Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе
председательствующего Павловского Е.Г.
судей Кураповой З.И, Мостовенко Н.Р,
при секретаре Могильной А.С,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Белощуцкого А.А, Белощуцкого А.А, Белощуцкой О.А, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО18 ФИО19 к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Керченского отделения Государственного комитета и государственной регистрации и кадастру Республики Крым Дьяченко ФИО20 о признании решений незаконными, заинтересованное лицо: администрация города Керчи Республики Крым, по апелляционной жалобе государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Дьяченко Ю.А. на решение Керченского городского суда Республики Крым от 08 ноября 2018 года, которым административное исковое заявление удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Павловского Е.Г, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,
установила:
Белощуцкий А.В, Белощуцкий А.А, Белощуцкая О.А, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетней Белощуцкой М.А, обратились в суд с требованиями о признании незаконными решений от 10 июля 2018 года N 90/007/001/2017-9501 и N 90/007/001/2017-9498 об отказе в государственной регистрации права собственности на жилые помещения, а именно комнаты N и N, расположенные в "адрес" в "адрес", в секции N, а также возложении обязанности на административного ответчика произвести регистрацию права собственности на указанные объекты. В обоснование заявленных требований ссылаются на то, что 20 декабря 2016 года между нанимателем Белощуцким А.А. и Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Керчи Республики Крым, действующего от имени собственника жилого помещения Муниципального образования городской округ Керчь заключен договор социального найма жилого помещения. В данных жилых помещениях проживают и зарегистрированы истцы. 10 августа 2017 года заключён договор передачи жилых помещений в собственность. Пунктом 3 договора предусмотрено, что право собственности на объекты недвижимости возникает с момента регистрации права собственности в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Истцами поданы заявления о регистрации права собственности. Однако административным ответчиком было отказано в государственной регистрации права собственности, в связи с отсутствием документа, подтверждающего изменения статуса общежития. Считают данные отказы незаконными и необоснованными.
Решением Керченского городского суда Республики Крым от 08 ноября 2018 года административное исковое заявление Белощуцкого А.В, Белощуцкого А.А, Белощуцкой О.А, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО2 удовлетворено частично. Признаны незаконными решения государственного регистратора Дьяченко Ю.А. от 10 июля 2018 года N 90/007/001/2017-9498 и N 90/007/001/2017-9501 об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости - комнат N, N, расположенные в "адрес", в секции N. Возложена обязанность на административного ответчика повторно рассмотреть заявления административных истцов. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Государственный регистратор Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Дьяченко Ю.А, не согласившись с вынесенным решением, обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Керченского городского суда Республики Крым от 08 ноября 2018 года и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении административного искового заявления. В обоснование жалобы ссылается на то, что согласно постановлению администрации г. Керчи от 21 апреля 2016 года N 876/1-п, зданию, расположенному по адресу "адрес", присвоен статус общежитие. В соответствии со ст. 4 Закона от 04 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилого фонда РФ" не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях. Для проведения государственной регистрации перехода права необходимо было представить документ, подтверждающий изменение статуса здания, в связи с чем осуществить государственную регистрацию права собственности не представляется возможным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В силу положений части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объёме.
Согласно части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Решением 14 сессии 24 созыва Керченского городского совета АРК от 15 октября 2003 года от дочернего предприятия жилищно-коммунального управления ОАО "Судостроительный завод "Залив" приняты в коммунальную собственность жилые дома, в том числе и по "адрес".
Постановлением администрации г. Керчи Республики Крым от 21 апреля 2016 года N 876/1-п подтверждён статус общежития здания, расположенного по адресу: "адрес".
10 августа 2017 года между администрацией г. Керчи и Белощуцким А.А, Белощуцким А.В, Булощуцкой О.А, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО2 заключён договор передачи в собственность указанных жилых помещений.
С целью государственной регистрации вышеуказанных комнат Белощуцкий А.В, Белощуцкий А.А, Белощуцкая О.А, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО2 обратились к административному ответчику с заявлениями о государственной регистрации права собственности.
Уведомлениями государственного регистратора Дьяченко Ю.А. от 29 сентября 2017 года сообщено о приостановлении государственной регистрации в связи не предоставлением документов, необходимых для осуществления государственной регистрации прав на основании п. 5 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Сообщением государственного регистратора Дьяченко Ю.А. от 10 июля 2018 года N 90/007/001/2017-9498, N 90/007/001/2017-9501 Белощуцкому А.В, Белощуцкому А.А, Белощуцкой О.А, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО2 отказано в государственной регистрации права в связи с неустранением причин приостановления, в том числе в связи с непредставлением документов о переводе объекта недвижимости по адресу: "адрес" из статуса общежития в жилой дом.
Административные истцы оспаривают законность решений административного ответчика от 10 июля 2018 года.
Пунктом 3 статьи 3 Закона Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" к компетенции органа, осуществляющего государственную регистрацию, отнесена проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти, а также проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав.
Согласно п. 1 ст. 14 N 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки (п. 2 ч. 2 ст. 14 вышеуказанного закона).
Статьёй 27 Федерального закона N 218-ФЗ предусмотрено, что в осуществлении государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации прав, указанные в ст. 26 настоящего Федерального закона.
Из материалов дела следует, что основанием приостановления государственной регистрации права собственности на вышеуказанные комнаты истцов послужило не предоставление документов необходимых для осуществления государственной регистрации прав. Указано на то, что здание, в котором расположены спорные помещения, имеет статус общежития, что в силу ст. 4 ФЗ от 04 июля 1991 года N 1541-1, препятствует приватизации находящихся в нём помещений.
В соответствии с положениями ст. 2 Закона РФ от 04 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Уставом муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым предусмотрено право владения, пользования и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Керчь.
Таким образом, администрация г. Керчи Республики Крым наделена правом на распоряжение комнатами N и N по "адрес", в том числе и на передачу в собственность истцам вышеуказанных комнат в порядке приватизации без снятия статуса общежития.
В соответствии со ст. 4 Закона РФ от 04 июля 1991 года N 1541-1 не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в общежитиях.
Вместе с тем в части второй этой же статьи указано, что собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплён жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений.
В постановлении администрации г. Керчи Республики Крым от 21 апреля 2016 года N 876/1-п, которым подтверждён статус общежития здания, также указано на то, что к отношениям по использованию указанных помещений применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма и нормы Закона РФ от 04 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (л.д. 34).
Администрация г. Керчи Республики Крым, с учётом сложившихся отношений, установилаособый статус указанного здания, предусмотрев возможность приватизации помещений, расположенных в указанном здании.
При этом, администрация г. Керчи Республики Крым, в собственности которого находится указанное здание, вправе принимать такое решение.
Исходя из приведённых обстоятельств и указанных положений законодательства, действия органа регистрации прав об отказе Белощуцкому А.В, Белощуцкому А.А, Белощуцкой О.А, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней Белощуцкой М.А. в государственной регистрации права общей долевой собственности на вышеуказанные помещения не основаны на нормах действующего законодательства и не отвечают представленным правообладателем данного объекта недвижимого имущества на регистрацию прав документам.
Пи таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным.
Применение судом первой инстанции в качестве способа восстановления нарушенного права возложение обязанности на орган регистрации прав повторно рассмотреть заявление Белощуцкого А.В, Белощуцкого А.А, Белощуцкой О.А, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО21 о государственной регистрации права собственности в отношении объекта недвижимости обоснованно и направлено на восстановление нарушенных прав заявителя.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены или изменения решения суда нет.
Ввиду изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Керченского городского суда Республики Крым от 08 ноября 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Дьяченко Ю.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Е.Г. Павловский
Судьи:
З.И. Курапова
Н.Р. Мостовенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.