Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания в составе:
председательствующего Панаиотиди И.В,
судей Хадонова С.З, Батагова А.Э,
при секретаре Зангиевой Л.Э,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Доевой С.Э. к МЧС России в лице Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Северная Осетия-Алания, Федеральному казенному учреждению здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания" о признании незаконным и недействительным заключения о результатах служебной проверки по фактам проведения расследования и утверждения заключения служебной проверки об обстоятельствах причинения вреда здоровью, признании незаконным и отмене приказа, признании незаконным и недействительным заключения по результатам служебной проверки по факту получения травмы, признании незаконным и отмене заключения военно-врачебной комиссии, возложении обязанности выплатить единовременное пособие, по апелляционной жалобе МЧС России в лице Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Северная Осетия-Алания на решение Советского районного суда г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания от 31 мая 2018 года, которым постановлено:
Исковые требования Доевой С.Э. к МЧС России в лице Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по РСО-Алания, Федеральному казенному учреждению здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по РСО-Алания" о признании незаконным и недействительным заключения о результатах служебной проверки по фактам проведения расследования и утверждения заключения служебной проверки об обстоятельствах причинения вреда здоровью Доевой С.Э, утвержденное начальником Главного Управления МЧС России по РСО-Алания от 01.11.2017г.; признании незаконным и отмене приказа начальника Главного Управления МЧС России по РСО-Алания от 08.11.2017г. N 236; признании незаконным и недействительным заключения по результатам служебной проверки по факту получения травмы бывшим сотрудником ФПС Доевой С.Э, утвержденное начальником Главного Управления МЧС России по РСО-Алания от 28.12.2017г.; признании незаконным и отмене заключения военно-врачебной комиссии ФКУЗ "МСЧ МВД по РСО-Алания" от 17.01.2018 года N 47, отменившим заключение военно-врачебной комиссии ФКУЗ "МСЧ МВД по РСО-Алания" от 02.08.2017 года N 2001; обязании МЧС России выплатить Доевой С.Э. единовременное пособие, предусмотренное частью 4 статьи 12 ФЗ от 30.12.2012г. N 283-ФЗ удовлетворить.
Признать незаконным и недействительным заключение о результатах служебной проверки по фактам проведения расследования и утверждения заключения служебной проверки об обстоятельствах причинения вреда здоровью Доевой С.Э, утвержденное начальником Главного Управления МЧС России по РСО-Алания от 01.11.2017 года.
Признать незаконным и отменить приказ начальника Главного Управления МЧС России по РСО-Алания от 08.11.2017 года N 236 об отмене локальных нормативных актов.
Признать незаконным и недействительным заключение по результатам служебной проверки, по факту получения травмы бывшим сотрудником ФПС Доевой С.Э, утвержденное начальником Главного Управления МЧС России по РСО-Алания от 28.12.2017 года.
Признать незаконным и отменить заключение военно-врачебной комиссии ФКУЗ "МСЧ МВД по РСО-Алания" от 17.01.2018 года N 47, отменившим заключение военно-врачебной комиссии ФКУЗ "МСЧ МВД по РСО-Алания" от 02.08.2017 года N 2001.
Обязать МЧС России в лице Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по РСО-Алания выплатить Доевой Светлане Эдуардовне единовременное пособие, предусмотренное частью 4 статьи 12 ФЗ от 30.12.2012г. N 283-ФЗ в размере 2562 112 (два миллиона пятьсот шестьдесят две тысячи сто двенадцать) рублей 32 копейки.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания Батагова А.Э, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания,
установила:
Доева С.Э. обратилась в суд с исковым заявлением к МЧС России в лице Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Северная Осетия-Алания (далее по тексту - ГУ МЧС России по РСО-Алания) об обязании выплатить единовременное пособие, предусмотренное частью 4 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в размере 2463569,54 рублей.
В обоснование иска указала, что с 8 сентября 1998 года по 4 июля 2017 года проходила службу в ГУ МЧС России по РСО-Алания в должности психолога. Находясь на службе 29 мая 2012 года, Доева С.Э. внезапно потеряла сознание и упала. По факту несчастного случая был составлен акт формы Н-1 и заключение по результатам служебной проверки, согласно которым, травма получена Доевой С.Э. в рабочее время при исполнении служебных обязанностей. Приказом ГУ МЧС России по РСО-Алания от 4 июля 2017 года N 59-НС Доева С.Э. была уволена по достижению предельного возраста пребывания на службе. На основании свидетельства Военно-врачебной комиссии Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания" (далее по тексту - ВВК ФКУЗ "МСЧ МВД России по РСО-Алания") от 2 августа 2017 года N 2001 истцу поставлен диагноз и причинная связь увечья - "военная травма - заболевание получено в период военной службы". Приказом ГУ МЧС России по РСО-Алания от 16 августа 2017 года N 76-НС внесены изменения в приказ от 4 июля 2017 года N 59-НС с указанием основания увольнения Доевой С.Э. - в связи с болезнью на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в федеральной противопожарной службе. На основании приказа ГУ МЧС России по РСО-Алания от 8 ноября 2017 года N 236 и заключения о результатах служебной проверки от 28 декабря 2017 года, ВВК ФКУЗ "МСЧ МВД России по РСО-Алания" отменила заключение от 2 августа 2017 года N 2001 и вынесла новое от 17 января 2018 года N 47, согласно которому, причинно-следственная связь повреждения здоровья Доевой С.Э. определена в редакции: "заболевание получено в период прохождения военной службы".
Истец считает, что действия ответчика по составлению заключения о результатах служебной проверки от 28 декабря 2017 года и по отмене заключения военно-врачебной комиссии от 2 августа 2017 года N 2001 противоречат действующему законодательству, тем самым, препятствуют ей в получении единовременного пособия.
Определением Советского районного суда г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания от 5 марта 2018 года к производству суда принято дополнение к исковому заявлению Доевой С.Э. к ГУ МЧС России по РСО-Алания, ФКУЗ "МСЧ МВД России по РСО-Алания" о признании незаконным и недействительным заключения о результатах служебной проверки по фактам проведения расследования и утверждения заключения служебной проверки об обстоятельствах причинения вреда здоровью Доевой С.Э, утвержденное начальником ГУ МЧС России по РСО-Алания 1 ноября 2017 года, признании незаконным и отмене приказа начальника ГУ МЧС России по РСО-Алания от 8 ноября 2017 года N 236, признании незаконным и недействительным заключения по результатам служебной проверки по факту получения травмы бывшим сотрудником ФПС Доевой С.Э, утвержденное начальником ГУ МЧС России по РСО-Алания 28 декабря 2017 года, признании незаконным и отмене заключения ВВК ФКУЗ "МСЧ МВД России по РСО-Алания" от 17 января 2018 года N 47, которым отменено заключение ВВК ФКУЗ "МСЧ МВД России по РСО-Алания" от 2 августа 2017 года N 2001.
В обоснование дополнения к иску указала, что инициированная начальником ГУ МЧС России по РСО-Алания Хоружим А.Н. повторная служебная проверка по факту получения Доевой С.Э. 29 мая 2012 года травмы проведена с грубыми нарушениями действующего законодательства.
В судебном заседании Гуриев Х.К, представлявший интересы истца Доевой С.Э. на основании доверенности от 22 ноября 2017 года N 15 АА0668325, просил удовлетворить заявленные требования.
В судебном заседании Худайнатов Н.Р, представлявший интересы ответчика ГУ МЧС России по РСО-Алания на основании доверенности от 9 января 2018 года N 21-12-19, просил в иске отказать.
В судебном заседании Гурциев Т.Х, представлявший интересы ответчика ФКУЗ "МСЧ МВД России по РСО-Алания на основании доверенности от 19 марта 2018 года N 18/3, исковые требования не признал.
В судебное заседание Доева С.Э, извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явилась, об уважительных причинах неявки суду не сообщила.
Судом постановлено приведенное выше решение.
ГУ МЧС России по РСО-Алания не согласилось с решением суда и подало апелляционную жалобу, в которой просит судебное постановление отменить и отказать Доевой С.Э. в удовлетворении иска.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец Доева С.Э, представители ответчиков ГУ МЧС России по РСО-Алания, ФКУЗ "МСЧ МВД России по РСО-Алания, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились, об уважительных причинах неявки суду не сообщили.
По смыслу пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам, либо его представителю. При этом необходимо учитывать, что гражданин несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу (пункт 63 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
В силу части 1 статьи 327, части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Нахождение представителя Доевой С.Э. - Гуриева Х.К. 1 октября 2018 года за пределами Республики Северная Осетия-Алания не является препятствием к рассмотрению апелляционной жалобы, поскольку истец не представила доказательства невозможности личного участия в судебном заседании суда апелляционной инстанции.
В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и согласно разъяснениям, изложенным в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", судебная коллегия проверяет законность и обоснованность судебного решения исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе ГУ МЧС России по РСО-Алания.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы ГУ МЧС России по РСО-Алания, письменные возражения представителя Доевой С.Э. - Гуриева Х.К. относительно жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно разъяснениям, указанным в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 4 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда первой инстанции являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применение норм материального права.
Судебная коллегия считает решение Советского районного суда г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания от 31 мая 2018 года законным и обоснованным в части признания незаконным и недействительным заключения о результатах служебной проверки по фактам проведения расследования и утверждения заключения служебной проверки об обстоятельствах причинения вреда здоровью Доевой С.Э, утвержденное начальником ГУ МЧС России по РСО-Алания 1 ноября 2017 года, признании незаконным и отмене приказа начальника ГУ МЧС России по РСО-Алания от 8 ноября 2017 года N 236 "Об отмене локальных нормативных актов", признании незаконным и недействительным заключения по результатам служебной проверки, по факту получения травмы бывшим сотрудником ФПС Доевой С.Э, утвержденное начальником ГУ МЧС России по РСО-Алания от 28 декабря 2017 года, признании незаконным и отмене заключения ВВК ФКУЗ "МСЧ МВД по РСО-Алания" от 17 января 2018 года N 47, отменившим заключение ВВК ФКУЗ "МСЧ МВД по РСО-Алания" от 2 августа 2017 года N 2001.
Согласно пункту 16 статьи 11 Федерального закона от 23 мая 2016 года N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 23 мая 2016 года N 141-ФЗ) сотрудник федеральной противопожарной службы имеет право на обязательное государственное страхование жизни и здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ) предусмотрено, что данный федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, таможенных органах Российской Федерации, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
В соответствии с частью 4 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ при получении сотрудником в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах, ему выплачивается единовременное пособие в размере двух миллионов рублей. В силу части 10 указанной статьи правила выплаты единовременных пособий, указанных в частях 2 и 4 настоящей статьи определяются федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.
МЧС России, действуя в рамках предоставленных федеральным законодателем полномочий, приказом от 23 апреля 2013 года N 280 утвердило Правила осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам и работникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы или членам их семей.
Пунктом 41 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.02.2003 г. N 123, действовавшего на момент получения Доевой С.Э. травмы (29 мая 2012 года), установлены случаи, при которых военно-врачебная комиссия выносит заключение о причинной связи увечий, заболеваний с формулировкой "военная травма" и "заболевание получено в период военной службы"; данный перечень является исчерпывающим. Согласно подпункту "а" названного пункта Положения комиссия выносит заключение о причинной связи увечий, заболеваний с формулировкой "военная травма", если увечье получено освидетельствуемым при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей); при этом заключение военно-врачебной комиссии с формулировкой "военная травма" свидетельствует о наличии юридически значимой причинной связи увечья, заболевания с исполнением обязанностей военной службы (службы в иных органах); формулировка заключения военно-врачебной комиссии в редакции "заболевание получено в период военной службы" приводится, если заболевание возникло у освидетельствуемого в период прохождения военной службы (военных сборов), службы в органах, либо достигло в указанный период степени тяжести, которая изменяет категорию годности или приводит к негодности (в том числе временной) освидетельствуемого к военной службе, службе в органах, а также при хронических, медленно прогрессирующих заболеваниях, диагностированных до истечения одного года после увольнения с военной службы, службы в органах, если начало заболевания можно отнести к периоду прохождения военной службы (военных сборов), службы в органах.
Согласно пункту 94 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565 (далее по тексту - Положение), действовавшему на дату увольнения Доевой С.Э. (4 июля 2017 года), военно-врачебная комиссия выносит заключение о причинной связи увечья с формулировкой "военная травма", если увечье получено освидетельствуемым при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей). Возникновение же у освидетельствуемого в период прохождения военной службы заболевания, увечья в результате несчастного случая является основанием для заключения о причинной связи с формулировкой "заболевание получено в период военной службы". Под формулировку "военная травма" подпадает увечье, заболевание, если оно получено освидетельствуемым при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).
На основании изложенного, само по себе возникновение того или иного заболевания в период несения военной службы, не является безусловным основанием для его отнесения к военной травме. Для отнесения такого заболевания или увечья к военной травме необходимо наличие квалифицирующих признаков, которые связывают его получение с негативными последствиями прохождения службы (выполнение боевого задания, служебных обязанностей, воздействие вредных веществ и т.д.).
Согласно материалам дела и как правильно установлено судом первой инстанции, на основании акта о несчастном случае на производстве формы Н-1, утвержденного 10 января 2014 года заместителем начальника ГУ МЧС России по РСО-Алания Цопановым Д.М, 29 мая 2012 года примерно в 12 часов 45 минут подполковник внутренней службы ГУ МЧС России по РСО-Алания Доева С.Э, проходя по коридору, почувствовала сильное головокружение, шедшая навстречу ей сотрудница Суанова З.Б. помогла сесть на стул. Примерно через пять минут Доева С.Э. попыталась пройти в свой рабочий кабинет, но когда встала со стула, потеряла сознание и упала. Суанова З.Б. позвала других сотрудников, которые стали оказывать пострадавшей первую помощь и вызвали бригаду скорой медицинской помощи. В последующем, 30 мая 2012 года Доева С.Э. была направлена в Республиканскую клиническую больницу г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания (далее по тексту - РКБ) в отделение нейрохирургии с диагнозом: закрытая черепно-мозговая травма, сотрясение головного мозга (далее по тексту - акт формы Н-1).
В период с 30 мая по 8 июня 2012 года Доева С.Э. находилась на лечении в нейрохирургическом отделении РКБ, с 9 по 15 июня 2012 года была на больничном под наблюдением невролога медсанчасти МВД по РСО-Алания.
По факту получения травмы заместителем начальника ОЭ и РТ УМТО ГУ МЧС России по РСО-Алания Дегоевым К.Ю. составлено заключение, утвержденное 10 января 2014 года заместителем начальника ГУ МЧС России по РСО-Алания Цопановым Д.М, согласно которому, Доевой С.Э. 29 мая 2012 года получена травма при исполнении служебных обязанностей (далее по тексту - заключение от 10 января 2014 года).
Согласно протоколу ВВК ФКУЗ "МСЧ МВД России по РСО-Алания" от 17 июня 2014 года N 168 у Доевой С.Э, в результате падения 29 мая 2012 года, установлена травма при исполнении служебных обязанностей.
Приказом ГУ МЧС России по РСО-Алания от 4 июля 2017 года N 59-НС Доева С.Э. уволена по пункту 2 части 1 статьи 83 Федерального закона от 23 мая 2016 года N 141-ФЗ, в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе (далее по тексту - приказ от 4 июля 2017 года N 59-НС).
На основании заключения ВВК ФКУЗ "МСЧ МВД России по РСО-Алания" от 2 августа 2017 года N 2001 Доевой С.Э. установлена военная травма с указанием, что заболевание получено в период военной службы (далее по тексту - заключение от 2 августа 2017 года N 2001).
Приказом ГУ МЧС России по РСО-Алания от 16 августа 2017 года N 76-НС внесены изменения в приказ от 4 июля 2017 года N 59-НС с указанием основания увольнения Доевой С.Э, а именно, в связи с болезнью на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в федеральной противопожарной службе (далее по тексту - приказ от 16 августа 2017 года N 76-НС).
В целях реализации своих прав на возмещение вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, 22 августа 2017 года Доевой С.Э. подано на имя начальника ГУ МЧС России по РСО-Алания заявление о выплате единовременного пособия предусмотренного частью 4 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ.
1 ноября 2017 года начальником ГУ МЧС России по РСО-Алания утверждено заключение о результатах служебной проверки по фактам проведения расследования и утверждения заключения служебной проверки об обстоятельствах причинения вреда здоровью Доевой С.Э, в котором предложено признать недействительными заключение служебной проверки и акт формы Н-1 от 10 января 2014 года, путем издания соответствующего приказа (далее по тексту - заключение от 1 ноября 2017 года).
Приказом начальника ГУ МЧС России по РСО-Алания от 8 ноября 2017 года N 236 "Об отмене локальных нормативных актов" признаны недействительными и отменены заключение служебной проверки и акт формы Н-1 от 10 января 2014 года, на основании которых было вынесено заключение ВВК ФКУЗ "МСЧ МВД России по РСО-Алания" от 2 августа 2017 года N 2001 (далее по тексту - приказ от 8 ноября 2017 года N 236).
28 декабря 2017 года начальником ГУ МЧС России по РСО-Алания утверждено новое заключение по результатам служебной проверки по факту получения травмы Доевой С.Э, согласно которому, факт получения истцом травмы 29 мая 2012 года признан не подтвердившимся (далее по тексту - заключение от 28 декабря 2017 года).
На основании заключения ВВК ФКУЗ "МСЧ МВД России по РСО-Алания" от 17 января 2018 года N 47 отменено заключение от 2 августа 2017 года N 2001, с указанием, что заболевание получено Доевой С.Э. в период военной службы (далее по тексту - заключение от 17 января 2018 года N 47).
Признавая незаконным заключение от 1 ноября 2017 года, суд первой инстанции руководствовался Порядком проведения служебной проверки в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного приказом МЧС России от 17 октября 2016 года N 550 (далее по тексту - Порядок), правильно указав, что возможность проведения служебной проверки с целью отмены результатов ранее проведенных служебных проверок Порядком не предусмотрено, указанное заключение не отвечает целям и задачам проведения служебных проверок в территориальных органах МЧС России, также, в нарушении пунктов 25, 28 Порядка Доева С.Э. не была проинформирована работодателем о назначении служебной проверки, ей не было предложено дать объяснение по существу вопроса, она не была ознакомлена с утвержденным заключением.
Исходя из материалов дела, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что необоснованное признание недействительным акта формы Н-1 от 10 января 2014 года и незаконность заключения от 1 ноября 2017 года влечет отмену приказа ГУ МЧС России по РСО-Алания от 8 ноября 2017 года N 236.
Удовлетворяя исковые требования Доевой С.Э, суд первой инстанции правомерно сослался на действие неотмененного приказа от 16 августа 2017 года N 76-НС.
Признавая незаконным заключение от 28 декабря 2017 года, суд первой инстанции правильно указал на то, что в нарушении действующего законодательства о проведении служебной проверки Доева С.Э. не была проинформирована работодателем о назначении служебной проверки, у нее не были получены объяснения о событиях, имевших место 29 мая 2012 года, в заключении не приведены факты получения истцом травмы в другой день и не при исполнении служебных обязанностей.
Судебная коллегия считает обоснованными выводы суда первой инстанции о незаконности заключения от 17 января 2018 года N 47, учитывая, что заключение вынесено на основании нелегитимного приказа от 8 ноября 2017 года N 236.
Доводы апелляционной жалобы ГУ МЧС России по РСО-Алания о законности заключения от 1 ноября 2017 года, приказа от 8 ноября 2017 года N 236, заключения от 28 декабря 2017 года, заключения от 17 января 2018 года N 47 фактически направлены на переоценку собранных по делу доказательств, оценка которым дана судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Между тем, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции в части возложения на МЧС России в лице ГУ МЧС России по РСО-Алания обязанностей по выплате Доевой С.Э. единовременного пособия в размере 2562112,32 рублей незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации изложенной в Определении от 25 февраля 2010 года N 169-О-О, Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7 часть 1) социальное обеспечение по старости, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и доплат к ним, оснований приобретения права на их получение отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров соответствующих выплат, к компетенции федерального законодателя (статья 39, часть 2).
Порядок осуществления выплат сотрудникам и работникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, проходящим службу в центральном аппарате МЧС России, территориальных органах - региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органах, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, по субъектам Российской Федерации, а также учреждениях и организациях, находящихся в ведение МЧС России, или членам их семей в целях возмещения вреда, регулируется Правилами осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам и работникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (ФПС ГПС) или членам их семей, утвержденными приказом МЧС России от 23 апреля 2013 года N 280 (далее по тексту - Правила).
В соответствии с пунктом 2 Правил сотруднику выплачивается единовременное пособие при получении сотрудником в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в ФПС ГПС.
Работнику выплачивается единовременное пособие при увольнении работника в связи с признанием его негодным вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных им при исполнении служебных обязанностей (пункт 4 Правил).
В силу пункта 6 Правил, в редакции, действовавшей на дату установления Доевой С.Э. военной травмы, для рассмотрения вопроса осуществления выплат, указанных в пунктах 2, 3, 4 и 5 настоящих Правил, в центральном аппарате МЧС России, территориальных органах, учреждениях и организациях МЧС России создаются постоянно действующие комиссии по социальным выплатам (далее по тексту - комиссия).
В соответствии с пунктом 6 Правил, в редакции, действовавшему на дату подачи Доевой С.Э. искового заявления (14 декабря 2017 года), рассмотрение вопроса выплат, указанных в пунктах 2, 3, 4 и 5 настоящих Правил, осуществляется Комиссией МЧС России по повышению эффективности бюджетных расходов и сокращению текущих затрат.
Пунктом 28 Правил, в редакции приказа МЧС России от 12 июля 2017 года N 292, вступившего в силу с 21 августа 2017 года, предусмотрено, что для решения вопроса о выплате единовременного пособия в случае повреждения здоровья сотрудника (работника) на рассмотрение комиссии руководителями территориальных органов, организаций и учреждений МЧС России представляются следующие документы: а) рапорт (письменное заявление) сотрудника (работника) на имя руководителя органа, учреждения, в котором он проходил службу (работал); б) копии материалов и заключение служебной проверки, указанной в пункте 9 настоящих Правил; в) документ, подтверждающий прекращение службы (работы) в ФПС ГПС по основаниям, указанным в пункте 19 настоящих Правил; г) для сотрудников - копия заключения Центральной военно-врачебной комиссии Федерального государственного бюджетного учреждения "Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины имени А.М. Никифорова МЧС России" с установлением причинной связи увечья, иного повреждения здоровья в формулировке "военная травма"; для работников - копия заключения МСЭК об установлении группы инвалидности и ее причине.
В силу пункта 14 Правил по результатам рассмотрения поступивших документов комиссией принимается мотивированное решение о производстве соответствующей выплаты или об отказе в ее производстве.
Согласно пункту 16 Правил при принятии комиссией решения о производстве соответствующей выплаты в течение 10 рабочих дней (в редакции приказа, действовавшей до 21 августа 2017 года в течение 5 рабочих дней) с даты принятия такого решения, издается приказ руководителя органа, учреждения о производстве соответствующей выплаты; в случае принятия решения об отказе в производстве соответствующей выплаты заинтересованные лица уведомляются о принятом решении в течение 10 рабочих дней.
Согласно материалам дела, Доева С.Э. 22 августа 2017 года, т.е. после вступления в силу Правил в редакции приказа МЧС России от 12 июля 2017 года N 292, обратилась с заявлением на имя начальника ГУ МЧС России по РСО-Алания Хоружего А.Н. о рассмотрении вопроса по выплате единовременного пособия в связи с выполнением служебных обязанностей и повреждением здоровья, приложив заключение служебной проверки от 10 января 2014 года, свидетельство о болезни, выписку из приказа от 16 августа 2017 года N 76-НС, протокол N 168.
На основании изложенного следует, что руководитель ГУ МЧС России по РСО-Алания обязан направить в комиссию документы, предусмотренные пунктом 28 Правил в редакции приказа МЧС России от 12 июля 2017 года N 292, для рассмотрения вопроса о назначении и выплате Доевой С.Э. единовременного пособия, предусмотренного частью 4 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ.
Исходя из содержания ответа начальника ГУ МЧС России по РСО-Алания Хоружего А.Н. от 30 января 2018 года N 404-6-14, направленного в адрес Доевой С.Э, заявителю указано об отсутствии предусмотренных законом оснований для направления документов на рассмотрение комиссии со ссылкой на положения пункта 28 Правил, в редакции приказа МЧС России от 12 июля 2017 года N 292, а также разъяснено право на обжалование данного решения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (далее - решение ГУ МЧС России по РСО-Алания от 30 января 2018 года).
Исходя из материалов дела, судом апелляционной инстанции не установлено наличие всех документов, включая копии заключения Центральной военно-врачебной комиссии Федерального государственного бюджетного учреждения "Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины имени А.М. Никифорова МЧС России" с установлением причинной связи увечья, иного повреждения здоровья в формулировке "военная травма", предусмотренных пунктом 28 Правил в редакции приказа МЧС России от 12 июля 2017 года N 292, необходимых для принятия комиссионного решения о выплате бывшему сотруднику Доевой С.А. единовременного пособия по правилам части 4 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ.
Принимая во внимание не обжалование Доевой С.Э. в установленном законом порядке решения ГУ МЧС России по РСО-Алания от 30 января 2018 года, не предъявление истцом требований о признании незаконными действия (бездействия) ГУ МЧС России по РСО-Алания по непринятию решения о назначении и выплате Доевой С.Э. единовременного пособия, исковые требования о возложении на МЧС России в лице ГУ МЧС России по РСО-Алания обязанности выплатить единовременное пособие в размере 2562112,32 руб. не подлежат удовлетворению.
Исходя из положений норм материально и процессуального права, регулирующих спорные отношения, суд не вправе реализовывать полномочия комиссии по принятию решения о выплате сотруднику (бывшему сотруднику) единовременного пособия по правилам части 4 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ.
Настоящее апелляционное определение не препятствует Доевой С.Э. в реализации предусмотренного законом права на получение единовременного пособия в установленном законом порядке.
В силу пункта 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания
определила:
решение Советского районного суда г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания от 31 мая 2018 года в части обязания МЧС России в лице Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Северная Осетия-Алания выплатить Доевой С.Э. единовременное пособие, предусмотренное частью 4 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ, в размере 2562 112 рублей 32 копейки отменить и вынести в этой части новое решение, которым исковые требования Доевой С.Э. к МЧС России в лице Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Северная Осетия-Алания, Федеральному казенному учреждению здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания" об обязании МЧС России в лице Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Северная Осетия-Алания выплатить Доевой С.Э. единовременное пособие, предусмотренное частью 4 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ, в размере 2463569 рублей 54 копейки оставить без удовлетворения.
В остальной части решение Советского районного суда г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания от 31 мая 2018 года оставить без изменения.
Апелляционную жалобу МЧС России в лице Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Северная Осетия-Алания удовлетворить частично.
Председательствующий И.В. Панаиотиди
Судьи С.З. Хадонов
А.Э. Батагов
Справка: гражданское дело рассмотрено по первой инстанции под председательством судьи Советского районного суда г. Владикавказа РСО-Алания Колобковой В.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.