956 в разделе 17 предусмотрены мастера по добыче и обработке рыбы, матросы, занятые ловом и обработкой рыбы.
Списком N2 от 26.01.1991 в разделе 17 (подраздел 2 "Обработка рыбы и морского зверя") предусмотрены рабочие, занятые на обработке и уборке рыбы, крабов, морского зверя и морепродуктов на предприятиях в районах Камчатки, Курильских островов, Охотского побережья, Мурманской области, за Полярным кругом, в северной части Сахалина, независимо от того, где размещены предприятия по обработке рыбы: на берегу или на плавучих базах, а также независимо от того, к какому порту приписаны эти заводы.
Как видно, должность мастера по обработке рыбы не предусмотрена Списком N2 от 26.01.1991, поэтому после 01.01.1992 работа в этой должности не давала права на досрочное назначение страховой пенсии. Не предусмотрена эта должность и Разделом 3 Списка N2 от 26.01.1991 "Морской и речной флот".
Из записей в трудовой книжке истца следует, что по 25.04.1989 истец работал в должности матроса по обработке рыбы. С 27.04.1989 по 21.03.1994 истец работал в должности мастера по обработке рыбы.
При таких данных, в специальный стаж истца по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" подлежат включению периоды работы: с 15.01.1985 по 27.02.1986 и с 15.09.1988 по 25.04.1989 в должности матроса по обработке рыбы, а также период работы с 27.04.1989 по 31.12.1991 в должности мастера по обработке рыбы. В совокупности указанные периоды составляют 4 года 4 месяца 26 дней, что не дает права на досрочное назначение страховой пенсии по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" даже с уменьшением возраста. Поскольку для применения абзаца 2 пункта 2 части 1 статьи 30 вышеуказанного закона необходимо, чтобы гражданин, претендующий на назначение досрочной страховой пенсии, отработал в должностях, предусмотренных Списком N2 не менее половины установленного срока, т.е. не менее 6 лет 3 месяца.
Ссылка суда на справку работодателя N 1/308 от 22.10.2018 признается судебной коллегией несостоятельной, поскольку работодателем не указаны основания для учета периода работы истца в должности мастера по обработке рыбы по Списку N2 после 01.01.1992.
Первоначальная справка N 1/493 от 24.11.2017 ПАО "Преображенская база тралового флота" соответствует закону, поскольку периоды работы с 15.01.1985 по 27.02.1986 и с 15.09.1988 по 25.04.1989 в должности матроса по обработке рыбы, а также период работы с 27.04.1989 по 21.03.1994 в должности мастера по обработке рыбы подлежат включению в специальный стаж истца по пункту 9 части 1 статьи 30 и по пункту 12 части 1 статьи 30 вышеуказанного Федерального закона. Всего по пункту 9 части 1 статьи 30 подлежит включению 6 лет 7 месяцев 19 дней. Основания, по которым данные периоды работы истца были включены в подсчет его специального стажа - в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", соответствуют сведениям, изложенным в льготной справке работодателя.
Вместе с тем, пункт 9 и пункт 12 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" не предусматривает назначение досрочной страховой пенсии с уменьшением возраста.
Не подлежит суммированию и период работы по пункту 2 части 1 статьи 30 (по Списку N2 от 22.08.1956 до 01.01.1992) с периодом работы по пункту 9 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" с 01.01.1992 по 21.03.1994.
Пунктом 2 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 516 от 11.07.2002 г. (далее по тексту - Правила), предусмотрено, что при досрочном назначении гражданам трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, суммируются, в числе прочих, периоды следующих работ: работы с тяжелыми условиями труда (подпункт 2) и работа в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) - подпункт 9.
Порядок суммирования установлен в пункте 3 Правил, в соответствии с которым суммирование периодов работ, указанных в пункте 2 настоящих Правил, осуществляется в следующем порядке путем прибавления: к периодам работ, указанных в подпункте 2, - периодов работ, указанных в подпункте 1, а также периодов работ, указанных в подпунктах 5 - 7, 9, 12, при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с абзацем первым подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", действовавшего на тот период времени.
В соответствии с действовавшим ранее абзацем первым подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия по старости назначалась ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Возможность снижения возраста пропорционально отработанному специальному стажу была предусмотрена в абзаце 2 подпункта 2 пункта 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", согласно которому в случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Аналогичные положения закреплены в действующем в настоящее время Федеральном законе "О страховых пенсиях" (п. 2 ч. 1 ст. 30).
Таким образом, возможность суммирования периодов работы, учтенных в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" с периодами работы, учтенными по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" в целях определения права на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" возможно только при выработке полного стажа, предусмотренного первым предложением п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" (ранее действовавшим абз. 1 пп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ"), то есть 12 лет и 06 мес. на работах с тяжелыми условиями труда для мужчин, который у истца не образуется, в связи с чем оснований для суммирования периодов работы истца до 31.12.1991 и периода работы с 01.01.1992 по 21.03.1994 не имеется. (Всего 6 лет 7 месяцев 19 дней).
При таких обстоятельствах, с учетом того, что у истца отсутствует необходимый стаж для назначения досрочной страховой пенсии, как по пункту 2 части 1 статьи 30, так и по пунктам 9 и 12 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" решение суда о признании за истцом права на досрочную страховую пенсию и назначении этой пенсии с 06 сентября 2018 года подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении иска в этой части.
Суду первой инстанции также следовало учесть, что Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" утратил силу с 01.01.2015 в связи с вступлением в силу Федерального закона "О страховых пенсиях", в связи с чем, назначение трудовой пенсии с 01.01.2015 не допускается.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329, пунктами 2 и 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Лениногорского городского суда Республики Татарстан от 23 октября 2018 года отменить в части признания за Улановым Зуфаром Ахтямовичем права на досрочное назначение страховой пенсии по старости с 06 сентября 2018 года, в связи с работой в плавсоставе, согласно пунктов 2, 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" и возложении на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лениногорском районе и г. Лениногорске Республики Татарстан обязанности по назначению Уланову Зуфару Ахтямовичу страховой пенсии с 06 сентября 2018 года и принять новое решение об отказе в удовлетворении искового заявления Уланова Зуфара Ахтямовича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Лениногорском районе и г.Лениногорске Республики Татарстан о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости и возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию.
Это же решение в остальной части оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в суд кассационной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.