Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего
Булыгиной Е.В.
судей
Бойко Л.Н.
Морозовой И.Ю.
при секретаре
Сорокиной Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Якуша Валерия Николаевича к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Мурманской области об отмене приказа о применении дисциплинарного взыскания в виде выговора,
по апелляционной жалобе истца Якуша Валерия Николаевича на
решение Первомайского районного суда города Мурманска от 15 ноября 2018 года, которым постановлено:
"Исковые требования Якуша Валерия Николаевича к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Мурманской области об отмене приказа о применении дисциплинарного взыскания в виде выговора оставить без удовлетворения".
Заслушав доклад судьи Морозовой И.Ю, объяснения истца Якуша В.Н, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения против жалобы представителя ответчика Управления Росприроднадзора по Мурманской области Вишневской О.Н, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Якуш В.Н. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Мурманской области (далее - Управление Росприроднадзора по Мурманской области) об отмене приказа о применении дисциплинарного взыскания в виде выговора.
В обоснование заявленных требований, с учетом последующих дополнений, истец указал, что с 01 сентября 2010 года состоит в трудовых отношениях с ответчиком, занимая с 01 июля 2014 года должность начальника отдела ***.
Приказом * от 19 июля 2018 года к нему незаконно применено дисциплинарное взыскание в виде выговора за совершение коррупционного правонарушения, выразившегося в ненадлежащем исполнении возложенных на него обязанностей, установленных частью 6.1 статьи 20 Федерального закона от 27 июля 2004 года N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и пунктами 3.1, 3.9 Должностного регламента начальника отдела *** Управления Росприроднадзора по Мурманской области от 27 июня 2014 года, то есть в предоставлении недостоверных и неполных сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.
Полагал данный приказ незаконным, поскольку в ходе проведения проверки не применялись и не учитывались требования Указа Президента Российской Федерации от 02 апреля 2013 года N309 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции", не были отобраны объяснения у истца, аттестационная комиссия по рассмотрению совершенного проступка не создавалась, доклад, послуживший основанием для проведения служебной проверки, содержит ряд искаженных данных.
Считал, что при заполнении справок о доходах за 2015, 2016, 2017 годы не допустил нарушения части 6.1 статьи 20 Федерального закона от 27 июля 2004 года N79-ФЗ.
Полагал необоснованной ссылку на нарушением им пунктов 3.1, 3.9 Должностного регламента, поскольку справка за 2017 год заполнена им без каких-либо нарушений и замечаний.
Считал, что поскольку он самостоятельно обнаружил не являющиеся существенными неточности и недостатки в заполненных им справках о доходах за 2015 и 2016 годы, о чем сообщил работодателю и предоставил уточненные сведения, он не подлежал привлечению к дисциплинарной ответственности в соответствии с "Методическими рекомендациями по привлечению к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции", введенными в действие Письмом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 ноября 2015 года N18-2/10/П-7073.
Указал также, что в оспариваемом приказе работодателем неправомерно указано на нарушение им части 6.1 статьи 20 Федерального закона N79-ФЗ, в то время как следовало указать пункт 9 части 1 статьи 15 данного Закона.
Истец просил суд отменить дисциплинарное взыскание в виде выговора, объявленное приказом * от 19 июля 2018 года.
В судебном заседании истец Якуш В.Н. на удовлетворении исковых требований настаивал.
Представители ответчика - Управления Росприроднадзора по Мурманской области Харин В.П, Вишневская О.Н. в судебном заседании просили в удовлетворении иска отказать.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе истец Якуш В.Н. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении иска.
В обоснование жалобы приводит довод о том, что исходя из системного анализа требований законодательства о противодействии коррупции, в приказе * от 19 июля 2018 года о применении к нему дисциплинарного взыскания в виде выговора предполагается ссылка на пункт 9 части 1 статьи 15 Федерального закона N79-ФЗ и пункт 15 Положения о предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года N559, вместо имеющейся в приказе ссылки на часть 6.1 статьи 20 Федерального закона N79-ФЗ. Однако указанное обстоятельство судом не исследовалось, правовая оценка ему не дана.
В отзыве на апелляционную жалобу представитель Управления Росприроднадзора по Мурманской области Вишневская О.Н. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу истца без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда.
Разрешая спор, суд правильно определилхарактер правоотношений между сторонами и нормы права, подлежащие применению при рассмотрении дела, определилкруг обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения заявленных требований, собранным по делу доказательствам дал оценку в их совокупности в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Государственная гражданская служба Российской Федерации согласно статье 5 Федерального закона от 27 мая 2003 года N58 "О системе государственной службы Российской Федерации" и статье 3 Федерального закона от 27 июля 2004 года N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N79-ФЗ) является видом государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.
Статьей 15 Федерального закона N79-ФЗ, статьей 8 Федерального закона N273-ФЗ от 25 декабря 2008 года "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон N273-ФЗ) предусмотрена обязанность лиц, замещающих должности государственной или муниципальной службы, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Согласно статье 59.1 Федерального закона N79-ФЗ за несоблюдение гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом 273-ФЗ и другими федеральными законами, налагаются следующие взыскания: замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии.
В соответствии с положениями статьи 59.3 Федерального закона N79-ФЗ, взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов, - и на основании рекомендации указанной комиссии. С согласия гражданского служащего и при условии признания им факта совершения коррупционного правонарушения взыскание, за исключением увольнения в связи с утратой доверия, может быть применено на основании доклада подразделения кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений о совершении коррупционного правонарушения, в котором излагаются фактические обстоятельства его совершения, и письменного объяснения такого гражданского служащего.
Пунктом 2 части 1 статьи 20 Федерального закона N79-ФЗ предусмотрено, что гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, ежегодно не позднее срока, установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации представляет сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи.
Аналогичные положения предусмотрены статьей 8 Федерального закона N273-ФЗ, в соответствии с которой сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) лица, замещающие должности государственной службы, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 3.2).
За несоблюдение гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральным законом N79-ФЗ, Федеральным законом N273-ФЗ и другими федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные статьей 59.1 указанного Закона.
В силу части 6.1 статьи 20 Федерального закона N 79-ФЗ непредставление гражданским служащим сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы.
Порядок представления гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о полученных ими доходах, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера, установлен соответствующим Положением, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года N 559.
Пунктом 15 указанного Положения определено, что в случае непредставления или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданин не может быть назначен на должность государственной службы, а государственный служащий освобождается от должности государственной службы или подвергается иным видам дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок осуществления проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характер установлен Положением о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 года N 1065.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Якуш В.Н. в соответствии с контрактом * от 01 сентября 2010 года замещал в Управлении Росприроднадзора по Мурманской области должность ***. С 01 июля 2014 года по настоящее время замещает должность начальника отдела ***.
Приказом от 19 июля 2018 года * на Якуша В.Н. наложено дисциплинарное взыскание в виде выговора в соответствии со статьями 59.1, 59.3. Федерального закона N79-ФЗ за совершение коррупционного правонарушения, выразившегося в ненадлежащем исполнении гражданским служащим по его вине возложенных на него обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции частью 6.1 статьи 20 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и пунктами 3.1, 3.9 должностного регламента начальника отдела ***, утвержденного руководителем Управления Росприроднадзора по Мурманской области от 27 июня 2014 года.
Основанием для издания приказа послужил доклад о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению от 18 июля 2018 года, подготовленный кадровой службой, в соответствии с которым в справках о доходах за 2015 и 2016 год Якушем В.Н. были предоставлены неполные и недостоверные сведения о состоянии счетов на отчетную дату, выявлено небрежное, халатное отношение к составлению справок за 2015, 2016, 2017 годы.
Проверка, проведенная в период с 29 мая 2018 года по 18 июля 2018 года, за вышеуказанные отчетные периоды была назначена распоряжением и.о. руководителя Управления в связи с поступившей докладной запиской от начальника отдела правового и кадрового обеспечения Харина В.П.
Разрешая заявленные требования, проанализировав положения законодательства о государственной гражданской службе, законодательства о противодействии коррупции, положения должностного регламента истца, пунктами 3.1 и 3.9 которого установлены обязанности соблюдать действующее законодательство и представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных доходах и принадлежащем на праве собственности имуществе, являющихся объектом налогообложения, об обязательствах имущественного характера, исследовав и оценив представленные по делу доказательства в совокупности, суд пришел к выводу о том, что оснований для признания приказа о применении к истцу дисциплинарного взыскания незаконным и его отмене не имеется.
Суд учел, что в ходе рассмотрения дела достоверно установлен факт предоставления истцом, замещающим должность государственной гражданской службы, неполных и недостоверных сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, то есть неисполнения им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральным законом N 273-ФЗ, в связи с чем пришел к правильному выводу, что мера взыскания применена к истцу работодателем обоснованно.
При этом, несмотря на допущенное гражданским служащим коррупционное нарушение, влекущее увольнение с государственной гражданской службы, работодатель не усмотрел оснований для применения к истцу взыскания в виде увольнения с учетом характера и обстоятельств допущенного нарушения и степени вины гражданского служащего, впервые допустившего нарушение требований законодательства о противодействии коррупции, добровольно сообщившего о совершенном правонарушении, наличие у него поощрений и отсутствие взысканий.
Судом правомерно сделан вывод о соблюдении работодателем порядка и сроков привлечения государственного служащего к ответственности за нарушение законодательства о противодействии коррупции, установленных статьей 59.3 Федерального закона N 79-ФЗ.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они подробно мотивированы, основаны на правильном применении норм материального права, фактических обстоятельствах дела, соответствуют собранным по делу доказательствам, которым в судебном решении дана правильная оценка.
Доводов о несогласии с выводами суда в данной части апелляционная жалоба не содержит.
Приведенный в апелляционной жалобе довод о необоснованном указании в приказе о наложении выговора ссылки на часть 6.1 статьи 20 Федерального закона N 79-ФЗ подлежит отклонению, поскольку не влечет признание оспариваемого приказа незаконным, не опровергает установленный при рассмотрении дела факт коррупционного правонарушения, допущенного истцом, и не свидетельствует о нарушении порядка привлечения к ответственности, в связи с чем на правильность выводов суда не влияет.
Вопреки доводам жалобы, отсутствие в приказе от 19 июля 2018 года * указания на нарушение Якушем В.Н. обязанностей, предусмотренных пунктом 9 части 1 статьи 15 Федерального закона N79-ФЗ и пункта 15 Положения о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года N 559, правового значения не имеет, поскольку допущенное истцом нарушение законодательства в сфере противодействия коррупции соответствует основанию привлечения его к дисциплинарной ответственности, указанному в оспариваемом приказе, нарушений процедуры привлечения к ответственности судом первой инстанции не установлено.
Кроме того, судебная коллегия учитывает, что исходя из толкования положений статьи 20 Федерального закона N 79-ФЗ, устанавливающей порядок представления гражданским служащим сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в их взаимосвязи с требованиями пункта 9 части 1 статьи 15 Федерального закона N 79-ФЗ и пунктом 15 вышеприведенного Положения, закон возлагает на гражданского служащего обязанность представления достоверных и полных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, что и было нарушено истцом.
Правовых доводов, которые в силу закона могли бы повлечь отмену решения суда, ссылок на обстоятельства, требующие дополнительной проверки, апелляционная жалоба не содержит.
Не усматривается судебной коллегией и нарушений судом норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являются безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции.
При таком положении судебная коллегия находит постановленное решение суда законным и обоснованным, оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене решения суда, в том числе и по мотивам, приведенным в апелляционной жалобе, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Первомайского районного суда города Мурманска от 15 ноября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Якуша Валерия Николаевича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.