Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего - Лиджеевой Л.Л,
судей - Кутлановой Л.М. и Говорова С.И,
при секретаре - Мучкаевой Р.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Халенгинова Н.В, Халенгиновой Б.Ю, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Халенгинова Д.Н, Халенгинова А.Н, Халенгинова А.Н. к Федеральной службе исполнения наказаний России о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов о предоставлении сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в Федеральной службе исполнения наказаний России (далее - комиссия ФСИН России), единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - ЕСВ), возложении обязанности восстановить на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения по апелляционным жалобам представителя ФСИН России Федоренко С.И, представителя УФСИН России по г. Москве Куц А.С. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 31 августа 2018 года.
Заслушав доклад судьи Говорова С.И. об обстоятельствах дела, доводах апелляционных жалоб и письменных возражений, пояснения представителя административного ответчика ФСИН России Федоренко С.И, возражения административных истцов Халенгинова Н.В. и Халенгиновой Б.Ю, а также представителя административного истца Ненишева Л.М, судебная коллегия
установила:
Халенгинов Н.В. через представителя Ненишева Л.М, Халенгинова Б.Ю, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Халенгинова Д.Н, Халенгинова А.Н, Халенгинова А.Н. 8.05.2018 г..обратились в суд с административным иском, мотивируя следующим. Халенгинов Н.В. в настоящее время является действующим сотрудником ***, ранее проходил службу в *** по Республике Калмыкия, выслуга лет составляет более 12 лет. Халенгинов Н.В. с членами семьи в составе 5 человек (супруга - Халенгинова Б.Ю, * г..р, дети - Халенгинов Д.Н, *г.р, Халенгинов А.Н. - * г..р, Халенгинов А.Н. - * г..р.) зарегистрированы по адресу: Республика Калмыкия, г..Элиста, ул. *, д. *, жилых помещений в собственности и по договору социального найма у административных истцов не имеется. 27 января 2014 года, являясь сотрудником УФСИН России по Республике Калмыкия, он обратился в подкомиссию УФСИН России по Республике Калмыкия с рапортом о постановке его и членов его семьи на учет для получения ЕСВ, приложив необходимые документы. Решением комиссии ФСИН России от 25 апреля 2016 года (выписка из протокола N *) отказано в постановке на учет для получения ЕСВ в связи с отсутствием документов, предусмотренных п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 г..N 369 (далее - Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 г..N 369).
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 23 марта 2017 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 23 мая 2017 года, исковые требования Халенгинова Н.В. удовлетворены, решение комиссии ФСИН России от 25 апреля 2016 года N * признано незаконным, на ФСИН России возложена обязанность поставить Халенгинова Н.В. с составом семьи из 4-х человек на учет для получения ЕСВ с момента подачи рапорта - с 27 января 2014 года. 29 августа 2017 года согласно протоколу комиссии N * Халенгинов Н.В. в составе семьи из 4-х человек поставлен на учет для получения ЕСВ с 27 января 2014 года. Приказом УФСИН России по Республике Калмыкия от 16 августа 2017 года N 202 Халенгинов Н.В. откомандирован для дальнейшего прохождения службы в ***. 12 октября 2017 года он обратился в подкомиссию *** с рапортом о постановке его и членов его семьи на учет для получения ЕСВ. Согласно протоколу от 22 января 2018 года N * комиссией ФСИН России принято решение о снятии административных истцов с учета в связи с нарушением п. 23 Правил, ввиду того, что несовершеннолетний сын Халенгинов Арслан Н, * г..р, зарегистрирован совместно с административными истцами 21 июня 2016 года, вместе с тем об указанных изменениях Халенгинов Н.В. уведомил комиссию ФСИН России после перемещения по службе в *** с целью получения единовременной социальной выплаты в большем размере. Считают указанное решение о снятии с учета незаконным и необоснованным, поскольку при прохождении службы в *** по Республике Калмыкия на имя заместителя директора ФСИН России Коршунова О.А. 4 июля 2016 года им подавался соответствующий рапорт с приложением необходимых документов. Просят признать незаконным решение комиссии ФСИН России от 22 января 2018 года N * в части снятия Халенгинова Н.В. с учета, обязать комиссию ФСИН России восстановить его с составом семьи 5 человек на учет для получения ЕСВ с 27 января 2014 года.
В уточненном административном исковом заявлении от 4.07.2018 г. представитель административного истца Ненишев Л.М. указал, что протоколом от 8 июня 2018 года N * комиссией ФСИН России в протокол N * от 22 января 2018 года внесены изменения, согласно которым принято решение о снятии Халенгинова Н.В. с учета для получения ЕСВ в соответствии с пп. "г" п. 15 Правил - в связи с ухудшением жилищных условий в 2013 году. Просил признать незаконными решение комиссии ФСИН России от 22 января 2018 года N * в части снятия Халенгинова Н.В. с учета, а также внесенное в него протоколом от 8 июня 2018 года N * изменение; возложить обязанность на комиссию ФСИН России восстановить Халенгинова Н.В. с составом семьи 5 человек на учет с 27 января 2014 года, а также произвести выплату согласно очередности.
В судебном заседании административные истцы Халенгинов Н.В, Халенгинова Б.Ю, их представитель Ненишев Л.М. административный иск поддержали.
Представитель административного ответчика ФСИН России Федоренко С.И. возражал против удовлетворения административного иска.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 31 августа 2018 года административные исковые требования административных истцов удовлетворены. Признаны незаконными решения комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов о предоставлении сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в Федеральной службе исполнения наказаний России, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 22 января 2018 года и от 8 июня 2018 года. На Федеральную службу исполнения наказаний России возложена обязанность восстановить Халенгинова Н.В. с составом семьи из пяти человек на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 27 января 2014 года.
В апелляционной жалобе представитель ФСИН России Федоренко С.И. просит отменить решение суда и вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку Халенгинов Н.В. и его супруга Халенгинова Б.Ю. по состоянию на 21 марта 2013 года были зарегистрированы в принадлежащем на праве собственности матери заявителя М. домовладении по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. *, д. *, общей площадью 103,26 кв.м, где постоянную регистрацию имели 5 человек и на каждого приходилось более 15 кв.м, однако снялся с регистрационного учета в данном помещении и зарегистрировался в меньшем по площади жилом помещении, чем совершил действия по ухудшению своих жилищных условий, при этом пятилетний срок на момент рассмотрения заявления о постановке на учет не истек.
В апелляционной жалобе представитель УФСИН России по г. Москве Куц А.С. просит отменить решение суда и вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований, поскольку дела данной категории подлежат рассмотрению в порядке искового производства. Кроме того, полагает, что действия заявителя по снятию с регистрационного учета в жилом помещении, где обеспеченность необходимой нормой жилой площади составляла более 15 кв.м. на каждого из 5 зарегистрированных членов семьи, и регистрации на меньшей жилой площади (количество зарегистрированных - 6 человек, общая площадь дома - 77,2 кв.м.) в одном и том же населенном пункте свидетельствует о намеренном ухудшении жилищных условий. Не соглашается с выводом суда о возложении на ФСИН России обязанности восстановить заявителя на учет с составом семьи 5 человек с даты обращения - 27 января 2014 года, поскольку на указанную дату состав семьи Халенгинова Н.В. составлял 4 человека. Считает необоснованным вывод суда о том, что Халенгинов Н.В. и члены его семьи не являются членами семьи М, приходящейся административному истцу матерью.
В письменных возражениях на апелляционные жалобы представитель административного истца Ненишев Л.М. просит отказать в их удовлетворении.
Проверив материалы административного дела, учетного дела N * Халенгинова Н.В, обсудив доводы апелляционных жалоб, письменных возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном этим кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц.
Пунктом 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 г. N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" разъяснено, что к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной состоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
Вопросы обеспечения жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, входят в предмет регулирования Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
В силу ч. 6 ст. 4 указанного Федерального закона порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (в настоящее время - Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 г. N 369).
Приказом ФСИН России от 16.10.2014 г. N 550 утвержден Порядок формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в соответствии с пунктом 7 которого комиссия осуществляет функции принятия документов для получения единовременной выплаты и их проверку, принимает решение о постановке сотрудников и граждан на учет для получения единовременной выплаты, отказе в указанной постановке на учет и снятии с него, а в целях выполнения возложенных функций осуществляют полномочия, в числе которых внесение директору ФСИН России, начальнику территориального органа ФСИН России, образовательной организации ФСИН России соответственно предложений о предоставлении единовременной выплаты сотрудникам и гражданам из числа лиц, состоящих на учете для получения единовременной выплаты.
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии установления нуждаемости сотрудника в жилом помещении по основаниям, указанным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ.
Таким образом, Халенгинов Н.В, обращаясь с настоящим административным исковым заявлением, реализовал свое конституционное право на обжалование решения органа государственной власти, предоставленное ему федеральным законодателем, требования истца вытекают из публичных правоотношений и не носят гражданско-правового характера. Поскольку спорные правоотношения не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности сторон, заявленные требования правильно рассмотрены и разрешены судом в порядке административного судопроизводства, в связи с чем довод апелляционной жалобы представителя УФСИН по г. Москве Куц А.С. о необходимости прекращения производства по административному исковому заявлению и рассмотрения исковых требований в порядке ГПК РФ подлежит отклонению.
Из материалов административного дела, учетного дела N * следует, что Халенгинов Н.В. является сотрудником уголовно-исполнительной системы РФ, ранее проходил службу в *** по Республике Калмыкия, приказом УФСИН России по Республике Калмыкия от 16 августа 2017 года N * откомандирован для дальнейшего прохождения службы в *** по г. Москве. Выслуга лет Халенгинова Н.В. по состоянию на 1 января 2014 года в календарном исчислении составляла 12 лет 4 месяца 21 день.
С 14 января 2011 года Халенгинов Н.В. состоит в зарегистрированном браке с Халенгиновой (Болдыревой) Б.Ю. От брака имеют детей: сына Халенгинова Д.Н, * г.р, сына Халенгинова А.Н, * г.р, сына Халенгинова А.Н, * г.р.
Халенгинов Н.В. с 12 февраля 2002 года, его супруга Халенгинова Б.Ю. с 5 февраля 2011 года по 21 марта 2013 года были зарегистрированы в жилом помещении общей площадью 103,26 кв.м, расположенном по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. *, д. *, принадлежащем на праве собственности матери Халенгинова Н.В. - М. (свидетельство о государственной регистрации права *** от 23.04.2010 г.).
Как следует из выписки из домовой книги от 22.01.2014 г. N *** АУ РК "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг", по вышеуказанному адресу (собственник М.) ранее были зарегистрированы 9 человек: Халенгинов Н.В. и Халенгинова Б.Ю, М.Л.Н, У.Б.В, М.Е.А, Х.В.С, У.А.И, У.Э.И, У.А.И, в последующем сняты с регистрационного учета: У.Б.В, У.А.И, У.Э.И, У.А.И. - 07.02.2013 г, Халенгинов Н.В. - 21.03.2013 г, Халенгинова Б.Ю. - 26.03.2013 г.
С 21 марта 2013 года по 5 февраля 2016 года Халенгинов Н.В. с семьей (супруга Халенгинова Б.Ю, дети - Халенгинов Д.Н, * г.р, Халенгинов А.Н, * г.р.) были зарегистрированы в жилом помещении общей площадью 77,2 кв.м. по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. **, д. *, принадлежащем на праве собственности Л. (свидетельство о государственной регистрации права * от 18 мая 2010 года). Согласно выписке из домовой книги от 20.01.2014 N *** АУ РК "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" в жилом помещении общей площадью 77,2 кв.м. по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. *, д. * (собственник Л.) зарегистрированы 5 человек, в числе которых Халенгинов Н.В, Халенгинова Б.Ю, их дети: Халенгинов Д.Н, Халенгинов А.Н.
Халенгинов Н.В, его супруга Халенгинова Б.Ю, дети - Халенгинов Д.Н, Халенгинов А.Н. - с 5 февраля 2016 года, их сын Халенгинов А.Н, *.2016 г.р. - с 21 июня 2016 года зарегистрированы в жилом помещении общей площадью 103,26 кв.м. по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. *, д. *, принадлежащем на праве собственности М. Согласно выписке из домовой книги N *** от 25.11.2017 г. АУ РК "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" по указанному адресу всего зарегистрировано 10 человек: Халенгинов Н.В, его супруга Халенгинова Б.Ю, их дети - Халенгинов Д.Н, Халенгинов А.Н, Халенгинов А.Н, собственник - М. с супругом Х.В.С, Ч.Г.Н. (степень родства не указана), сестра собственника М.Л.Н. с сыном - М.Е.А.
Согласно справкам ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" Филиал по Республике Калмыкия от 14.01.2014 г. N 44, от 14.01.2014 г. N 45 за Халенгиновым Н.В, Халенгиновой Б.Ю. права на объекты капитального строительства в г. Элисте и Республике Калмыкия до 1999 года не зарегистрированы.
Из уведомлений об отсутствии в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от 15 января 2014 года следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информация о правах Халенгиновой Б.Ю. в период с 11.02.1999 г. по 09.01.2014 г, Халенгинова Данира Н, ** г.р, в период с 10.03.2011 г. по 09.01.2014 г, Халенгинова А.Н, * г.р. в период с 03.11.2012 г. по 09.01.2014 г, на имеющиеся (имевшиеся) у них объекты недвижимого имущества отсутствует.
Из уведомлений об отсутствии в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от 2 октября 2017 года следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информация о правах Халенгиновой Б.Ю. (предыдущие ФИО - Б.Б.Ю, Л.Н.Ю.) в период с 11.02.1999 г. по 28.09.2017 г, Халенгинова Д.Н, * г.р, в период с 10.03.2011 г. по 28.09.2017 г, Халенгинова А.Н, * г.р, в период с 03.11.2012 г. по 28.09.2017 г, Халенгинова А.Н, * г.р, в период с 29.05.2016 г. по 28.09.2017 г. на имеющиеся (имевшиеся) у них объекты недвижимого имущества отсутствует.
Согласно выпискам из Единого государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 15 января 2014 года, от 2 октября 2017 года Халенгинову Н.В. на праве общей долевой собственности принадлежала в размере 1/4 доли квартира (дата государственной регистрации - 18.05.2005 г, дата государственной регистрации прекращения права - 18.05.2005 г.).
27 января 2014 года Халенгиновым Н.В. в комиссию ФСИН России подан рапорт о постановке его с членами семьи в составе 4 человек на учет для получения ЕСВ.
Решением комиссии ФСИН России от 25 апреля 2016 (выписка из протокола N *) в постановке на указанный учет Халенгинову Н.В. отказано в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 г. N 369, ввиду непредставления информации о месте проживания сына Халенгинова Д.Н, * г.р, за период с 10.03.2011 г. по 21.03.2013 г.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 23 марта 2017 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 23 мая 2017 года, исковые требования Халенгинова Н.В. удовлетворены, решение комиссии ФСИН России от 25 апреля 2016 года N * об отказе Халенгинову Н.В. в постановке на учет для получения ЕСВ признано незаконным, на ФСИН России возложена обязанность поставить Халенгинова Н.В. с составом семьи из 4-х человек в очередь на получение указанной социальной выплаты с даты подачи рапорта - с 27 января 2014 года.
29 августа 2017 года согласно протоколу комиссии N * Халенгинов Н.В. с составом семьи из 4-х человек поставлен на учет для получения ЕСВ с 27 января 2014 года.
Решением комиссии ФСИН России от 22 января 2018 года (выписка из протокола N *) Халенгинов Н.В. снят с учета в соответствии с пп. "г" п. 15 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 г. N 369, поскольку сын заявителя Халенгинов А, *.2016 г.р, зарегистрирован совместно с заявителем с 21.06.2016 года, и у заявителя возникает право на получение единовременной социальной выплаты в соответствии с п. 23 Правил, однако заявитель уведомил об изменениях в учетном деле только после перемещения по службе в УФСИН России по г. Москве с целью получения ЕСВ в большем размере.
Решением комиссии ФСИН России от 8 июня 2018 года (согласно протоколу N *) внесены изменения в протокол N * от 22 января 2018 года, решение комиссии изложено в следующей редакции: "снять Халенгинова Н.В. с учета на получение единовременной социальной выплаты в соответствии с пп. "г" п. 15 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 г. N 369".
Как видно из выписки из протокола N *, материалы учетного дела Халенгинова Н.В. вынесены на повторное рассмотрение в связи с тем, что в адрес УКСНЭР ФСИН России поступило обращение инспектора отдела охраны *** по г. Москве майора внутренней службы Халенгинова Н.В. о несогласии с решением комиссии от 22 января 2018 года N *. Комиссией установлено, что рапорт заявителя от 4 июля 2016 года о приобщении документов в связи с рождением третьего ребенка Халенгинова А.Н. с приложением документов в учетном деле были представлены, но в протоколе N * от 29.08.2017 г. учтены не были. Между тем, так как на момент обращения с рапортом о постановке на учет 27.01.2014 г. заявителем были представлены документы о проживании его семьи в принадлежащем на праве собственности его матери М. домовладении общей площадью 103,26 кв.м. (свидетельство о государственной регистрации права *** от 23.04.2010 г.), где в указанный период было зарегистрировано 5 человек (заявитель с супругой, его родители, М.Е.А. (степень родства не установлена)), а 2 человека - дети заявителя Халенгинов Д.Н, Халенгинов А.Н. - проживали без регистрации, комиссия приняла решение о снятии заявителя с учета на основании пп. "г" п. 15 Правил, поскольку заявитель и члены его семьи по состоянию на 21.03.2013 г. были обеспечены общей площадью на одного члена семьи более 15 кв.м, и, снявшись с регистрации по месту жительства 21.03.2013 г, ухудшили свои жилищные условия.
Удовлетворяя административный иск Халенгинова Н.В, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для принятия решения о снятии административных истцов с учета, указав, что по состоянию на 21 марта 2013 года и в настоящее время Халенгинов Н.В. и члены его семьи не являлись членами семьи М. - собственника помещения, где они проживали, а действия заявителя, выразившиеся в снятии с учета 21 марта 2013 года по одному адресу места жительства и в последующей регистрации по другому адресу не свидетельствуют о намеренном ухудшении жилищных условий.
Оценивая выводы суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Частью 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, пунктом 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 г. N 369, предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Согласно пункту 4 этих же Правил принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Пунктом 5 данных Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются документы, перечисленные в этом же пункте Правил.
В силу пункта 7 Правил на основании заявления и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (пункт 1 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункт 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Несоблюдение сотрудником установленных Правилами требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты как обстоятельство, препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает право комиссии для отказа в постановке сотрудника на такой учет.
Часть 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ предусматривает, что сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. В данной правовой норме приведен примерный перечень действий сотрудника и (или) членов его семьи, которые относятся к намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий сотрудника.
Признавая решение комиссии ФСИН России от 22 января 2018 года незаконным, суд первой инстанции верно исходил из того, что рапорт заявителя от 4 июля 2016 года о приобщении документов в связи с рождением третьего ребенка -Халенгинова А.Н. с приложением документов в учетном деле были представлены до перемещения по службе в *** по г. Москве, но в протоколе N * от 29.08.2017 г. учтены не были, в связи с чем отсутствовали основания для снятия Халенгинова Н.В. с учета.
Вместе с тем, как следует из обжалуемого судебного акта, по состоянию на 21 марта 2013 года Халенгинов Н.В. и члены его семьи не были обеспечены жилым помещением, поскольку не являлись членами семьи М. - собственника помещения, где они проживали по адресу: г. Элиста, ул. *, *, приходящейся матерью Халенгинову Н.В, а сам факт регистрации по месту жительства не гарантирует для гражданина каких-либо прав на жилое помещение. Вместе с тем, указанный вывод суда не основан на законе и подлежит исключению из обжалуемого решения в силу следующего.
Согласно ч. 1 ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом РФ.
Часть 1 статьи 31 Жилищного кодекса РФ к числу членов семьи собственника жилого помещения относит проживающих совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруга, а также детей и родителей данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. В соответствии с ч. 2 ст. 31 Жилищного кодекса РФ вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
В силу пункта 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" для признания супруга, а также детей и родителей собственника, вселенных последним в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
С учетом вышеприведенных положений выводы суда первой инстанции о том, что Халенгинов Н.В. и члены его семьи не являлись членами семьи собственника жилого помещения М. (матери административного истца), так как не вели общего хозяйства, а также о том, что размер жилой площади и количество проживающих в жилом помещении по адресу: г. Элиста, ул. *, *, не имеют правового значения для решения вопроса об обеспеченности жильем административных истцов, не основаны на законе.
Приходя к указанному выводу, вместе с тем, судебная коллегия в силу части 5 статьи 310 КАС РФ полагает правильным по существу обжалуемое судебное решение об удовлетворении административных исковых требований, которое подлежит частичному изменению по следующим основаниям.
Как следует из протокола N * заседания комиссии ФСИН России от 8 июня 2018 года, внесшего изменения в решение данной комиссии от 22 января 2018 года, в расчете площади жилья, приходящегося на каждого из зарегистрированных по адресу: г. Элиста, ул. *, * по состоянию на 21 марта 2013 года, учтены сведения о 5 лицах - Халенгинове Н.В. с супругой Халенгиновой Б.Ю, М.Н, Х.В.С. и М.Е.А.
Вместе с тем, комиссией при принятии указанных решений не учтены установленные содержащимся в материалах учетного дела решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 23 марта 2017 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 23 мая 2017 года, и в силу ч. 2 ст. 64 КАС РФ имеющие преюдициальное значение для рассматриваемого вопроса и не требующие доказывания обстоятельства проживания на рассматриваемую дату по указанному адресу совместно с Халенгиновым Н.В. и Халенгиновой Б.Ю. их несовершеннолетних детей - Халенгинова Д.Н, 2011 г.р, Халенгинова А.Н, 2012 г.р, а также основанные на данном обстоятельстве выводы об обязании комиссии ФСИН России поставить на учет Халенгинова Н.В. с составом семьи из четырех человек на учет для получения ЕСВ - с 27 января 2014 года.
На основании изложенного, применительно к конкретному рассматриваемому спору размер жилой площади, приходящейся на каждого проживающего по состоянию на 21 марта 2013 года по адресу: г. Элиста, ул. *, *, (с учетом несовершеннолетних детей Халенгинова Н.В. - Халенгинова Д.Н, Халенгинова А.Н.) составлял 14,75 кв.м. (103,26 кв.м. / 7 чел. - Халенгинов Н.В, его супруга Халенгинова Б.Ю, их дети - Халенгинов Д.Н, Халенгинов А.Н, собственник - М.Л.Н. с супругом Х.В.С, М.Е.А.), то есть менее учетной нормы. Таким образом, Халенгинов Н.В. и члены его семьи, являясь членами семьи собственника жилого помещения М.Л.Н, по смыслу пункта 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ относились к категории нуждающихся в жилом помещении.
При таких обстоятельствах снятие с регистрационного учета 21 марта 2013 года по вышеуказанному адресу и последующая регистрация Халенгинова Н.В. и членов его семьи в жилом помещении общей площадью 77,2 кв.м. по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. *, д.*, принадлежащем на праве собственности Л, членами семьи которого административные истцы не являлись, не могут быть признаны намеренным ухудшением последними своих жилищных условий.
Следовательно, вывод суда о незаконности решения комиссии ФСИН России от 8 июня 2018 года о снятии Халенгинова Н.В. с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения является верным.
Приходя к выводу о признании незаконными оспариваемых решений комиссии ФСИН России, суд первой инстанции возложил на административного ответчика обязанность восстановить Халенгинова Н.В. с составом семьи пять человек на учет для получения ЕСВ с 27 января 2014 года.
Как следует из материалов учетного дела, содержания обжалуемых решений комиссии ФСИН России и подтверждено пояснениями представителя ФСИН России Федоренко С.И. в судебном заседании суда апелляционной инстанции, вопрос о включении малолетнего Халенгинова А.Н, *** 2016 г.р, в число членов семьи Халенгинова Н.В, совместно проживающих с ним, которые подлежат учету для получения ЕСВ, на заседаниях комиссии ФСИН РФ от 22 января 2018 года и 8 июня 2018 года по существу не рассматривался.
Таким образом, поскольку разрешение данного вопроса отнесено к исключительной компетенции комиссии ФСИН России, учитывая, что до принятия обжалуемых решений комиссии ФСИН России Халенгинов Н.В. на основании протокола комиссии N * от 29 августа 2017 с 27 января 2014 года состоял на учете для получения ЕСВ с составом семьи из четырех человек, судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемое решение суда подлежит изменению с возложением, в силу ч. 9 ст. 227 КАС РФ, на Федеральную службу исполнения наказаний России обязанности восстановить Халенгинова Н.В. с составом семьи из четырех человек на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 27 января 2014 года.
В силу приведенных выше обстоятельств, вопрос о включении малолетнего Халенгинова А.Н, * 2016 г.р,. в число членов семьи Халенгинова Н.В, совместно проживающих с ним, которые подлежат учету для получения ЕСВ, должен быть рассмотрен на повторном заседании комиссии ФСИН России с учетом сроков и порядка, предусмотренных Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 г. N 369, и приказом ФСИН России от 16.10.2014 г. N 550.
Иных оснований, влекущих изменение либо отмену обжалуемого судебного акта судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства РФ,
определила:
решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 31 августа 2018 года изменить в части.
Абзац первый резолютивной части решения изложить в следующей редакции:
"административное исковое заявление Халенгинова Н.В, Халенгиновой Б.Ю, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Халенгинова Д.Н, Халенгинова А.Н, Халенгинова А.Н. к Федеральной службе исполнения наказаний России о признании решения комиссии Федеральной службы исполнения наказаний России по рассмотрению вопросов о предоставлении сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в Федеральной службе исполнения наказаний России, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения незаконным, возложении обязанности восстановить на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с момента обращения удовлетворить частично.".
Абзац четвертый резолютивной части решения изложить в следующей редакции:
"Возложить на Федеральную службу исполнения наказаний России обязанность восстановить Халенгинова Н.В. с составом семьи из четырех человек на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 27 января 2014 года.".
В остальной части решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 31 августа 2018 года оставить без изменения.
Председательствующий Л.Л. Лиджеева
Судьи Л.М. Кутланова
С.И. Говоров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.