Дата вступления в законную силу - 26 января 2019 г.
Верховный Суд Республики Калмыкия в составе:
председательствующего судьи Кутлановой Л.М,
при секретаре Манжиковой А.Э,
с участием представителя административного истца Доногруппова Н.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Намруевой Н.Б. к Правительству Республики Калмыкия, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия, Министерству по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
установил:
Намруева Н.Б. обратилась в суд с указанным административным иском, ссылаясь на то, что является арендатором земельного участка с разрешенным использованием под магазин с кадастровым номером "Данные изъяты", общей площадью 217 кв.м, расположенного по адресу: "Данные изъяты". По данным государственного кадастра недвижимости кадастровая стоимость данного участка составляет "Данные изъяты" рубля "Данные изъяты" копейки. Считая указанную кадастровую стоимость завышенной, она обратилась к независимому оценщику ФИО1 с целью проведения оценки рыночной стоимости указанного земельного участка. Согласно отчету оценщика рыночная стоимость земельного участка составляет "Данные изъяты" рубля. Несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости влечет увеличение размера арендной платы, исчисляемой из кадастровой стоимости земельного участка. Административный истец просит суд установить кадастровую стоимость вышеуказанного земельного участка в размере, равной его рыночной стоимости - "Данные изъяты" рубля.
В судебное заседание Намруева Н.Б. не явилась, представитель административного истца Доногруппов Н.А. заявленные требования поддержал, просил восстановить срок для обращения в суд с требованием о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, установить кадастровую стоимость вышеуказанного земельного участка в размере, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2013 года.
Представители административных ответчиков Правительства Республики Калмыкия, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия, Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представители заинтересованных лиц филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Калмыкия, Администрации г. Элисты в судебное заседание также не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Принимая во внимание наличие в деле доказательств надлежащего извещения сторон и отсутствие оснований для отложения судебного заседания, предусмотренных статьями 150, 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав и оценив представленные доказательства, выслушав представителя административного истца, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Согласно части 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Из материалов дела усматривается, что сведения о кадастровой стоимости земельного участка "Данные изъяты" внесены в Единый государственный реестр недвижимости 21 января 2013 года, то есть срок, предусмотренный частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, истек 21 января 2018 года. Вместе с тем, с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости административный истец обратился 30 ноября 2018 года.
Согласно пункту 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судам дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" пропуск срока, предусмотренного частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Исследуя причины пропуска истцом срока обращения в суд, суд принимает во внимание продолжительность времени, затраченного на производство оценки и получение отчета оценщика ФИО1 от 21 ноября 2018 года, а также учитывает, что на момент обращения Намруевой Н.Б. в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости. Указанные обстоятельства свидетельствуют об уважительности причин пропуска предусмотренного частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации срока, в связи с чем, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости подлежит восстановлению, административное исковое заявление Намруевой Н.Б. о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка подлежит рассмотрению по существу.
В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным; для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка его кадастровая стоимость устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в суде в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно материалам дела 13 июня 2018 года между Министерством по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия и Намруевой Н.Б. заключен договор N "Данные изъяты" аренды земельного участка из земель населенных пунктов, государственная собственность на который не разграничена, с кадастровым номером "Данные изъяты", площадью 217 кв.м, расположенного по адресу: "Данные изъяты", предназначенный под магазины. Срок аренды участка устанавливается с 7 июня 2018 года по 6 июня 2028 года.
Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 20 декабря 2018 года подтверждается, что Намруева Н.Б. является арендатором земельного участка с кадастровым номером "Данные изъяты", площадью 217+/-0,15 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: магазины, расположенного по адресу: "Данные изъяты".
В силу пункта 3.1. договора арендатор обязуется вносить арендную плату за право пользования участком в размере согласно прилагаемому к договору расчету арендной платы земельного участка (Приложение 1).
Кадастровая стоимость земельного участка, утвержденная постановлением Правительства Республики Калмыкия от 24 декабря 2012 года N 518, составляет "Данные изъяты" рубля "Данные изъяты" копейки, о чём свидетельствует выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 7 декабря 2018 года. Дата определения кадастровой стоимости - данные отсутствуют. Дата утверждения кадастровой стоимости - 1 января 2013 года. Дата внесения сведений о кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости - 21 января 2013 года.
Из расчета размера годовой арендной платы за использование земельного участка с кадастровым номером "Данные изъяты" следует, что размер арендной платы за земельный участок определен в соответствии с Порядком определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Республики Калмыкия, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 17 января 2014 года N 15, и исчисляется из кадастровой стоимости земельного участка.
Административный истец, являясь арендатором земельного участка, имеет заинтересованность в приведении кадастровой стоимости земельного участка в соответствие с его рыночной стоимостью.
Не согласившись с размером установленной кадастровой стоимости, административный истец обратилась к специалисту-оценщику с целью проведения оценки рыночной стоимости земельного участка. Согласно отчёту N 014/18 от 21 ноября 2018 года, составленному индивидуальным предпринимателем ФИО1 (является членом Ассоциации саморегулируемая организация "Национальная коллегия специалистов-оценщиков", включена Федеральной регистрационной службой в единый государственный реестр саморегулируемых организаций оценщиков 19 декабря 2007 года N "Данные изъяты", регистрационный номер свидетельства о членстве "Данные изъяты" от 24 января 2008 года), рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером "Данные изъяты" по состоянию на 1 января 2013 года составляет "Данные изъяты" рубля.
Изучив представленный истцом отчет об оценке, суд приходит к выводу о достоверности отчета и соответствии его требованиям действующего законодательства.
В силу статьи 3 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" для целей настоящего Федерального закона под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости.
Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в этой статье.
Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 упомянутого Федерального закона.
Согласно статьи 12 Закона об оценочной деятельности отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
Указанный отчет подготовлен лицом, обладающим необходимыми специальными знаниями и правом на проведение подобного рода исследования, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта.
Итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемого объекта недвижимости не является произвольным, оценщик в полной мере придерживался принципов федеральных стандартов оценки; отчет базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объекте оценки, содержащих его количественные и качественные характеристики; определение рыночной стоимости в рамках использованного подхода является мотивированным и корректным; в качестве ценообразующих факторов оценщиком отобраны те факторы, которые наиболее полно описывают отличия объектов оценки от объектов сравнения; оценщиком последовательно произведены корректировки по всем значимым группам элементов сравнения.
Кем-либо из лиц, участвующих в деле, мотивированные возражения, замечания на отчет об определении рыночной стоимости земельного участка не представлены.
Учитывая изложенное, суд признает заявленное Намруевой Н.Б. административное исковое требование об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "Данные изъяты" по состоянию на 1 января 2013 года, равной "Данные изъяты" рублям, подлежащим удовлетворению.
Согласно положениям частей 5, 6 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Намруева Н.Б. обратилась в Верховный суд Республики Калмыкия 30 ноября 2018 года.
Таким образом, кадастровая стоимость указанного земельного участка в размере рыночной стоимости подлежит установлению на период с 1 января 2018 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 248, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Намруевой Н.Б. удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "Данные изъяты" площадью 217+/-0,15 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: магазины, расположенного по адресу: "Данные изъяты", в размере рыночной стоимости - "Данные изъяты" ("Данные изъяты") рубля по состоянию на 1 января 2013 года, на период с 1 января 2018 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 30 ноября 2018 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Калмыкия в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Л.М.Кутланова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.