Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего Назимовой П.С,
судей
коллегии Казанцевой Т.Б, Захарова Е.И,
при секретаре Абзаевой В.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кобрина В.В. к министру социальной защиты населения Республики Бурятия о признании бездействия незаконным, взыскании денежных средств
по апелляционной жалобе Кобрина В.В.
на решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 25 октября 2018 года, которым в удовлетворении административного иска отказано.
Заслушав доклад судьи Назимовой П.С, ознакомившись с материалами дела и доводами апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
обращаясь в суд, Кобрин В.В. просил признать незаконным бездействие министра социальной защиты населения Республики Бурятия Быковой Т.А. по непринятию мер по реализации Указа Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 года N 431 в части предоставления многодетным семьям компенсационной скидки в размере 30 % по оплате коммунальных услуг; взыскать в его пользу 108 999 руб.
Требования основаны на том, что семья Кобрина В.В. является многодетной. Указом Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 года N 431 для многодетных семей установлена скидка в размере не ниже 30% установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией. На Министерство финансов РФ совместно с Министерством социальной защиты населения РФ возложена обязанность в месячный срок разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных данным Указом, который до настоящего времени не отменен и является действующим. Однако административным ответчиком в нарушение требований Указа Президента РФ не предпринимаются меры по его реализации, что нарушает права многодетной семьи на получение мер социальной поддержки.
Кобрин В.В. в суд первой инстанции не явился.
Представитель Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия Данзанова С.В. возражала против удовлетворения требований.
Представитель Министерства финансов Республики Бурятия Гомбоева Т.Ц. с заявленными требованиями также не согласилась.
Представители Министерства финансов Российской Федерации, Правительства Республики Бурятия в суд первой инстанции не явились.
Районный суд постановилприведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Кобрин В.В. просит его отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела. Указывает, что пробелы в законодательстве не могут служить препятствием для реализации предусмотренных Конституцией РФ прав и законных интересов граждан. В судебном заседании не принимал участия министр финансов РБ. Кобрин В.В. не получил возражение административного ответчика.
В заседание судебной коллегии Кобрин В.В, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, не явился, направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия Данзанова С.В. возражала против удовлетворения жалобы и отмены решения суда.
Представители Министерства финансов Республики Бурятия, Министерства финансов Российской Федерации, Правительства Республики Бурятия, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд апелляционной инстанции не явились. От представителя Министерства финансов Республики Бурятия Гомбоевой Т.Ц. поступило заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Судебная коллегия, изучив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Указом Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 года N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" (далее - Указ Президента РФ N 431) в целях проведения целенаправленной и адресной политики по усилению социальной поддержки многодетных семей в условиях либерализации цен постановлено правительствам республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга установить для многодетных семей скидку в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории.
Конституция Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относит: защиту семьи, материнства, отцовства и детства; вопросы социальной защиты населения.
Пунктом 3 Указа Президента РФ N 431 меры социальной защиты установлены на федеральном уровне и Министерству финансов Российской Федерации совместно с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации поручено разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных настоящим Указом.
Принципы разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации, самостоятельное осуществление органами государственной власти субъекта Российской Федерации принадлежащих им полномочий закреплены в пунктах "е", "ж" статьи 1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ".
В соответствии с пунктом 24 части 2 статьи 26.3 указанного Федерального закона к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания семей, имеющих детей, в том числе многодетных семей.
Из положений части 1 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ следует, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Для исполнения предусмотренных в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ полномочий субъект Российской Федерации, в данном случае Республика Бурятия, принимает законы или постановления Правительства Республики Бурятия, исполняемые за счет средств бюджета РФ.
Для обеспечения защиты семьи и детей на территории Республики Бурятия установлена региональная система мер социальной поддержки, которая регулируется, в том числе Законом Республики Бурятия от 6 июля 2006 года N 1810-III "О мерах социальной поддержки многодетных семей в Республике Бурятия". Финансирование расходов, связанных с предоставлением установленных названным Законом мер социальной поддержки многодетных семей производится из республиканского бюджета в пределах средств, предусмотренных законом Республики Бурятия о республиканском бюджете на очередной финансовый год.
Судом установлено, что семье истца в качестве меры социальной поддержки как многодетной семье предоставляется субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, выплачивается ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная региональным законом.
Снижение объема мер социальной поддержки, предусмотренных региональным законом, по сравнению с тем, что установлено Указом Президента РФ N 431, не свидетельствует о незаконном бездействии министра социальной защиты населения Республики Бурятия, поскольку на федеральном уровне Министерством финансов Российской Федерации совместно с Министерством социальной защиты Российской Федерации до настоящего времени не разработаны порядок и условия возмещения расходов на осуществление соответствующих мер, вопрос предоставления субъектам Российской Федерации финансирования данных мероприятий не разрешен.
Доводы заявителя о том, что действие Указа Президента РФ N 431 не приостановлено и не отменено, не могут быть приняты во внимание. Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", предоставивший субъектам Российской Федерации право самостоятельно устанавливать дополнительные меры социальной поддержки многодетным семьям и исполнять указанные расходные обязательства за счет средств собственного бюджета, принят позднее Указа Президента РФ N 431 и по своей юридической силе имеет приоритет над ним.
Разрешая возникший между сторонами спор и отказывая в удовлетворении требований Кобрина В.В, районный суд обоснованно не установилнезаконного бездействия административного ответчика, и пришел к выводу о том, что Министерство социальной защиты Республики Бурятия, являясь исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, не обладает правом принятия законов, иных нормативных правовых актов по реализации Указа Президента РФ N 431.
В силу пунктов 3.1, 3.2 Положения о министерстве социальной защиты населения РБ, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 6 марта 2014 года N 88, Министерство в соответствии с возложенными на него задачами лишь вносит в Правительство Республики Бурятия проекты законов Республики Бурятия, нормативных правовых актов Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия, проекты других документов по вопросам, по которым требуется решение Правительства Республики Бурятия и относящимся к установленным сферам ведения Министерства.
Таким образом, вывод суда об отказе в удовлетворении требований Кобрина В.В. является правильным.
Довод жалобы о неявке в судебное заседание министра финансов РБ на законность обжалуемого решения не влияет, поскольку его явка не является обязательной и не признана судом таковой. В судебном заседании принимал участие представитель Министерства финансов РБ.
Доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции и имели бы юридическое значение.
Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 310, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 25 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: П.С. Назимова
Судьи: Т.Б. Казанцева
Е.И. Захаров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.