Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего
Пырч Н.В.
судей
Тихоновой Ж.В.
Исаевой Ю.А.
при секретаре
Лащенко И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Громовой Ж. А. к Государственному областному казенному учреждению "Центр социальной поддержки населения города Мурманска" о признании права на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг
по апелляционной жалобе Государственного областного казенного учреждения "Центр социальной поддержки населения города Мурманска" на
решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 16 октября 2018 года, которым постановлено:
"Исковые требования Громовой Ж. А. к Государственному областному казенному учреждению "Центр социальной поддержки населения города Мурманска" о признании права на получение субсидии за содержание жилого помещения и коммунальных услуг, предоставлении субсидии - удовлетворить.
Признать незаконным отказ Государственного областного казенного учреждения "Центр социальной поддержки населения города Мурманска" в предоставлении Громовой Ж. А. субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Обязать Государственное областное казенное учреждение "Центр социальной поддержки населения города Мурманска" предоставить Громовой Ж. А. субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 01 августа 2018 года по 31 января 2019 года".
Заслушав доклад судьи Тихоновой Ж.В, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Громова Ж.А. обратилась в суд с иском к Государственному областному казенному учреждению "Центр социальной поддержки населения города Мурманска" (далее - ГОКУ "ЦСПН г. Мурманска") о признании права на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В обоснование заявленных требований указала, что на основании договора найма жилого помещения в общежитии проживает по адресу:... комната 111.
В августе 2018 года обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в чем ей отказано со ссылкой на пункт 2 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 N 761, п. 2.7.2 Административного регламента Министерства труда и социального развития Мурманской области по предоставлению государственной услуги. Считала, что ответчиком нарушено её право на получение субсидии.
Просила суд признать за ней право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В судебном заседании истец Громова Ж.А. настаивала на удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика ГОКУ "ЦСПН г.Мурманска" в судебное заседание не явился, представил письменные возражения на иск, в которых просил отказать в удовлетворении иска, рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ГОКУ "ЦСПН г. Мурманска" просит отменить решение суда по мотиву его незаконности и необоснованности, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Ссылаясь на положения Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил предоставления субсидии на оплату жилого помещении и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 N 761, приводит довод о том, что одним из основных условий предоставления гражданам субсидий является наличие регистрации по месту постоянного жительства в жилом помещении, для оплаты которого гражданин обращается за субсидией. Поскольку истцу предоставлено жилое помещение в общежитии на условиях временного проживания, в котором истец зарегистрирована по месту пребывания, полагает, что действия учреждения при принятии решения об отказе в предоставлении субсидии являются правомерными.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились Громова Ж.А. и представитель ГОКУ "ЦСПН г. Мурманска", извещенные о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке.
В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно статье 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установилобстоятельства, имеющие значение для дела, тщательно исследовал их, к возникшим правоотношениям сторон надлежащим образом применил нормы материального права.
Частью 1 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 данной статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Согласно части 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации право на субсидии имеют граждане: пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений.
Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей (часть 3 статьи 159 ЖК РФ).
На основании части 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 N 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - Правила).
В силу пункта 3 Правил право на субсидии имеют, в том числе пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде.
Для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 Правил, предоставляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением документов, указанных в пункте 8 Правил.
В пункте 44 Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Приказом Минстроя России N 1037/пр, Минтруда России N 857 от 30 декабря 2016, указано, что к документам, подтверждающим законные основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту жительства, для пользователя жилого помещения государственного и муниципального жилищного фонда рекомендуется относить договор найма специализированного жилого помещения (в том числе жилого помещения в общежитии) (подпункт "г" пункта 44.1).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Громова Ж.А. является нанимателем жилого помещения, расположенного в общежитии по адресу:.., данное жилье находится в муниципальной собственности.
Жилое помещение предоставлено истцу на основании договора найма жилого помещения в общежитии _ _ *, заключенного с комитетом по жилищной политике администрации города Мурманска (л.д.6-9), с учетом дополнительного соглашения от _ _, заключенного с комитетом по жилищной политике администрации города Мурманска (л.д.10), а также дополнительного соглашения от _ _, заключенного с комитетом имущественных отношений города Мурманска (л.д.19).
В указанной комнате Громова Ж.А. зарегистрирована по месту пребывания с _ _ по _ _, иной регистрации по месту жительства истец не имеет (л.д.11).
Письмом * от _ _ ответчик уведомил истца об отказе в предоставлении субсидии, ссылаясь на наличие у истца регистрации в общежитии по месту пребывания, а не по месту жительства (л.д.12).
Удовлетворяя требование истца, суд обоснованно исходил из того, что Жилищный кодекс Российской Федерации, Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 N 761, прямо предусматривают предоставление гражданам, входящим в определенные законом категории, субсидий для оплаты жилого помещения, в котором они постоянно проживают.
В этой связи, суд правомерно указал в решении на то, что комната в общежитии является местом постоянного жительства истца.
При изложенных обстоятельствах, в правовом смысле, предаваемом данному понятию статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьей 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 N5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", учитывая, что иного места жительства, кроме указанного выше жилого помещения истец не имеет, данное жильё нельзя расценивать как место временного пребывания истца.
Наличие ограниченной определенным сроком регистрации истца не свидетельствует о том, что данное жилое помещение является местом временного пребывания истца.
Жилое помещение в общежитии, предоставленное истцу по договору найма, находящееся в муниципальной собственности, подпадает под понятие "место жительства", поскольку является для истца местом постоянного жительства, которым он пользуется и несет расходы по его содержанию, а также имеет регистрацию по месту пребывания.
Кроме того, Громова Ж.А. как наниматель помещения муниципального жилищного фонда относится к категории граждан, имеющих в силу статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации право на получение субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, такое право также предусмотрено договором найма спорного жилого помещения от 16 октября 2012 года N 150 (часть 6 пункт 6 раздел II).
Мотивы, с учетом которых суд пришел к таким выводам, достаточно подробно изложены в решении суда и основаны на конкретных нормах действующего законодательства.
При этом всем собранным по делу доказательствам дана полная, объективная оценка в соответствии с положениями статей 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оснований для переоценки этих доказательств у судебной коллегии не имеется.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы, приводились ответчиком в возражениях, представленных в суд первой инстанции, и мотивированно отклонены, основаны на неправильном толковании норм материального права и не ставят под сомнение выводы суда.
Гражданский кодекс Российской Федерации признает местом жительства гражданина место, где он постоянно или преимущественно проживает (пункт 1 статьи 20) и определяет право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства как личное неимущественное право гражданина (пункт 1 статьи 150).
Жилищный кодекс Российской Федерации устанавливает, что граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством (часть 4 статьи 1).
Регулируя административно-правовые отношения по регистрации граждан по месту пребывания и по месту жительства, Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" обязывает граждан Российской Федерации регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (статья 3).
Согласно названному Закону местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания граждан и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства (статья 2).
Поскольку в ходе судебного разбирательства установлено, что занимаемая истцом комната является местом его постоянного жительства, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о праве истца на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлиять на правильность постановленного решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 328, 329 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 16 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Государственного областного казенного учреждения "Центр социальной поддержки населения города Мурманска" - без удовлетворения.
председательствующий:
судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.