Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Сибгатуллиной Л.И,
судей Фахрутдинова И.И, Гафиятуллина Ш.Ш,
при секретаре судебного заседания Садиковой Э.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Л.И.Сибгатуллиной административное дело по апелляционной жалобе военного комиссариата Центрального и Автозаводского районов города Набережные Челны Республики Татарстан на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 18 октября 2018 года, которым постановлено:
административное исковое заявление Филиппова Дмитрия Михайловича удовлетворить.
Признать незаконным решение призывной комиссии муниципального образования г. Набережные Челны Республики Татарстан от 23 ноября 2016 года (протокол N 24/У/21/378 от 23 ноября 2016 года) о признании Филиппова Дмитрия Михайловича не прошедшим военную службу, не имея на то законных оснований и отменить его.
Обязать призывную комиссию муниципального образования г. Набережные Челны Республики Татарстан устранить допущенные нарушения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Республики Татарстан" Морозова М.Э, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя административного истца Филиппова Д.М, Зейналова К.М.о, высказавшегося против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Филиппов Д.М. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения призывной комиссии муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан от 23 ноября 2016 года о признании его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Заявленные требования мотивированы следующим.
Филиппов Д.М. состоит на воинском учете в военном комиссариате Центрального и Автозаводского районов города Набережные Челны Республики Татарстан. Военную службу по призыву не прошел на законных основаниях, так как был признан негодным по болезни. От прохождения военной службы не уклонялся, всегда являлся в военный комиссариат по вызову, проходил все необходимые комиссии. По достижении 27 лет административный истец обратился с заявлением о выдаче военного билета.
15 августа 2018 года на данное заявление получен ответ за подписью военного комиссара Центрального и Автозаводского районов г. Набережные Челны Республики Татарстан, в котором указано, что решением призывной комиссии муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан (протокол от 23 ноября 2016 года N24/У/21/378) Филиппов Д.М. признан не прошедшим военную службу, не имея на то законных оснований.
Административный истец просил признать незаконным и отменить решение призывной комиссии муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан от 23 ноября 2016 года и обязать административного ответчика устранить допущенное нарушение его прав.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле привлечен административный ответчик федеральное казенное учреждение (далее - ФКУ) "Военный комиссариат Республики Татарстан".
Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе военного комиссариата Центрального и Автозаводского районов города Набережные Челны Республики Татарстан ставится вопрос об отмене решения суда от 18 октября 2018 года по мотиву его незаконности и необоснованности. Заявитель апелляционной жалобы считает, что суд нарушил нормы материального права, а его выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, и настаивает на наличии оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований. Указывается, что установленный законом срок для обращения в суд с административным исковым заявлением в данном случае был пропущен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте настоящего судебного заседания извещены.
Призывная комиссия муниципального образования город Набережные Челны и военный комиссариат Центрального и Автозаводского районов города Набережные Челны Республики Татарстан своих представителей в суд не направили.
В соответствии с частью 1 статьи 150 и частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено судом судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся в судебное заседание участников судебного разбирательства.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
На основании части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 7 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Пунктом 7 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе") предусмотрено, что решение (заключение) призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия обжалуемого решения (вынесения обжалуемого заключения) или в суд.
Из материалов дела видно, что Филиппов Д.М, 29 октября 1988 года рождения, состоял на воинском учете в военном комиссариате Центрального и Автозаводского районов города Набережные Челны Республики Татарстан с 24 января 2005 года.
При первоначальной постановке на учет 24 января 2005 года Филиппов Д.М. прошел медицинское освидетельствование, по результатам которого признан годным к военной службе с незначительными ограничениями, предусмотренными пунктом "г" статьи 24, пунктом "г" статьи 66 постановления Правительства от 25 февраля 2003 года N 123 "Об утверждении положения о военно-врачебной экспертизе".
25 июня 2007 года решением призывной комиссии муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан (протокол N22/6/471 от 25 июня 2007 года) Филиппову Д.М. была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до 30 июня 2010 года на основании подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ в связи с обучением в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образовании НЧФ ЧОУ ВПО "Институт экономики, управления и права".
5 ноября 2010 года Филиппов Д.М. повторно прошел медицинское освидетельствование, по результатам которого в соответствии со статьей 25 "в", статьей 73 "в" постановления Правительства от 25 февраля 2003 года N123 "Об утверждении положения о военно-врачебной экспертизе" признан ограниченно годным к военной службе.
В этот же день решением призывной комиссии муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан (протокол N3/11/15/515 от 5 ноября 2010 года) Филиппов Д.М. был освобожден от призыва на военную службу и в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ зачислен в запас.
Решением призывной комиссии муниципального образования город Набережные Челны от 23 ноября 2016 года (протокол N24/у/21/378) Филиппов Д.М. признан не прошедшим военную службу, не имея на то законных оснований.
Письмом от 15 августа 2018 года N7/1998 за подписью военного комиссара Центрального и Автозаводского районов города Набережные Челны Республики Татарстан Ильясова Р.Ф. в ответ на обращение от 8 августа 2018 года Филиппов Д.М. поставлен в известность о принятом в отношении него решении призывной комиссии муниципального образования город Набережные Челны от 23 ноября 2016 года (протокол N24/у/21/378) о признании его не прошедшим военную службу, не имея на то законных оснований.
Доказательств, опровергающих довод административного истца о том, с указанным решением от 23 ноября 2016 года он был ознакомлен лишь ё15 августа 2018 года, в материалах дела не имеется.
Разрешая данное дело, суд первой инстанции исходил из того, что установленный законом срок для обращения в суд с административным исковым заявлением пропущен административным истцом по уважительной причине и подлежит восстановлению, указал, что Филиппов Д.М. не прошел военную службу по призыву по независящим от него причинам, мероприятий, связанных с его призывом на военную службу до достижения им возраста 27 лет военным комиссариатом не проводилось, принял во внимание отсутствие в материалах административного дела доказательств направления ему соответствующей установленным требованиям повестки о необходимости явки в военный комиссариат, с учетом данного обстоятельства пришел к выводу о неправомерности оспариваемого решения и принял решение об удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда по данному делу правильными.
Согласно подпункту "а" пункта 1 статьи 22 пункта 1 статьи 1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
Пунктом 1.1 статьи 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в редакции Федерального закона от 1 декабря 2014 года N414-ФЗ установлено, что при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.
В соответствии с пунктом 34 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N663, при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Законодательством полномочия по осуществлению мероприятий по обеспечению исполнения воинской обязанности, включающей и прохождение военной службы по призыву, возложены на военные комиссариаты, которые организуют призыв на военную службу через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, а также установилтребование о вызове граждан на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, повестками военного комиссариата (статьи 1, 5, абзац 4 пункта 1 и пункт 3 статьи 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").
Инструкция по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, являющаяся приложением N1 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 года N400, также содержит предписание, согласно которому оповещение граждан о явке в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, осуществляется повестками по форме, приведенной в приложении N 30 к этой Инструкции, в соответствии с именными списками и на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу, учет и регистрация которых осуществляются по книге учета вызова граждан, не пребывающих в запасе, в военный комиссариат и выдачи им повесток, а также возлагает обязанность вручить повестку в том числе на работников военного комиссариата, как правило, не позднее чем за три дня до срока, указанного в повестке (пункт 34).
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 года N400 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N663" утверждена Инструкция по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе (далее - Инструкция).
В соответствии с пунктом 34 указанной Инструкции оповещение граждан о явке в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, осуществляется повестками согласно приложению N30 к настоящей Инструкции в соответствии с именными списками и на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу.
Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" возлагает конкретные обязанности на граждан в целях обеспечения воинского учета (статья 10), а также такие обязанности граждан, подлежащих призыву на военную службу, как явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, находиться в военном комиссариате до начала военной службы; получать повестки военного комиссариата под расписку (пункты 1 и 2 статьи 31).
Иных обязанностей, в том числе самостоятельно явиться в военный комиссариат у граждан, подлежащих призыву на военную службу, названным законом не предусмотрено.
Установлено, что в личном деле призывника отсутствуют сведения о направлении Филиппову Д.М. повесток в период с 1 января 2014 года по 29 октября 2015 года.
Как правильно указал суд первой инстанции, представленный административным ответчиком рапорт начальника отделения (подготовки и призыва граждан на военную службу) не имеет даты, не подтверждает факт наличия копий корешков повесток и не позволяет судить о своевременном и действительном направлении повесток.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения административного иска, а потому обжалуемое решение является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Доводы апелляционной жалобы, в том числе и довод о пропуске административным истцом установленного законом срока для обращения в суд с административным искровым заявлением, вышеизложенных установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств по данному делу не опровергают, сводятся к повторению доводов, на которые административный ответчик ссылался в обоснование своей позиции о непризнании административного иска и получили соответствующую правовую оценку в решении суда первой инстанции, оснований не согласиться с выводами которого суд апелляционной инстанции не усматривает.
Имеющие значение для дела обстоятельства определены судом правильно, его выводы, изложенные в решении, являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены имеющимися в материалах дела доказательствами, при этом нарушения норм материального права и норм процессуального права судом допущено не было.
Руководствуясь статьями 177, 309,311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 18 октября 2018 года по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Филиппова Д.М. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.