Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Сокол В.С,
судей Онищенко Т.С, Пономаренко А.В,
при секретаре Петровой А.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора города Ялты Республики Крым, действующего в защиту интересов прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации города Ялты Республики Крым, третьи лица - Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым, Департамент по вопросам жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ялта Республики Крым о возложении обязанности совершить определенные действия
по апелляционной жалобе администрации города Ялта Республики Крым на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 25 октября 2018 года,
УСТАНОВИЛА:
в июле 2018 года заместитель прокурора г..Ялты обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с указанным иском, в котором просит возложить на администрацию города Ялты Республики Крым обязанность ликвидировать несанкционированные свалки отходов, расположенных по адресу: пгт. Массандра, район "адрес" (1 800 кв. м.); пгт. Парковое, ул. "адрес", район виноградников (5 100 кв. м.); пер. Достоевского, район "адрес" (фрагментарное); "адрес" (2 479 кв. м.); "адрес", район приюта для собак Ковчег (41 кв. м.); район пересечения пер. Дарсановский и "адрес", дорога на микрорайон Ени-Дерекой (150 кв. м.); "адрес", район пер. Приморский, в районе "адрес" (фрагментарное); пер. Дарсановский в районе "адрес" (3 044 кв. м.); пгт. Гурзуф, микрорайон "Новая деревня-2" (6 559 кв. м.); пгт. Форос, "адрес", в районе "адрес" (10 кв. м.); "адрес", в районе "адрес" (30 кв. м.); пгт. Симеиз, в районе "адрес" (1 222 кв. м.); пгт. Симеиз, устье реки в районе "Нарышкинских камней" (300 кв. м.); в районе Жилищно-строительного кооператива "Надежда" (56 кв. м.); пгт. Симеиз координаты: широта 44 548, долгота 33 57825 (9,66 кв. м.); пгт. Симеиз координаты: широта 44 24 437, долгота 33 57928 (54,45 кв.м.); пгт. Гурзуф, "адрес", в районе бывшего ресторана "Козачек" (120 кв. м.); "адрес", в районе троллейбусного парка (1 800 кв. м.); ул. "адрес", в районе "адрес" (6 кв. м.); пер. Дарсановский, в районе строения N (33 кв. м.); пгт. Кореиз, в районе трассы Ялта - Севастополь - съезд на "адрес", виноградный участок N (4 кв. м.); пгт. Виноградное, в районе Санатория "Узбекистан" (199,40 кв. м.); территория парка памятника садово-паркового искусства республиканского значения "Мисхорский", "адрес", 7 (100 кв. м.); пгт. Кореиз, "адрес" спуск, 4 (150 кв. м.), "адрес", в районе "адрес" (12 кв. м.); "адрес", в районе "адрес" (43,7 кв. м.); Приморский парк им. Гагарина, 3 (за забором); пгт.
Гурзуф, в районе поворота на Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение "Международный детский центр "Артек" (2 кв. м); "адрес", в районе домов N N, 9 (6,70 кв. м.); лестница, ведущая от трассы "адрес" до "адрес" (50 кв. м.); в районе детского сада по "адрес", в районе "адрес" (55 кв.м.); территория Мордвиновского парка (260 кв. м.); "адрес", в районе "адрес" (100 кв. м.); микрорайон Аутка-2, район ниже Жилого комплекса "Морские камни" (414 кв. м.); ул. "адрес", в районе "адрес" (6 кв. м.); "адрес", в районе домов N N и 49 (1 200 кв. м.); "адрес", в районе "адрес" (60 кв. м.); "адрес", в районе "адрес", выше контейнерной площадки (24 кв. м.); "адрес", в районе "адрес", ниже контейнерной площадки (137 кв. м.); ул. "адрес" (в районе Хаста-Баша) участок N (200 кв. м.); ул. "адрес" (в районе Хаста-Баша) участок N (1 100 кв. м.); ул. "адрес" (в районе Хаста-Баша) участок N (12 кв.м.); ул. "адрес" (в районе Хаста-Баша) участок N (7 кв.м.); "адрес" (1020 кв. м.); пгт. Форос, в районе "адрес" (18 кв. м.); пгт. Форос, в районе "адрес" (8 кв. м.); пер. Дарсановский, 7, литера А (70 кв. м.); "адрес", в районе "адрес" (45 кв. м.); "адрес", в районе "адрес" (80 кв. м.); "адрес", в районе "адрес" (32 кв. м.); "адрес", в районе "адрес" (10 кв. м.); "адрес", в районе "адрес" (200 кв. м.); "адрес", в районе "адрес" (1850 кв. м.).
Основанием к заявленному иску явились нарушения требований федерального законодательства в сфере охраны окружающей среды и природопользования на территории городского округа Ялта Республики Крым, выявленные в ходе проведенной прокуратурой г. Ялты проверки.
По результатам проверки установлены факты несанкционированного размещения отходов производства и потребления на земельных участках, расположенных в границах муниципального образования городской округ Ялта на указанных выше территориях, что подтверждается актами проверки соблюдения требований федерального природоохранного законодательства.
Непринятие надлежащих мероприятий, направленных на ликвидацию вышеуказанных несанкционированных свалок нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую природную среду.
Определением суда от 25 октября 2018 года в связи с отказом истца от части иска прекращено производство по делу по исковым требованиям в части ликвидации свалок, расположенных в "адрес": пгт. Форос, в районе "адрес" (18 кв. м.); "адрес", в районе "адрес" (10 кв. м.); "адрес", в районе "адрес", ниже контейнерной площадки (137 кв. м.); "адрес", в районе "адрес" (60 кв. м.); лестница, ведущая от трассы "адрес" до "адрес" (50 кв. м.); в районе детского сада по "адрес", в районе "адрес" (55 кв. м.); территория парка памятника садово-паркового искусства республиканского значения "Мисхорский", "адрес", 7 (100 кв. м.); "адрес", в районе "адрес" (30 кв. м.); "адрес", в районе "адрес" (100 кв. м.); микрорайон Аутка-2, район ниже Жилого комплекса "Морские камни" (414 кв. м.); "адрес", в районе "адрес", выше контейнерной площадки (24 кв. м.).
Решением Ялтинского городского суда города Симферополя Республики Крым от 25 октября 2018 года заявленные исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Судом постановлено: возложить на администрацию города Ялты Республики Крым обязанность по ликвидации несанкционированных свалок отходов, расположенных пгт. Массандра, район "адрес" (1 800 кв. м.); пгт. Парковое, ул. "адрес", район виноградников (5 100 кв. м.); пер. Достоевского, район "адрес" (фрагментарное); "адрес" (2 479 кв. м.);
"адрес", район приюта для собак Ковчег (41 кв. м.); район пересечения пер. Дарсановский и "адрес", дорога на микрорайон Ени-Дерекой (150 кв. м.); "адрес", район пер. Приморский, в районе "адрес" (фрагментарное); пер. Дарсановский в районе "адрес" (3 044 кв. м.); пгт. Гурзуф, микрорайон "Новая деревня-2" (6 559 кв. м.); пгт. Форос, "адрес", в районе "адрес" (10 кв. м.); пгт. Симеиз, в районе "адрес" (1 222 кв. м.); пгт. Симеиз, устье реки в районе "Нарышкинских камней" (300 кв. м.); в районе Жилищно-строительного кооператива "Надежда" (56 кв. м.); пгт. Симеиз координаты: широта 44 548, долгота 33 57825 (9,66 кв. м.); пгт. Симеиз координаты: широта 44 24 437, долгота 33 57928 (54,45 кв.м.); пгт. Гурзуф, "адрес", в районе бывшего ресторана "Козачек" (120 кв. м.); "адрес", в районе троллейбусного парка (1 800 кв. м.); ул. "адрес", в районе "адрес" (6 кв. м.); пер. Дарсановский, в районе строения N (33 кв. м.); пгт. Кореиз, в районе трассы Ялта ? Севастополь ? съезд на "адрес", виноградный участок N (4 кв. м.); пгт. Виноградное, в районе Санатория "Узбекистан" (199,40 кв. м.); пгт. Кореиз, "адрес" спуск, 4 (150 кв. м.), "адрес", в районе "адрес" (12 кв. м.); "адрес", в районе "адрес" (43,7 кв. м.); Приморский парк им. Гагарина, 3 (за забором); пгт. Гурзуф, в районе поворота на Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение "Международный детский центр "Артек" (2 кв. м.); "адрес", в районе домов N N, 9 (6,70 кв. м.); территория Мордвиновского парка (260 кв. м.);ул. "адрес", в районе "адрес" (6 кв. м.); "адрес", в районе домов N N и 49 (1 200 кв. м.); ул. "адрес" (в районе Хаста-Баша) участок N (200 кв. м.); ул. "адрес" (в районе Хаста-Баша) участок N (1100 кв. м.); ул. "адрес" (в районе Хаста-Баша) участок N (12 кв.м); ул. "адрес" (в районе Хаста-Баша) участок N (7 кв.м); "адрес" (1020 кв. м.); пгт. Форос, в районе "адрес" (8 кв. м.); пер.
Дарсановский, 7, литера А (70 кв. м.); "адрес", в районе "адрес" (45 кв.м); "адрес", в районе "адрес" (80 кв. м.); "адрес", в районе "адрес" (32 кв. м.); "адрес", в районе "адрес" (200 кв.м); "адрес", в районе "адрес" (1850 кв. м.).
На администрацию города Ялты Республики Крым возложены судебные расходы путем взыскания государственной пошлины в размере 300 рублей.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в иске.
Указывает на необоснованность выводов суда, поскольку судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.
Судом необоснованно не принято во внимание, что материалы дела не содержат доказательств точного расположения несанкционированных свалок на территории городского образования, вместе с тем, часть указанных судом в перечне свалок ликвидирована.
Кроме этого, ответчик оспаривает законность возложения обязанности на администрацию города Ялты, поскольку к образованию свалок причастны третьи лица, которые судом не устанавливались, а также ссылается на неисполнимость решения суда вследствие отсутствия в местном бюджете денежных средств по данной статье расходов, вместе с тем, нецелевое использование бюджетных средств является нарушением Бюджетного кодекса РФ и влечет за собой наступление ответственности.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Стороны и представители третьих лиц в судебное заседание Верховного Суда Республики Крым не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем, с учетом ст.ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Заслушав доклад судьи, проверив материалы дела, законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии с частью 1 ст. 327.1 ГПК РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемое решение суда подлежит изменению.
Согласно части 1 ст.195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О судебном решении" N 23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а так же тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Обжалуемое решение суда первой инстанции соответствует изложенным требованиям закона не в полной мере.
Частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно статье 1 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - это состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности; безопасные условия для человека это - состояние среды обитания, при котором отсутствует опасность вредного воздействия ее факторов на человека.
В соответствии со статьей 2 указанного Федерального закона санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе, выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности; мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Пунктом 1 статьи 22 вышеназванного Закона предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статье 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 года N 7-ФЗ (далее - Закон N 7-ФЗ) экологические (природоохранные) требования - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
Статьей 51 Закона N 7-ФЗ закреплено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для окружающей среды.
Запрещается размещение опасных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
В силу пункта 3 статьи 51 Закона N 7-ФЗ отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также опасными отходами и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления регулируются Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 года N 89-ФЗ (далее - Закон N 89-ФЗ).
Под отходами производства и потребления согласно статье 1 Закона N 89-ФЗ понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Обращением с отходами признается деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами (статья 2 Закона N 89- ФЗ).
Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (статья 4 Закона N 89 - ФЗ).
Согласно пунктов 6,7 статьи 12 Закона N 89 - ФЗ объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Статьей 13.4 Закона N 89-ФЗ устанавливаются требования к местам (площадкам) накопления отходов.
В силу части 1 указанной нормы закона накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (части 2, 3, 4).
Разрешая заявленный спор, принимая решение об удовлетворении исковых требований прокурора, суд первой инстанции руководствуясь положениями Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пришел к выводу, что надлежащим ответчиком по делу является администрация города Ялты Республики Крым, поскольку земельные участки, на которых расположены свалки, находятся в собственности ответчика, образование указанных несанкционированных свалок явилось следствием ненадлежащего выполнения ответчиком возложенных на него полномочий по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора на территории городского округа, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов относится к вопросам непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования.
С указанными выводами суда первой инстанции соглашается судебная коллегия.
Доводы апелляционной жалобы о том, что администрация города Ялты Республики Крым является ненадлежащим ответчиком, не принимаются судебной коллегией.
Согласно пункту 3 статьи 7 Закона N 7-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, в части вопросов местного значения городского округа, относятся; организация мероприятии по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Из статьи 13 Закона N 89-ФЗ следует, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов производства и потребления в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. При этом, обязанность организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора возложена на органы местного самоуправления.
Закон N 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относит: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами (пункт 4 статьи 8).
На основании статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, в том числе в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
На основании пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Таким образом, прямая обязанность по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования возложена на органы местного самоуправления.
Статьей 6 Закона N 89-ФЗ предусмотрены полномочия субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами, к которым относятся принятие в соответствии с законодательством Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации; осуществление государственного надзора в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и (или) иной деятельности.
В целях эффективного взаимодействия исполнительных органов государственной власти Республики Крым, органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым по вопросу выявления и ликвидации несанкционированных свалок отходов на территории Республики Крым, распоряжением Главы Республики Крым от 06.09.2016 N 547-рг утвержден соответствующий порядок (далее - Порядок).
Согласно п. 3 Порядка, выявление несанкционированных свалок отходов осуществляется следующими органами: Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым; органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым.
В силу п.п. 6.2 Порядка ликвидация несанкционированных свалок отходов осуществляется: юридическими и физическими лицами, в собственности или пользовании которых находятся земельные участки, в случае их установления в течение 5 дней с момента выявления несанкционированного складирования отходов и в случае неустановления в этот срок лиц, совершивших правонарушение, в срок не позднее 10 дней со дня установления указанных лиц.
Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым комплект документов, указанный в пункте 7 настоящего Порядка, в срок не позднее 6 рабочих дней с момента выявления несанкционированной свалки отходов направляется в случае выявления несанкционированного складирования отходов на земельных участках, расположенных в границах населенных пунктов, за исключением земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым, в соответствующий орган местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым для организации работы по ликвидации несанкционированных свалок, а также в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым для сведения (пункт 8.1).
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что в связи с поступившей от Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым информации о несанкционированных местах размещения отходов на поднадзорной территории г. Ялты, включающей в себя акты обследования Министерством земельных участков, а также таблицу с указанием мест расположения и площадью несанкционированных свалок отходов, прокурором города Ялты по инициативе прокурора Республики Крым организована проверка полноты представленной информации.
Мерами прокурорского реагирования установлено реальное количество несанкционированных свалок отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, расположенных в пределах муниципального образования городской округ Ялта по следующим адресам: пгт. Массандра, район "адрес" (1 800 кв. м.); пгт. Парковое, ул. "адрес", район виноградников (5 100 кв. м.); пер. Достоевского, район "адрес" (фрагментарное); "адрес" (2 479 кв. м.); "адрес", район приюта для собак Ковчег (41 кв. м.); район пересечения пер. Дарсановский и "адрес", дорога на микрорайон Ени-Дерекой (150 кв. м.); "адрес", район пер. Приморский, в районе "адрес" (фрагментарное); пер. Дарсановский в районе "адрес" (3 044 кв. м.); пгт. Гурзуф, микрорайон "Новая деревня-2" (6 559 кв. м.); пгт. Форос, "адрес", в районе "адрес" (10 кв. м.); "адрес", в районе "адрес" (30 кв. м.); пгт. Симеиз, в районе "адрес" (1 222 кв. м.); пгт. Симеиз, устье реки в районе "Нарышкинских камней" (300 кв. м.); в районе Жилищно-строительного кооператива "Надежда" (56 кв. м.); пгт. Симеиз координаты: широта 44 548, долгота 33 57825 (9,66 кв. м.); пгт. Симеиз координаты: широта 44 24 437, долгота 33 57928 (54,45 кв.м.); пгт. Гурзуф, "адрес", в районе бывшего ресторана "Козачек" (120 кв. м.); "адрес", в районе троллейбусного парка (1 800 кв. м.); ул. "адрес", в районе "адрес" (6 кв. м.); пер. Дарсановский, в районе строения N (33 кв. м.); пгт. Кореиз, в районе трассы Ялта - Севастополь - съезд на "адрес", виноградный участок N (4 кв. м.); пгт. Виноградное, в районе Санатория "Узбекистан" (199,40 кв. м.); территория парка памятника садово-паркового искусства республиканского значения "Мисхорский", "адрес", 7 (100 кв. м.); пгт. Кореиз, "адрес" спуск, 4 (150 кв. м.), "адрес", в районе "адрес" (12 кв. м.); "адрес", в районе "адрес" (43,7 кв. м.); Приморский парк им. Гагарина, 3 (за забором); пгт.
Гурзуф, в районе поворота на Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение "Международный детский центр "Артек" (2 кв. м.); "адрес", в районе домов N N, 9 (6,70 кв. м.); лестница, ведущая от трассы "адрес" до "адрес" (50 кв. м.); в районе детского сада по "адрес", в районе "адрес" (55 кв.м.); территория Мордвиновского парка (260 кв. м.); "адрес", в районе "адрес" (100 кв. м.); микрорайон Аутка-2, район ниже Жилого комплекса "Морские камни" (414 кв. м.); ул. "адрес", в районе "адрес" (6 кв. м.); "адрес", в районе домов N N и 49 (1 200 кв. м.); "адрес", в районе "адрес" (60 кв. м.); "адрес", в районе "адрес", выше контейнерной площадки (24 кв. м.); "адрес", в районе "адрес", ниже контейнерной площадки (137 кв. м.); ул. "адрес" (в районе Хаста-Баша) участок N (200 кв. м.); ул. "адрес" (в районе Хаста-Баша) участок N (1 100 кв. м.); ул. "адрес" (в районе Хаста-Баша) участок N (12 кв. м.); ул. "адрес" (в районе Хаста-Баша) участок N (7 кв. м.); "адрес" (1 020 кв. м.); пгт. Форос, в районе "адрес" (18 кв. м.); пгт. Форос, в районе "адрес" (8 кв. м.); пер. Дарсановский, 7, литера А (70 кв. м.); "адрес", в районе "адрес" (45 кв. м.); "адрес", в районе "адрес" (80 кв. м.); "адрес", в районе "адрес" (32 кв. м.); "адрес", в районе "адрес" (10 кв. м.); "адрес", в районе "адрес" (200 кв. м.); "адрес", в районе "адрес" (1 850 кв. м.).
Прокурорскими актами о проверке исполнения федерального законодательства от 24 апреля 2018 года, 25 апреля 2018 года, 26 апреля 2018 года, 27 апреля 2018 года установлено, что складирование отходов осуществляется не в специально оборудованных сооружениях, на неогороженных земельных участках, находящихся в собственности муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, что является нарушением требований п. 3.1, 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территории населенных мест".
Вышеприведенные обстоятельства не оспорены стороной ответчика и подтверждаются материалами дела, в том числе актами плановых (рейдовых) осмотров, данными интернет ресурса "Карта свалок", а также направленными в предусмотренном пунктами 7, 8.1 Порядка сообщениями Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым в адрес администрации города Ялты с информацией о множественных фактах нарушения статьи 51 Закона N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" с приложением актов обследования территории, ответов Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, ответов Управления МВД России пор городу Ялте, координатами стихийных свалок (л.д. 49 - 107).
Из указанной информации следует, что в ходе проведения административного расследования по фактам нарушения природоохранного законодательства выявить лиц, причастных к несанкционированному размещению отходов производства и потребления на вышеуказанных земельных участках, относящихся к территории городского круга Ялта, не представилось возможным.
Кроме того судом первой инстанции правомерно принято во внимание представление прокурора города Ялты об устранении нарушений федерального законодательства, в том числе исполнения требований природоохранного законодательства, направленное Главе администрации города Ялты ДД.ММ.ГГГГ исх. N, с информацией об отсутствии на территории округа действующих полигонов для размещения и хранения твердых коммунальных отходов и требованием о принятии мер по устранению допущенных нарушений.
Как установлено судом первой инстанции при рассмотрении дела направленные на ликвидацию вышеуказанных несанкционированных свалок администрацией города Ялты, установленные п. 6.2 Порядка меры, не были предприняты, что нарушает конституционные права граждан на благоприятную окружающую природную среду, и стало основанием для предъявления прокурором настоящих исковых требований в порядке ст. 45 ГПК РФ.
Исходя из установленных по делу обстоятельств, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что заявленные исковые требования заместителем прокурора города Ялты являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии доказательств расположения вышеуказанных несанкционированных свалок на территории муниципального образования опровергается материалами дела и является несостоятельным.
Письмо Департамента по вопросам жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ялты от ДД.ММ.ГГГГ N (л.д. 39) о ликвидации свалки мусора на земельных участках: "адрес", район приюта для собак "Ковчег", ул. ЮБШ в районе "адрес", пгт Кореиз в районе трассы Ялта-Севастополь - съезд на "адрес", виноградный участок N, "адрес" в районе "адрес" в районе домов N, 9, "адрес" в районе "адрес", не принимается во внимание судебной коллегией в связи с отсутствием надлежащего документального оформления.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии в бюджете городского округа Ялта Республики Крым денежных средств, необходимых для исполнения обжалуемого решения суда, не является основанием для отмены судебного акта.
Так, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета (подпункт 1 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Учитывая изложенное, отсутствие в бюджете городского округа Ялта Республики Крым денежных средств на организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с несанкционированных мест отходов не освобождает администрацию города Ялты от решения вопросов местного значения, отнесенных к ее компетенции, вместе с тем, право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Закона N 7-ФЗ.
Ссылка в апелляционной жалобе на отсутствие вины ответчика в возникновении несанкционированных свалок правового значения не имеет.
Ненадлежащее исполнение органом местного самоуправления возложенных на нее обязанностей в сфере природоохраны, т.е. бездействие ответчика повлекло обоснованное обращение прокурора в суд с иском о понуждении ответчика к выполнению своих обязанностей в целях предотвращения вреда в будущем и не противоречит закону.
Процессуальных нарушений, являющихся безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, не допущено.
Доводы апелляционной жалобы в целом основаны на неправильном толковании закона, направлены на переоценку правильных выводов суда по существу спора и каких-либо новых и существенных для дела фактов, не учтенных судом первой инстанции, не содержат.
Несогласие ответчика с произведенной судом первой инстанции оценкой представленных доказательств и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам не является основанием для отмены в апелляционном порядке правильного судебного решения.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о взыскании с администрации города Ялты Республики Крым государственной пошлины в размере 300 рублей в доход местного бюджета.
Статьей 103 ГПК РФ предусмотрен порядок возмещения судебных расходов понесенных судом в связи с рассмотрением дела.
В соответствии с частями первой и четвертой статьи 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом, а также мировым судьей в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.
Согласно ст. 88 ГПК РФ судебные расходы включают в себя в том числе государственную пошлину, размер и порядок уплаты которой устанавливается федеральными законами о налогах и сборах.
В соответствии с положениями ст. 333.19 НК РФ размер государственной пошлины при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера: для физических лиц - 300 рублей, для организаций - 6000 рублей (пункт 3 части 1).
Судебная коллегия отмечает, что по настоящему делу иск предъявлен прокурором в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, администрация города Ялты Республики Крым привлечена в качестве ответчика по делу при осуществлении ею полномочий исполнительно-распорядительной власти органа местного самоуправления.
Согласно требованиям пунктов 9 и 19 части 1 статьи 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями освобождаются прокуроры - по заявлению в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
Данная норма регулирует отношения, связанные с уплатой или взысканием государственной пошлины в соответствующий бюджет (Определение Верховного Суда РФ от 7 апреля 2015 г. N 46-КГ15-2).
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 18 июля 2008 г. N 10-П содержится следующая правовая позиция: расходы публичной власти на осуществление ее конституционных функций покрываются прежде всего за счет такой необходимой составной части бюджета, как налоги и сборы, а также за счет внебюджетных средств, имеющих публично-целевое назначение.
Кроме того, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 28 мая 2010 г. N 12-П отмечается, что исходя из публично-правовой природы деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, обусловленной публичным характером материально-финансовых основ государственных и муниципальных образований (Определение от 1 октября 2009 г. N 1312-О-О), формирование бюджета муниципального образования должно производиться в первую очередь путем использования механизмов публичного (в том числе налогового) законодательства.
Таким образом, из содержания вышеуказанных норм права, правовой позиции высших судов следует, что в настоящем деле возмещение судебных расходов, понесенных судом в связи с рассмотрением дела, подлежит возмещению за счет соответствующего бюджета.
В связи с изложенным, принятое с нарушением норм материального права решение суда первой инстанции в части взыскания с администрации города Ялты государственной пошлины в размере 300 рублей подлежит отмене в силу п. 4 ч.1 ст. 330 ГПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 25 октября 2018 года в части взыскания с администрации города Ялты Республики Крым в доход бюджета муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым государственной пошлины в размере 300 рублей отменить.
В остальной части решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 25 октября 2018 года оставить без изменений.
Председательствующий судья:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.