Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего судьи Нимаевой О.З,
судей коллегии Вольной Е.Ю, Вагановой Е.С.
при секретаре Эрдынеевой Е.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кобрина Василия Васильевича к Военному комиссариату Республики Бурятия о признании права на перерасчет, увеличение пенсии, возложении обязанности восстановления пенсионных прав, по апелляционной жалобе истца Кобрина В.В. на решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 13 июля 2018 г, которым исковые требования оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Вагановой Е.С, ознакомившись с материалами дела, доводами апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кобрин В.В, обращаясь в суд с иском к пенсионному отделу Военного комиссариата Республики Бурятия, просит признать право на перерасчет, переназначение, увеличение военной пенсии приостановленной индексации в полном объеме чем на 2% дважды в год сверх уровня инфляции по РФ по Указу Президента РФ N 604 от 07.05.2012 г. "О дальнейшем совершенствовании военной службы в РФ", обязать восстановить пенсионные права на день вынесения решения суда на разницу по инфляции по РФ на 3,2 % от начисления пенсии с учетом R-коэффициента 20% из суммы 28 285 руб. 27 коп. с учетом ИПЦ РБ по инфляции.
Исковое заявление мотивировано тем, что Кобрин В.В, будучи пенсионером МО РФ, из интернета узнал, что в соответствии со ст. 43 Закона РФ N 4468-1 от 12.02.1993 г. "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу... " исчисление военной пенсии производится с 01.01.2012 г. в размере 0.54%. Военная пенсия назначена на 01.01.2012 г. в размере 45 500 руб. с применением понижающего коэффициента 0,54 %. Введение с 01.01.2012 г. понижающего коэффициента 0.54 % повлекло снижение денежного довольствия с 100% до 54 % для расчета военной пенсии только для сотрудников МВД и МО РФ, но не отразилось в применении понижающего коэффициента в отношении судей Военной коллегии ВС РФ, военных судов, прокурорских работников, в том числе, военнослужащих органов военной прокуратуры, сотрудников Следственного комитета РФ, в том числе, военных следственных органов Следственного комитета РФ, пенсионеров из числа указанных лиц и членов их семей, чем нарушена ст. 19 Конституции РФ о равенстве всех перед законом.
С 01.01.2013 г. вместо индексации инфляции по РФ Министерство обороны РФ в лице пенсионного отдела Военного комиссариата РБ увеличивает пенсию на 2 % путем увеличения понижающего коэффициента, который с 01.01.2012 г. составил 54 %, а именно: с 01.01.2013 г. - 56%, с 01.20.2013 г. - 58,05%, с 01.01.2014 г. - 60.05 %, с 01.01.2015 г. - 62,12%, с 01.10.2015 г. - 66,78 %, с 01.02.2016 г. -69,45%, с 01.02.2017 г. - 72,23 %.
Ежегодное повышение 0.54% понижающего коэффициента выдается Правительством как повышение пенсии на уровень инфляции по РФ, но это не является индексацией денежного довольствия военнослужащих или пенсии, а является возвращением не доназначенной пенсии, процентов от заслуженной истцом пенсии по выслуге лет.
Должностные лица считают годовое повышение пенсии как сумму увеличения повышения произведенные за год, а именно: за 2013 г. увеличение пенсии считают на 8,2 % путём сложения повышения с 01.01.2013 г. на 3,7 % и с 01.10.2013 г. - 45,5 %, за 2014 г. увеличение пенсии считают на 6,2 % путем сложения повышения с 01.01.2014 г. на 2.7 %, с 01.10.2014 г. - 3,5 %, за 2015 г. увеличение пенсии считают на 7,5 % с 01.10.2015 г, за 2016 г. - на 4%, за 2017 г. - на 4%, на 2018 г. данных нет. Однако, это не так, поскольку фактически годовое повышение за 2013 г. составило 4,8 %, из расчета: (3,7% х9мес +8,2X3 мес.):12 мес.=4,8%, за 2014 г. - 3,6 %, из расчета: (2.7%х9мес. +6,2 %х3 мес): 12 мес.=3,6%, за 2015 г. - 6,5%, из расчета: (3.5%х9мес.+11% х4 мес.):12 мес.=6,5 %, за 2016 г. - 4 %, из расчета: 4%х12 мес/12 мес.=4%, за 2017 г. - 4%, из расчета: 4%х12 мес/12 мес.=4%. Это значит, что военная пенсия за прошедшие годы увеличилась не на 25.9 % как считает ответчик, а только на 22,7%, поэтому разница составляет 3,2 % без учета повышения за 2018 г.
Определениями суда по заявлениям Кобрина В.В. произведена замена ненадлежащего ответчика пенсионного отдела Военного комиссариата РБ на Военный комиссариат Республики Бурятия, привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц Худякова Е.В.и Трубников А.Ю.
В судебное заседание истец Кобрин В.В. не явился, обратился с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика Военного комиссариата Республики Бурятия по доверенностям Данилюк Л.С. исковые требования не признала.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета иска, Худякова Е.В. суду дала пояснения аналогичные с содержанием пояснений представителя ответчика.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета иска, Трубников А.Ю. в судебное заседание не явился, будучи извещенным о рассмотрении дела, неявка третьего лица не препятствует рассмотрению дела.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Кобрин В.В. просит изменить решение суда первой инстанции в связи с нарушением норм процессуального права и норм материального права.
В заседание судебной коллегии не явились истец Кобрин В.В, представитель ответчика Военного комиссариата Республики Бурятия, третье лицо начальник Пенсионного отдела Военного комиссариата РБ Худякова Е.В, третье лицо военный комиссар Республики Бурятия Трубников А.Ю. - о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. От Худяковой Е.В, Трубникова А.Ю, представителя Военного комиссариата Республики Бурятия Скворцовой Л.С. в суд поступили ходатайства о рассмотрении дела без их участия.
Судебная коллегия, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, посчитала возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся участников процесса.
Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность решения суда в соответствии с положениями ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Кобрин В.В. является военным пенсионером с 14.09.1994 года, ему назначена пенсия за выслугу лет, выплата которой производится в порядке, предусмотренном Законом РФ N 4468-1 от 12.02.1993 г. "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что не имеется законных оснований для признания права истца на перерасчет пенсии и возложении обязанности на ответчика по восстановлению пенсионных прав.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции.
Пенсионное обеспечение граждан, уволенных с военной службы, осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей".
В соответствии со ст. 43 указанного выше Закона пенсии, назначаемые военным пенсионерам, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Федеральным законом N 309-ФЗ от 08.11.2011 года "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признаны утратившими силу отдельные положения законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно части 8 статьи 12 указанного Закона размеры пенсий, назначенных гражданам до 01 января 2012 года в соответствии с Законом Российской Федерации N 4468-1 от 12 февраля 1993 года, подлежат пересмотру с 01 января 2012 года в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", Федеральным законом N 247-ФЗ от 19.07.2011 года.
При пересмотре указанных размеров пенсий в составе денежного довольствия учитываются оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию, ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет в размерах, установленных ст. 2 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и ст. 2 Федерального закона N 247-ФЗ от 19.07.2011 года. Размеры окладов по воинским должностям и должностных окладов и порядок их применения для указанных целей устанавливается Правительством Российской Федерации о 1 января 2012 года.
Вышеуказанным законом введена часть вторая статьи 43 Закона РФ N 4468-1, согласно которой денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов и начиная с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента.
Таким образом, действующими нормативными актами установлен новый порядок определения денежного довольствия военнослужащих, а также порядок назначения пенсий военнослужащим и основания для изменения размера ранее назначенных пенсий.
Из представленных военным комиссариатом Республики Бурятия сведений следует, что 01 сентября 2011 года размер пенсии истца составлял 16001 руб. 22 коп, из которых 3774 руб. - должностной оклад, 2883 руб. - оклад по воинскому званию (майор), 4624 руб. - процентная надбавка за выслугу лет 70%, основной размер пенсии составлял 83%, 3178,54 руб. - надбавка на иждивенцев, 1000 руб. - ежемесячная надбавка к пенсии. С 01 января 2012 года размер пенсии истца составлял 28285 руб. 97 коп. с учетом коэффициента 54% в соответствии с ФЗ N 309-ФЗ, из которых должностной оклад 21000 рублей, оклад по воинскому званию 11500 руб, процентная надбавка за выслугу лет (40%) 13000 руб, основной размер пенсии составляет 83%, 3178,54 руб. - надбавка на иждивенцев. С 01 января 2013 года размер пенсии истца составляет 29730 руб. 13 коп. с учетом коэффициента 56% в соответствии с ФЗ N 309-ФЗ, из которых должностной оклад 21000 руб, оклад по воинскому званию 11500 руб, процентная надбавка за выслугу лет (40%) 13000 рублей, основной размер пенсии составляет 83%, надбавка на иждивенцев 3626 руб. 71 коп. С 01 октября 2013 г..размер пенсии истца составлял 30737 руб. 92 коп. с учетом коэффициента 58,05 %, из которых 21000 - должностной оклад, 11500 руб. - оклад по воинскому званию, 13000 руб. - процентная надбавка за выслугу лет 40%, основной размер пенсии - 83%, 3692 руб. 35 коп. - надбавка на иждивенцев. С 01.01.2014 г..размер пенсии истца составлял 31644 руб. 28 коп. с учетом коэффициента 60,05% в соответствии с ФЗ N 309-ФЗ, из которых 21000 руб. - должностной оклад, 11500 руб. - оклад по воинскому званию, 13000 руб. - процентная надбавка за выслугу лет, основной размер пенсии 83%, 3692 руб. - надбавка на иждивенцев. С 01.10.2014 г..размер пенсии истца составлял 33340 руб. 03 коп. с учетом коэффициента 62,12% в соответствии с ФЗ N 309-ФЗ, из которых должностной оклад 21000 рублей, оклад по воинскому званию 11500 руб, процентная надбавка за выслугу лет (40%) 13000 руб, основной размер пенсии
составляет 83%, 4323 руб. 74 коп. - надбавка на иждивенцев. С 01.10.2015 г..размер пенсии истца составлял 35986 руб. 27 коп. с учетом коэффициента 66,78% в соответствии с ФЗ N 309-ФЗ, из которых должностной оклад 21000 рублей, оклад по воинскому званию 11500 руб, процентная надбавка за выслугу лет (40%) 13000 руб, основной размер пенсии составляет 83%, 4769 руб. 09 коп. - надбавка на иждивенцев. С 01.02.2016 г..размер пенсии истца составлял 37196 руб. 26 коп. с учетом коэффициента 69,45% в соответствии с ФЗ N 309-ФЗ, из которых должностной оклад 21000 рублей, оклад по воинскому званию 11500 руб, процентная надбавка за выслугу лет (40%) 13000 руб, основной размер пенсии составляет 83%, 4769 руб. 09 коп. - надбавка на иждивенцев. С 01.02.2017 г..размер пенсии истца составлял 38685 руб. 01 коп. с учетом коэффициента 72,23% в соответствии с ФЗ N 309-ФЗ, из которых должностной оклад 21000 рублей, оклад по воинскому званию 11500 руб, процентная надбавка за выслугу лет (40%) 13000 руб, основной размер пенсии составляет 83%, 4959 руб. 85 коп. - надбавка на иждивенцев.
На основании изложенных правовых норм и фактических обстоятельств дела, судебная коллегия приходит к выводу, что в результате изменения законодательства материальное положение истца не ухудшилось, поскольку основной размер его пенсии, как и ранее составляет 83%, при перерасчете размер пенсии увеличился. Перерасчет пенсии истца с 01 января 2012 года военным комиссариатом Республики Бурятия произведен с учетом действующего законодательства, пенсия выплачивается в полном объеме и права истца нарушены не были.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит, основания для отмены судебного решения, предусмотренные ст. 330 ГПК РФ отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 13 июля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий судья:
Судьи коллегии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.