Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Киселевой А.А,
судей Беляковой Н.В, Охременко О.В,
при секретаре Наумовой Т.Н,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Охременко О.В,
гражданское дело по иску Казачковой Ольги Александровны к Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Ачинская межрайонная больница", обществу с ограниченной ответственностью "Благотворительный фонд санитарно - эпидемиологического благополучия населения" о признании незаконными результатов проведения специальной оценки условий труда на рабочем месте логопеда, установлении удлиненного основного отпуска и дополнительного отпуска, сокращенной рабочей недели, установлении компенсационной выплаты, взыскании денежных средств,
по апелляционной жалобе Казачковой О.А,
на решение Ачинского городского суда Красноярского края от 17 октября 2018 года, с учетом определения об исправлении описки того же суда от 21 ноября 2018 года, которым постановлено:
"Исковые требования Казачковой Ольги Александровны удовлетворить частично.
Признать результаты специальной оценки условий труда на рабочем месте логопеда первичного сосудистого отделения (неврологического отделения для больных с ОНМК) краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Ачинская межрайонная больница" незаконными, не соответствующими требованиям Федерального закона от 28.12.2013 года N426-ФЗ "О специальной оценки условий труда".
Обязать краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Ачинская межрайонная больница" восстановить Казачковой Ольге Александровне ранее предусмотренную компенсационную меру в виде доплаты к заработной плате в размере 25% за работу с вредными условиями труда на условиях трудового договора с 01 февраля 2018 года.
Взыскать с краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Ачинская межрайонная больница" в пользу Казачковой Ольги Александровны заработную плату за период с 01 февраля 2018 года по 30 сентября 2018 года в сумме 47 628 руб. 13 коп, компенсацию морального вреда в сумме 3 000 рублей, а всего 50 628 (пятьдесят тысяч шестьсот двадцать восемь) руб. 13 коп.
В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований отказать.
Взыскать с краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Ачинская межрайонная больница" в доход муниципального бюджета г. Ачинска государственную пошлину в сумме 1 928 руб. 85 коп.".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Казачкова О.А. обратилась в суд с иском к КГБУЗ "Ачинская межрайонная больница", ООО "Благотворительный фонд санитарно - эпидемиологического благополучия населения" о признании незаконными результатов проведения специальной оценки условий труда на рабочем месте логопеда, установлении удлиненного основного отпуска и дополнительного отпуска, сокращенной рабочей недели, установлении компенсационной выплаты, взыскании денежных средств.
Требования мотивированы тем, что 09 января 2013 между ней и ответчиком заключен трудовой договор, согласно которому ей был установлен ежегодный оплачиваемый основной отпуск 28 календарных дней, дополнительный 22 календарных дня, должностной оклад в размере 3 874 руб, надбавка в размере 30% (районный коэффициент), надбавка за непрерывный стаж работы на предприятиях Красноярского края, надбавка за медстаж, установлена пятидневная рабочая неделя продолжительностью 18 часов, оплачиваемый отпуск - 56 календарных дней.
01.01.2017 между ней и ответчиком заключен трудовой договор N173, согласно которому она принята на работу на должность логопеда первичного сосудистого отделения на неопределенный срок, ей также была установлена 18 часовая рабочая неделя, отпуск в количестве 56 календарных дней: основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней, дополнительный отпуск продолжительностью 8 календарных дней, за работу в южных районах Красноярского края, в соответствии со ст. 14 Закона РФ от 19.02.1993 года N4520-1, дополнительный отпуск продолжительностью 20 календарных дней, должностной оклад в сумме 5 067 рублей в соответствии с профессиональной квалификационной группе ПКТ 12, уровню 2 и надбавки к должностному окладу: районный коэффициент - 30%, за стаж за работу в южных районах Красноярского края - 30%; за работу с вредными и (или) опасными условиями труда -25%.
Ранее ответчик на рабочем месте логопеда аттестации рабочего места не проводил, дополнительная надбавка за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также дополнительные дни отпуска устанавливались в соответствии с внутренними локальными актами. Должность логопеда согласно штатному расписанию включена в состав первичного сосудистого отделения отнесена к прочему персоналу, однако деятельность логопеда первичного сосудистого отделения напрямую была связана с обеспечением медико - педагогической деятельностью.
14.12.2017 в учреждении утверждены результаты СОУТ, согласно которым на её рабочем месте установлен класс условий труда -2.0 и так как на карте СОУТ от 01.12.2017 N82 по должности логопеда первичного сосудистого отделения не установлено право на повышенный размер оплаты труда, то с 15.02.2018 выплата за вредные условия труда была отменена.
30.11.2017 ей было предъявлено для ознакомления и подписания уведомление об изменений условий трудового договора (без изменения трудовой функции) с 01.02.2018 года в части предоставления ежегодного отпуска продолжительность: основной отпуск - 28 календарных дней, дополнительный отпуск - 8 календарных дней.
Уведомление от 31.11.2017 об изменении условий трудового договора (без изменения трудовой функции) с 01.02.2018 направлено в ее адрес до утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда, что является грубым нарушением. Считает, что специальная оценка условий труда на её рабочем месте проведена с нарушением требований Федерального закона от 28.12.2013 N426-ФЗ "О специальной оценке условий труда". Так в нарушении закона, она не была уведомлена работодателем о времени и месте проведения специальной оценки условий труда на её рабочем месте, в связи с чем не могла реализовать свое право на присутствие при её проведении и лишена возможности детально пояснить и показать специалистам особенности своего трудового процесса. Оценка биологического фактора была проведена поверхностно, а оценка постоянной нагрузки на голосовой аппарат вообще не проводилась.
Кроме того, она не согласна с позицией ответчика о том, что логопед учреждения здравоохранения, не имеющего лицензии на осуществление общеобразовательной деятельности в качестве дополнительного вида деятельности, имеет право на отпуск продолжительностью 28 календарных дней, а при наличии лицензии - 56 календарных дней. Считает, что для работника, работающего по должности логопеда учреждения здравоохранения, устанавливается норма часов учебной (преподавательской) работы в размере 18 часов в неделю, а продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска составляет 56 дней.
В связи с чем просила признать результаты проведения специальной оценки условий труда (СОУТ) на рабочем месте логопеда первичного сосудистого отделения (неврологического отделения для больных с ОНМК) КГБУЗ "Ачинская МРБ" незаконными и подлежащими отмене, обязать КГБУЗ "Ачинская МРБ" установить продолжительность рабочей недели 18 часов, установить ежегодный оплачиваемый отпуск с 01.02.2018, в том числе, основной удлиненный отпуск продолжительностью 56 дней, дополнительный отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в количестве 7 дней, дополнительный отпуск за работу в южных районах Красноярского края в количестве 8 календарных дней, итого, общей продолжительностью 71 календарный день, установить ежемесячную компенсационную выплату за работу с тяжелым и (или) опасными и иными особыми условиями труда - в размере 25% минимального оклада с 01.02.2018 по настоящее время, обязать выплатить денежную компенсацию за переработанное время за период с 01.02.2018 по настоящее время (вместо 18 часов установлено 40 часов), обязать произвести расчет компенсационных ежемесячных выплат за работу во вредных условиях труда с 01.02.2018, взыскать компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Казачкова О.А. просит решение суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований отменить как незаконное и необоснованное, настаивает на удовлетворении требований в полном объеме.
Признав возможным рассматривать дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте его рассмотрения, проверив материалы дела, решение суда в соответствии с положениями ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, Казачкова О.А. состоит в трудовых отношениях с Краевым государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Ачинская межрайонная больница" с 09 января 2013, принята в учреждение на должность логопеда первичного сосудистого отделения по основной работе. Истцу был установлен ежегодный оплачиваемый основной отпуск в количестве 28 календарных дней, а также дополнительный отпуск в количестве 22 календарных дня, кроме того, были установлены следующие надбавки: 30% районный коэффициент, 30% процентная надбавка к заработной плате, надбавка за медстаж в размере 20% с 21.01.2016, с 21.01.2018 в размере 30%.
При этом, 21 января 2013 вынесен приказ о приёме на работу Казачковой О.А. на должность логопеда 11 разряда постоянно, с тарифной ставкой окладом 3 784 рубля, районным коэффициентом в размере 30%, процентной надбавкой в размере 30% и надбавкой за медицинский стаж в размере 20% с 21.01.2016, а с 21.01.2018 в размере 30%.
01 января 2017 с Казачковой О.А. был заключен трудовой договор, согласно которому она принята на должность логопеда первичного сосудистого отделения по основной работе, ей установлена 18 часовая рабочая неделя, основной отпуск продолжительностью 28 календарных дней, дополнительный отпуск продолжительностью 8 календарных дней за работу в юных районах Красноярского края, дополнительный продолжительностью 20 календарных дней. Кроме того, Казачковой О.А. были установлены выплаты компенсационного характера, а именно, районный коэффициент в размере 30%, процентная надбавка в размере 30%, надбавка за работу с вредными и (опасными) условиями труда в размере 25%, а также выплаты стимулирующего характера за продолжительность непрерывной работы в учреждениях здравоохранения с 01.01.2017 в размере 20%, а с 21.01.2018 в размере 30%. Данным трудовым договором также установлено, что все ранее действовавшие условия, изложенные в трудовом договоре от 09.01.2013, утрачивают свою силу и устанавливаются новые условия, определенные настоящим трудовым договором.
Согласно должностной инструкции логопеда первичного сосудистого отделения, утвержденной главным врачом учреждения, логопед относится к категории специалистов. На должность логопеда назначается лицо, имеющее высшее педагогическое образование по специальности "дефектология" и имеющее сертификат специалиста. В функции логопеда входит проведение психологического анализа и диагностики отклонений речевого, умственного и физического развития, проведение коррекционно - обучающей работы с разными категориями дефектов речи, консультирование пациентов с целью исправления и профилактики речи.
Казачкова О.А. имеет диплом о высшем образовании, ей присуждена квалификация "Учитель - логопед, учитель - олигофренопедагог" по специальности "Логопедия".
КГБУЗ "Ачинская межрайонная больница", в трудовых отношениях с которым состоит Казачкова О.А. в должности логопеда, как установлено судом, является учреждением здравоохранения, основным видом является медицинская деятельность и не имеет лицензии на осуществление образовательной деятельности и не осуществляет обучение находящихся в учреждении пациентов в соответствии с образовательными программами.
30 ноября 2017 работодателем Казачковой О.А. направлено уведомление об изменений условий трудового договора, в котором уведомил об изменении условий трудового договора (без изменения трудовой функции) с 01.02.2018 в части изменения количества дней отпуска, указав, что отпуск истца составит 36 календарных дней (28 календарных дней основного отпуска и 8 календарных дней дополнительного отпуска), мотивированное тем, что согласно постановлению Правительства РФ от 08.08.2013 года N678 должность "логопед" относится к должностям педагогических работников. В связи с тем, что педагогические работники, чья деятельность не связана с реализацией на основе лицензии образовательных программ и не соотносится с педагогической деятельностью, не могут претендовать на удлиненный отпуск в соответствии с требованиями ст. 74 Трудового кодекса РФ по причинам, связанным с изменением организационных условий труда, а именно, в связи с признанием утратившими силу постановлений Правительства РФ от 01.10.2002 N724, от 29.11.2003 N726, от 11.05.2007 N283, от 16.06.2009 N576, от 21.05.2012 N502.
26 января 2018 работодателем Казачковой О.А. было предложено подписать дополнительное соглашение к трудовому договору от 01.01.2017 об установлении ей 40 часовой рабочей недели, однако Казачкова О.А. отказалась подписать указанное соглашение, в связи с чем комиссией был составлен акт, в котором указано, что истцу разъяснено, что занимаемая ею должность в штатном расписании отнесена к прочему персоналу, следовательно, рабочее время Казачковой О.А. составляет 40 часов в неделю.
С 01 февраля 2018 Казачковой О.А. установлена 40 часовая рабочая неделя, при этом истец, несмотря на не подписание дополнительного соглашения, продолжила работу по предложенному работодателем режиму рабочего времени.
Как следует из материалов дела, 40 часовая рабочая неделя была введена Казачковой О.А. с февраля 2018 вместо 18 часовой рабочей недели в связи с тем, что логопед в медицинском учреждении не занимается учебной (преподавательской) деятельностью. Кроме того, из отпуска Казачковой О.А. были исключены 20 дней, установленные за учебную (преподавательскую деятельность), в связи с тем, что в медицинском учреждении логопед не занимается преподавательской деятельностью.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Казачковой О.А. о признании незаконными изменений условий трудового договора, установлении ей основного удлиненного отпуска продолжительность 56 календарных дней и 18 часовой рабочей недели, суд первой инстанции со ссылкой на положения Федерального закона от 29 декабря 2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", постановление Правительства Российской Федерации от 14 мая 2015 N 466 "О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках" и приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 N 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре" исходил из того, что ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 календарных дней и сокращенная продолжительность рабочего времени менее 36 часов в неделю устанавливаются работникам, осуществляющим образовательную деятельность в медицинских организациях и организациях социального обслуживания, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности.
Поскольку КГБУЗ "Ачинская межрайонная больница" является учреждением здравоохранения, основным видом деятельности которого является медицинская деятельность, не имеющим лицензии на осуществление образовательной деятельности, и не осуществляет обучение находящихся в ней пациентов в соответствии с образовательными программами, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для признания за Казачковой О.А. права на предоставление ей удлиненного ежегодного оплачиваемого отпуска продолжительностью 56 дней и сокращенную продолжительность рабочего времени 18 часов в неделю. С учетом указанных обстоятельств суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 72, 74 ТК РФ, также пришел к выводу о правомерности действий ответчика по уведомлению истца об изменении условий заключенного с ней трудового договора в части продолжительности рабочего времени и времени отдыха.
С данным выводом суда первой инстанции судебная коллегия считает необходимым согласиться, поскольку доводы истца об отсутствии у ответчика правовых оснований для сокращения ей в одностороннем порядке продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска и увеличения продолжительности рабочей недели основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Частями 1 и 2 ст.74 ТК РФ установлено, что в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника. О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено данным кодексом.
Частью 1 ст.333 ТК РФ предусмотрено, что для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.
В зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч.3 ст.333 ТК РФ).
Пунктом 21 ст.2 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" установлено, что педагогическим работником является физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.
В соответствии с п.18 ст.2 Федерального закона от 29 декабря 2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об образовании") образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.
Организацией, осуществляющей обучение, является юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности (п.19 ст.2 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации").
Для осуществления образовательной деятельности организацией в ее структуре создается специализированное структурное образовательное подразделение, деятельность которого регулируется положением, разрабатываемым и утверждаемым такой организацией (ч.6 ст.31 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации").
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 N 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договор" установлена продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников согласно приложению N 1 к этому приказу.
Согласно пункту 2.8.1 приложения N 1 к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 N 1601 норма часов учебной (педагогической) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается логопедам медицинских организаций и организаций социального обслуживания.
В силу частей 1 и 2 ст.115 ТК РФ ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью более 28 календарных дней (удлиненный основной отпуск) предоставляется работникам в соответствии с Кодексом и иными федеральными законами.
Согласно ст.334 ТК РФ педагогическим работникам предоставляется ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2015 N 466 "О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках" ежегодные основные удлиненные оплачиваемые отпуска предусмотрены для замещающих должности педагогических работников, а также руководителей образовательных организаций, заместителей руководителей образовательных организаций, руководителей структурных подразделений этих организаций и их заместителей согласно Приложению.
Должности педагогических работников предусмотрены в разделе 1 номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 N 678 "Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций". В названную номенклатуру должностей включена должность логопеда, как должность иного педагогического работника.
При этом, согласно примечанию к указанной номенклатуре, наименование должности "логопед" предусмотрено для организаций сферы здравоохранения и социального обслуживания, осуществляющих образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности.
Согласно п. 2 раздела IV "Организации, осуществляющие обучение" приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 14 мая 2015 N 466 "О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках" продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска для педагогических работников, должности которых указаны в разделе I номенклатуры должностей, работающих в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организациях, осуществляющих лечение, организациях, осуществляющих социальное обслуживание, а также в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, создаваемых в соответствии со ст. 42 Федерального закона "Об образовании в РФ", составляет 56 дней.
Из приведенного выше правового регулирования следует, что педагогическим работникам, в том числе логопедам (согласно номенклатуре должностей, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 N 678), состоящим в трудовых отношениях с медицинской организацией, имеющей лицензию на осуществление образовательной деятельности, и выполняющим обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности, устанавливается норма часов педагогической работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы, а также предоставляется ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 дней.
Как установлено судом, КГБУЗ "Ачинская межрайонная больница", в трудовых отношениях с которым состоит Казачкова О.А. в должности логопеда, является учреждением здравоохранения, основным видом является медицинская деятельность и не имеет лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Ввиду того, что в силу приведенных выше нормативных положений право на предоставление удлиненного ежегодного оплачиваемого отпуска и сокращенную продолжительность рабочего времени имеют педагогические работники, состоящие в трудовых отношениях с медицинской организацией, имеющей лицензию на осуществление образовательной деятельности, и выполняющие обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности, доводы истца о том, что такое право связано с родом деятельности работника и не зависит от наличия у организации лицензии на осуществление образовательной деятельности, судебная коллегия признает основанными на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
С учетом изложенного, судебная коллегия признает обоснованными выводы суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требования Казачковой О.А. об установлении ей 18 часовой рабочей недели и удлиненного отпуска продолжительностью 56 календарных дней.
Также обоснованными судебная коллегия признает выводы суда об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований об установлении дополнительного ежегодно оплачиваемого отпуска продолжительностью 7 календарных дней.
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 116 ТК РФ ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Статья 117 ТК РФ в первоначальной редакции, гарантировавшая право работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, предусматривала, что перечни производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также минимальная продолжительность этого отпуска и условия его предоставления утверждаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Федеральным законом от 30 июня 2006 N 90-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" ст. 117 ТК РФ была изложена в новой редакции, которая отражала изменение законодательного подхода к регулированию порядка предоставления работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, - отказ от централизованного утверждения перечней производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на дополнительный оплачиваемый отпуск, в связи с вредными и (или) опасными условиями труда.
Статья 117 ТК РФ в этой редакции, действовавшей до 1 января 2014, предусматривала, что ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда: на подземных горных работах и открытых горных работах в разрезах и карьерах, в зонах радиоактивного заражения, на других работах, связанных с неблагоприятным воздействием на здоровье человека вредных физических, химических, биологических и иных факторов. Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия его предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Данная норма подлежала применению во взаимосвязи с принятым в ее развитие постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 N 870 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 N 870), действовавшим с 6 декабря 2008 до 11 августа 2014, п. 1 которого определял в качестве компенсаций, предоставляемых работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест сокращенную продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю в соответствии со ст. 92 ТК РФ, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск - не менее 7 календарных дней и повышение оплаты труда - не менее 4 процентов тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.
По смыслу приведенной редакции ст. 117 ТК РФ, равно как действующей в настоящее время редакции указанной нормы трудового права, основанием для предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска и, соответственно, компенсации за неиспользованный дополнительный отпуск работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, признаются конкретные условия труда, определяемые по результатам аттестации рабочих мест (специальной оценки условий труда), а не включение профессии, должности в какой-либо список или перечень производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на соответствующие компенсации.
Такое правовое регулирование, предполагающее предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска на основании оценки объективно существующих условий труда на каждом рабочем месте, а не в зависимости от сугубо формального критерия - включения или невключения наименования соответствующей работы, профессии или должности в перечень производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на дополнительный оплачиваемый отпуск в связи с вредными и (или) опасными условиями труда, - также выступает гарантией обеспечения конституционных прав работников на безопасные условия труда, отдых и охрану здоровья и согласуется с целями трудового законодательства (ст. 1 ТК РФ).
Поскольку Правительством Российской Федерации соответствующее правовое регулирование установлено не было, в силу ч. 2 ст. 423 ТК РФ продолжало применяться постановление Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 N 298/П-22 "Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день" (далее - Список), в соответствии с которым по некоторым профессиям медицинских работников учреждений здравоохранения предусматривалось предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска. Наименование должности логопеда в данном списке отсутствует.
Кроме того, как указано в п. 3 ст. 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 N 421-ФЗ при реализации в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции названного Федерального закона) в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу названного Федерального закона при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.
Для реализации в отношении конкретного работника положений указанной нормы (запрет на ухудшение порядка и условий осуществления компенсационных мер, запрет на снижение размеров компенсационных мер) необходимо наличие совокупности следующих юридически значимых обстоятельств: 1) занятость работника на работах с вредными и (или) опасными условиями труда; 2) фактическая реализация работодателем в отношении работника по состоянию на день вступления в силу названного Федерального закона (1 января 2014 года) компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда); 3) сохранение соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.
Как установлено судом первой инстанции на основании представленных документов и пояснений представителей ответчика, право истца на дополнительный оплачиваемый отпуск было связано лишь с педагогической деятельностью истца, при этом предоставление последней дополнительного отпуска не было закреплено коллективным договором, утвержденным общим собранием коллектива КГБУЗ "Ачинская межрайонная больница", так и в списке профессий и должностей с вредными условиями труда должности логопеда не имеется.
Поскольку фактически работодателем ранее не была установлена истцу компенсационная мера в виде предоставления дополнительного оплачиваемого отпуска, как в отношении работника, занятого на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, выводы суда об отсутствии у истца права на предоставление ей дополнительного отпуска в количестве 7 дней являются верными.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены при рассмотрении дела, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ачинского городского суда Красноярского края от 17 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Казачковой О.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.