Судья Верховного Суда Республики Калмыкия Кутланова Л.М.,
при секретаре Клиповой Д.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Калмыкия Дедеева А.И. на решение судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 13 декабря 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Дорожно-эксплуатационное предприятие Мосты и тоннели",
установил:
постановлением государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Калмыкия Дедеева А.И. от 26 октября 2018 г. общество с ограниченной ответственностью "Дорожно-эксплуатационное предприятие Мосты и тоннели" (далее - Общество, ООО "ДЭП Мосты и тоннели", работодатель) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 80000 рублей.
Решением судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 13 декабря 2018 г. постановление о назначении административного наказания отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Калмыкия, государственный инспектор труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Калмыкия Дедеев А.И. просит решение судьи отменить, оставив в силе постановление о назначении административного наказания. Судья не принял во внимание положения Схемы определения степени тяжести повреждения здоровья при несчастных случаях на производстве, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24 февраля 2005 г. N 160. Согласно пунктам 1 и 2 Схемы несчастные случаи на производстве по степени тяжести повреждения здоровья подразделяются на 2 категории: тяжелые и легкие. Квалифицирующими признаками тяжести повреждения здоровья при несчастном случае на производстве являются: характер полученных повреждений здоровья и осложнения, связанные с этими повреждениями, а также развитие и усугубление имеющихся хронических заболеваний в связи с получением повреждения: последствия полученных повреждений здоровья (стойкая утрата трудоспособности). Наличие одного из квалифицирующих признаков является достаточным для установления категории тяжести несчастного случая на производстве. Работодатель мог определить степень тяжести несчастного случая и в нарушение статьи 228.1 ТК РФ не известил Государственную инспекцию труда в Республике Калмыкия в течение суток о несчастном случае.
В судебном заседании государственный инспектор труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Калмыкия Дедеев А.И. доводы жалобы поддержал, указал, что с прекращением судьей городского суда производства по делу по остальным пунктам согласен, просил рассмотреть дело в пределах доводов жалобы.
Генеральный директор ООО "ДЭП Мосты и тоннели" Манохин А.А. просил решение судьи оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи.
На основании части 1 статьи 228.1 Трудового кодекса Российской Федерации при групповом несчастном случае (два человека и более), тяжелом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом работодатель (его представитель) в течение суток обязан направить извещение по установленной форме в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
В соответствии с частью 5 статьи 228.1 Трудового кодекса Российской Федерации о несчастных случаях, которые по прошествии времени перешли в категорию тяжелых несчастных случаев или несчастных случаев со смертельным исходом, работодатель (его представитель) в течение трех суток после получения сведений об этом направляет извещение по установленной форме в соответствующие территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, территориальное объединение организаций профсоюзов и территориальный орган соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, если несчастный случай произошел в организации или на объекте, подконтрольных этому органу, а о страховых случаях - в исполнительный орган страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя).
Из материалов дела усматривается, что 8 сентября 2018 г. примерно в 13 часов 00 минут при перемещении снегоболотохода с трала к месту стоянки (животноводческая стоянка в 300 метрах от "Данные изъяты" км автодороги Р-215) произошел тяжелый несчастный случай с работником ООО "ДЭП Мосты и тоннели" ФИО1, в результате чего он получил перелом грудного позвонка, ЗСМТ: осложненный нестабильный компрессионно-оскольчатый перелом тела и дуги Th 12 позвонка 2 ст. компрессии, перелом остистого отростка Th11 без смещения, ушиб спинного мозга тяжелой степени с нижней параплегией, нарушением функции тазовых органов, спинальный шок, ушиб обоих легких с умеренной дыхательной недостаточностью, травматический шок II степени в ст. субкомпенсации.
По данному факту работодателем была образована комиссия по расследованию несчастного случая (приказ от 26 сентября 2018 г. N 523), которой проведено расследование и составлен акт формы 4 от 9 октября 2018 г.
В ходе указанного расследования административным органом установлено нарушение статей 22, 212, 228.1 Трудового кодекса Российской Федерации, должностной инструкции N 75 по охране труда для водителей снегоболотохода, приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 6 февраля 2018 г. N 59н "Об утверждении Правил по охране труда на автомобильном транспорте", п. 4.11.1 6.1.5. ГОСТ Р 50943-2011, пунктов 8, 9, 15 приказа Минздрава России от 15.12.2014 N 835н "Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров".
По факту выявленных нарушений 19 октября 2018 г. в отношении ООО "ДЭП Мосты и тоннели" должностным лицом Государственной инспекции труда в Республике Калмыкия составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Вынесено предписание N "Данные изъяты" об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения общества 26 октября 2018 г. должностным лицом Государственной инспекции труда в Республике Калмыкия к административной ответственности, предусмотренной данной нормой.
Решением судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 13 декабря 2018 г. постановление о назначении административного наказания отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Отменяя указанное постановление и прекращая производство по делу, судья городского суда исходил из того, что материалы дела об административном правонарушении в отношении ООО "ДЭП Мосты и тоннели" с достоверностью не свидетельствуют о виновности общества во вмененном ему административном правонарушении.
С таким выводом следует согласиться.
Определение степени тяжести повреждения здоровья при несчастных случаях на производстве осуществляется в соответствии со Схемой определения степени тяжести повреждения здоровья при несчастных случаях на производстве, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24 февраля 2005 г. N 160.
Согласно пунктам 1 и 2 указанной Схемы несчастные случаи на производстве по степени тяжести повреждения здоровья подразделяются на 2 категории: тяжелые и легкие. Квалифицирующими признаками тяжести повреждения здоровья при несчастном случае на производстве являются:
- характер полученных повреждений здоровья и осложнения, связанные с этими повреждениями, а также развитие и усугубление имеющихся хронических заболеваний в связи с получением повреждения;
- последствия полученных повреждений здоровья (стойкая утрата трудоспособности).
Наличие одного из квалифицирующих признаков является достаточным для установления категории тяжести несчастного случая на производстве.
Перечень повреждений здоровья, отнесенных к тяжелым несчастным случаям, предусмотрен пунктом 3 Схемы.
Повреждения, не входящие в пункт 3 Схемы, в соответствии с пунктом 4 относятся к легким несчастным случаям на производстве.
Таким образом, привлекая юридическое лицо к ответственности за нарушение положений ч. 1 ст. 228.1 Трудового кодекса РФ по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, административный орган обязан доказать то обстоятельство, что работодатель в течение суток с момента происшествия обладал информацией о степени тяжести повреждения здоровья работника, позволяющей квалифицировать произошедший несчастный случай как тяжелый.
Из объяснений генерального директора ООО "ДЭП Мосты и тоннели" Манохина А.А. следует, что 8 сентября 2018 г. они устно обращались в ГБУЗ АО Лиманская РБ для того, чтобы узнать о полученных работником общества ФИО1 повреждениях, но на тот момент диагноз установлен не был. 10 сентября 2018г. (в первый рабочий день после происшествия) они вынуждены были обратиться ГБУЗ АО Александро-Мариинскую областную клиническую больницу, откуда получили медицинское заключение о характере полученных ФИО1 повреждений.
Пояснения Манохина А.А. подтверждаются сопроводительным письмом заместителя главного врача по КЭР ФИО2 "Данные изъяты" на имя и.о. заместителя генерального директора ООО "ДЭП Мосты и тоннели" ФИО3, из которого следует, что администрация государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области Александро-Мариинской областной клинической больницы на исх. от 10 сентября 2018 г. N 508 предоставляет медицинское заключение о характере полученных повреждений здоровья в результате несчастного случая на производстве и степени тяжести ФИО1, "Данные изъяты"г.р.
Согласно медицинскому заключению о характере полученных повреждений здоровья в результате несчастного случая на производстве и степени их тяжести от 11 сентября 2018 года N 31, выданному ООО "ДЭП Мосты и тоннели", подписанному и.о. заведующего отделением ФИО4 и лечащим врачом ФИО5, ФИО1 поступил в приемное отделение ГБУЗ АО АМОКБ 9 сентября 2018 г. в 00 часов 4 минуты. Согласно Схеме определения степени тяжести повреждения здоровья при несчастных случаях на производстве полученное ФИО1 повреждение относится к категории тяжелая.
Из акта расследования тяжелого несчастного случая от 9 октября 2018 г. следует, что бригадой скорой помощи пострадавший ФИО1 8 сентября 2018 г. был доставлен в ГБУЗ АО Лиманская РБ. 9 сентября 2018 г. ФИО1 был транспортирован из ГБУЗ АО Лиманская РБ в ГБУЗ АО Александро-Мариинская областная клиническая больница в г. Астрахань.
Далее, судом установлено, что ООО "ДЭП Мосты и тоннели" 10 сентября 2018 г. в 10 часов 00 минут направило в Государственную инспекцию труда в Краснодарском крае извещение о несчастном случае (предварительное), указав, что 8 сентября 2018 г. в 13 часов 00 минут на автодороге Р-215 "Астрахань-Кочубей-Кизляр-Махачкала" "Данные изъяты" км. при перегоне МСГ-1 к месту постоянной дислокации произошло столкновение с препятствием, в результате чего машинист автогрейдера ФИО1 получил травму "повреждение позвоночника" (заключение медучреждения еще не получено).
Извещение о несчастном случае поступило в Государственную инспекцию труда в Краснодарском крае 12 сентября 2018 г. вх. номер 284 и направлено по территориальной принадлежности в Государственную инспекцию труда по Республике Калмыкия для проведения расследования несчастного случая 21 сентября 2018 г.
Доводы государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Калмыкия Дедеева А.И. о том, что работодателю ещё 8 сентября 2018 г. было известно о тяжести произошедшего с ФИО1 несчастного случая со ссылкой на дату составления извещения о пострадавшем от несчастного случая на производстве, обратившемся или доставленном в медицинскую организацию, поступившего из ГБУЗ АО "Александро-Мариинская областная клиническая больница" в Государственную инспекцию труда в Астраханской области, являются несостоятельными.
Так, из данного извещения следует, что ФИО1 был доставлен в медицинскую организацию 8 сентября 2018 г. в 23 часа 5 минут. Дата заполнения извещения 8 сентября 2018 г, фамилия, должность медицинского работника, составившего извещение медицинская сестра ФИО6. Извещение поступило в Государственную инспекцию труда по Астраханской области 11 сентября 2018 г.
Между тем, из медицинского заключения от 11 сентября 2018г. следует, что ФИО1 поступил в приемное отделение ГБУЗ АО АМОКБ 9 сентября 2018г. в 00 часов 4 минуты, т.е. извещение о пострадавшем от несчастного случая на производстве, на которое ссылается государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Республике Калмыкия Дедеев А.И. не могло быть составлено ранее, чем 9 сентября 2018г.
Более того, по делу отсутствуют какие-либо доказательства того, что медицинский диагноз, позволяющий определить несчастный случай на производстве как тяжелый, был установлен ФИО1 в течение суток после происшествия и юридическое лицо имело возможность своевременно направить в инспекцию труда соответствующее извещение, определив категорию несчастного случая.
В соответствии с частью 4 статьи1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что о степени тяжести повреждения здоровья ФИО1 работодателю стало известно из медицинского заключения от 11 сентября 2018 г. N 31, до получения указанного заключения извещение о несчастном случае было направлено в Государственную инспекцию труда в Краснодарском крае.
Также не нахожу оснований не согласиться с выводами суда об отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, по вмененным обществу нарушениям должностной инструкции N 75 по охране труда для водителей снегоболотохода, приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 6 февраля 2018 г. N 59н "Об утверждении Правил по охране труда на автомобильном транспорте", п. 4.11.1 6.1.5. ГОСТ Р 50943-2011, пунктов 8, 9, 15 приказа Минздрава России от 15.12.2014 N 835н "Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров", как не нашедшими объективного подтверждения в материалах дела об административном правонарушении.
Выводы суда подробно изложены в решении суда, со ссылкой на фактические обстоятельства дела.
Кроме того, считаю обоснованным вывод суда о том, что ни в протоколе об административном правонарушении, ни в оспариваемом постановлении административным органом не приведены конкретные факты нарушений данных норм и отсутствуют какие либо сведения и доказательства несоблюдения обществом данных правовых норм.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о прекращении производства по делу об административном правонарушении на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах оснований для отмены оспариваемого решения судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 13 декабря 2018 г. не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации
решил:
решение судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 13 декабря 2018 г. оставить без изменения, жалобу государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Калмыкия Дедеева А.И. - без удовлетворения.
Судья Кутланова Л.М
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.