Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Горшунова Д.Н.
судей Гафиятуллина Ш.Ш, Сибгатуллиной Л.И.
при секретаре судебного заседания Кадыровой А.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Гафиятуллина Ш.Ш. административное дело по апелляционной жалобе Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 9 ноября 2018 года, которым постановлено:
административное исковое заявление Центрального банка Российской Федерации в лице Отделения - Национального банка по Республике Татарстан Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации удовлетворить частично.
Решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан от 6 июля 2018 года N191 об отклонении заявления Центрального банка Российской Федерации в лице Отделения - Национального банка по Республике Татарстан Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером.., расположенного по адресу: "адрес", признать не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы Центрального банка Российской Федерации.
Устранить допущенное нарушение прав и свобод Центрального банка Российской Федерации в лице Отделения - Национального банка по Республике Татарстан Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации, обязав комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан повторно рассмотреть ранее поданное им заявление от 20 июня 2018 года
о пересмотре кадастровой стоимости.
В удовлетворении административного искового заявления Центрального банка Российской Федерации в лице Отделения - Национального банка по Республике Татарстан Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об оспаривании решения отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей административного истца, возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Центральный банк Российской Федерации в лице Отделения - Национального банка по Республике Татарстан Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации обратился с административным иском к Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об оспаривании решения.
В обоснование указал, что Центральный банк Российской Федерации на праве постоянного (бессрочного) пользования владеет земельным участком (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: обслуживание автотранспорта), площадью 900 квадратных метров, имеющего кадастровый номер.., расположенного по адресу: "адрес", поставленного на государственный кадастровый учет 20 мая 2001 года.
Кадастровая стоимость названного земельного участка определена по состоянию на 1 января 2013 года, введена в действие с 1 января 2014 года постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25 ноября 2013 года N 927 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенного пункта города Казани" и составляет 11107359 рублей.
Не согласившись с такой кадастровой стоимостью, 20 июня 2018 года Центральный банк Российской Федерации в лице Отделения - Национального банка по Республике Татарстан Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее - Центральный банк) обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Республики Татарстан (далее - Комиссия), созданную при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 23 января 2012 года N П/20, полагая недостоверными сведения, использованные при определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером... Указал, что вид разрешенного использования земельного участка соответствует его целевому назначению. Однако, при определении кадастровой стоимости данного земельного участка были приняты значения удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков по кадастровым кварталам города Казани по 7 группе видов разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения), вместо отнесения к 3 группе видов разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и стоянок), что повлекло увеличение кадастровой стоимости названного земельного участка.
Комиссией принято решение от 6 июля 2018 года N191, которым отклонено заявление Отделения - Национального банка по Республике Татарстан Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером...
Административный истец просил суд признать незаконным и отменить решение Комиссии от 6 июля 2018 года N191, обязав повторно рассмотреть заявление о пересмотре кадастровой стоимости.
Ответчик иск не признал.
Суд вынес решение в вышеизложенной формулировке.
В апелляционной жалобе Комиссия просит решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, принять по делу новое решение об отказе удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Судебная коллегия находит, что решение суда соответствует фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона.
В соответствии с частью первой статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Комиссия создается органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (часть четвертая статьи 24.18 Федерального закона).
Для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в комиссии юридические лица обращаются в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости (часть девятая статьи 24.18 Федерального закона).
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости (часть одиннадцатая статьи 24.18 Федерального закона).
Как разъяснено в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.
Порядок создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - Порядок создания и работы комиссии) утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 4 мая 2012 года N 263.
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 23 января 2012 года N П/20 создана Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан в составе четырех человек и определен ее персональный состав.
В дальнейшем Приказами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии N... от 25 октября 2013 года, N... от 3 февраля 2016 года был изменен персональный состав Комиссии.
Приказом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан от 10 декабря 2013 года N... утверждены Положение о порядке создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости по Республике Татарстан (далее - Положение о комиссии) и Порядок ведения делопроизводства Комиссии.
Процедура рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости и фиксации его результатов определена статьей 24.18 Федерального закона и регламентирована вышеназванными подзаконными актами.
Согласно данной процедуре заявление о пересмотре кадастровой стоимости рассматривается комиссией в течение одного месяца с даты его поступления (часть девятнадцатая статьи 24.18 Федерального закона).
Заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствует не менее половины ее членов (часть двадцать пятая статьи 24.18 Федерального закона, пункт 10 Порядка создания и работы комиссии, пункт 6 Положения о комиссии).
Голосование по всем вопросам проводится открыто. При голосовании мнение членов комиссии выражается словами "за" или "против". Члены комиссии не вправе воздерживаться от голосования. Решение комиссии по всем вопросам считается принятым, если за него проголосовало более половины присутствующих на заседании членов комиссии либо если при равенстве голосов членов комиссии председательствующий на заседании голосовал за принятие решения (пункт 12 Порядка создания и работы комиссии пункт 10 Положения о комиссии).
Если основанием подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости была недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, по результатам рассмотрения данного заявления комиссия вправе принять решение о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в случае недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости (часть двадцать вторая статьи 24.18 Федерального закона, пункт 19 Порядка создания и работы комиссии).
В заседании Комиссии при рассмотрении заявления Центрального банка о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка приняли участие три из четырех членов комиссии, ход заседания зафиксирован в протоколе N191 от 6 июля 2018 года, который подписан председателем и секретарем Комиссии.
По итогам рассмотрения заявления Центрального банка три участвующих в заседании члена комиссии проголосовали против пересмотра кадастровой стоимости земельного участка по основанию недостоверности сведений, использованных при определении его кадастровой стоимости, в связи с тем, что сведения, использованные при его оценке, являются достоверными.
Изложенные факты свидетельствуют о том, что заявление Центрального банка о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка рассмотрено Комиссией в правомочном составе с соблюдением установленной процедуры подготовки и проведения заседания, по результатам рассмотрения заявления принято мотивированное решение.
Административным истцом доводов о нарушении процедуры принятия Комиссией оспариваемого решения не приведено.
Судом установлено, что постановлением Главы администрации города Казани от 26 января 2001 года N 104, с учетом изменений, внесенных постановлением Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования города Казани N 9407 от 3 ноября 2009 года, Центральному банку Российской Федерации был отведен в постоянное пользование дополнительный земельный участок площадью 0,09 га для размещения парковки служебных машин по улице "адрес".
В кадастровом паспорте земельного участка от 1 февраля 2012 года указан вид его разрешенного использования - размещение парковки служебных автомашин.
9 октября 2017 года на основании заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости и распоряжения МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области были внесены изменения в сведения о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером... на "обслуживание автотранспорта".
Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.
Согласно пункту 1.2 Методические указания позволяют определить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в разрезе следующих видов разрешенного использования:
1.2.3. Земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок;
1.2.5. Земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
1.2.7. Земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения.
Данный приказ признан утратившим силу на основании Приказа Минэкономразвития России от 21 сентября 2017 года N 470.
Приказом Роснедвижимости от 29 июня 2007 года N П/0152 утверждены Технические рекомендации по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.
В Типовом перечне видов разрешенного использования в группе 3 "земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок" указаны земельные участки гаражей (индивидуальных и кооперативных) для хранения индивидуального автотранспорта; земельные участки, предназначенные для хранения автотранспортных средств для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. В группе 5 "земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания" указаны, в том числе, земельные участки для размещения объектов технического обслуживания и ремонта транспортных средств, машин и оборудования. В группе 7 "земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии" указаны, в том числе, земельные участки организаций, занимающихся банковской и страховой деятельностью.
На основании Приказа Росреестра от 3 июля 2012 года N П/276 вышеуказанный приказ признан утратившим силу.
Акционерным обществом "Республиканский кадастровый центр "Земля" (ранее - открытое акционерное общество) были выполнены оценочные работы по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов на территории города Казани, результаты которых утверждены постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25 ноября 2013 года N 927, являющиеся предметом оспаривания административным истцом в части определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером...
На основании представленных заказчиком работ сведений, акционерным обществом "Республиканский кадастровый центр "Земля" спорный земельный участок по разрешенному использованию "размещение парковки служебных автомашин" был отнесен к 7 группе видов разрешенного использования земель, в состав которой входят земельные участки организаций, занимающихся банковской и страховой деятельностью.
Вместе с тем, функциональное использование и назначение земельного участка с кадастровым номером... с момента его предоставления для размещения автомашин административным истцом не изменялось, административное здание (офис) на земельном участке не возводилось.
Из предоставленной Управлением архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани информации усматривается, что земельный участок с кадастровым номером... согласно карте территориальных зон Градостроительных регламентов Правил землепользования и застройки города Казани (часть II Градостроительного устава города Казани), утвержденных решением Казанского Совета народных депутатов от 22 апреля 2004 года N 51-19, находится в зоне П1И - зона предприятий незначительного отрицательного воздействия на среду (V класса вредности) на территориях действия ограничений по условиям охраны памятников истории и культуры. В числе основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указаны, в частности, объекты технического обслуживания, ремонта и мойки транспортных средств, машин и оборудования; административные офисы.
Кроме того, в ответе Управления архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани на запрос Федеральной кадастровой палаты отражено, что в отношении земельного участка с кадастровым номером... возможно установление 5 группы видов разрешенного использования.
Более того, 1 ноября 2017 года в Единый государственный реестр недвижимости были внесены изменения в экономические характеристики, в настоящее время данный земельный участок имеет вид разрешенного использования, относящийся к 5 группе - земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
Удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции исходил из того, что при определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером... были применены недостоверные сведения, касающиеся отнесения этого земельного участка к 7 группе видов разрешенного использования. Указанные обстоятельства надлежащим образом Комиссией исследованы не были.
С таким выводом следует согласиться, поскольку он соответствует материалам дела. Необходимые мотивы в решении суда приведены, судебная коллегия с ними согласна.
Доводы апелляционной жалобы Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Республики Татарстан не влияют на правильность вынесенного решения, поскольку они были предметом рассмотрения суда 1-й инстанции и им дана надлежащая оценка.
Судебная коллегия считает, что решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда, по вышеизложенным обстоятельствам.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 9 ноября 2018 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.