Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Лиджеевой Л.Л,
судей Панасенко Г.В. и Васляева В.С,
при секретаре Клиповой Д.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Элисте к Ониковой Б.Б. о взыскании обязательных платежей и санкций по апелляционной жалобе административного ответчика Ониковой Б.Б. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 19 июня 2018 года.
Заслушав доклад судьи Васляева В.С. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, выслушав объяснения административного ответчика Ониковой Б.Б. и ее представителя Т.Н.А, поддержавших жалобу, мнение представителя административного истца Б.Л.С. об оставлении обжалуемого решения без изменения, судебная коллегия
установила:
Инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Элисте (далее - ИФНС по г. Элисте) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Ониковой Б.Б. о взыскании обязательных платежей и санкций, мотивируя тем, что административный ответчик в период с 4 апреля 2012 года по 6 августа 2015 года состояла на налоговом учете в качестве индивидуального предпринимателя, являлась плательщиком налога на добавленную стоимость, налога на доходы физических лиц.
На основании решения заместителя начальника ИФНС по г.Элисте от 22 октября 2015 года проведена выездная налоговая проверка в отношении Ониковой Б.Б, по результатам которой 24 июня 2016 года принято решение о привлечении ее к ответственности за совершение налогового правонарушения. В связи с этим, 26 августа 2016 года Ониковой Б.Б. направлено требование об оплате в срок до 15 сентября 2016 года: НДС в сумме 121995 рублей, пени по НДС - 29656 рублей, штрафа по НДС - 22 101 рубль, НДФЛ - 32748 рублей, пени по НДФЛ - 2755 рублей, штрафа по НДФЛ - 4472 рубля, штрафа по ЕНВД - 1895 рублей, денежных взысканий за нарушение законодательства о налогах и сборах - 900 рублей.
15 февраля 2017 года по заявлению ИФНС по г.Элисте мировым судьей судебного участка N 5 Элистинского судебного района Республики Калмыкия выдан судебный приказ о взыскании с Ониковой Б.Б. задолженности по налогам, пени и штрафа на общую сумму 196 952 рубля 25 копеек. Определением этого же мирового судьи от 10 ноября 2017 года в связи с поступившими возражениями Ониковой Б.Б. судебный приказ отменен.
С учетом решения Управления Федеральной налоговой службы по Республике Калмыкия от 3 октября 2016 года, изменившего решение заместителя начальника ИФНС по г.Элисте от 22 октября 2015 года, налоговый орган просил взыскать с Ониковой Б.Б. НДС в сумме 121995 рублей, пени по НДС - 29656 рублей, штраф по НДС - 5 525 рублей 25 копеек, НДФЛ - 19 159 рублей, пени по НДФЛ - 2755 рублей, штраф по НДФЛ - 1 118 рублей, штраф по ЕНВД - 473 рубля 75 копеек, денежные взыскания за нарушение законодательства о налогах и сборах - 225 рублей, всего 180907 рублей.
В судебном заседании представитель административного истца Бадаева Л.С. административные исковые требования поддержала.
Административный ответчик Оникова Б.Б. в судебное заседание не явилась.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 19 июня 2018 года административное исковое заявление ИФНС по г.Элисте удовлетворено в полном объеме.
В апелляционной жалобе административный ответчик Оникова Б.Б. просит решение суда отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме. Указывает о необходимости применения ст.12 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и признании безнадежными к взысканию и подлежащими списанию недоимки по налогам, задолженности по пеням, начисленным на указанную недоимку, и по штрафам, поскольку недоимка по налогам образовалась до 1 января 2015 года.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст.286 Кодекса административного судопроизводства РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со ст.57 Конституции Российской Федерации, ст.23 Налогового кодекса РФ каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ч.1 ст.143 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются индивидуальные предприниматели.
Пунктом 1 ст.146 Налогового кодекса РФ установлено, что объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
В силу п.1 ст.154 Налогового кодекса РФ налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст.105.3 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.
В соответствии со ст.163 Налогового кодекса РФ налоговый период по налогу на добавленную стоимость устанавливается как квартал.
Пунктом 5 ст.174 Налогового кодекса РФ определено, что налогоплательщики обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой.
В соответствии с п.1 ст.207 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Особенности исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц отдельными категориями лиц определены в ст.227 Налогового кодекса РФ.
Согласно п.1 ст.227 Налогового кодекса РФ исчисление и уплату налога производят физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности.
В силу ст.216 Налогового кодекса РФ налоговым периодом по налогу на доходы физических лиц признается календарный год.
В соответствии с п.1 ст.229 Налогового кодекса РФ налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено ст.227.1 настоящего Кодекса.
Согласно п.5 ст.346.26 Налогового кодекса РФ налогоплательщики единого налога на вмененный доход, к которым в силу ст.346.28 настоящего Кодекса отнесены индивидуальные предприниматели, обязаны соблюдать порядок ведения расчетных и кассовых операций в наличной и безналичной формах, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налоговым периодом по указанному виду налога признается квартал (ст.346.30 Налогового кодекса РФ).
Пунктом 14 ч.1 ст.346.32 Налогового кодекса РФ определено предоставление налогоплательщиками в налоговые органы налоговой декларации по итогам налогового периода не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода.
Статьей 45 Налогового кодекса РФ установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Недоимкой является сумма налога, сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок (ст.11 Налогового кодекса РФ).
Положениями ст.70 Налогового кодекса РФ предусмотрено основание для направления налогоплательщику требования об уплате налога в связи с выявлением недоимки по результатам налоговой проверки.
В силу п.1 ст.72 Налогового кодекса РФ пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов и дополнительной обязанностью налогоплательщика (помимо обязанности по уплате налога).
Согласно п.1 ст.75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. В пункте 3 этой же статьи указано, что пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (п.5 ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что Оникова Б.Б. с 4 апреля 2012 года по 6 августа 2015 года была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, состояла на налоговом учете в ИФНС по г.Элисте.
На основании решения заместителя начальника ИФНС по г.Элисте от 22 октября 2015 года N *** в отношении Ониковой Б.Б. проведена выездная налоговая проверка по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты по налогам и сборам за период с 4 апреля 2012 года по 31 декабря 2014 года.
12 мая 2016 года налоговым органом по результатам выездной налоговой проверки составлен акт N ***.
24 июня 2016 года принято решение N ***, в соответствии с которым Оникова Б.Б. привлечена к ответственности за совершение налогового правонарушения, в виде взыскания штрафа в размере 35536 рублей, начисленного в связи с не полной уплатой налогов, не предоставление налоговых деклараций и других документов. Налогоплательщику предложено уплатить недоимку по налогам в общей сумме 171 123 рубля, начисленные пени в размере 38 219 рублей.
30 августа 2016 года ИФНС по г.Элисте на основании вынесенного решения в адрес Ониковой Б.Б. направлено требование от 26 августа 2016 года N *** об уплате штрафа за нарушение законодательства о налогах и сборах в сумме 29 368 рублей, недоимки по налогам в сумме 154743 рублей, начисленных пени в сумме 32411 рублей со сроком их оплаты до 15 сентября 2016 года.
В предоставленный для добровольного исполнения срок административный ответчик Оникова Б.Б. возложенную на нее обязанность не исполнила.
Решением заместителя руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Республике Калмыкия от 3 октября 2016 года по жалобе Ониковой Б.Б. на решение ИФНС по г.Элисте от 24 июня 2016 года N *** о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, обжалуемое налогоплательщиком решение изменено, уменьшена сумма штрафа. Задолженность Ониковой Б.Б. перед налоговым органом составила 218226 рублей, из которых недоимка по налогу 171123 рубля, начисленные пени 38219 рублей и штраф 8884 рубля.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке ст.48 Налогового кодекса РФ.
В соответствии с требованиями ст.48 Налогового кодекса РФ налоговый орган в установленный для взыскания срок (шесть месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога) обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.
15 февраля 2017 года мировым судьей судебного участка N 5 Элистинского судебного района Республики Калмыкия вынесен судебный приказ о взыскании с Ониковой Б.Б. задолженности по налогам, пени и штрафа на общую сумму 196 952 рубля 25 копеек. Определением того же мирового судьи от 10 ноября 2017 года в связи с поступившими возражениями Ониковой Б.Б. судебный приказ отменен.
11 октября 2017 года налоговым органом принято решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в размере 13589 рублей в счет погашения задолженности по налогу на доходы физических лиц.
В соответствии с абз.2 п.3 Налогового кодекса РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Поскольку недоимка по налогам и начисленным пеням до настоящего времени административным ответчиком не уплачены, ИФНС по г.Элиста с соблюдением установленного законом срока 27 апреля 2018 года обратилась в суд с административным иском о взыскании задолженности в принудительном порядке.
Расчет налогов и пени судом проверен и является арифметически верным.
Установив, что Ониковой Б.Б. до настоящего времени не исполнена обязанность по уплате начисленных сумм налога на добавленную стоимость, налога на доходы физических лиц, начисленных пени, а также штрафных санкций, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными требованиями налогового законодательства, пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
При этом суд правомерно исходил из того, что Оникова Б.Б, являясь плательщиком налога на добавленную стоимость, налога на доходы физических лиц, не исполнила обязанность по уплате налога в указанных в требовании налогового органа размере и в срок. Мотивы, по которым суд пришел к такому выводу, изложены в решении с достаточной полнотой, оснований не согласиться с которым судебная коллегия не усматривает.
Доводы Ониковой Б.Б. и ее представителя Т.Н.А. о наличии оснований для признания безнадежной к взысканию задолженности по налогам и списании судебная коллегия считает несостоятельными по следующим основаниям.
В силу п.2 и 3 ст.44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога, и по общему правилу прекращается с уплатой налога.
Согласно ст.59 Налогового кодекса РФ в установленных законодательством случаях в отношении задолженности по налогам (пени, штрафам), числящейся за отдельными налогоплательщиками, допускается признание ее безнадежной к взысканию.
В соответствии с ч.2 ст.12 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по налогам (за исключением налога на добычу полезных ископаемых, акцизов и налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через границу Российской Федерации), задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, и задолженность по штрафам, образовавшиеся на 1 января 2015 года, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням и штрафам за индивидуальными предпринимателями, а также за лицами, утратившими статус индивидуального предпринимателя до даты принятия такого решения.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 22 ноября 2018 года N 306-КГ18-10607, из содержания ст.12 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 436-ФЗ не следует, что данная норма закона является актом прощения налоговой задолженности (налоговая амнистия), прекращающим обязанность по уплате налогов, пени и штрафов. Напротив, положения данной статьи сформулированы как устанавливающие специальные основания для списания задолженности, право на взыскание которой не утрачено налоговыми органами, и в качестве признака безнадежности задолженности к взысканию законодателем рассматривается сам по себе факт ее непогашения в течение трех лет (2015 - 2017 годы).
Не ограниченное во времени нахождение налогоплательщиков под риском применения мер принудительного взыскания является обременительным для граждан (индивидуальных предпринимателей) и дальнейшее сохранение такой ситуации признано государством нецелесообразным. При этом предполагается, что причины, по которым меры принудительного взыскания налоговой задолженности не привели к ее погашению, обусловлены возникшими у граждан (индивидуальных предпринимателей) обстоятельствами, не позволяющими в течение длительного периода полностью исполнить обязанность по уплате налогов, а не сокрытием сведений о неуплаченных налогах от налоговых органов, равно как сокрытием имущества от обращения на него взыскания.
С учетом изложенного, для целей ст.12 Федерального Закона от 28 декабря 2017 года N 436-ФЗ под подлежащей списанию задолженности граждан (индивидуальных предпринимателей), образовавшейся на 1 января 2015 года, должны пониматься недоимки по налогам, а также пени и штрафы, известные налоговым органам и подлежавшие взысканию на указанный момент времени, но не погашенные полностью или в соответствующей части в течение 2015 - 2017 годов.
Следовательно, недоимка по налогам, задолженность по пеням и штрафам может быть списана только с лиц, которые задекларировали ее до 1 января 2015 года, либо с лиц, налоговая задолженность которых выявлена (начислена) налоговыми органами до указанного дня, но не взыскана на момент вступления в силу Федерального закона N 436-ФЗ, то есть по состоянию на 28 декабря 2017 года.
Кроме того, распространение ст.12 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 436-ФЗ на задолженность по налогам, исчисленную за налоговые периоды до 1 января 2015 года, но выявленную по результатам налоговых проверок в период с 2015 по 2017 годы, означало бы, что налогоплательщики, уклонявшиеся от исполнения обязанности по уплате налогов, ставятся в привилегированное положение в сравнение с гражданами, уплатившими налоги в полном объеме и в срок, что не отвечает принципу равенства всех перед законом.
По настоящему делу судом первой инстанции установлено, что задолженность по налогам, пени и штрафам образовалась у Ониковой Б.Б. после принятия налоговой инспекцией решения от 24 июня 2016 года N *** по результатам выездной налоговой проверки, то есть после 1 января 2015 года.
Следовательно, оснований для признания безнадежной к взысканию задолженности по налогам и их списании не имеется.
Иные доводы административного ответчика по существу сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы существенное значение, влияли бы на обоснованность и законность обжалуемого решения, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
На основании изложенного, руководствуясь ст.290, 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 19 июня 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного ответчика Ониковой Б.Б. - без удовлетворения.
Председательствующий Л.Л. Лиджеева
Судьи Г.В. Панасенко
В.С. Васляев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.