Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего Вольной Е.Ю,
судей коллегии Дампиловой Ц.В, Чупошева Е.Н,
при секретаре Эрдынеевой Е.К,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску Сильченко Анны Юрьевны к отделению Министерства внутренних дел России по Муйскому району, Министерству внутренних дел по Республике Бурятия о взыскании заработной платы, компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе истца Сильченко А.Ю.
на решение Муйского районного суда Республики Бурятия от 10 октября 2018 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Чупошева Е.Н, пояснения представителя МВД по РБ Шульгина Ф.И, ознакомившись с материалами дела и доводами апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сильченко А.Ю. обратилась в суд с названным иском, просила взыскать с отделения Министерства внутренних дел России по Муйскому району заработную плату, а именно, денежную компенсацию за работу в выходные и нерабочие праздничные дни 2016 года в количестве 19 дней в сумме 40 014,83 руб, компенсацию морального вреда 20 000 руб.
Требования мотивированы следующим. С 27 сентября 2004 года по 12августа 2018 года Сильченко А.Ю. состояла в трудовых отношениях с МВД РФ, с 11 июля 2016 года по 12 августа 2018 года с ОМВД России по Муйскому району, подчиненным МВД по РБ. Работала в должности следователя СО ОМВД России по Муйскому району. 07 февраля 2018 года истцом подан рапорт об увольнении из органов внутренних дел по выслуге лет, дающей право на получение пенсии. В рапорте было заявлено о выплате денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в выходные и нерабочие праздничные дни за 2016 год в количестве 19 дней, о предоставлении компенсации в виде дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни за 2017 год в количестве 37 дней, о предоставлении компенсации в виде дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни за 2018 год в количестве 7 дней. Совместно с рапортом предоставлены копии табелей учета рабочего времени за 2016, 2017 и 2018 годы, подтверждающие право на выплату компенсации. Она уволена 12 августа 2018 года. Однако, денежная компенсация за работу сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в выходные и нерабочие праздничные дни за 2016 год в количестве 19 дней выплачена не была со ссылкой на отсутствие приказа о привлечении сотрудников к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в 2016 году.
Определением суда в качестве соответчика привлечено Министерство внутренних дел по Республике Бурятия.
В судебном заседании истец Сильченко А.Ю. иск поддержала, пояснила, что не отвечает за издание приказа, это нарушение со стороны руководства ОМВД России по Муйскому району. Она фактически привлекалась к работе, осуществляла свою деятельность. В ежегодный оплачиваемый отпуск за 2016 год она уходила. С рапортом о предоставлении дополнительных дней отдыха либо денежной компенсации в 2016 - 2017 г.г. к руководству она не обращалась. Считает, что срок обращения за денежной компенсацией законодательно не установлен.
Представитель ответчика МВД по Республике Бурятия по доверенности Щетинин М.В. иск не признал, пояснил, что Порядок привлечения сотрудника к выполнению служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни регулируется приказом МВД России N 961 от 19 октября 2012 года, в соответствии с которым сотрудники привлекаются на основании приказа руководителя структурного подразделения. В рассматриваемом случае подобный приказ руководителем ОМВД России по Муйскому району не издавался, соответственно, истцу было отказано в выплате денежной компенсации. Кроме того, как следует из положений п. 10 Порядка, дни отдыха, образовавшиеся в период рабочего ежегодного периода, присоединяются к ежегодному отпуску сотрудника и не суммируются по истечении этого срока к предстоящим отпускам за последующие годы. Сильченко А.Ю. не были выполнены определенные обязательные условия по реализации права на предоставление дополнительных дней отдыха за указанный период - подача рапорта, согласованного с непосредственным руководителем, с соблюдением срока такого обращения.
В судебном заседании представитель ответчика ОМВД России по Муйскому району по доверенности Евтушенко Н.А. иск не признала.
Районный суд постановилприведенное выше решение.
В апелляционной жалобе истец Сильченко А.Ю. ставит вопрос об отмене постановленного по делу решения, ссылаясь на положения ст. 37 Конституции РФ, ст. 2 Трудового кодекса РФ. Полагает, что по смыслу п. 6 ст. 53 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дополнительные дни отдыха по желанию сотрудника могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску, а в случае отсутствия такого пожелания могут и не быть присоединены к отпуску, предусматривается возможность компенсационной выплаты. Указанной нормой не предусмотрены условия, ограничивающие право, либо влекущие утрату права сотрудника на денежную компенсацию.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика МВД по РБ по доверенности Шульгин Ф.И. с доводами жалобы не согласился, настаивал, что в соответствии с положениями Федерального закона "О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Приказа N 961 МВД России, в таких случаях должны быть выдержаны условия, которые истцом не были соблюдены.
Иные лица, участвующие в деле, не явились, надлежаще извещены.
Судебная коллегия в соответствии со ст. 327 и ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе (п. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что Приказом МВД по Республике Бурятия N 241 л/с от 13 февраля 2018 года (л.д. 9-10) следователь СО ОМВД России по Муйскому району Сильченко А.Ю. уволена из органов внутренних дел 12 августа 2018 года в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а именно по выслуге лет, дающей право на получение пенсии.
Согласно названному Приказу, Сильченко А.Ю. предоставлены дополнительные дни отдыха за работу в выходные и праздничные дни в 2017 году и 2018 году.
Согласно письму Врио начальника Следственного управления МВД по РБ Диановой Л.Л. от 27 февраля 2018 года N 6/631 (л.д. 11), денежная компенсация за дополнительные дни отдыха в количестве 19 рабочих дней за работу в выходные и праздничные дни в 2016 году не предоставлена в связи с отсутствием нормативного акта руководителя структурного подразделения о привлечении сотрудников к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в 2016 году.
Разрешая заявленный спор и отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, районный суд исходил из того, что Сильченко А.Ю, зная о своем праве воспользоваться дополнительными днями отдыха за отработанные выходные и праздничные дни в 2016-2017 годах, с соответствующими рапортами к руководству ОМВД России по Муйскому району, не обращалась. При этом ежегодный оплачиваемый отпуск за 2016 год Сильченко А.Ю. был предоставлен, что подтвердила истец в судебном заседании.
Также суд указал, что свое право на предоставление указанных компенсаций Сильченко А.Ю. могла реализовать ко дню предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска, чтобы к нему можно было присоединить дополнительные дни отдыха либо выплатить денежную компенсацию.
По мнению суда первой инстанции, заявление Сильченко А.Ю. о предоставлении денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни в 2016 году, указанное при подаче рапорта об увольнении из органов внутренних дел 7 февраля 2018 года, то есть по окончании финансового года, само по себе не влечет обязанности по их компенсации, поскольку истец самостоятельно распорядилась своим правом на определение способа и порядка компенсации, отказавшись от обращения за ней при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, а несоблюдение условий предоставления денежной компенсации влечет невозможность ее выплаты.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, при разрешении спора районный суд правильно определилхарактер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным по делу обстоятельствам.
Отношения, связанные с прохождением службы в органах внутренних дел, регулируются Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
Согласно ч. 1, 2 ст. 53 ФЗ "О службе в органах внутренних дел РФ" служебное время - период времени, в течение которого сотрудник органов внутренних дел в соответствии с правилами внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения, должностным регламентом (должностной инструкцией) и условиями контракта должен выполнять свои служебные обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел относятся к служебному времени.
Нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника органов внутренних дел не может превышать 40 часов в неделю, а для сотрудника женского пола, проходящего службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, - 36 часов в неделю. Для сотрудника устанавливается пятидневная служебная неделя.
В силу ч. 6 ст. 53 ФЗ "О службе в органах внутренних дел РФ" сотрудник органов внутренних дел в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.
Порядок предоставления сотруднику органов внутренних дел дополнительного отпуска, дополнительных дней отдыха и порядок выплаты денежной компенсации, которые предусмотрены частями 5 и 6 настоящей статьи, определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел (ч. 10 ст. 53 ФЗ "О службе в органах внутренних дел РФ").
Порядок привлечения сотрудников к сверхурочной службе регулируется Приказом МВД России от 19 октября 2012 года N 961 "Об утверждении Порядка привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации дополнительных дней отдыха" (далее - Порядок).
Приказом Министра внутренних дел России от 19 октября 2012 г. N 961 (действовавшего в период службы истца в органах внутренних дел) утвержден Порядок привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации дополнительных дней отдыха (далее также - Порядок).
Пунктом 2 указанного Порядка установлено, что в случае необходимости сотрудник ОВД может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни. Привлечение к работе сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени осуществляется на основании приказа руководителя (начальника) территориального органа МВД. Руководитель, привлекший сотрудника к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, несет ответственность за законность и обоснованность такого привлечения.
Согласно п. п. 4, 5 Порядка в целях учета продолжительности выполнения сотрудниками служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, выходные и нерабочие праздничные дни в подразделениях МВД составляются табели учета служебного времени сотрудников ОВД.
В соответствии с пунктом 9 Порядка сотруднику, привлеченному к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, предоставляется компенсация в виде дополнительного времени отдыха, равного продолжительности выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время. Сотруднику, привлеченному к службе в выходной или нерабочий праздничный день, предоставляется компенсация в виде дополнительного дня отдыха.
Компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности предоставляется сотруднику в другие дни недели. В случае если предоставление такого отдыха в другие дни недели невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску (пункт 10 Порядка).
Пунктом 15 названного Порядка предусмотрено, что предоставление дополнительных дней отдыха или дополнительного времени отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и праздничные дни осуществляется на основании рапорта сотрудника, согласованного с непосредственным руководителем (начальником).
Таким образом, согласно приведенному правовому регулированию для сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, привлекаемых к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, с учетом их особого правового статуса положениями специального законодательства установлены дополнительные социальные гарантии в виде дней отдыха соответствующей продолжительности или выплаты денежной компенсации.
При этом, в соответствии с действующим Порядком, для реализации сотрудником органов внутренних дел права на использование дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни необходимо соблюдение трех обязательных условий: наличие дополнительно отработанных дней в выходные и нерабочие праздничные дни; волеизъявление самого сотрудника, выраженное в форме рапорта, согласованного с непосредственным руководителем; соблюдение срока обращения сотрудника к руководителю, поскольку, как следует из положений пункта 10 Порядка, дни отдыха, образовавшиеся в период рабочего ежегодного периода, присоединяются к ежегодному отпуску сотрудника и не суммируются по истечении этого срока к предстоящим отпускам за последующие годы.
Из приведенных положений нормативных правовых актов следует, что за выполнение служебных обязанностей в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни сотруднику должно быть предоставлено время отдыха, и по просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.
При этом, из анализа вышеназванных норм Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ и положений приказа МВД России от 19 октября 2012 года N 961 следует, что работодатель обязан предоставить сотруднику компенсацию за выполнение обязанностей в выходные и праздничные дни, и приоритетным видом является дополнительный отдых, предоставляемый в другие дни недели. Однако если сделать это не представляется возможным, то указанные дни суммируются, и сотруднику предоставляется компенсация в виде дополнительных дней отдыха соответствующей продолжительности, которые могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. То есть, как верно установлено судом первой инстанции, отработанное время должно быть компенсировано к моменту предоставления очередного ежегодного отпуска в текущем году, а сотрудник, желающий реализовать свое право на получение в текущем году компенсации должен обратиться с соответствующим рапортом к работодателю.
Следует отметить, что истец в 2016-2017 годах в полном объеме были предоставлены оплачиваемые отпуска, однако с рапортом на получение соответствующей компенсации в установленном порядке Сильченко А.Ю. к ответчику не обращалась, в связи с чем выводы суда первой инстанции и доводы ответчика о несоблюдении истцом порядка предоставления суммированных дней отдыха признаются коллегией плавильными.
При изложенных обстоятельствах, оснований для выплаты истцу денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, выходные и нерабочие праздничные дни, не имеется.
Принимая во внимание вышеизложенное, доводы апелляционной жалобы основанием к отмене обжалуемого решения также не являются, поскольку не опровергают выводов суда, построены на неверном толковании норм материального права, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, повода для которой суд второй инстанции не находит.
Оснований, предусмотренных ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Муйского районного суда Республики Бурятия от 10 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи коллегии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.