Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего Назимовой П.С,
судей
коллегии Казанцевой Т.Б,
Захарова Е.И,
при секретаре Абзаевой В.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Могилева В.А. к Администрации МО ГП "п. Нижнеангарск", МКУ "Комитет по управлению муниципальным хозяйством" Администрации МО "Северо-Байкальский район" о признании отказа незаконным, понуждении выдать разрешение на строительство жилых домов
по апелляционной жалобе Могилева В.А.
на решение Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 16 октября 2018 года, которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заслушав доклад судьи Назимовой П.С, ознакомившись с материалами дела и доводами апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
обращаясь в суд, Могилев В.А. просил признать незаконным отказ МКУ "Комитет по управлению муниципальным хозяйством" администрации МО "Северо-Байкальский район" (далее также - Учреждение) в выдаче заявителю разрешения на строительство жилых домов на принадлежащих ему на праве аренды земельных участках, расположенных в п. "... "; и возложить обязанность на административного ответчика выдать разрешение на строительство жилых домов на данных земельных участках.
Требования основаны на том, что Могилев В.А. является арендатором следующих земельных участков, расположенных в Северо-Байкальском районе Республики Бурятия, п. Нижнеангарск: 1) с кадастровым номером.., площадью 462 кв.м, ул. "... "; 2) с кадастровым номером.., площадью 1188 кв.м, ул. "... "; 3) с кадастровым номером.., площадью 1095 кв.м, ул. "... "; 4) с кадастровым номером.., площадью 1003 кв.м, ул. "... ".
6 марта 2018 года Могилев В.А. обратился в Учреждение с заявлениями о выдаче разрешений на строительство жилых домов на арендованных земельных участках. Однако 12 марта 2018 года административный ответчик отказал в удовлетворении данных заявлений, что, по мнению Могилева В.А, является незаконным и нарушает его права как пользователя земельных участков.
В судебное заседание Могилев В.А. не явился, его представитель Орлов В.В. требования поддержал.
Представитель МКУ "Комитет по управлению муниципальным хозяйством" администрации МО "Северо-Байкальский район" Горбачева Ж.В. возражала против удовлетворения требований, ссылаясь на то, что земельные участки заявителя находятся в санитарно-защитной зоне строящихся очистных сооружений, что влечет невозможность выдачи разрешения на строительство жилых домов на этой территории.
Представитель МО ГП "п. Нижнеангарск" в суд не явился.
Городской суд постановилрешение об отказе в удовлетворении административного иска.
В апелляционной жалобе представитель Могилева В.А. - Орлов В.В. просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что на момент заключения договоров аренды земельных участков проект планировки территории еще не был утвержден. В настоящее время заявитель несет убытки в связи с неправомерным отказом Комитета в выдаче разрешения на строительство жилых домов.
В заседание судебной коллегии административный истец Могилев В.А, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, не явился. Его представитель Орлов В.В. доводы жалобы поддержал.
Представитель административного ответчика МКУ "Комитет по управлению муниципальным хозяйством" администрации МО "Северо-Байкальский район" Горбачева Ж.В. в суд апелляционной инстанции не явилась, направила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель МО ГП "п. Нижнеангарск" в суд апелляционной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Могилев В.А. является арендатором следующих земельных участков:
1) с кадастровым номером.., площадью 462 кв.м, вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: "... ";
2) с кадастровым номером.., площадью 1188 кв.м, вид разрешенного использования - под малоэтажное жилищное строительство, расположенного по адресу: "... ";
3) с кадастровым номером.., площадью 1095 кв.м, вид разрешенного использования - под малоэтажное жилищное строительство, расположенного по адресу: "... ";
4) с кадастровым номером.., площадью 1003 кв.м, вид разрешенного использования - под малоэтажное жилищное строительство, расположенного по адресу: "... ".
Письмами МКУ "Комитет по управлению муниципальным хозяйством" администрации МО "Северо-Байкальский район" от 12 марта 2018 года Могилеву В.А. было отказано в выдаче разрешения на строительство жилых домов на данных участках в связи с их нахождением в санитарно-защитной зоне строящихся очистных сооружений, расположенных на земельном участке для коммунального обслуживания (строительства очистных сооружений), а также в санитарно-защитной зоне гидрометеорологической станции, где строительство объектов жилой застройки, включая отдельные жилые дома, запрещено.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Согласно части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство в том числе в случае несоответствия представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частями 2 и 5 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ на карте градостроительного зонирования, являющейся составной частью правил землепользования и застройки, в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий. Границы указанных зон и территорий могут отображаться на отдельных картах.
Согласно пункту 4 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ к зонам с особыми условиями использования территорий относятся, в том числе санитарно-защитные зоны.
В силу части 1 статьи 57.3 Градостроительного кодекса РФ градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.
В градостроительном плане земельного участка содержится информация об ограничениях использования земельного участка в том числе, если земельный участок полностью или частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий; о границах зон с особыми условиями использования территорий, если земельный участок полностью или частично расположен в границах таких зон (часть 3 статьи 57.3).
Из дела видно, что санитарно-защитная зона гидрометеорологической станции, расположенной на земельном участке с кадастровым номером.., находящемся по адресу: "... ", предусмотрена Правилами землепользования и застройки МО ГП "Поселок Нижнеангарск", утвержденными решением Совета депутатов МО "Северо-Байкальский район" от 28 декабря 2016 года N 301-V.
Согласно выводам экспертного заключения от 13 июля 2016 года N 2143 санитарно-эпидемиологической экспертизы проекта очистных сооружений "Расчетная СЗЗ для МКУ "Комитет по управлению муниципальным хозяйством" (МКУ "КУМХ") "Очистные сооружения и сети наружной канализации до точки сброса в п. Нижнеангарск", выполненного ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области", размер санитарно-защитной зоны обоснован в соответствии с санитарной классификацией СанПиН 2.2.1/2.1.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" и составляет в радиусе 150 м.
Согласно указанным СанПиН (глава V, часть 5.1) в санитарно-защитной зоне не допускается размещать жилую застройку, включая отдельные жилые дома.
Градостроительные планы спорных земельных участков с кадастровыми номерами..,..,..,... отображают информацию, содержащуюся в Правилах землепользования и застройки, о расположении участка в зоне с особыми условиями использования - санитарно-защитной зоне.
Из указанных градостроительных планов, утвержденных распоряжением главы Администрации МО "Северо-Байкальский район" от 28 августа 2017 года, следует, что земельные участки полностью находятся в санитарно-защитной зоне очистных сооружений, расположенных на земельном участке с кадастровым номером... В соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1.1200-03 санитарно-защитная зона очистных сооружений составляет 150 м, в связи с чем строительство жилого дома невозможно.
Таким образом, с учетом расположения земельных участков в зоне с особыми условиями использования территорий (санитарно-защитная зона), установленной нормативным правовым актом органа местного самоуправления в сфере территориального планирования, в отношении которых установлены ограничения по использованию, у административного ответчика имелись предусмотренные частью 13 статьи 51 Градостроительного Кодекса РФ основания для отказа в выдаче разрешений на строительство жилых домов.
Суд первой инстанции учел указанные обстоятельства и принял правильное решение об отказе в удовлетворении административного иска.
Довод жалобы о том, что санитарно-защитная зона утверждена после передачи спорных земельных участков административному истцу в пользование, о незаконности решения не свидетельствует, поскольку указанное обстоятельство само по себе не является основанием для выдачи Могилеву В.А. разрешения на строительство на земельных участках, расположенных в зоне с особыми условиями использования территорий.
Иные доводы жалобы правового значения для разрешения дела не имеют и основаниями для отмены правильного по существу решения не являются.
Выводы суда первой инстанции основаны на исследованных доказательствах, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и действующему законодательству, нарушений норм материального и процессуального права допущено судом не было.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 16 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: П.С. Назимова
Судьи: Т.Б. Казанцева
Судьи: Е.И. Захаров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.